предыдущий материал

АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА
Олег Фаворский
академик РАН

Энергетика - решающий фактор экономики


Одним из направлений обеспечения национальной безопасности России является сохранение ее энергетической независимости. Наша страна обладает громадными природными ресурсами, но используются они не всегда эффективно. Ослабление "пресса" на производителей энергии из-за падения производства оказалось временным. Постепенное наращивание объемов выпускаемой продукции уже сейчас настоятельно требует принятия срочных мер, направленных на увеличение выработки энергии. Наряду с необходимостью обеспечения роста общего производства энергии следует компенсировать износ мощностей электростанций РАО "ЕЭС России", составляющий сегодня 52 %. С другой стороны, в отечественном машиностроении произошел резкий спад производства энергетического оборудования. Большая часть изготовленных агрегатов экспортируется.

Правительство России намерено принять срочные меры. В апреле 2001 г. состоялось совещание, а вслед за этим - коллегия Минпромнауки под руководством министра А.Н. Дондукова, на которых рассматривалась "Стратегия развития энергетического машиностроения России до 2010 г.". Проект стратегии разработан во исполнение поручения Правительства РФ, в соответствии с утвержденными Президентом РФ "Основными направлениями энергетической политики Российской Федерации на период до 2010 г." и одобренной Правительством РФ "Энергетической стратегией России на период до 2020 года".

На коллегии выступил руководитель Департамента машиностроения Н.Т. Сорокин. Участники коллегии отмечали, что роль государства в хозяйственной деятельности должна ограничиваться созданием благоприятных условий для развития рыночных механизмов.

Выступивший на коллегии заместитель министра С.Г. Митин подчеркнул необходимость широкого распространения энергосберегающих технологий, внедрения газотурбинных двигателей парогазовых установок (ПГУ).

"Энергетическая стратегия России на период до 2020 года" предусматривает существенное увеличение потребления электрической энергии (минимум на 40 %). Столь значительное наращивание требуется даже при учете внедрения энергосберегающих технологий, эквивалентных вводу до 50 % вновь создаваемых мощностей.

Прирост выработки электроэнергии усложняется из-за высокой степени износа оборудования и наличия паровых турбин с присущими им низкими к.п.д. (25 %, в лучшем случае до 36…38 %) по сравнению с современными парогазовыми установками, имеющими к.п.д. на уровне 52…60 %.

Кроме того, в России около 45 % крупных тепловых электростанций (ТЭС) работают в конденсационном режиме, т.е. вырабатывают только электроэнергию. А в многочисленных котельных тепло вырабатывается без получения электроэнергии, причем потребляется вдвое больше топлива, чем на крупных электростанциях. Если это еще терпимо при сжигании угля, то такое отношение к газу - использование его только для получения тепла - крайне неэффективно как с точки зрения экономики, так и экологии.

Продление ресурса старого паротурбинного оборудования ведет к отставанию энергетики и накоплению критически опасного оборудования. Даже при корректировке темпов снижения мощностей возникает существенное отставание реально располагаемой мощности от потребной, уровень которой определен в соответствии с энергетической стратегией. Если атомные станции увеличат производство электроэнергии в два раза, а гидроэлектростанции в полтора раза, что предусмотрено стратегией, то и в этом случае образуется недостаток мощности, составляющей по пятилеткам 16, 22, 50 и 52 ГВт, соответственно. Скомпенсировать дефицит мощности можно только на станциях, работающих на органическом топливе. Но тяжелое энергомашиностроение России в ближайшие 5-8 лет может выйти на уровень, при котором в лучшем случае станет возможным производство ПГУ суммарной мощностью по 2,5…3,0 ГВт в год.

Для компенсации дефицита мощности, нарастающего с темпом от 2 ГВт/год сейчас до 6…7 ГВт/год к 2020 г., необходимо заменить старые котельные, работающие на газе, современными отечественными ГТУ-ТЭЦ, а работающие на угле - высокоэффективными ПТ-ТЭЦ. Альтернативой указанному решению могут быть высокие затраты на закупку импортной техники, либо дорогостоящее строительство новых больших электростанций.

Резервы, образующиеся в результате преобразования котельных в ГТУ-ТЭЦ и ПТ-ТЭЦ, составляют, при сохранении расхода топлива постоянным, по крупным и средним котельным - 50 ГВт, а мелким - 40 ГВт. Для таких станций в течение последних пяти лет уже созданы образцы малых ГТУ. Очень важно, что для переоборудования устаревшей котельной в ГТУ-ТЭЦ требуется примерно год, тогда как новые крупные ТЭС будут строиться в лучшем случае 4-5 лет. Изготовление 100…200 малых ГТУ в год, эквивалентное ежегодному вводу 2 ГВт, не только решит задачу надежного и эффективного энерго- и теплообеспечения, но и загрузит работой оборонные заводы. Уже сегодня две такие ГТУ мощностью по 20 МВт построены в Новополоцке.

Сегодня нужна четкая и последовательная государственная программа развития энергетики и закон, обязывающий крупные энергосистемы принимать избытки электроэнергии от индивидуальных децентрализованных электротеплостанций. Наверное, полезной была бы и организация лизинга для обеспечения массового создания малых электростанций.

В дополнение следует подчеркнуть, что без массовой замены энергетического оборудования малыми ГТУ-ТЭЦ и ПГУ (даже приняв 50-процентный рост добычи угля) электроэнергетика потребует заметного наращивания потребления природного газа. Это не только нежелательно с точки зрения экономической (выгоднее его продать), но и малореально из-за прогнозируемого ограничения его добычи в рассматриваемый период.

Энергетические газотурбинные установки
Тип установки
Предприятие-разработчик
Мощность, МВт
К.П.Д., %
ТЭС-75/70
ОКБМ, Калуга
0,075
14
ГТЭ-1500
"Суд.Маш.", Санкт-Петербург
1,2
21
ГТУ-1500
ОКБ им. В.Я.Климова, Санкт-Петербург
1,5
23
ГТЭ-2500
ОКБ им. В.Я.Климова, Санкт-Петербург
2,2
24,7
ГТУ-2,5П
"Искра", Пермь
2,5
26
ГТУ-4П
"Искра", Пермь
4,0
32
НК-12СТ
ОКБ им. Н.Д.Кузнецова, Самара
6,3
26,1
НК-14СТ
ОКБ им. Н.Д.Кузнецова, Самара
8,0
32
ГТУ-95/12
ОКБ "Мотор", Уфа
10,0
23
ГТУ-12П
ОКБ им. Н.Д.Кузнецова, Самара
12,0
34,4
ГТУ-16П
"Искра", Пермь
16,0
34
НК-17
ОКБ им. Н.Д.Кузнецова, Самара
16,0
29
НК-39
ОКБ им. Н.Д.Кузнецова, Самара
16,0
38
НК-91
ОКБ им. Н.Д.Кузнецова, Самара
20,0
34
ГТЭ-20/25
"Энергоавиа", Москва
20,0
31
АЛ-21СТ
ФНПЦ "ММПП "Салют", Москва
20,0
31
НК-37
ОКБ им. Н.Д.Кузнецова, Самара
25
36,4
ГТГ-2,5
"Машпроект", Николаев
2,5
28,5
ГТГ-6
"Машпроект", Николаев
6,0
31,5
ГТГ-16
"Машпроект", Николаев
16,0
35
ГТГ-25
"Машпроект", Николаев
25,0
36
ГТЭ-110
ОАО "Рыбинские моторы", Рыбинск
110,0
35

предыдущий материал
оглавление
следующий материал