предыдущий материал

СОБЕСЕДНИК
Интервью генерального директора НПО "Сатурн"
Юрия Ласточкина

"…СФОРМИРОВАТЬ СЕРЬЕЗНУЮ БАЗУ ДЛЯ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОРЫВА ОТРАСЛИ"


Сегодня ведутся горячие дискуссии по поводу реформирования ОПК. Каково Ваше видение этой проблемы?

Новая концепция в реформировании и развитии предприятий ОПК обозначилась с утверждением в октябре 2001 года Федеральной целевой программы "Реформирование и развитие ОПК на 2002-2006 годы", а также принятием обеспечивающего её пакета федеральных программ.

В тексте федеральной программы по реформированию ОПК прямо сообщается, что "...аккумулирование ресурсов государства на ключевых направлениях, а также использование других инструментов государственной промышленной политики позволяет сформировать качественно новый облик оборонно-промышленного комплекса".

Мы понимаем, что для качественно нового облика ОПК необходим больший уровень его бюджетного финансирования, а также более значительные внебюджетные средства. Выполненный нами анализ, к сожалению, показал, что планируемый уровень бюджетного финансирования всего пакета программ по реформированию и развитию ОПК и обеспечивающих его программ, принятый 4 месяца назад, позволяет реализовать поставленные задачи всего на 3 %.

Остальные средства, согласно программе, должны внести акционерные компании ОПК, причем отдать 51 % своих акций в федеральное управление. Таким образом, возникла проблема непропорционального разделения прав управления и финансовых затрат между государством и предприятиями ОПК.


Где же выход?

Государство должно сотрудничать с акционированными предприятиями, поскольку оно не располагает достаточными финансовыми средствами для реального обеспечения федеральных целевых программ.

Понимая, что государство не может сегодня внести решающего финансового вклада в федеральных целевых программах, следует признать, что основную (более 90 %) финансовую нагрузку по реформированию и развитию ОПК должны взять на себя акционированные предприятия и другие внебюджетные источники.

Мы считаем целесообразным для ускорения темпов развития экономики, активизации финансовых возможностей предложить следующий, состоящий из четырех пунктов, механизм реализации программы реформирования ОПК, без передачи государству 51 % акций предприятий: выбрать в каждой отрасли ОПК несколько базовых акционированных предприятий и передать им, или специализированным инвестиционным компаниям, государственные пакеты акций для эффективного управления; передать на отобранные базовые предприятия право пользования интеллектуальной собственностью государства; на базовых предприятиях сконцентрировать гособоронзаказ; сконцентрировать на выбранных базовых предприятиях финансовые ресурсы федеральных программ.


Что же будет происходить с теми предприятиями, которые не получат статуса базовых?

Предприятия, не принятые базовыми, будут иметь возможность сливаться, разделяться на виды бизнеса, менять отраслевую принадлежность и реализовывать другие возможные варианты реформирования в условиях рынка.


Юрии Васильевич, прошло полгода с момента образования ОАО "НПО "Сатурн". Какие цели ставились при создании новой компании? Что Вы вкладываете в понятие "вертикально интегрированная структура"?

В ходе создания любой сложной технической системы конструкторские бюро и серийные заводы связаны в единый проектный, производственный и эксплуатационный цикл. Поэтому интегрирование разработчиков и производителей конечной продукции по вертикали - процесс естественный. Прежде чем появилась корпорация НПО "Сатурн", "Рыбинскими моторами" было успешно проведено объединение с рыбинским КБ моторостроения. Логичным шагом стало слияние серийного завода ОАО "Рыбинские моторы" с ведущим разработчиком газотурбинной техники военного и гражданского назначения ОАО "А. Люлька-Сатурн".

Так появилось ОАО "НПО "Сатурн", способное комплексно решать технические задачи по созданию и обеспечению жизненного цикла современной газотурбинной техники. Собраниями акционеров "Люльки-Сатурн" и "Рыбинских моторов" утверждены договор слияния и передаточный акт. Избран Совет директоров НПО, утвержден и зарегистрирован Устав, ФКЦБ зарегистрировала проспект эмиссии акций ОАО "НПО "Сатурн".

Стратегии развития НПО "Сатурн" строятся, исходя из того, что конструкторский дивизион компании является самым крупным и дееспособным центром в области российского двигателестроения. А сама компания, объединив потенциал более 5000 специалистов в области НИОКР двигателестроения с двумя опытными производствами, - лидером по НИОКР ОПК.


