предыдущий материал |
Виктор Подгаецкий, |
начальник отдела
ГУП НИИД, к.т.н., с.н.с.
|
В настоящее время развитие бронетанковой техники (БТТ) в США идет в
двух направлениях: модернизация основных боевых танков и создание принципиально
новых образцов БТТ 21 века. Одна из причин, из-за которых США решили модернизировать свою БТТ, -
высокий уровень расходов на содержание, эксплуатацию и ремонт парка боевых
машин, что обусловлено, в основном, недостаточным их техническим совершенством.
В связи с этим в октябре 1999 г. армия США разработала план модернизации
БТТ III поколения. Указанный план стал составной частью перспективной
программы развития БТТ США; по срокам реализации он совпадает с общей
программой развития средств вооружения армии США, охватывая период 2002-2007
гг. Проблема модернизации танков М1 "Абрамс" стала сегодня одной из наиболее острых в программе развития американской БТТ. Ежегодно на содержание парка М1 тратится около $3 млрд, из них почти
$224 млн расходуется на запасные части, при этом 64 % указанной суммы
- на запчасти для газотурбинной силовой установки (СУ) "Абрамса".
Проанализировав ситуацию, Конгресс США поставил вопрос о замене СУ на
основном боевом танке армии. В декабре 1999 г. замена силовой установки
танка "Абрамс" была выделена в самостоятельную государственную
программу. Считается, что снижение расходов на эксплуатацию и обслуживание танков
М1 в результате замены двигателя AGT-1500 должно составить около $5 млрд.
в течение срока их службы. Из зарубежных источников известно, что ежегодные расходы на разработку
нового двигателя для танка "Абрамс" (стадия НИОКР) составляют
$30 млн/год, а затраты на серийное производство оцениваются в $150…200
млн. Более десятка двигателестроительных фирм приняли участие в конкурсе на
замену двигателя AGT-1500, проводимом в рамках программы модернизации
БТТ (TACOM). В числе этих фирм МТУ (ФРГ), "Перкинс" (Великобритания),
"Дженерал Электрик" (США), известные танковыми дизелями МТ883,
CV 12 "Кондор" и газотурбинным двигателем LV 100. Требования к подвижности и многотопливности нового танка, согласно пояснениям
ТАСОМ, практически повторяют ТТТ к танку "Абрамс" с двигателем
AGT-1500 и отличаются от них требованием увеличения на 30 % запаса хода. Победителем конкурса стал газотурбинный двигатель LV100-5, разработанный
совместно фирмами "Дженерал Электрик" и "Хонивелл Энджинз",
США. Двигатель LV100-5 представляет собой двухвальный ГТД мощностью 1500 л.с.
Он является пятой модификацией базовой модели LV100, разработанной в середине
восьмидесятых годов в рамках программы AGPS-T. Новая модификация обладает
степенью унификации свыше 40 % с прототипом AGT-1500, но имеет лучшую
на 30 % топливную экономичность, почти в два раза меньший габаритный объем
и на 90 кг меньшую массу. Двигатель разрабатывался в расчете на ресурс,
равный 6000 ч, и наработку на отказ ~3000 ч. С фирмой "Дженерал Электрик" подписан контракт на $196 млн.
Двигатель LV100-5 предполагается применять также на боевых машинах, созданных
на базе танка М1 "Абрамс", и на разрабатываемой 155-мм самоходной
установке "Крусейдер". Как ожидается, общий объем заказа армии
США в течение 10 лет составит приблизительно 3500 двигателей на сумму
$2 млрд. Стоимость ГТД LV100-5 составит ~$480 тыс. (300 $/ л.с.). ТТТ к танку с новым двигателем практически не предполагали улучшения
характеристик подвижности модернизированного "Абрамса". Победитель
конкурса - ГТД LV100-5 по расходу топлива и требуемому объему моторно-трансмиссионного
отделения (МТО) уступает дизелям МТ 883 и CV 12 "Кондор". Это
свидетельствует, что в данном случае не топливная экономичность и не габаритные
размеры были решающими критериями при выборе типа двигателя. По имеющимся оценкам, численность парка танков М1, находящихся в эксплуатации
в американской армии, сократилась на 40 % и ныне составляет ~60 % штатной.
При этом стоимость эксплуатации выросла на 36 % и достигла 1155 $/милю. В сложившихся условиях армия США была вынуждена принять срочные меры
для восстановления парка боевых машин и сокращения расходов на эксплуатацию.
Естественно, что оптимальное решение следовало искать на основе использования
двигателя, для которого уже имеется производственная и ремонтная база
и который не требует длительного времени на доводку, подготовку и освоение
серийного производства. Можно полагать, что указанным условиям наиболее
полно отвечает ГТД LV100-5. Таким образом, установка ГТД LV100-5 на танк М1 "Абрамс", призванная
решить конкретную проблему локального характера, не добавляет весомых
аргументов в пользу дизеля или газотурбинного двигателя с точки зрения
общих и долгосрочных перспектив их применения в СУ БТТ. Это означает, что соревнование танкового дизеля и ГТД продолжается.
|
предыдущий материал |