| предыдущий материал | 
|  
         Главнокомандующий ВВС 
      В.С. Михайлов  | 
       
        ![]()  | 
    
|  
       13 февраля 2002 г. на торжественном заседании, проведенном на ОАО "НПО 
        "Сатурн", Главнокомандующий ВВС Владимир Михайлов вручил Генеральному 
        директору предприятия Ю. Ласточкину Акт государственной комиссии о прохождении 
        государственных стендовых испытаний (ГСИ) отечественного малогабаритного 
        двигателя - изделие 36МТ, разработанного в Рыбинске. Двигатель предназначен 
        для установки на различные типы беспилотных летательных аппаратов. Успех 
        испытаний имеет большое значение для укрепления национальной обороноспособности 
        и развития российского ВПК. Главнокомандующий ВВС отметил: "Я 
        смог лично убедиться в высоком научном и производственном потенциале НПО 
        "Сатурн". Конструкторское бюро объединения в настоящий момент 
        лучшее в России. Перед НПО "Сатурн" сегодня открыты большие 
        перспективы в решении проблем, стоящих перед боевой авиацией нашей страны". В настоящее время как в нашей стране, так и за рубежом весьма динамично 
        развиваются управляемые средства поражения (УСП) с различными типами базирования 
        по носителям. Применение на них малогабаритных газотурбинных двигателей (МГТД), обладающих 
        рядом уникальных свойств (экономичность, компактность и др.), позволяет 
        создать оружие, выгодно отличающееся от аналогов с другими типами двигателей 
        (ЖРД, ПВРД, РДТТ и др.) Достаточная компактность и маловысотность применения затрудняет, а в 
        некоторых случаях - исключает эффективное противодействие по самим УСП. Минимальные массо-габаритные характеристики дают возможность их размещения 
        на носителях тактической авиации (тактические УСП воздушного базирования) 
        и кораблях малого водоизмещения - корветах, ракетных катерах (противокорабельные 
        ракеты). С появлением технической возможности создания МГТД такой двигатель был 
        спроектирован в Советском Союзе и серийно освоен на Украине. В настоящее время он используется на ряде тактических и противокорабельных 
        ракет, применяемых в российских ВС, а также успешно поставляемых Россией 
        на экспорт в страны, традиционно ориентированные на российские образцы 
        военной техники и вооружений. С распадом СССР и изменением экономико-хозяйственных отношений сложилась 
        критическая ситуация, поскольку база по производству малогабаритных двигателей 
        оказалась за пределами России, что поставило отечественную промышленность 
        в жесткую зависимость от иностранного производителя, а также вызвало большие 
        затруднения в согласовании цены на продукцию и выполнение принятых обязательств 
        по экспортным поставкам. Восстановление серийного производства отечественного 
        двигателя и создание на его основе улучшенной модификации было призвано 
        ликвидировать эту зависимость. Во время посещения ОАО "НПО "Сатурн" в мае 2000 г. президент 
        России В.В. Путин одобрил возобновление серийного производства отечественного 
        малогабаритного двигателя и создание на его базе семейства двигателей 
        для БЛА. Первым этапом в достижении этой цели стало проведение контрольных стендовых 
        испытаний базового двигателя - изделия 36, подтвержденное Актом государственной 
        комиссии от 2 июля 2001 г., и возобновление его серийного производства. Подписанием 2 февраля 2002 г. Акта проведения ГСИ изделия 36МТ завершился 
        следующий этап работы - создание улучшенной модификации двигателя. В кратчайшие 
        сроки на ОАО "НПО "Сатурн" были изготовлены опытные образцы 
        двигателя, на которых проводились параметрическая доводка и специальные 
        испытания. В ходе проведения ГСИ полностью подтвердились требования технических 
        условий и тактико-технического задания на его разработку. Успех испытаний 
        явился плодом четкой и оперативной работы всех подразделений предприятия, 
        направленной на создание, изготовление и доводку уникального отечественного 
        двигателя. Работы проводились в тесном сотрудничестве с Государственной комиссией 
        при постоянном внимании и помощи со стороны администрации губернатора 
        области. Именно такое взаимопонимание позволило завершить работы в кратчайшие 
        сроки. В условиях ограниченного бюджетного финансирования ОАО "НПО "Сатурн" 
        затрачены значительные финансовые средства на приобретение современного 
        уникального оборудования и создание технологической оснастки для производства 
        этого двигателя. В сжатые сроки специалистами предприятия освоены принципиально 
        новые технологии, создана доводочная и испытательная база. Кроме того, 
        практически заново организовано производство отечественных комплектующих 
        и агрегатов, отработана схема кооперации с поставщиками. В августе 2001 г. изделие 36МТ было впервые публично продемонстрировано 
        на авиасалоне МАКС-2001 как в составе ракеты Х-59МК на стенде ФГУП ГосМКБ 
        "Радуга" - разработчика ракеты, так и на стенде ОАО "НПО 
        "Сатурн". Сегодня можно с полной уверенностью сказать - российский малогабаритный 
        двигатель создан и производится в ОАО "НПО "Сатурн". Техническими особенностями двигателя являются: двухконтурный двухвальный 
        турбореактивный двигатель с соосными валами каскадов низкого и высокого 
        давления; каскад низкого давления и одноступенчатый вентилятор с широкохордными 
        лопатками и одноступенчатой осевой турбиной; каскад высокого давления 
        с оседиагональным компрессором и одноступенчатой осевой турбиной; кольцевая 
        камера сгорания с вращающейся форсункой, которая при минимальном количестве 
        узлов обеспечивает полноту сгорания топлива и хорошую равномерность температурного 
        поля; автономная маслосистема; электронно-гидравлическая система регулирования; 
        встроенный электрогенератор мощностью 4 кВт. Разработаны два варианта исполнения двигателя - пилонный и встроенный. Двигатель обладает рядом положительных качеств: высокой топливной экономичностью; стойкостью к попаданию на вход мелких предметов (птицы, град); стойкостью к воздействию ударных и тепловых волн; способностью самопроизвольного выхода из помпажа после исчезновения вызвавшей его причины; надежным запуском во всем заданном диапазоне внешних условий эксплуатации. 
  | 
  
| предыдущий материал |