Для завоевания ведущих позиций на рынке необходимо иметь современное оборудование и технологию. Каких успехов добилось объединение в этих направлениях за последнее время?

В целом, НПО "Сатурн" сегодня лидер в отрасли. Компания имеет самый высокий в машиностроительной отрасли темп обновления основных фондов - 10 %. Сегодня мы вторые в стране после иркутского АПО по использованию информационных технологий в области конструкторского проектирования. И производственно-технологическая, и опытно-конструкторская база предприятия оснащены современным оборудованием, позволяющим выпускать продукцию на качественно новом уровне.

Промышленный потенциал НПО "Сатурн" соответствует требованиям, которые предъявляются к производству газотурбинной техники пятого поколения. Лучшее литейное производство в стране сосредоточено в НПО "Сатурн" на московской площадке. Самая совершенная база по проведению испытаний военных двигателей находится в Подмосковье, в Тураеве, на площадке "Сатурна", где проводятся испытания двигателей с управляемым вектором тяги с имитацией эксплуатационных условий. Завершена реконструкция научно-исследовательской и опытно-конструкторской базы.

Безусловно, проблемы у нас есть, как и на любом другом заводе. Но их не больше, чем где-либо, а скорость их решения в НПО "Сатурн" гораздо выше.

Каким Вы видите место НПО "Сатурн" в международной кооперации и разделении труда?

Мы давно и конструктивно работаем с компанией SNECMA и рядом других. Но с этого года международная кооперация осуществляется на совершенно другом уровне. Речь идет о программе SM146, то есть о создании совершенно нового двигателя на базе газогенератора нового поколения. В программе мы участвуем на паритетной основе - 50 на 50. Предстоит разработать, довести и испытать двигатель, получить все параметры, позволяющие двигателю эксплуатироваться на западном рынке. И этот двигатель должен быть установлен на региональные самолеты. Например, на машину, которую "Сухой" собирается делать вместе с Boeing, на модернизированные Ту-334. Чтобы было понятно, о каком двигателе идет речь, поясню - при замене Д-436 (которым в настоящее время оснащаются Ту-234) на новый двигатель, дальность этой машины возрастает в два раза. То есть гражданских двигателей такого уровня у России еще не было.

Вообще надо признать, что если военные двигатели Россия еще в состоянии делать, то гражданские в одиночку, наверное, уже не стоит и пытаться. Участие в международном сотрудничестве не только обеспечивает предприятию реальные деньги, но позволяет изучать современные технологии и готовить персонал.


Каков объем инвестиционной программы НПО "Сатурн" в последние годы?

За 4 года мы вложили более 100 млн долларов и в перспективе темп должен увеличиваться. Инвестиции в основной капитал, естественно в его активную часть, составляют 25-30 млн долларов в год. Я думаю, что этот темп сохранится.

Мнение о том, что фундаментальные исследования должны финансироваться только государством, сегодня неверно. Если уж мы сделали выбор в пользу развития наукоемкого высокотехнологичного производства, то издержки и риски научно-технического прогресса ОАО "НПО "Сатурн" способно частично принять на себя.

Я твердо убежден в том, что благодаря объединению в единую компанию лучших научно-технических и производственных ресурсов в области создания газотурбинной техники, за счет грамотной инвестиционной политики и современной системы управления мы не только в состоянии обеспечить реализацию перспективных программ, но, и сможем сформировать серьезную базу для будущего технологического прорыва отрасли.


" … BUILDING-UP A SOLID BASIS FOR TECHNOLOGICAL BREAKTHROUGH IN THE INDUSTRY"

The state budgetary funds are necessary for restructuring of the military -industrial complex (MIC). The today's level allows to solve only 3% of vital problems. Other financial resources shall be invested by join-stack companies of MIC by giving back 51% of shares to the federal agency. There is a problem of disproportional allocation of management functions and financial expenses. The procedure aiming at implementation of MIC restructuring program is proposed. This mechanism is not calling for transferring 51 % shares to the state property: several joint-stock companies are chosen in each branch of MIC which accumulate the state shares; they have a right to use intellectual property of the state; these leading companies shall be responsible for the state military Order; also, funds of federal programs are consolidated. "SATURN" Scientific & Production Association has the highest rate of innovation in machine-building industry - 10 %. "I am sure we are able to build up a solid basis for technological breakthrough in the industry"..


предыдущий материал
оглавление
следующий материал