предыдущий материал |
Юрий Бондин, генеральный директор ГП НПКГ "Зоря"-"Машпроект" |
|
Анатолий Коваленко, первый заместитель генерального директора - главный конструктор ГП НПКГ "Зоря"-"Машпроект", директор центра НИОКР "Машпроект |
Морской флот, предприятия энергетики и газовой промышленности почти полвека
успешно эксплуатируют газотурбинные двигатели и установки, разработанные
в научно-производственном предприятии "Машпроект" и выпускаемые
производственным объединением "Зоря". В начале 2002 г. "Машпроект"
был преобразован в одноименный Центр НИОКР нового объединенного государственного
предприятия "Научно-производственный комплекс газотурбостроения "Зоря"-"Машпроект". За прошедшие годы в НПКГ "Зоря"-"Машпроект" было
создано четыре поколения судовых газотурбинных двигателей (ГТД) мощностью
от 3 до 25 МВт, на базе которых разработаны несколько десятков установок
для различных типов кораблей как водоизмещающих, так и с динамическими
принципами поддержания. Зарубежные специалисты, изучавшие работу газотурбинных
установок (ГТУ) на кораблях, оказавшихся на Западе, отмечали высокую надежность,
достаточную для военных кораблей экономичность и простоту в обслуживании
ГТУ. Одним из них является корабль на воздушной подушке (КВП) проекта 12322
"Зубр", предназначенный для быстрого десантирования боевых частей
с бронетехникой в тылу противника. Он имеет водоизмещение 550 т и развивает
максимальную скорость 55...60 узлов. Автономность до 5 суток позволяет
кораблю действовать на удалении до 1000 миль от своих баз. "Зубр" был разработан ЦМКБ "Алмаз" (главные конструкторы
Ю.П. Семенов и И.Я. Лебедев) и серийно выпускался в 1988-1992 гг. В состав силовой установки М35, созданной в НПП "Машпроект" под руководством генерального конструктора В.И. Романова, входят пять агрегатов (три тяговых М35-1 и два нагнетательных М35-2), а также валы трансмиссии с промежуточными опорами. Установка при суммарной мощности 50 000 л.с. и удельном расходе топлива
0,190 кг/л.с.·ч обладает удельной массой 0,5 кг/л.с. В тяговом и нагнетательном агрегатах семейства М35 используется унифицированный
трехвальный ГТД ДП71 (ГТД 6000) с двухкаскадным газогенератором и свободной
силовой турбиной. Компрессор имеет 8 ступеней низкого давления и 9 - высокого,
турбины компрессорных каскадов одноступенчатые, а силовая турбина - трехступенчатая. Агрегаты, помимо ГТД, включают в себя спроектированные в НПП "Машпроект"
и изготовленные ПО "Зоря" редукторы различного назначения: М35-1
- редуктор воздушного винта Р035-10, М35-2 - промежуточный редуктор Р035-20,
редукторы кормового и носового нагнетателей (типа Р035-21), а также редуктор
корабельных агрегатов. Два двигателя подъемного комплекса размещены в кормовой части служебных
отсеков корабля, а три ходовых - на пилонах над верхней палубой. В пространстве между нагнетателями и подъемными двигателями установлены
автономные электростанции. Следует подчеркнуть, что "Зубр", вошедший в западные каталоги
под названием Роmornic как самый большой и быстрый в своем классе, эксплуатируется
на флоте с 1983 г. и до сих пор аналогов в мире не имеет. Все газовые турбины КВП как российской, так и украинской части контракта,
поставлены ПО "Зоря". По требованию заказчика, исходя из условий
эксплуатации, мощность двигателей 10 000 л.с. должна обеспечиваться при
температуре воздуха на входе +40 °С. ВМС Греции получили проверенные в эксплуатации корабли с отработанными
ГТУ. Во время передачи кораблей заказчику проблем с энергетическими установками
практически не было, "Зубры" прошли испытания на мерной миле
с максимальной нагрузкой как в зимний, так и летний периоды, полностью
подтвердив заявленные по контракту параметры. Корабли после сдачи интенсивно эксплуатируются и за год имеют до 300
ч наработки без существенных замечаний. По отзывам греческих специалистов
наши ГТУ проще в обслуживании, чем иностранные аналоги, при этом за все
время эксплуатации кораблей "Зубр" аварийных поломок установки
М35 не было. В настоящее время Научно-производственный комплекс газотурбостроения "Зоря"-"Машпроект" обеспечивает поддержку эксплуатации своей продукции документацией и запчастями для ремонта.
|
предыдущий материал |