предыдущий материал

ТЕХНОЛОГИЯ
Виктор Леховицер
зам. начальника управления главного технолога
Евгений Липский
зам. главного конструктора технологической оснастки УГТ
Константин Балушок
начальник бюро УГТ

НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ УСКОРЕННОГО ПОЛУЧЕНИЯ ЗАГОТОВОК ЛОПАТОК АВИАДВИГАТЕЛЕЙ НА БАЗЕ СИСТЕМ БЫСТРОГО ПРОТОТИПИРОВАНИЯ


На производстве ОАО "Мотор Сич" внедрена новая технология быстрого изготовления заготовок деталей, получаемых литьем по выплавляемым моделям, в частности - лопаток авиадвигателей (как пустотелых, так и монолитных), на базе систем быстрого прототипирования. Системы быстрого прототипирования позволяют получить физическую копию трехмерной компьютерной модели детали любой сложности, запроектированной с помощью различных систем САПР (CAD/CAM).

ОАО "Мотор Сич" использует для этой цели CAD/CAM EUCLID, LOM-технологию, традиционную технологию изготовления литейной оснастки из эпоксипластов и технологию ионоплазменной металлизации.

Традиционно заготовки лопаток авиадвигателя изготавливают литьем по выплавляемым моделям, получаемым путем запрессовки модельной массы в прессформу. Для получения внутренних полостей охлаждаемых лопаток используются керамические стержни. Таким образом, для получения отливки пустотелой лопатки нужны две металлические прессформы: модельная и стержневая, очень дорогостоящие и трудоемкие в изготовлении.

По новой технологии вначале разрабатываются в CAD/CAM EUCLID компьютерная мастер-модель лопатки и стержня, а затем по компьютерным моделям выращивают физические модели на установках LOM.

Стержневую прессформу изготавливают по LOM-модели стержня напылением на нее цинка толщиной в несколько миллиметров методом электродуговой металлизации.

Полученные цинковые корки обрабатывают механическим путем. Получаются пуансон и матрица стержневой прессформы. Изготовленная по такой технологии стержневая прессформа свободно выдерживает температуру заливки карбамида до 180 °С.

По мастер-модели лопатки изготавливают модельную прессформу. Технология ее изготовления следующая. LOM-модель по линии разъема заливают эпоксипластом поочередно: то со стороны спинки, то со стороны корыта профиля пера лопатки. Полученные половины форм также обрабатывают по плоскости разъема и получают пуансон и матрицу модельной формы.

Таким образом, обе формы, стержневая и модельная, изготавливаются с применением LOM-технологии. Далее стержни и выплавляемые модели лопаток получают по традиционной технологии литейного производства.

Данная технология позволяет в несколько раз сократить сроки и материальные затраты на сложную и дорогостоящую технологическую подготовку производства новых изделий сложной формы. Кроме того, она позволяет оперативно и с незначительными затратами вносить изменения в опытные конструкции деталей изделий до начала их серийного производства.

После окончания этапа испытаний нового изделия, отработки конструкции и получения сертификата качества изготавливается металлическая стационарная оснастка для серийного производства изделий.


предыдущий материал
оглавление
следующий материал