предыдущий материал |
Вячеслав Богуслаев, |
генеральный директор ОАО "Мотор
Сич"
|
Павел Жеманюк, |
главный инженер ОАО "Мотор Сич"
|
Павел Хомутов, |
начальник энергобюро ОАО "Мотор
Сич"
|
Валентин Пастернак, |
директор Волочиского завода
|
Валерий Гуров, |
начальник сектора ЦИАМ
|
Владимир Насонов, |
начальник НИЦ ЦИАМ
|
Внедрение энергосберегающих технологий в малую энергетику становятся насущной потребностью сегодняшнего дня. Одним из направлений энергосбережения является использование энергии сжатого природного газа в магистральном трубопроводе. Следует ожидать, что в ближайшей перспективе на газораспределительных
станциях для снижения давления все большее применение вместо редукторов
давления получат турбодетандеры. В частности, уже девятый год на ТЭЦ-21
в Москве успешно работают два детандер-генераторных агрегата ДГА-5000
мощностью по 5 МВт каждый, разработанные ОАО "Криокор". Исследования, выполненные в ЦИАМ, показали целесообразность объединения
в одной установке турбодетандера (ТД), электрогенератора и газотурбинного
двигателя. Такая схема позволяет осуществить предварительный подогрев
природного газа (ПГ), поступающего к потребителю и частично используемого
в качестве топлива для газотурбинной установки (ГТУ), теплом выхлопных
газов самого ГТУ, что обеспечивает постоянный уровень мощности при изменении
параметров ПГ. Следует отметить, что создание детандер-генераторных установок
в сжатые сроки при умеренных затратах возможно путем глубокой модернизации
действующих газотурбинных установок. Десять лет назад специалисты ЦИАМ и КБХА представили схемы ГТУ, интегрированные
с турбодетандером. Основными узлами таких установок являются: магистраль
природного газа высокого давления, теплообменник, турбодетандер, компрессор,
камера сгорания, газовая турбина и т.д. Постоянство давления природного
газа на входе в камеру сгорания, вне зависимости от давления в магистрали,
обеспечивается регулируемым сопловым аппаратом турбодетандера. Природный
газ высокого давления из магистрали проходит через теплообменник, где
отбирает тепло от теплоносителя, проходящего через теплообменник-регенератор,
и поступает в турбодетандер. После расширения в турбодетандере природный
газ поступает к потребителю. Часть получаемой в ТД мощности передается
воздушному компрессору, который повышает давление всасываемого атмосферного
воздуха. Большая часть мощности газовой турбины передается потребителю
мощности. В 1997 г. специалисты ЦИАМ, ОАО "Мотор Сич" и НПТОО "Аэротурбогаз"
сделали доклад о результатах решения проблем создания комплексной установки
редуцирования и сжигания природного газа (КУРС). Спустя два года установка
КУРС-1 была создана и передана на испытания в НИЦ ЦИАМ (см. "Двигатель"
№ 4, 2001 г.). Проблема утечек была успешно решена интеграцией установки КУРС-1 с теплогенераторным
устройством (ТГУ) для утилизации утечек газа путем сжигания газовоздушной
смеси. Новая схема с ТГУ-700 мощностью до 1 МВт была успешно апробирована
в декабре 2001 г. при работе турбодетандера на метане с входным давлением
7 ата. Следует заметить, что ТД предварительно был испытан на сжатом воздухе
с превышением на 60 % расчетного приведенного расхода, при этом общее
время наработки составило более 5 часов. Кроме того, в ходе проведенных испытаний была подтверждена надежность
объединенной маслосистемы разработки ОАО "Мотор Сич" (начальник
КБ П.А. Бакши). Установка КУРС может быть использована как на газораспределительной станции
(КУРС-1), так и автономно для эффективного снабжения потребителей электроэнергией
при работе ТД на сжатом воздухе (КУРС-2). Генератором сжатого воздуха
при этом может быть автономный воздушный компрессор, воздух после которого
либо охлаждается (как в установке КУРС-2), либо дополнительно нагревается
теплом выхлопных газов энергетической установки и направляется в турбодетандер. В мировой практике известны подобные предложения, связанные с использованием
тепла выхлопных газов, однако преимущество рассмотренной выше схемы заключается
в единой компоновке турбодетандера с газогенератором энергетической установки,
что дает возможность его применения в качестве пускового устройства. Исследовательские разработки продолжаются, в том числе и в направлении обеспечения высоких экологических показателей. В частности, для камеры сгорания установки КУРС-1 рассматривается возможность использования специальных струйных форсунок по типу применяемых в ТГУ-700. В ЗАО "НГТ-Энергия" (г. Славянск-на-Кубани) в январе 2002 г. успешно прошли пробные испытания камеры сгорания ПАЭС-2500 при замене в них штатных форсунок на струйные. Предварительные оценки свидетельствуют о существенном уменьшении содержания оксидов азота в выхлопных газах. Еще одним положительным моментом, обнаруженным в ходе испытаний, явился "мягкий" (без хлопков) запуск электростанции по сравнению с запусками штатного варианта. К концу февраля безотказная наработка ПАЭС-2500 достигла 250 часов.
|
предыдущий материал |