В октябре 2002 г. Федеральному государственному унитарному предприятию
"Московское машиностроительное производственное предприятие "Салют"
исполняется 90 лет. Во всем мире существует считанное число фирм и компаний
по производству авиационных двигателей, имеющих столь же долгую и славную
историю. За годы существования завод, считающийся одним из лучших в нашей
стране, освоил производство более тридцати типов мощных моторов, не считая
их модификаций, и в настоящее время выпускает наиболее совершенный отечественный
военный авиационный двигатель АЛ-31Ф. Преобразования, проведенные на предприятии в последние годы, позволяют
коллективу "Салюта" с оптимизмом смотреть в будущее. В "одной
упряжке" с головным предприятием ныне работают Воскресенский машиностроительный
завод "Салют", Наро-Фоминское госпредприятие "Статор"
и ОАО "Гаврилов-Ямский машиностроительный завод "Агат".
В конце девяностых годов на производственные площади "Салюта"
был перебазирован московский завод шлифовальных станков, что позволило
сосредоточить производство специальных станков непосредственно на предприятии
и решить проблему ремонта станочного парка. В 2001 г. по заданию "Салюта"
к созданию новой электронной системы управления двигателем АЛ-31Ф приступило
научно-производственное предприятие "ЭГА", также работающее
с ФГУП ММПП "Салют". Финансовую деятельность "Салюта"
обслуживают Национальный промышленный банк и страховая фирма "Согласие". Важнейшим видом продукции, выпускаемой сегодня заводом, является газотурбинный
двигатель четвертого поколения АЛ-31Ф, который применяется на самолетах
семейства Су-27. Кроме того, предприятие выходит на рынок стационарных
газотурбинных приводов компрессоров газоперекачивающих станций и приводов
электрогенераторов на электростанциях. Большое внимание на предприятии
уделяется совершенствованию станочного парка, на закупку оборудования
"Салют" ежегодно затрачивает весьма солидные средства. Руководством "Салюта" было принято решение о создании собственных
КБ. Для нормальной работы КБ 19 апреля 2002 г. "Салют" получил
лицензию № 1120 на право разработки авиационной техники. Другое КБ работает
в области стационарной техники. И хотя прошло сравнительно немного времени
с момента их создания, но уже изготовлены две стационарные установки,
которые работают в Ямбурге. Поступила заявка на изготовление еще нескольких
установок. Спроектирован паро-газотурбинный стационарный агрегат, работающий
по сложному циклу STIG, который отличает исключительно высокий к.п.д. Одним из перспективных направлений в области совершенствования "газотурбинных"
технологий считается создание лумиллоидных лопаток, внедрение в серийное
производство которых будет важнейшим шагом на пути создания двигателя
следующего поколения. Наряду с созданием конструкторских бюро, развернуты собственные исследовательские
лаборатории, научно-производственные и научно-технологические центры.
Всего их на заводе более двадцати. Среди них лаборатория по созданию новых
композиционных материалов, в том числе на базе соединений "углерод
- углерод", и уже изготовлены детали не только для оснастки, но и
для применения в конструкции двигателя. Есть лаборатория зубчатых передач,
основной задачей которой является внедрение новых технологий, таких как
глубинное шлифование, ионная химико-термическая обработка и т.д. Поэтому
совершенно не случайно распоряжением правительства России № 952-р от 18
июня 1999 г. предприятию "Салют" присвоен статус федерального
научно-производственного центра. К концу 2001 г. численность работников возросла более чем в два с половиной
раза по сравнению с 1995 г., портфель заказов предприятия позволил уверенно
планировать работу на несколько лет вперед. Руководители "Салюта"
считают, что к 2004 г. только на головном предприятии будут трудиться
не менее 15 тысяч работников, а вместе с филиалами численность работающих
превысит 30 тысяч человек. Отрадно, что наращивание численности работников
сопровождается постоянным повышением оплаты труда. За последние годы завод по своему составу почти полностью обновился,
однако все его работники трудятся по одному общему для всех правилу: "Высокое
качество продукции - прежде всего". Недаром ММПП "Салют"
имеет сертификат качества, выданный фирмой TUV CERT (Германия). "Салют"
силён своими высококвалифицированными кадрами: руководителями, инженерами,
рабочими. На предприятии создан институт целевой подготовки и переподготовки
кадров (ИЦПС). Коллектив завода очень молодой - средний возраст составляет
42 года. Но это - высокообразованный коллектив, среди его персонала более
50 % сотрудников имеют высшее или среднее специальное образование. Созданный
институт призван обеспечить дальнейший рост мастерства работников всех
уровней. Через ИЦПС ежегодно проходят около четырех тысяч человек. Поставлена
задача, чтобы каждый сотрудник раз в три-четыре года повышал свою квалификацию,
проходя обучение в стенах института. Перспективы у "Салюта", предприятия, которое в свои девяносто лет выглядит молодо и динамично, весьма и весьма неплохие. Редакция журнала "Двигатель" сердечно поздравляет весь коллектив "салютовцев" с юбилеем и желает ему дальнейших успехов в сложных и ответственных делах, которые тесно связаны не только с обороноспособностью страны, но и с ее экономической и технологической безопасностью.
|
предыдущий материал |