Общая протяженность магистральных газопроводов России составляет 149
тыс. км. По трубам перекачивается в год 540 млрд м3 газа. Отечественная
газотранспортная система, представляет собой единый технологический комплекс
снабжения газом России, стран бывшего СССР и Европы. В настоящее время
строятся магистральные газопроводы, в том числе Ямал-Европа, Россия-Турция
("Голубой поток"). В транспортировке газа сосредоточены две
трети всех основных фондов ОАО "Газпром". Рассказать об этой
части стратегически важного для страны комплекса редакция журнала "Двигатель"
попросила заместителя начальника Департамента по транспортировке газа
и газового конденсата ОАО "Газпром" Александра Зайнетдиновича
Шайхутдинова.
"Двигатель": Александр Зайнетдинович, приведите, пожалуйста,
для начала основные цифровые данные о работе отрасли по вашему направлению.
Александр Шайхутдинов: Транспортировка газа на значительные расстояния
обеспечивается компрессорами, мощность которых составляет 42,0 млн кВт.
В качестве приводов газовых компрессоров используются газотурбинные двигатели
(86 % от общей мощности), электрические приводы (их доля будет уменьшаться)
составляют 13 %, а поршневые - менее 1 %.
Парк газоперекачивающих агрегатов (ГПА) с газотурбинным приводом включает
более 20 типов (около 3000 шт.) единичной мощностью от 2,5 до 25 МВт с
номинальным к.п.д. от 23 до 35 %.
Газотурбинный парк имеет значительную наработку: 27 % - от 70 до 100 тыс.
ч, 17 % - более 100 тыс. ч.
Для замены на компрессорных станциях (КС) выработавших ресурс НК-12 и
НК-16 необходимо 150-180 двигателей. Газпром в состоянии пока взять до
100 ед. Идет постоянный рост числа агрегатов (на 8…12 % в год), которые
необходимо заменять.
"Д": Какова пропорция между отечественными и импортными
газоперекачивающими агрегатами?
А.Ш.: 86 % мощностей оборудования компрессорных станций - это оборудование
российского производства, остальные 14 % поставлены по импорту ("Роллс-Ройс",
"Дженерал Электрик", "Нуово Пиньоне", АЕГ и др.).
"Д": Расскажите, пожалуйста, о российских производителях
оборудования для газоперекачивающих агрегатов. Какие двигатели необходимы
для оснащения перспективных компрессорных станций и в чем заключается
участие Газпрома в их создании?
А.Ш.: Основным поставщиком авиационных двигателей для ГПА до последнего
времени была Самара (НК-12СТ и НК-14СТ), а также Казань (НК-16СТ).
Сегодня самое эффективное взаимодействие Газпром наладил с предприятиями
пермского региона. Первыми задание на разработку получили "Пермские
моторы", затем подключилась "Искра". Сразу установились
деловые отношения между разработчиками и эксплуатационниками "Пермтрансгаза".
Заказали 10 турбин. Лидерные двигатели наработали уже по 26 тыс. часов.
"Пермские моторы" предложили увеличить мощность единичного агрегата
до 16 МВт. Вскоре на Пермской компрессорной станции приступили к испытаниям
16-мегаваттной машины, которую планируем в серию.
На Невском заводе сейчас проектируется стационарная газовая турбина под
названием "Надежда" мощностью 16 МВт. А довольно удачная машина
ОАО "Турбомоторный завод" морально устарела. Сейчас они разрабатывают
новый агрегат мощностью 6 МВт. Но все опять упирается в финансирование
- у завода нет средств на самостоятельную разработку. Газпром немного
поможет заводу.
Сейчас 16-мегаваттных агрегатов в разработке больше, чем шести- и восьмимегаваттных.
Явный перекос. Что касается машин мощностью 25 МВт, то их изготавливают
на Украине (ДН-80) и в Перми (на базе ПС-90). Последний агрегат уникален
для России. Так, к.п.д. первого образца пермской машины будет 38,7…39
%, а после доводки достигнет 40 %. По этому важнейшему параметру новый
агрегат будет соответствовать последним разработкам "Дженерал Электрик".
Если в США подготовлена государственная программа финансирования создания
научно-технического задела для обеспечения газотурбостроения в 2020-2030
гг., то в России каждое предприятие сейчас выживает, как может, т.к. федеральной
программы нет. Руководство Газпрома приняло решение финансировать разработку
газовых турбин АЛ-31СТ, НК-38, "Нева-16", "Урал-12"
и ПС-90СТ.
Следует отметить, эти же турбины используются и в энергетике, а это означает,
что мы приняли участие в разработке газотурбинных электростанций.
"Д": Каковы важнейшие требования Газпрома к двигателям
газоперекачивающих агрегатов?
