предыдущий материал

ПРОИЗВОДСТВО
Юрий Бондин,
генеральный директор
ГП НПКГ "Зоря"-"Машпроект"
Анатолий Коваленко,
первый заместитель генерального директора -
главный конструктор
ГП НПКГ "Зоря"-"Машпроект",
директор центра НИОКР "Машпроект

ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ ДЛЯ "ЗУБРОВ"


Морской флот, предприятия энергетики и газовой промышленности почти полвека успешно эксплуатируют газотурбинные двигатели и установки, разработанные в научно-производственном предприятии "Машпроект" и выпускаемые производственным объединением "Зоря". В начале 2002 г. "Машпроект" был преобразован в одноименный Центр НИОКР нового объединенного государственного предприятия "Научно-производственный комплекс газотурбостроения "Зоря"-"Машпроект".

За прошедшие годы в НПКГ "Зоря"-"Машпроект" было создано четыре поколения судовых газотурбинных двигателей (ГТД) мощностью от 3 до 25 МВт, на базе которых разработаны несколько десятков установок для различных типов кораблей как водоизмещающих, так и с динамическими принципами поддержания. Зарубежные специалисты, изучавшие работу газотурбинных установок (ГТУ) на кораблях, оказавшихся на Западе, отмечали высокую надежность, достаточную для военных кораблей экономичность и простоту в обслуживании ГТУ.

Одним из них является корабль на воздушной подушке (КВП) проекта 12322 "Зубр", предназначенный для быстрого десантирования боевых частей с бронетехникой в тылу противника. Он имеет водоизмещение 550 т и развивает максимальную скорость 55...60 узлов. Автономность до 5 суток позволяет кораблю действовать на удалении до 1000 миль от своих баз.

"Зубр" был разработан ЦМКБ "Алмаз" (главные конструкторы Ю.П. Семенов и И.Я. Лебедев) и серийно выпускался в 1988-1992 гг.

В состав силовой установки М35, созданной в НПП "Машпроект" под руководством генерального конструктора В.И. Романова, входят пять агрегатов (три тяговых М35-1 и два нагнетательных М35-2), а также валы трансмиссии с промежуточными опорами.

Установка при суммарной мощности 50 000 л.с. и удельном расходе топлива 0,190 кг/л.с.·ч обладает удельной массой 0,5 кг/л.с.

В тяговом и нагнетательном агрегатах семейства М35 используется унифицированный трехвальный ГТД ДП71 (ГТД 6000) с двухкаскадным газогенератором и свободной силовой турбиной. Компрессор имеет 8 ступеней низкого давления и 9 - высокого, турбины компрессорных каскадов одноступенчатые, а силовая турбина - трехступенчатая.

Агрегаты, помимо ГТД, включают в себя спроектированные в НПП "Машпроект" и изготовленные ПО "Зоря" редукторы различного назначения: М35-1 - редуктор воздушного винта Р035-10, М35-2 - промежуточный редуктор Р035-20, редукторы кормового и носового нагнетателей (типа Р035-21), а также редуктор корабельных агрегатов.

Два двигателя подъемного комплекса размещены в кормовой части служебных отсеков корабля, а три ходовых - на пилонах над верхней палубой.

В пространстве между нагнетателями и подъемными двигателями установлены автономные электростанции.

Следует подчеркнуть, что "Зубр", вошедший в западные каталоги под названием Роmornic как самый большой и быстрый в своем классе, эксплуатируется на флоте с 1983 г. и до сих пор аналогов в мире не имеет.
24 января 2000 г. в Афинах состоялось подписание трехстороннего греко-украинско-российского контракта на общую сумму свыше $ 200 млн. В результате реализации контракта ВМС Греции получили 4 десантных корабля типа "Зубр".

Все газовые турбины КВП как российской, так и украинской части контракта, поставлены ПО "Зоря". По требованию заказчика, исходя из условий эксплуатации, мощность двигателей 10 000 л.с. должна обеспечиваться при температуре воздуха на входе +40 °С.

ВМС Греции получили проверенные в эксплуатации корабли с отработанными ГТУ. Во время передачи кораблей заказчику проблем с энергетическими установками практически не было, "Зубры" прошли испытания на мерной миле с максимальной нагрузкой как в зимний, так и летний периоды, полностью подтвердив заявленные по контракту параметры.

Корабли после сдачи интенсивно эксплуатируются и за год имеют до 300 ч наработки без существенных замечаний. По отзывам греческих специалистов наши ГТУ проще в обслуживании, чем иностранные аналоги, при этом за все время эксплуатации кораблей "Зубр" аварийных поломок установки М35 не было.

В настоящее время Научно-производственный комплекс газотурбостроения "Зоря"-"Машпроект" обеспечивает поддержку эксплуатации своей продукции документацией и запчастями для ремонта.


М35-1

POWER UNITS FOR "ZUBR"

At the beginning of 2002 "Mashproject" company was restructured into "Mashproject" R&D Center of newly-founded gas-turbine "Zorya"- "Mashproject" Research-and-Development Complex (RDC). Four generations of marine gas-turbine engines have been developed by "Zorya"- "Mashproject" RDC within a power range from 3 to 25 MW. They are used as the basis for several tens of power installations for various displacement-type or dynamically supported vessels. Foreign experts examining operation of Russian marine GTEs accessible to the Western Europe underlined their high reliability, sufficient efficiency, and maintainability. Among them is "Zubr " cushioncraft (project-12322) not having analogues in the world. М35 power installation developed by "Mashproject" company headed by V.I. Romanov - the general designer - incorporates five units (three М35-1 traction engines and two М35-2 superchargers) as well as transmission shafts with shaft bearings. The 50,000-hp and 0.190 - kgf/hp·hr power installation provides 0.5 kgf/hp specific mass. Four ships were delivered to the Greece Navy under a contract and tested in operation. The power installations showed fail-free operation. "Zubr" ships have passed though tests and demonstrated declared parameters. The delivered ships are in operation. They accumulated 300 hr within 1 year without accidents. In opinion of Greek experts, our GTUs are easier in service than foreign models.


предыдущий материал
оглавление
следующий материал