предыдущий материал |
Главнокомандующий ВВС
В.С. Михайлов |
13 февраля 2002 г. на торжественном заседании, проведенном на ОАО "НПО
"Сатурн", Главнокомандующий ВВС Владимир Михайлов вручил Генеральному
директору предприятия Ю. Ласточкину Акт государственной комиссии о прохождении
государственных стендовых испытаний (ГСИ) отечественного малогабаритного
двигателя - изделие 36МТ, разработанного в Рыбинске. Двигатель предназначен
для установки на различные типы беспилотных летательных аппаратов. Успех
испытаний имеет большое значение для укрепления национальной обороноспособности
и развития российского ВПК. Главнокомандующий ВВС отметил: "Я
смог лично убедиться в высоком научном и производственном потенциале НПО
"Сатурн". Конструкторское бюро объединения в настоящий момент
лучшее в России. Перед НПО "Сатурн" сегодня открыты большие
перспективы в решении проблем, стоящих перед боевой авиацией нашей страны". В настоящее время как в нашей стране, так и за рубежом весьма динамично
развиваются управляемые средства поражения (УСП) с различными типами базирования
по носителям. Применение на них малогабаритных газотурбинных двигателей (МГТД), обладающих
рядом уникальных свойств (экономичность, компактность и др.), позволяет
создать оружие, выгодно отличающееся от аналогов с другими типами двигателей
(ЖРД, ПВРД, РДТТ и др.) Достаточная компактность и маловысотность применения затрудняет, а в
некоторых случаях - исключает эффективное противодействие по самим УСП. Минимальные массо-габаритные характеристики дают возможность их размещения
на носителях тактической авиации (тактические УСП воздушного базирования)
и кораблях малого водоизмещения - корветах, ракетных катерах (противокорабельные
ракеты). С появлением технической возможности создания МГТД такой двигатель был
спроектирован в Советском Союзе и серийно освоен на Украине. В настоящее время он используется на ряде тактических и противокорабельных
ракет, применяемых в российских ВС, а также успешно поставляемых Россией
на экспорт в страны, традиционно ориентированные на российские образцы
военной техники и вооружений. С распадом СССР и изменением экономико-хозяйственных отношений сложилась
критическая ситуация, поскольку база по производству малогабаритных двигателей
оказалась за пределами России, что поставило отечественную промышленность
в жесткую зависимость от иностранного производителя, а также вызвало большие
затруднения в согласовании цены на продукцию и выполнение принятых обязательств
по экспортным поставкам. Восстановление серийного производства отечественного
двигателя и создание на его основе улучшенной модификации было призвано
ликвидировать эту зависимость. Во время посещения ОАО "НПО "Сатурн" в мае 2000 г. президент
России В.В. Путин одобрил возобновление серийного производства отечественного
малогабаритного двигателя и создание на его базе семейства двигателей
для БЛА. Первым этапом в достижении этой цели стало проведение контрольных стендовых
испытаний базового двигателя - изделия 36, подтвержденное Актом государственной
комиссии от 2 июля 2001 г., и возобновление его серийного производства. Подписанием 2 февраля 2002 г. Акта проведения ГСИ изделия 36МТ завершился
следующий этап работы - создание улучшенной модификации двигателя. В кратчайшие
сроки на ОАО "НПО "Сатурн" были изготовлены опытные образцы
двигателя, на которых проводились параметрическая доводка и специальные
испытания. В ходе проведения ГСИ полностью подтвердились требования технических
условий и тактико-технического задания на его разработку. Успех испытаний
явился плодом четкой и оперативной работы всех подразделений предприятия,
направленной на создание, изготовление и доводку уникального отечественного
двигателя. Работы проводились в тесном сотрудничестве с Государственной комиссией
при постоянном внимании и помощи со стороны администрации губернатора
области. Именно такое взаимопонимание позволило завершить работы в кратчайшие
сроки. В условиях ограниченного бюджетного финансирования ОАО "НПО "Сатурн"
затрачены значительные финансовые средства на приобретение современного
уникального оборудования и создание технологической оснастки для производства
этого двигателя. В сжатые сроки специалистами предприятия освоены принципиально
новые технологии, создана доводочная и испытательная база. Кроме того,
практически заново организовано производство отечественных комплектующих
и агрегатов, отработана схема кооперации с поставщиками. В августе 2001 г. изделие 36МТ было впервые публично продемонстрировано
на авиасалоне МАКС-2001 как в составе ракеты Х-59МК на стенде ФГУП ГосМКБ
"Радуга" - разработчика ракеты, так и на стенде ОАО "НПО
"Сатурн". Сегодня можно с полной уверенностью сказать - российский малогабаритный
двигатель создан и производится в ОАО "НПО "Сатурн". Техническими особенностями двигателя являются: двухконтурный двухвальный
турбореактивный двигатель с соосными валами каскадов низкого и высокого
давления; каскад низкого давления и одноступенчатый вентилятор с широкохордными
лопатками и одноступенчатой осевой турбиной; каскад высокого давления
с оседиагональным компрессором и одноступенчатой осевой турбиной; кольцевая
камера сгорания с вращающейся форсункой, которая при минимальном количестве
узлов обеспечивает полноту сгорания топлива и хорошую равномерность температурного
поля; автономная маслосистема; электронно-гидравлическая система регулирования;
встроенный электрогенератор мощностью 4 кВт. Разработаны два варианта исполнения двигателя - пилонный и встроенный. Двигатель обладает рядом положительных качеств: высокой топливной экономичностью; стойкостью к попаданию на вход мелких предметов (птицы, град); стойкостью к воздействию ударных и тепловых волн; способностью самопроизвольного выхода из помпажа после исчезновения вызвавшей его причины; надежным запуском во всем заданном диапазоне внешних условий эксплуатации.
|
предыдущий материал |