А.Ш.: Основные требования - высокая надежность и большой межремонтный
ресурс. Те турбины, которые как бы уже прошли проверку на ресурс, не будут
запускаться в серию в полном объеме до тех пор, пока не будет накоплена
статистика.
Основное требование Газпрома по ресурсу приводов - 100 тыс. часов. Предполагается
к 2005 г. приступить к оснащению КС газотурбинными агрегатами нового поколения
со значениями к.п.д. порядка 37…40 %.
По выполнению экологических норм мы работаем с упреждением (концентрация
оксидов азота ниже 50 мг/нм3).
"Д": Если можно, немного поподробнее о применении электроприводов
и поршневых машин для обеспечения перекачки газа.
А.Ш.: Уменьшение количества электроприводов происходит за счет
роста числа газовых турбин. В определенных ситуациях нам без такого рода
приводов обойтись нельзя. Постепенно, по мере физического и морального
старения, от таких приводов будем отказываться.
Газовые дизели и поршневые компрессоры в основном используются для закачки
газа в подземные хранилища. К сожалению, отечественных машин нет. Приходится
закупать агрегаты фирмы "Вяртсила" с поршневым компрессором
"Ариэль".
"Д": Какая основная задача выполнения реконструкции
и модернизации компрессорных станций?
А.Ш.: Основная задача реконструкции - обеспечение требуемых потоков
газа. При этом желательно устанавливать газоперекачивающие агрегаты повышенной
единичной мощности. Средняя мощность всех агрегатов, работающих на одну
трубу диаметром 1420 мм с суточным расходом газа 90…95 млн м3, составляет
80...85 МВт. Поэтому выгоднее менять агрегат мощностью 6 МВт сразу на
16-мегаваттный. Есть еще машины мощностью 25 МВт, но их удобнее (и экономичнее)
устанавливать там, где существует возможность подключения одновременно
на две трубы.
"Д": Для нормальной работы двигателя газоперекачивающего
агрегата необходима система автоматического управления. На какие фирмы
ориентируется Газпром при выборе автоматики?
А.Ш.: Алгоритм и точность работы автоматики электронного регулирования
влияют на к.п.д., возможность выполнения "мягкого" разгона.
В России появились изготовители хорошей регулирующей аппаратуры (НПО "ЭГА",
МПО им. И. Румянцева, а также пермское ОАО "СТАР"). Недавно
к созданию автоматики проявил интерес Омский агрегатный завод. Все говорит
о том, что в ближайшие год-два закупки по импорту полностью прекратятся.
"Д": Какие современные газоперекачивающие агрегаты уже
созданы, находятся в процессе создания или проектируются?
А.Ш.: Сейчас создан типовой ряд газоперекачивающих агрегатов: базовый
агрегат "Урал-12" и "Урал-16", в ближайшее время появится
"Волга-16". Что касается "Невы-16", то, видимо, потребуется
еще несколько лет для доводки.
Стационарный агрегат создается на базе установки GT-10 в Санкт-Петербурге
на Невском заводе в сотрудничестве с "Альстом". Приводом является
надежная "Зульцеровская" турбина. И хотя ее к.п.д. не столь
высок, как хотелось бы, зато у турбины большой ресурс и хорошие перспективы
по совершенствованию. Она может вполне подойти и для энергетиков.
Особо хочется отметить наше сотрудничество с Украиной. Налаживаются отношения
с НПП "Машпроект". Вместе с Газпромом в Тюмени создано акционерное
общество "Газтурбосервис" на базе АООТ "Тюменские моторостроители".
Сейчас на этом предприятии полностью освоен ремонт турбин ДР-59Л. В ближайшее
время начнется освоение ремонта турбины ДГ-90. Это позволит возобновить
закупки турбин на Украине, в том числе ДН-80 фирмы "Зоря".
Рассматривались разные схемы сотрудничества с "Мотор-Сич": поставки
из Запорожья в Уфу комплектов на основе двигателя Д-336 для изготовления
на УМПО газоперекачивающих агрегатов. Они заменят ГПА-6,3. Если первый
такой комплект выдержит межведомственные испытания, то у этого агрегата
будут хорошие перспективы (НК-12СТ уже морально устарел, а НК-14СТ, который
планировался на замену, пока еще не достиг необходимой надежности). В
связи с этим принято решение о внедрении Д-336, но при условии изготовления
ГПА с участием российских предприятий. Прорабатываются варианты кооперации
и с московским ММПП "Салют".
Закупки в дальнем зарубежье будут осуществляться очень ограниченно, причем
только тех турбин, производство которых в России не налажено. Возможны
закупки при предоставлении связанных кредитов. Так, например, на КС "Береговая"
все оборудование будет итальянского производства.
Для новых газопроводов мы стараемся заказать и новые турбины (Штокмановское
месторождение). Производители турбин, учитывая наши требования и опираясь
на свои проработки, формулируют свои предложения. Если у них готовы опытные
экземпляры, то Газпром испытает их на действующих компрессорных станциях.
