предыдущий материал

ОБРАЗОВАНИЕ

Чтобы кадры решали все


Известный еще в дореволюционные времена завод "Гном", первым в России приступивший к серийному производству авиационных моторов (ныне Федеральный научный производственный центр "Московское машиностроительное производственное предприятие "Салют""), сегодня выпускает ГТД для современных многофункциональных истребителей семейства "Су". Одновременно осваивается производство двигателей для гражданской авиации, энергетических и газоперекачивающих установок. Продукция завода поставляется во многие страны мира. Но прежде чем добиться мирового признания следовало решить проблемы, связанные с подготовкой работников предприятия, причем на всех уровнях. О решении кадровых вопросов на предприятии рассказывает генеральный директор ММПП "Салют" Юрий Сергеевич Елисеев, почетный авиастроитель, кандидат технических наук, член-корреспондент Российской инженерной академии, заведующий кафедрой РГТУ - МАТИ им. К.Э. Циолковского.

В 1996 г. объем выпуска продукции "Салюта" составлял всего 10 % соответствующего показателя дореформенного периода. За последние три года предприятию удалось наладить экспорт изделий. Более чем в 3,5 раза увеличился объем производства, число работающих возросло с 4 до 10 тысяч. Распоряжением правительства России заводу в июне прошлого года присвоен статус Федерального научно-производственного центра.

На предприятии была усовершенствована структура, создано специальное КБ газотурбинных авиационных двигателей и энергетических стационарных установок. Вместе с отраслевыми институтами началась большая работа по разработке новых технологий, стали внедряться новые процессы химико-термической обработки, оборудование с числовым программным управлением.

В настоящее время мы ощущаем острый недостаток в специалистах. Чтобы его восполнить, работаем с институтами, которые готовят кадры по нашему профилю. Завод не просто принимает выпускников, а включается в учебный процесс нашего базового вуза - Государственного авиационно-технологического университета им. К.Э. Циолковского и ведет целевую подготовку студентов. Начиная с четвертого курса, мы заключаем с молодежью контракты, закрепляем за ней рабочие места. Здесь студенты выполняют проекты, проходят практику. Завод выплачивает стипендии от 300 до 450 рублей в зависимости от успеваемости. За два последних года учебы студенты осваивают производство и приходят на предприятие полноценными инженерами.

При заводе организован институт целевой подготовки (ИЦП) специалистов по двигателестроению - филиал МАТИ. Отрадно отметить, что в последние два года у молодежи появилась тяга к получению высшего и среднего специального образования. В этом году мы приняли на вечернее отделение две группы студентов (65 человек), а всего на вечернем отделении обучается пять групп. Для подготовки высококвалифицированных специалистов используем не только широкие возможности МАТИ - его лаборатории, преподавателей, научных сотрудников, но и приглашаем ведущих ученых по различным направлениям из других ВУЗов. Например, по процессам химико-термической обработки руководство завода приглашает преподавателей из МГТУ им. Н.Э. Баумана.

Создав научно-производственный учебный центр, мы получили возможность обобщать передовой опыт и оформлять его в виде монографий. Дело в том, что сегодня по профилирующей дисциплине "Технология производства ГТД" практически отсутствует современная литература, а единственная книга (1994 г.) не освещает в полной мере все современные технологии. Поэтому специалисты завода совместно с ведущими учеными института по соответствующим направлениям подготовили и выпустили шесть учебников, в том числе по теории проектирования ГТД и технологиям их изготовления. Они определяют уровень производства сейчас, и еще больше будут определять облик производства в будущем.

Большим спросом пользуется книга "Теория и проектирование газотурбинных и комбинированных установок". Она подготовлена преподавателями МГТУ им. Н.Э. Баумана и используется для обеспечения учебного процесса во многих ведущих авиационных высших учебных заведениях. А монографию "Современные технологии в производстве газотурбинных двигателей" написали в основном специалисты завода. Здесь фрагментами даны основные технологические процессы по разным направлениям: литье, механическая обработка, сварка и т.д.

Академия имени Н.Е. Жуковского выпустила ряд печатных трудов, и, в частности, монографии "Химико-термическая обработка и защитные покрытия в авиадвигателестроении" и "Авиационное металловедение и технология обработки металлов". Примечательно, что инициатором издания целого ряда книг стал наш завод. Так, была выпущена книга "Технологии CALS". В ее подготовке приняли участие ведущие специалисты авиационной промышленности России.

Специалисты завода в совершенстве освоили изготовление зубчатых колес, которые поставляются на экспорт, в том числе и в Швейцарию. Поэтому вполне обоснованно появление книги "Производство зубчатых колес для ГТД", в написании которой приняли участие ученые МГТУ. В книгу включены описания таких технологических процессов, которые сейчас еще нигде не применяются. Большое будущее, несомненно, за такими способами соединения деталей, как сварка и пайка, этим технологиям посвящена отдельная книга "Неразъемные соединения".

Сейчас идет подготовка седьмой монографии "Технология производства лопаток". В ней описаны технологические приемы изготовления лопаток компрессоров и турбин. В издательстве МАИ готовится к изданию книга "Обработка титановых сплавов". Таким образом, в течение полутора лет предполагается сформировать техническую библиотеку, которая будет способствовать подготовке высококвалифицированных специалистов по производству ГТД. По нашим представлениям, такая библиотека должна насчитывать 12 - 14 книг.

