предыдущий материал

ПРОИЗВОДСТВО
Елена Назарова
заместитель коммерческого директора
ОАО "НПО "Сатурн"

ГРАЖДАНСКИЕ ДВИГАТЕЛИ НПО "САТУРН"


НПО "Сатурн" сегодня является крупнейшей российской двигателестроительной компанией, которая производит и обеспечивает техническое обслуживание и ремонт двигателей для самолетов гражданской авиации.

Основой гражданского семейства двигателей "Сатурн" по праву считается двухконтурный турбореактивный двигатель Д-30 модификаций КУ, КП и КУ-154, устанавливаемый на пассажирские дальне- и среднемагистральные лайнеры Ил-62 (Д-30КУ) и Ту-154М (Д-30КУ-154) и транспортный Ил-76 (Д-30КП), наиболее массовые самолеты российской гражданской авиации. С момента запуска (1972 г.) в серийное производство на заводе в Рыбинске было выпущено около 8000 двигателей этого семейства.

Сегодня около 4500 гражданских двигателей "Сатурн Д-30КУ/КП" установлены на 1100 самолетах, эксплуатируемых 160 авиакомпаниями в России и за рубежом. Двигатели этого семейства считаются одними из наиболее надежных в истории мировой гражданской реактивной авиации. Суммарная наработка двигателей в эксплуатации приближается к 40 млн ч, годовой налет на протяжении последних лет превышает 2 млн ч. В результате проведения целевой программы совершенствования двигателей семейства Д-30КУ/КП в конце 90-х гг. удалось существенно повысить среднюю наработку на выключение двигателя в полете (в зависимости от конкретной модификации увеличение составляло от двух до пяти раз) и значительно - среднюю наработку на досрочно снятый двигатель по конструктивно-производственным причинам (в 1,5…2 раза).

НПО "Сатурн" полностью обеспечивает жизненный цикл авиационных двигателей. При этом предприятие гарантирует проведение капитального ремонта в кратчайшие сроки, и в случае необходимости производит экстренную замену двигателей за счет имеющегося на предприятии резерва уже отремонтированных. До 2005-2007 гг. НПО "Сатурн" планирует ежегодно проводить ремонт 300-350 авиадвигателей Д-30КУ/КП/КУ-154.

НПО "Сатурн" осуществляет весь комплекс работ по эксплуатационному сопровождению двигателей. При этом внедряются новые методы диагностики и контроля технического состояния двигателя. Так, сцинтилляционный метод оценки (разработка ООО "Диагностические технологии") технического состояния двигателя позволяет производить диагностику без съема с крыла. Этот метод дает возможность обнаружить дефект на ранней стадии и принять меры к его устранению.

Европейские производители авиатехники, вытесняя с рынка конкурентов, проводят политику ужесточения требований к уровню эмиссии вредных веществ реактивных авиационных двигателей. С 1 апреля 2002 г. Евросоюзом были введены ограничения на эксплуатацию воздушных судов "Главы 3" ИКАО. Задолго до введения ограничений НПО "Сатурн" приступил к реализации комплексной программы модернизации авиационного двигателя Д-30КУ-154. Так, Д-30КУ-154 был доработан звукопоглощающими конструкциями (ЗПК). Самолет Ту-154М, оснащенный двигателями с ЗПК в 1989 г. прошел сертификацию соответствия "Главы 3" ИКАО по шумам. В настоящее время самолет Ту-154М с двигателями Д-30КУ-154, дооборудованными ЗПК, не имеют ограничений по эксплуатации на международных рейсах.

НПО "Сатурн" - единственная компания в России производящая доработку двигателей звукопоглощающими конструкциями, при ремонте двигателей на предприятии, а также в эксплуатации.

