предыдущий материал

АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА
Главнокомандующий ВВС
В.С. Михайлов

ДВИГАТЕЛИ ДЛЯ БПЛА


13 февраля 2002 г. на торжественном заседании, проведенном на ОАО "НПО "Сатурн", Главнокомандующий ВВС Владимир Михайлов вручил Генеральному директору предприятия Ю. Ласточкину Акт государственной комиссии о прохождении государственных стендовых испытаний (ГСИ) отечественного малогабаритного двигателя - изделие 36МТ, разработанного в Рыбинске. Двигатель предназначен для установки на различные типы беспилотных летательных аппаратов. Успех испытаний имеет большое значение для укрепления национальной обороноспособности и развития российского ВПК. Главнокомандующий ВВС отметил: "Я смог лично убедиться в высоком научном и производственном потенциале НПО "Сатурн". Конструкторское бюро объединения в настоящий момент лучшее в России. Перед НПО "Сатурн" сегодня открыты большие перспективы в решении проблем, стоящих перед боевой авиацией нашей страны".

В настоящее время как в нашей стране, так и за рубежом весьма динамично развиваются управляемые средства поражения (УСП) с различными типами базирования по носителям.

Применение на них малогабаритных газотурбинных двигателей (МГТД), обладающих рядом уникальных свойств (экономичность, компактность и др.), позволяет создать оружие, выгодно отличающееся от аналогов с другими типами двигателей (ЖРД, ПВРД, РДТТ и др.)

Достаточная компактность и маловысотность применения затрудняет, а в некоторых случаях - исключает эффективное противодействие по самим УСП.

Минимальные массо-габаритные характеристики дают возможность их размещения на носителях тактической авиации (тактические УСП воздушного базирования) и кораблях малого водоизмещения - корветах, ракетных катерах (противокорабельные ракеты).

С появлением технической возможности создания МГТД такой двигатель был спроектирован в Советском Союзе и серийно освоен на Украине.

В настоящее время он используется на ряде тактических и противокорабельных ракет, применяемых в российских ВС, а также успешно поставляемых Россией на экспорт в страны, традиционно ориентированные на российские образцы военной техники и вооружений.

С распадом СССР и изменением экономико-хозяйственных отношений сложилась критическая ситуация, поскольку база по производству малогабаритных двигателей оказалась за пределами России, что поставило отечественную промышленность в жесткую зависимость от иностранного производителя, а также вызвало большие затруднения в согласовании цены на продукцию и выполнение принятых обязательств по экспортным поставкам. Восстановление серийного производства отечественного двигателя и создание на его основе улучшенной модификации было призвано ликвидировать эту зависимость.

Во время посещения ОАО "НПО "Сатурн" в мае 2000 г. президент России В.В. Путин одобрил возобновление серийного производства отечественного малогабаритного двигателя и создание на его базе семейства двигателей для БЛА.

Первым этапом в достижении этой цели стало проведение контрольных стендовых испытаний базового двигателя - изделия 36, подтвержденное Актом государственной комиссии от 2 июля 2001 г., и возобновление его серийного производства.

Подписанием 2 февраля 2002 г. Акта проведения ГСИ изделия 36МТ завершился следующий этап работы - создание улучшенной модификации двигателя. В кратчайшие сроки на ОАО "НПО "Сатурн" были изготовлены опытные образцы двигателя, на которых проводились параметрическая доводка и специальные испытания.

В ходе проведения ГСИ полностью подтвердились требования технических условий и тактико-технического задания на его разработку. Успех испытаний явился плодом четкой и оперативной работы всех подразделений предприятия, направленной на создание, изготовление и доводку уникального отечественного двигателя.

Работы проводились в тесном сотрудничестве с Государственной комиссией при постоянном внимании и помощи со стороны администрации губернатора области. Именно такое взаимопонимание позволило завершить работы в кратчайшие сроки.

В условиях ограниченного бюджетного финансирования ОАО "НПО "Сатурн" затрачены значительные финансовые средства на приобретение современного уникального оборудования и создание технологической оснастки для производства этого двигателя. В сжатые сроки специалистами предприятия освоены принципиально новые технологии, создана доводочная и испытательная база. Кроме того, практически заново организовано производство отечественных комплектующих и агрегатов, отработана схема кооперации с поставщиками.

В августе 2001 г. изделие 36МТ было впервые публично продемонстрировано на авиасалоне МАКС-2001 как в составе ракеты Х-59МК на стенде ФГУП ГосМКБ "Радуга" - разработчика ракеты, так и на стенде ОАО "НПО "Сатурн".

Сегодня можно с полной уверенностью сказать - российский малогабаритный двигатель создан и производится в ОАО "НПО "Сатурн".

Техническими особенностями двигателя являются: двухконтурный двухвальный турбореактивный двигатель с соосными валами каскадов низкого и высокого давления; каскад низкого давления и одноступенчатый вентилятор с широкохордными лопатками и одноступенчатой осевой турбиной; каскад высокого давления с оседиагональным компрессором и одноступенчатой осевой турбиной; кольцевая камера сгорания с вращающейся форсункой, которая при минимальном количестве узлов обеспечивает полноту сгорания топлива и хорошую равномерность температурного поля; автономная маслосистема; электронно-гидравлическая система регулирования; встроенный электрогенератор мощностью 4 кВт.

Разработаны два варианта исполнения двигателя - пилонный и встроенный.

Двигатель обладает рядом положительных качеств: высокой топливной экономичностью; стойкостью к попаданию на вход мелких предметов (птицы, град); стойкостью к воздействию ударных и тепловых волн; способностью самопроизвольного выхода из помпажа после исчезновения вызвавшей его причины; надежным запуском во всем заданном диапазоне внешних условий эксплуатации.


ENGINES FOR UNMANNED AIRCRAFT

On February 13, 2002, Vladimir Mikhailov - the RFAF Commander-in-chief - handed over to Yu. Lastochkin - the General Director of "SATURN" SPA - Certificate of State Commission confirming successful completion of official state tests of a small engine - the 36MT developed by Rybinsk. The engine is designed for powering an unmanned flight vehicle. Certification tests of the base engine - "Product № 36" - was completed on July 2, 2001. Its series manufacturing is under renewal. Signing the certificate on February 2, 2002 completed the next state of the program - development of the improved engine version. In August, 2001 the 36IO was officially demonstrated for the first time as a powerplant of O-59IE rocket developed by "Raduga" design bureau.


предыдущий материал
оглавление
следующий материал