предыдущий материал

СОБЕСЕДНИК
Интервью с председателем Научно-технического совета НПО "Сатурн"
Виктором Чепкиным

"СЕЙЧАС В РОССИИ ЕСТЬ ВСЕ, ЧТОБЫ ДЕЛАТЬ
САМОЛЕТ И ДВИГАТЕЛЬ ПЯТОГО ПОКОЛЕНИЯ"


Виктор Михайлович, не могли бы Вы рассказать, что сегодня представляет собой Научно-технический центр имени А.М. Люльки в составе НПО "Сатурн"?

На сегодня наш технический центр - это 2400 сотрудников, две площадки: московская, на которой сосредоточены КБ и все инженерные службы и управления, и площадка в Тураево, где у нас производятся сборка, испытания и используются элементы технологии, которые требуют значительных электромощностей.

История нашего КБ началась с 1946 года, сразу после войны, то есть тогда, когда истребительная реактивная авиация получила достаточно мощный толчок, и Архип Михайлович Люлька создал это КБ.

Исторически мы всегда работали с фирмой Сухого, с самого начала - с двигателя ТР-1, который был установлен на самолет Су-11.

К наиболее авторитетным достижениям фирмы мы относим три двигателя. Первый двигатель АЛ-7Ф эксплуатировался на самолетах Су-7/Су-7Б, Су-17. Второй двигатель - двигатель третьего поколения АЛ-21. Он установлен на самолет Су-24 (фронтовой бомбардировщик-штурмовик), который до сих пор находится на вооружении российских ВВС и кое-где за рубежом. Двигатели АЛ-21 устанавливали и на последние модификации Су-17 - Су-17М. И, наконец, двигатель АЛ-31Ф; как говорят в мире, это двигатель - "супер". Его разработка была начата в 1976-1977 годах, а доводка закончилась практически к моменту кончины Архипа Михайловича (А.М. Люлька умер в 1984 году). Государственные испытания пришлось проводить уже мне как генеральному конструктору. Мы сделали за это время две серьезных модификации этого двигателя. Первая - это двигатель с поворотным вектором тяги, мы его назвали ФП. Индия купила лицензию на производство самолетов Су-30МКИ и двигателя ФП (согласно распоряжению правительства мы сейчас занимаемся передачей технической документации). Вторая модификация двигателя - двигатель с нижним расположением коробки приводов АЛ-31ФН для специальных целей; так удобнее разработчикам самолета. Из двигателя АЛ-31 мы сделали вариант для стационарного применения, который получил наименование АЛ-31СТ - он сейчас успешно эксплуатируется в системе Газпрома. На сегодняшний день выпущено семь таких моторов, и их суммарная наработка составляет около 70 тыс. часов. Еще у нас имеется вариант, который отличается силовой турбиной. Это двигатель АЛ-31СТЭ, представляющий собой энергетическую установку-генератор с частотой вращения ротора 3000 оборотов в минуту.

С середины восьмидесятых годов мы начали активно заниматься двигателем пятого поколения, который получил наименование АЛ-41Ф. К началу перестройки в стране мы довели этот двигатель, добились соответствия его полностью всем параметрам, заданным нам постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР, провели летные испытания, прошли все необходимые технико-бюрократические процедуры и установили два двигателя на самолет, который называется 1.44 (разработки КБ им. А.И. Микояна). Вскоре наступила перестройка, и самолет с годными двигателями просто стоял в ангаре пять лет. После этого мы с РСК "МиГ" все-таки сделали два демонстрационных полета на этом самолете. Сейчас самолет с пригодными для эксплуатации двигателями стоит 7 лет (с 1995 года).


А как сегодня обстоят дела с программой пятого поколения? Как дальше будет развиваться этот перспективный проект?

Как вы знаете, был объявлен конкурс на головного разработчика истребителя пятого поколения и, соответственно, на двигатель. Мы в этом конкурсе выступаем совместно с АВПК "Сухой". Проект такого мотора у нас есть, более того, мы такой мотор запустили в производство, не дожидаясь всех распорядительных документов, и в середине мая планируем собрать первый такой двигатель. Он называется АЛ-41Ф1-А (литера "А" означает, что это первая стадия работы). Это двигатель в размерности АЛ-31, то есть несколько меньшей размерности, чем АЛ-41Ф, но в него внедрены все технологии, использованные на АЛ-41Ф. Там есть все, что мы наработали за 15 лет: новинки в области применяемых материалов, расчетов, конструкции, высокотемпературного цикла. Хотел подчеркнуть, что мы считаем этот двигатель не просто двигателем, но программой, которая рассчитана примерно на 15 лет. То есть у нас есть программа совершенствования узлов, разработанная как самостоятельно, так и совместно с ЦИАМ, и которая будет постепенно, в три этапа, внедряться. Таким образом, мы намерены примерно через пять лет, то есть к 2007-2008 году получить двигатель поколения, как мы его называем, "пять плюс". И все это будет взаимозаменяемо на самолете. Так, мы сможем модернизировать ранее выпущенные самолеты, сможем на новом самолете совершенствовать двигатель по тяге, по экономичности, по снижению веса. Такая программа у нас есть, мы ее отрабатывали в течение трех лет, и сейчас действуем в соответствии с ней.


Одной из важнейших причин образования НПО "Сатурн" была названа необходимость интеграции для создания именно двигателя пятого поколения. В июле прошлого года ОАО "А. Люлька - Сатурн" и ОАО "Рыбинские моторы" объединились в единую компанию. Исходя из чего складывалось это партнерство?

