предыдущий материал |
Александр Николаев |
Уменьшение объемов сбыта военных самолетов и вертолетов, вызванное
существенным сокращением вооруженных сил стран НАТО после ликвидации Варшавского
договора, поставило перед авиационной промышленностью Запада ряд проблем
и обострило конкурентную борьбу. В последнее время наиболее острое соперничество
развернулось между франко-германо-испанской группой EADS и английской
компанией BAe Systems. Именно эти структуры контролируют наиболее значимые
западноевропейские программы в области авиации: вертолетную (Eurocopter),
истребительную (Eurofighter), поддержки эксплуатации боевого самолета
"Торнадо" (Panavia) и пассажирских аэробусов (Airbus GIE). Недавно
на стороне EADS в борьбу вступила итальянская компания Finmeccanica SpA. Эксперты отмечают, что, с одной стороны, правительства западноевропейских
стран постепенно отказываются от непосредственного вмешательства в деятельность
авиационных компаний. Интенсивно идут процессы слияния и взаимопроникновения
капитала. Цель преобразований - повышение эффективности производства и
сокращение нагрузки на бюджет. С другой стороны, правительства стараются
сохранять рычаги влияния. До того момента, пока в состав EADS не вошла французская фирма Dassault
Aviation, английская BAe Systems представляла собой наиболее мощного европейского
"игрока" в области систем вооружений и в секторе боевых самолетов,
в частности. Она существенно превосходила по экономической мощи итальянскую
Finmeccanica SpA и тем более ее дочерние фирмы Aermacchi и Alenia Aerospazio.
Между тем, с подачи итальянского правительства, Finmeccanica SpA всегда
настаивала на равном (fifty-fifty) представительстве в совместных международных
альянсах. Но англичане не смогли или не захотели работать "на равных". Гораздо более выгодное предложение Finmeccanica SpA получила от EADS. Суть его заключалась в создании совместного предприятия, в равной степени принадлежащего обеим компаниям. Новый альянс осуществляет контроль над программами Eurofighter (67 %) и Panavia (57,5 %) и владеет 25 % акций Aermacchi. Таким образом, позиции EADS в указанных программах существенно упрочились. Вместе с тем, Finmeccanica SpA пока не допущена до программы гражданских самолетов-аэробусов. Но в качестве утешительного приза ей обещано участие в создании перспективного
германо-итальянского противолодочного самолета и, что самое главное, в
разработке военно-транспортного А400М. Встав на сторону EADS, итальянцы учитывали и то обстоятельство, что BAe
Systems вместе с частично контролируемой ею шведской Saab AB все более
скатывается на проамериканские позиции и обещает в ближайшем будущем стать
наиболее мощным производителем боевой авиационной техники в Европе. Партнеры, заключившие стратегический союз, располагают огромным потенциалом. Сегодняшняя EADS - это 95 тысяч сотрудников и капитал в 21 млрд евро. Показатели Finmeccanica несколько скромнее - 44 тысячи работников и 6,2 млрд евро. Очевидно, что полномасштабное слияние неминуемо привело бы к неравенству,
поэтому совместное предприятие EMAC (Europian Military Aircraft Company)
представлено лишь частью ресурсов сторон и насчитывает 17 тысяч работников,
а его капитал оценивается в 2,5 млрд евро. Итальянский "взнос"
представлен компанией Alenia Aeronautica - это чуть менее чем 9 тысяч
сотрудников и финансовый капитал 2,2 млрд лир. Партнеры из EADS выделили
в состав EMAC те предприятия и организации фирм DASA и CASA, которые занимаются
преимущественно военной авиационной проблематикой, при этом французская
компания Dassault выведена за скобки соглашения. Основными задачами для совместного предприятия EADS/ Finmeccanica в настоящее
время выбраны: разработки в области конструкции перспективных самолетов
(на решение этой задачи будет направлено 28 % финансовых и людских ресурсов
EMAC), программа Eurofighter (25 %), другие программы создания новых военных
летательных аппаратов (23 %), "специальный транспортный самолет"
(завуалированное наименование А400М и его вариантов - 16 %) и программа
легкого учебно-транспортного самолета (8 %). Кстати, последняя из указанных
задач, по-видимому, ставит окончательный крест на российско-итальянской
программе Як/AEM-130.. Более отдаленные планы Finmeccanica связаны с приобретением, по меньшей
мере, 5 % акций компании Airbus Integrated Company, которая придет на
смену современной Airbus GIA, для чего потребуются еще 2 млрд лир. Финансовые
возможности компании снизятся, что исключит возможность принятия ими каких-либо
неожиданных для EADS решений. Другим направлением вовлечения Alenia Aeronautica (то есть и Finmeccanica
тоже) в общеевропейские программы стало предложение о сотрудничестве с
EMBRAER и группой французских компаний (Aerospatiale-Matra, SNECMA, Thomson-CSF,
Dassault Aviation) с целью разработки регионального реактивного пассажирского
самолета. Тем самым итальянцам предлагают отказаться от взаимодействия
с фирмой Bombardier, переговоры с которой зашли достаточно далеко. Следует подчеркнуть, что отношения между отдельными партнерами внутри
EADS далеки от идеальных. Как известно, в настоящее время практически
параллельно осуществляются две программы создания перспективного тактического
истребителя: международная Eurofighter и национальная французская Rafale.
Попытки разместить "под одной крышей, но в разных комнатах"
два самолета-близнеца удаются с трудом, постоянно натыкаются на сопротивление
семьи Дассо, которая владеет половиной акций Dassault Aviation и открыто
заявляет о целесообразности "порвать с EADS и сделать ставку на сотрудничество
с BAe Systems". Но эта позиция не находит поддержки у французского
правительства, которое считает существование EADS важнейшим достижением
франко-германского стратегического сотрудничества. Что касается компании BAe Systems, то перед ней также стоят серьезные
проблемы. Утратив возможность "привязать" к себе итальянцев,
англичане потерпели третье поражение подряд (прежде без успеха закончились
переговоры с DASA, а еще раньше - с CASA). Британского гиганта постепенно
"зажимают в угол", навязывают ему условия, абсолютно не соответствующие
его размерам, возможностям и амбициям. Программа Tornado приближается
к финишу, а участие BAe Systems в программе Eurofighter относительно невелико. На арену выходят и новые игроки, прежде не имевшие отношения к авиастроению вообще и к боевой авиационной технике, в частности. Вмешательство мощных финансовых групп ныне приводит к головоломным для экспертов сложностям при анализе последствий, к которым это вмешательство может привести. В общем, речь пойдет о некоем общеевропейском доме, который пока строит не Джек, а скорее Ганс, Хуан, Пьер и примкнувший к ним Марчелло… |
предыдущий материал |