Теперь, в условиях конкуренции, предприятиям приходится бороться за заказы. А успеха в этой борьбе можно добиться только при наличии специалистов высочайшей квалификации. Простым наращиванием численности работников решить проблему качества невозможно. Поэтому наша основная задача - повышение уровня подготовки сотрудников.

Мы занимаемся профориентацией, начиная с самой ранней стадии. У завода шесть подшефных школ. Специалисты цехов встречаются с ребятами, приобщая их к авиационным проблемам еще со школьной скамьи. Следующий этап - заводское профессионально-техническое училище и базовый авиационный моторостроительный колледж. Здесь готовят квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена. Лучшие выпускники ПТУ и техникума на льготных условиях поступают в МАТИ или на вечернее отделение заводского института целевой подготовки, где проходят обучение по ускоренной программе. За последние три года завод существенно помолодел, средний возраст персонала сегодня 42 года. Высшее и среднее образование имеет 91 % специалистов "Салюта".

В ИЦП мы повысили качество обучения до уровня современных требований: увеличено количество часов по основным дисциплинам, в компьютерных классах все студенты обучаются проектированию авиационной техники и разработке технологических процессов. Завод расширяет контакты с инофирмами, поэтому нам нужны специалисты, в совершенстве владеющие иностранными языками. В связи с этим организованы занятия по английскому языку. В то же время руководство завода считает, что каждый специалист с высшим образованием должен иметь рабочую профессию. Тогда он будет осознанно подходить к принимаемым решениям и разрабатываемым технологиям. В течение ближайших трех лет мы планируем решить проблему и количества, и качества инженерно-технического состава.

Сегодня ведется много разговоров о коммерческой тайне. Многие предприятия стараются скрыть свои "ноу-хау". Но мы живем в одной стране, и чем острее будет у нас конкуренция, тем интенсивнее будут темпы технического прогресса. Поэтому мы принимаем участие и сами организуем различного рода конференции и встречи. Участвуют специалисты ММПП "Салют" и в международных симпозиумах, выступая там с сообщениями по новым технологиям.

Мы хотим, чтобы завод стал настоящим научным центром. Такая политика, проводимая в течение последних лет, уже принесла результаты. На "Салюте" работают восемь докторов наук, более 35 кандидатов наук, а ведь всего три года назад был только один кандидат наук. Введены у нас материальные стимулы: 20-процентная надбавка к окладу кандидата технических наук, 40-процентная - к окладу доктора наук. Сейчас у нас 15 человек продолжают обучение в аспирантуре. Это наиболее целеустремленные молодые ученые. Они занимаются в МАТИ, "Станкине" и других ВУЗах. Темы, над которыми они работают, очень полезны для завода. Мы заинтересованы в том, чтобы за три года обучения наши аспиранты помимо повышения собственной квалификации сумели разработать что-то новое в технологиях производства нашей продукции.

Следует признать, что завод испытывает определенные трудности с пополнением рабочего звена. Опыт показал, что в Москве очень сложно набрать высококвалифицированных рабочих даже на приличную зарплату. Сегодня основным стимулом для хорошей работы является высокий заработок. Его можно выплачивать только исполнителям, обладающим соответствующей квалификацией. В результате у нас 85 % рабочих формально имеют пятый или шестой разряд. Но такое положение не радует, поскольку оно не соответствует фактической квалифицированности исполнителей. Завышение квалификации рабочего нередко приводит к увеличению брака и, в конце концов, к неудовлетворенности самого рабочего.

Мы стремимся не переаттестовывать работников с целью снижения разряда, ведь в противном случае мы неизбежно потеряем многих рабочих. Вместо этого было решено ввести на предприятии 10-балльную разрядную сетку и присваивать соответствующие разряды только после обучения в учебном центре. Поставлена задача, чтобы в течение двух лет каждый сотрудник предприятия прошел эти курсы. Сегодня на "Салюте" имеются 600 компьютеризированных рабочих мест. Нам удалось за полтора года обучить работе на компьютерах более 600 человек.

Наши специалисты должны быть, конечно, культурными и образованными людьми. Многие предприятия отказались от соцкультсектора, но мы его сохранили. У завода свой дом культуры "Чайка", в нем занимаются 2500 человек, в том числе 1500 ребятишек. Есть хорошие вокальный и хореографический коллективы, народный театр. На нашем стадионе работают 22 секции, которые посещают около 2000 человек. Есть на предприятии дома отдыха, детские лагеря, народный музей.

Результаты научной, технической и организационной работы, как говорят, налицо. В частности, нашими конструкторами ведется модернизация авиадвигателя четвертого поколения АЛ-31Ф, который устанавливается на истребителях семейства Су-27. Разрабатываем новый компрессор низкого давления, совместно с ВИАМ занимаемся проблемой повышения температуры газов перед турбиной, ведь температура определяет тягу и возможности двигателя. Путем использования лумилоидной лопатки, полученной методом монокристаллического литья, намечаем довести температуру газов до 1900К. При участии канадской фирмы "Пратт-Уитни" мы создаем компактный вертолетный двигатель мощностью 500 л.с.

Среди первоочередных задач ММПП "Салют" - увеличение объемов выпуска продукции, в том числе на экспорт, а также освоение новых видов сложных изделий, например, газотурбинных двигателей для гражданской авиации и энергетических турбин, модернизация серийной продукции, повышение ее конкурентоспособности, расширение номенклатуры товаров народного потребления. И все это требует, конечно, высококвалифицированного персонала, слаженной работы, умелого управления.


предыдущий материал
оглавление
следующий материал