предыдущий материал

МОДЕРНИЗАЦИЯ
Виктор Подгаецкий,
начальник отдела ГУП НИИД, к.т.н., с.н.с.

НОВЫЙ ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ "АБРАМСА"


В настоящее время развитие бронетанковой техники (БТТ) в США идет в двух направлениях: модернизация основных боевых танков и создание принципиально новых образцов БТТ 21 века.

Одна из причин, из-за которых США решили модернизировать свою БТТ, - высокий уровень расходов на содержание, эксплуатацию и ремонт парка боевых машин, что обусловлено, в основном, недостаточным их техническим совершенством. В связи с этим в октябре 1999 г. армия США разработала план модернизации БТТ III поколения. Указанный план стал составной частью перспективной программы развития БТТ США; по срокам реализации он совпадает с общей программой развития средств вооружения армии США, охватывая период 2002-2007 гг.

Проблема модернизации танков М1 "Абрамс" стала сегодня одной из наиболее острых в программе развития американской БТТ.

Ежегодно на содержание парка М1 тратится около $3 млрд, из них почти $224 млн расходуется на запасные части, при этом 64 % указанной суммы - на запчасти для газотурбинной силовой установки (СУ) "Абрамса". Проанализировав ситуацию, Конгресс США поставил вопрос о замене СУ на основном боевом танке армии. В декабре 1999 г. замена силовой установки танка "Абрамс" была выделена в самостоятельную государственную программу.

Считается, что снижение расходов на эксплуатацию и обслуживание танков М1 в результате замены двигателя AGT-1500 должно составить около $5 млрд. в течение срока их службы.

Из зарубежных источников известно, что ежегодные расходы на разработку нового двигателя для танка "Абрамс" (стадия НИОКР) составляют $30 млн/год, а затраты на серийное производство оцениваются в $150…200 млн.

Более десятка двигателестроительных фирм приняли участие в конкурсе на замену двигателя AGT-1500, проводимом в рамках программы модернизации БТТ (TACOM). В числе этих фирм МТУ (ФРГ), "Перкинс" (Великобритания), "Дженерал Электрик" (США), известные танковыми дизелями МТ883, CV 12 "Кондор" и газотурбинным двигателем LV 100.

Требования к подвижности и многотопливности нового танка, согласно пояснениям ТАСОМ, практически повторяют ТТТ к танку "Абрамс" с двигателем AGT-1500 и отличаются от них требованием увеличения на 30 % запаса хода.

Победителем конкурса стал газотурбинный двигатель LV100-5, разработанный совместно фирмами "Дженерал Электрик" и "Хонивелл Энджинз", США.

Двигатель LV100-5 представляет собой двухвальный ГТД мощностью 1500 л.с. Он является пятой модификацией базовой модели LV100, разработанной в середине восьмидесятых годов в рамках программы AGPS-T. Новая модификация обладает степенью унификации свыше 40 % с прототипом AGT-1500, но имеет лучшую на 30 % топливную экономичность, почти в два раза меньший габаритный объем и на 90 кг меньшую массу. Двигатель разрабатывался в расчете на ресурс, равный 6000 ч, и наработку на отказ ~3000 ч.

С фирмой "Дженерал Электрик" подписан контракт на $196 млн.

Двигатель LV100-5 предполагается применять также на боевых машинах, созданных на базе танка М1 "Абрамс", и на разрабатываемой 155-мм самоходной установке "Крусейдер". Как ожидается, общий объем заказа армии США в течение 10 лет составит приблизительно 3500 двигателей на сумму $2 млрд. Стоимость ГТД LV100-5 составит ~$480 тыс. (300 $/ л.с.).

ТТТ к танку с новым двигателем практически не предполагали улучшения характеристик подвижности модернизированного "Абрамса". Победитель конкурса - ГТД LV100-5 по расходу топлива и требуемому объему моторно-трансмиссионного отделения (МТО) уступает дизелям МТ 883 и CV 12 "Кондор". Это свидетельствует, что в данном случае не топливная экономичность и не габаритные размеры были решающими критериями при выборе типа двигателя.

По имеющимся оценкам, численность парка танков М1, находящихся в эксплуатации в американской армии, сократилась на 40 % и ныне составляет ~60 % штатной. При этом стоимость эксплуатации выросла на 36 % и достигла 1155 $/милю.

В сложившихся условиях армия США была вынуждена принять срочные меры для восстановления парка боевых машин и сокращения расходов на эксплуатацию. Естественно, что оптимальное решение следовало искать на основе использования двигателя, для которого уже имеется производственная и ремонтная база и который не требует длительного времени на доводку, подготовку и освоение серийного производства. Можно полагать, что указанным условиям наиболее полно отвечает ГТД LV100-5.

Таким образом, установка ГТД LV100-5 на танк М1 "Абрамс", призванная решить конкретную проблему локального характера, не добавляет весомых аргументов в пользу дизеля или газотурбинного двигателя с точки зрения общих и долгосрочных перспектив их применения в СУ БТТ.

Это означает, что соревнование танкового дизеля и ГТД продолжается.

Схема новой силовой установки танка "Абрамс"
Газотурбинный двигатель LV100-5

NEW GTE FOR "ABRAMS" TANK

The LV100-5 engine developed by General Electric in cooperation with Honeywell Engines has won competition aiming at replacement of AGT -1500 engine for "Abrams" upgraded version. The engine represents a two-shaft GTE providing 1500-hp thrust. It is characterized by improved fuel efficiency (by 30%), decreased overall dimensions (almost twice smaller), decreased weight (by 90 kg). The engine was developed with 6000-hr design service life and 3000-hr mean-time-between-failures. Its s.f.c. and required sizes of the engine compartment are worse than MT 883 and CV 12 diesel engines of "Condor" tank. Because of lack of spare parts, the operating M1 tank fleet was reduced by 40% and the operational costs were increased by 36 %. The optimum solution can be application of an engine having available manufacturing and repair base without need of operational development, commissioning and preparation to series manufacturing. An improvement in maneuverability of "Abrams" upgraded version is not anticipated.


предыдущий материал
оглавление
следующий материал