предыдущий материал

ЭКОНОМИКА
Александр Николаев

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ
ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ АВИАЦИОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ


Уменьшение объемов сбыта военных самолетов и вертолетов, вызванное существенным сокращением вооруженных сил стран НАТО после ликвидации Варшавского договора, поставило перед авиационной промышленностью Запада ряд проблем и обострило конкурентную борьбу. В последнее время наиболее острое соперничество развернулось между франко-германо-испанской группой EADS и английской компанией BAe Systems. Именно эти структуры контролируют наиболее значимые западноевропейские программы в области авиации: вертолетную (Eurocopter), истребительную (Eurofighter), поддержки эксплуатации боевого самолета "Торнадо" (Panavia) и пассажирских аэробусов (Airbus GIE). Недавно на стороне EADS в борьбу вступила итальянская компания Finmeccanica SpA.

Эксперты отмечают, что, с одной стороны, правительства западноевропейских стран постепенно отказываются от непосредственного вмешательства в деятельность авиационных компаний. Интенсивно идут процессы слияния и взаимопроникновения капитала. Цель преобразований - повышение эффективности производства и сокращение нагрузки на бюджет. С другой стороны, правительства стараются сохранять рычаги влияния.

До того момента, пока в состав EADS не вошла французская фирма Dassault Aviation, английская BAe Systems представляла собой наиболее мощного европейского "игрока" в области систем вооружений и в секторе боевых самолетов, в частности. Она существенно превосходила по экономической мощи итальянскую Finmeccanica SpA и тем более ее дочерние фирмы Aermacchi и Alenia Aerospazio. Между тем, с подачи итальянского правительства, Finmeccanica SpA всегда настаивала на равном (fifty-fifty) представительстве в совместных международных альянсах. Но англичане не смогли или не захотели работать "на равных".

Гораздо более выгодное предложение Finmeccanica SpA получила от EADS. Суть его заключалась в создании совместного предприятия, в равной степени принадлежащего обеим компаниям. Новый альянс осуществляет контроль над программами Eurofighter (67 %) и Panavia (57,5 %) и владеет 25 % акций Aermacchi. Таким образом, позиции EADS в указанных программах существенно упрочились. Вместе с тем, Finmeccanica SpA пока не допущена до программы гражданских самолетов-аэробусов.

Но в качестве утешительного приза ей обещано участие в создании перспективного германо-итальянского противолодочного самолета и, что самое главное, в разработке военно-транспортного А400М.

Встав на сторону EADS, итальянцы учитывали и то обстоятельство, что BAe Systems вместе с частично контролируемой ею шведской Saab AB все более скатывается на проамериканские позиции и обещает в ближайшем будущем стать наиболее мощным производителем боевой авиационной техники в Европе.

Партнеры, заключившие стратегический союз, располагают огромным потенциалом. Сегодняшняя EADS - это 95 тысяч сотрудников и капитал в 21 млрд евро. Показатели Finmeccanica несколько скромнее - 44 тысячи работников и 6,2 млрд евро.

Очевидно, что полномасштабное слияние неминуемо привело бы к неравенству, поэтому совместное предприятие EMAC (Europian Military Aircraft Company) представлено лишь частью ресурсов сторон и насчитывает 17 тысяч работников, а его капитал оценивается в 2,5 млрд евро. Итальянский "взнос" представлен компанией Alenia Aeronautica - это чуть менее чем 9 тысяч сотрудников и финансовый капитал 2,2 млрд лир. Партнеры из EADS выделили в состав EMAC те предприятия и организации фирм DASA и CASA, которые занимаются преимущественно военной авиационной проблематикой, при этом французская компания Dassault выведена за скобки соглашения.

Основными задачами для совместного предприятия EADS/ Finmeccanica в настоящее время выбраны: разработки в области конструкции перспективных самолетов (на решение этой задачи будет направлено 28 % финансовых и людских ресурсов EMAC), программа Eurofighter (25 %), другие программы создания новых военных летательных аппаратов (23 %), "специальный транспортный самолет" (завуалированное наименование А400М и его вариантов - 16 %) и программа легкого учебно-транспортного самолета (8 %). Кстати, последняя из указанных задач, по-видимому, ставит окончательный крест на российско-итальянской программе Як/AEM-130..

Более отдаленные планы Finmeccanica связаны с приобретением, по меньшей мере, 5 % акций компании Airbus Integrated Company, которая придет на смену современной Airbus GIA, для чего потребуются еще 2 млрд лир. Финансовые возможности компании снизятся, что исключит возможность принятия ими каких-либо неожиданных для EADS решений.

Другим направлением вовлечения Alenia Aeronautica (то есть и Finmeccanica тоже) в общеевропейские программы стало предложение о сотрудничестве с EMBRAER и группой французских компаний (Aerospatiale-Matra, SNECMA, Thomson-CSF, Dassault Aviation) с целью разработки регионального реактивного пассажирского самолета. Тем самым итальянцам предлагают отказаться от взаимодействия с фирмой Bombardier, переговоры с которой зашли достаточно далеко.

Следует подчеркнуть, что отношения между отдельными партнерами внутри EADS далеки от идеальных. Как известно, в настоящее время практически параллельно осуществляются две программы создания перспективного тактического истребителя: международная Eurofighter и национальная французская Rafale. Попытки разместить "под одной крышей, но в разных комнатах" два самолета-близнеца удаются с трудом, постоянно натыкаются на сопротивление семьи Дассо, которая владеет половиной акций Dassault Aviation и открыто заявляет о целесообразности "порвать с EADS и сделать ставку на сотрудничество с BAe Systems". Но эта позиция не находит поддержки у французского правительства, которое считает существование EADS важнейшим достижением франко-германского стратегического сотрудничества.

Что касается компании BAe Systems, то перед ней также стоят серьезные проблемы. Утратив возможность "привязать" к себе итальянцев, англичане потерпели третье поражение подряд (прежде без успеха закончились переговоры с DASA, а еще раньше - с CASA). Британского гиганта постепенно "зажимают в угол", навязывают ему условия, абсолютно не соответствующие его размерам, возможностям и амбициям. Программа Tornado приближается к финишу, а участие BAe Systems в программе Eurofighter относительно невелико.

На арену выходят и новые игроки, прежде не имевшие отношения к авиастроению вообще и к боевой авиационной технике, в частности. Вмешательство мощных финансовых групп ныне приводит к головоломным для экспертов сложностям при анализе последствий, к которым это вмешательство может привести. В общем, речь пойдет о некоем общеевропейском доме, который пока строит не Джек, а скорее Ганс, Хуан, Пьер и примкнувший к ним Марчелло…


предыдущий материал
оглавление
следующий материал