С 1 января 2001 года на вновь сертифицированные самолеты вводятся более жесткие нормы по шуму "Главы 4" ИКАО. В связи с этим на НПО "Сатурн" в рамках модернизации Д-30КУ-154 продолжаются работы по снижению уровня шума. Согласно выполненным расчетным обоснованиям ГОСНИЦ ЦАГИ на двигателях Д-30КУ-154 возможно внедрение конструктивных мероприятий, позволяющих снизить уровень шума до нормы, обеспечивающих выполнение требований "Главы 4". На НПО "Сатурн" продолжается работа по совершенствованию ЗПК, разрабатываются альтернативные варианты звукопоглощающих комплексов, предназначенных для установки на серийные двигатели.

Совместно с ЦАГИ на НПО "Сатурн" разработана малая эмиссионная камера сгорания. В настоящее время подходит к завершению заключительный этап подготовки летных испытаний двигателей с МСК. Д-30КУ-154 обеспечивает экологические характеристики, соответствующие нормам ИКАО. Выполнение комплекса работ по модернизации Д-30КУ-154 позволит существенно продлить срок эффективной эксплуатации более 300 лайнерам Ту-154М.

Среди разработок последних лет - вертолетный и самолетный двигатели, созданные на базе общего газогенератора: турбовальный РД-600 для использования на вертолетах Ка-60 и Ка-62 и турбовинтовой ТВД-1500 мощностью 1500 л.с., предназначенный, в первую очередь, для самолетов местных воздушных линий Ан-38 (АНТК "Антонов"), Су-80 (АХК "Сухой").

Для реализации этих проектов был привлечен опыт всего отечественного двигателестроения, в том числе научно-технический потенциал ЦИАМ, ВИАМ, НИИД и других институтов отрасли.

Известно, что одним из факторов, сдерживающих пополнение российских авиакомпаний новыми самолетами, проведение капитальных ремонтов и т.п., является отсутствие государственной поддержки, в том числе и в форме лизинга.

Исходя из этого, коммерческая служба НПО "Сатурн" постоянно разрабатывает новые финансовые схемы. В настоящее время НПО "Сатурн" предлагает авиакомпаниям услуги по организации схем финансового и операционного лизинга. В октябре 2000 г.

НПО "Сатурн" совместно с группой лизинговых компаний "Лидер" учредило лизинговую компанию ООО "РМ-Лидер". Эта компания осуществляет как передачу на условиях финансового и операционного лизинга двигателей Д-30КУ-154 и Д-30КП2 своей собственности, так и организует оплату ремонта через схемы возвратного лизинга.


CIVIL ENGINES OF "SATURN" SCIENTIFIC & PRODUCTION ASSOCIATION

Nowadays "SATURN" SPA is the largest Russian engine-building company which is in charge for manufacturing, maintenance and overhaul of civil aircraft engines. D-30 engine is considered as the basis of civil engine family incorporating - KU, -KP and -EU-154 versions powering Il-62 (D-30KU), Ou-154I (D-30EU-154) aircraft and Il-76 (D-30KP) transport aircraft. Long before approval new ecological standards (ICAO "Chapters 3") "SATURN" SPA launched a complex program on D-30KU-154 engine upgrading. Thus, the D-30KU-154 was equipped with noise-protection structures. Tu -154I powered by new engines passed through certification in 1989 in compliance with "Chapters 3" ICAO noise standards. Today the Ou-154I powered by the modified D-30KU-154 engines can operate on international flight routes. Starting from January 1, 2001 the newly certificated aircraft should meet the requirements of more severe noise standards of ICAO "Chapters 4". In line with new requirements "SATURN" SPA continue upgrading of D-30KU-154 to decrease its noise level. Moreover, among last developments are the following helicopter and aircraft engines: RD-600 for powering Ka-60 and Ka-62 helicopters and 1500-hp TVD-1500 turboprop intended, first of all, for such regional jets as An-38 ("Antonov" design bureau), Su-80 ("Sukhoy" design bureau).


предыдущий материал
оглавление
следующий материал