Успешное завершение испытаний агрегатов должно предшествовать началу строительства
новых газопроводов.
"Д": Какими агрегатами будет оснащаться газопровод Россия-Турция?
А.Ш.: "Голубой поток" - очень важный и интересный проект. На
этом газопроводе будут развернуты три компрессорные станции. Одна из них
- "Береговая" на Черном море. Привод фирмы "Дженерал Электрик"
с компрессорами фирмы "Нуово Пиньоне" (давление 250 кг/см2).
Что касается двух других станций - "Краснодарской" и "Ставропольской",
то на них будет устанавливаться газоперекачивающий агрегат "Урал-12"
с компрессором фирмы "Мицубиси".
"Д": Для повышения суммарного к.п.д. газотурбинного
двигателя при выработке электроэнергии считается эффективным использовать
тепло выхлопных газов, для чего созданы парогазовые установки. Будут ли
создаваться парогазовые установки (ПГУ) для газоперекачивающих агрегатов?
А.Ш.: ПГУ в перекачке газа в России мало применяются (КС "Грязовецкая"),
но такое направление может получить развитие.
"Д": Каким видится возможный облик перспективного газотурбинного
газоперекачивающего агрегата и что бы Вы от имени ОАО "Газпром"
пожелали его создателям?
А.Ш.: Прежде всего, конструкция агрегата должна быть универсальна
(возможность работы на линейных и дожимных компрессорных станциях, станциях
подземного хранения газа и охлаждения, на морских платформах, заводах
сжижения газа, малых электростанциях и др.).
Желательно иметь агрегат с регулируемыми характеристиками, как двигателя,
так и газового компрессора, что позволит настраивать их номинальную мощность
под конкретную компрессорную станцию и поддерживать оптимум при изменении
нагрузок и внешних условий.
Стоимость ремонтно-технического обслуживания должна быть минимальна (стационарные
агрегаты в настоящее время требуют в 2...3 раза меньших затрат, чем агрегаты
на базе авиационных двигателей).
К 2020 г. газотурбинные установки должны обеспечивать ультранизкие концентрации
СО и NOx (5…10 мг/нм3). На первый план выдвинется проблема уменьшения
выбросов СО2.
Дальнейшее развитие получает концепция модульности ГПА. С технологической
точки зрения модуль должен быть приспособлен к автономному функционированию.
Принципиально модульность позволяет гибко формировать компрессорную станцию,
изменять ее облик путем наращивания количества модулей.
Отсюда и пожелание: делать много разных и надежных агрегатов.
Газотурбинные агрегаты нового
поколения
|
Газоперекачивающий
агрегат
|
Двигатель
|
Мощность, МВт
|
К.п.д., %
|
Поставщик
|
Россия
|
ГПА-Ц-6,3
|
НК-14СТ
|
6,3 (8)
|
30
|
"Двигатели НК"
|
ГТН-6У
|
ГТН-6У
|
6,3 (8)
|
30,5
|
Тюменский моторостроительный завод
|
ГПА-12 "Урал"
|
ПС-90 ГП 1
|
12
|
34
|
НПО "Искра", Пермские моторы
|
ГПА-16 "Урал"
|
ПС-90 ГП 2
|
16
|
36,3
|
НПО "Искра", Пермские моторы
|
ГПА-Ц-16АЛ
|
АЛ-31СТ
|
16
|
36
|
А. Люлька-Сатурн, Кировский завод, "Нуово
Пиньоне"
|
ГПА-16 "Нева"
|
АЛ-31СТ
|
16
|
36
|
А. Люлька-Сатурн, Кировский завод, "Нуово
Пиньоне"
|
PGT-21S
|
АЛ-31СТ
|
16
|
36
|
А. Люлька-Сатурн, Кировский завод, "Нуово
Пиньоне"
|
ГПА-16 "Волга"
|
НК-38СТ
|
16
|
36,5
|
Казанское моторостроительное ПО
|
ГТН-25-1
|
ГТН-25-1
|
25
|
31
|
Тюменский моторостроительный завод
|
ГПА-Ц-25
|
НК-36СТ
|
25
|
34,5
|
"Двигатели НК", СМНПО
|
Балтика 25
|
GT-10
|
25
|
35
|
АВВ-Невский
|
Украина
|
ГПА-Ц-6,3 |
ДТ-71
|
6,3
|
30,5
|
ПО "Заря"
|
Д-336
|
6,3
|
30
|
"Мотор Сич"
|
ГПА-16МГ90 |
ДГ-90
|
16
|
34
|
ПО "Заря"
|
ГПА-25МН80 |
ДН-80
|
25
|
35
|
ПО "Заря"
|
|