Такая масштабная программа, как создание перспективного базового двигателя нового поколения и последующий запуск его в производство требует серьезнейшей ресурсной и материальной базы. Ради этого и было принято решение объединить два предприятия. Почему именно "Рыбинские моторы"? Потому что там лучшая в России и одна из лучших в мире служб подготовки производства, за последние три года рыбинские моторостроители очень сильно выросли в этом плане во всех сферах: в идеологической, технологической, во внедрении безбумажной технологии и т. д. После объединения мы в НПО "Сатурн" создали такой серьезный орган, как Научно-технический совет (я являюсь его председателем), который управляет всеми процессами науки, инженерных кадров, разработок, технологий. В Совете созданы три подсекции: Подсекция науки и интеллектуальной собственности, Подсекция конструкции и технологии и Подсекция экономики, маркетинга и производства.

Мы создаем такую систему, которая управляется единым советом директоров, единым правлением, имеет единую инженерную линию и кооперацию. С разрушением директивной системы кооперация заводов нарушилась (опыт неудачной кооперации - уфимское объединение "УМПО" и московский "Салют"). Сблизить их не получается, а когда это будет одно предприятие, единый совет директоров, единое управление, можно будет кооперацию реализовать, сделать продукцию дешевле и разработки двигать активно. Короче говоря, такое предприятие в своей зоне должно быть конкурентоспособно. А центральная задача - это двигатель нового поколения, базовый двигатель. Сегодня мы уже работаем в кооперации, когда создаем двигатель АЛ-41Ф1-А. Примерно треть была его создана в Рыбинске, треть в Уфе, а треть в Москве. Теперь эти процессы надо формализовать.

Настало критическое время, когда мы как страна, способная создать двигатель пятого поколения, еще можем вступить в конкуренцию на мировом рынке. Это важнейший момент, и если мы через 3-5 лет не начнем полномасштабную разработку такого двигателя, то позднее ее можно и не начинать - рынки будут полностью заняты. Второе - для того, чтобы делать такой двигатель, нужен самолет пятого поколения, и сегодня этот вопрос решается. И, наконец, третье - у нас сейчас в России есть все, чтобы делать самолет и двигатель пятого поколения, включая кадры, финансовые, технологические возможности и научный задел.

"Сатурн АЛ-31ФП" - высокоэкономичный, высокотемпературный двухконтурный двигатель с поворотным реактивным соплом, модульной конструкции. Устанавливается на самолеты Су-37, Су-30МК и другие модификации Су-27. Двигатель АЛ-31ФП эксплуатируется в широком диапазоне высот и скоростей полета, устойчиво работает на режимах глубокого помпажа воздухозаборника при числе М до 2, а также в условиях плоского, прямого и перевернутого штопора, обеспечивает уникальные маневренные характеристики самолета, в том числе при выполнении фигур высшего пилотажа в динамическом режиме работы на минусовых скоростях до 200 км/ч.

Двигатель обладает высокой газодинамической устойчивостью и прочностью, что позволяет ему надежно работать в экстремальных условиях по уровню неравномерности и пульсации давления воздуха на входе.
АЛ-31ФП изготавливается в обычном и тропическом исполнении.

"Сатурн АЛ-31Ф" - двухконтурный газотурбинный высокоэкономичный двигатель модульной конструкции со смешением потоков за турбиной. Он устанавливается на самолеты Су-27 и его модификации, палубные истребители Су-33, многоцелевые истребители Су-35, эксплуатируется в широком диапазоне высот и скоростей полета, устойчиво работает на режимах глубокого помпажа воздухозаборника при числе М до 2, в условиях прямого и перевернутого штопора.

В НПО "Сатурн" проводится модернизация двигателя АЛ-31Ф в параметрах поколения "4+" и "4++".

На первом этапе двигатель будет оснащаться вентилятором, обеспечивающим увеличенный расход воздуха, и цифровой системой управления. Тяга двигателя будет увеличена до 14 500 кгс.

"Сатурн АЛ-55" - газотурбинный авиационный двигатель, созданный на базе моделирования элементов проточной части ТРДД АЛ-31Ф. Он имеет модульную конструкцию и обладает высокой технологичностью и контролепригодностью.

На двигателе применена современная система автоматического управления. Для учебно-боевых самолетов пятого поколения создается вариант двигателя АЛ-55 с форсажной камерой и управляемым вектором тяги.


"TODAY RUSSIA POSSESSES ALL RESOURCES TO MAKE
AN AIRCRAFT AND AN ENGINE OF THE FIFTH GENERATION"

A.M. Lyulka's Scientific and Technical Center as a member of "SATURN" Scientific & Production Association gives jobs to 2400 employees at two sites: Moscow site which unites the design bureau and all engineering and management departments and Turaevo site. India bought a license for manufacturing of Su-30MKI aircraft and AL-31FP engine. The second modification of AL-31F engine is AL-31ST - the engine with a bottom arrangement of the gearbox. The stationary version is dubbed as AL-31ST. In mid-1980s the company launched the project on AL-41F - the engine of the 5th generation. Not waiting for all circumspect documents relating to competition, the company is planning to assemble the first engine in the middle of May. It is dubbed as AL-41F1-A. As to overall dimensions it is similar to the AL-31 but incorporates all newest technologies. Thus, we are scheduling to get the engine of the next generation (we named it as "five plus") by 2007-2008.


предыдущий материал
оглавление
следующий материал