Несмотря на сложное экономическое положение, Россия продолжает
оставаться одной из немногих в мире стран, способных разрабатывать и производить
широкую гамму авиационных двигателей. Все это благодаря тому, что двигателестроение
- экономически эффективная отрасль государства. Для обеспечения сохранения
достигнутых рубежей в общегосударственном масштабе была разработана федеральная
целевая "Программа развития гражданской авиационной техники России
(1993-2001 годы)". Наступил последний год ее выполнения.
О степени готовности авиационной (как и любой другой) техники к эксплуатации
можно говорить только после проведения определенных испытаний и получения
сертификата. В последний год столетия, положившего начало эре авиации,
в России предприятиями и организациями авиационной отрасли проводились
сертификационные испытания самолетов (Ил-96-300, Ту-214, Ил-114Т, Бе-200,
Як-42Д-90) и авиадвигателей (ТВ7-117С, Д-436, ТВД-20, М14В26В1). В настоящее
время продолжаются сертификационные испытания самолетов (Ту-334, Ан-38-200,
Бе-103, М-101), вертолетов (Ка-62, Ми-14ПЖ, Ка-226), двигателей (ТВД-1500,
РД-600, НК-93) и вспомогательных силовых установок (ВГТД-2, ТА-14, ТА-18).
За истекший год в России были изготовлены (как для отечественных потребителей,
так и на экспорт) 25 самолетов и 45 вертолетов, а также необходимые для
их выпуска двигатели, агрегаты, приборы и др. Конечно, это крайне мало.
Следует заметить, что в 1992 г. расходы по науке достигали 1 % ВВП, а
в СССР - около 3,67 %. В 1999 г. на НИОКР выделялось менее 0,5 % ВВП.
Финансирование работ в рамках Программы осуществлялось в 2000 г. по следующим
основным направлениям: серийное производство самолетов, вертолетов, двигателей;
создание научно-технического задела по всем направлениям.
В 2000 г. предполагалось завершить финансирование 13 из 42 направлений
федеральной целевой "Программы реструктуризации и конверсии оборонной
промышленности на 1998-2000 гг.". Только одно из этих направлений
относилось к авиационной промышленности и, по данным Росавиакосмоса, в
2000 г. реально было профинансировано на 87,2 %.
В 1999-2000 гг. благодаря умелой концентрации средств бюджета удалось
выполнить большой объем НИОКР. В 2000 г. были поддержаны ГНЦ РФ: ЦАГИ,
ЦИАМ, ВИАМ, ЛИИ, ГосНИИАС, и др.
В рамках "Программы..." в 2000 г. был проведен гидроавиасалон
"Геленджик - 2000". Свою продукцию представили 147 российских
и 30 зарубежных фирм. Авиационные компании ряда стран подписали протоколы
о намерениях по закупке гидросамолетов Бе-200 и Бе-103.
В ЦИАМ совместно с головными институтами был выполнен комплекс мероприятий
по разработке авиационных двигателей нового поколения. В рамках этих мероприятий
разработана "Концепция развития авиационных двигателей в направлении
создания улучшенных модификаций серийных двигателей, разработки новых
двигателей и создания промышленных газотурбинных установок". Данная
концепция содержит анализ современного состояния авиадвигателестроения,
основные цели государственной политики в области авиадвигателестроения,
приоритетные направления и этапы развития авиационных двигателей и ГТУ,
а также предложения по совершенствованию направлений государственного
регулирования развития подотрасли.
В рамках создания базового ТРДД определены пути и методы создания семейства
двигателей с тягой 9...15 тс на основе единого газогенератора для ближне-
и среднемагистральных самолетов. В ЦИАМ в рамках "Программы..."
в 2000 г. проведены исследования по созданию для магистральных самолетов
базового ТРДД нового поколения (ТРДД-2005) в классе тяги 12 тс и совместно
с СНТК им. Н.Д. Кузнецова, ЗМКБ "Прогресс" и ОАО "Авиадвигатель"
разработаны предварительные рекомендации по техническому облику этого
двигателя.
Сформирована структура построения систем автоматического управления для
перспективных ТРДД магистральных самолетов (в частности, будут широко
использоваться "интеллектуальные" датчики, волоконно-оптические
линии связи, обеспечена интеграция с системами ЛА и др.) и разработаны
новые структуры систем запуска перспективных ТРДД и ВГТД.
В заключение отметим, что хотя общий объем продукции авиационной отрасли
составил в 1997 г. около 20 % по сравнению с 1991 г., но с 1998 г. начался
рост продукции. В 1998-2000 гг. общий объем продукции вырос на 43,3 %.
Поэтому мы уверены, что авиационное двигателестроение при необходимой
поддержке государства имеет хорошие перспективы развития.
|