предыдущий материал

ЭКОНОМИКА
Вячеслав Калачанов
заместитель директора ГосНИЦ ЦАГИ
Екатерина Джамай
ученый секретарь ЦИАМ
Институт технико-экономических проблем:
Максим Филатов
с.н.с.
Борис Шапиро
с.н.с.

Российское двигателестроение на пороге третьего тысячелетия


Несмотря на сложное экономическое положение, Россия продолжает оставаться одной из немногих в мире стран, способных разрабатывать и производить широкую гамму авиационных двигателей. Все это благодаря тому, что двигателестроение - экономически эффективная отрасль государства. Для обеспечения сохранения достигнутых рубежей в общегосударственном масштабе была разработана федеральная целевая "Программа развития гражданской авиационной техники России (1993-2001 годы)". Наступил последний год ее выполнения.

О степени готовности авиационной (как и любой другой) техники к эксплуатации можно говорить только после проведения определенных испытаний и получения сертификата. В последний год столетия, положившего начало эре авиации, в России предприятиями и организациями авиационной отрасли проводились сертификационные испытания самолетов (Ил-96-300, Ту-214, Ил-114Т, Бе-200, Як-42Д-90) и авиадвигателей (ТВ7-117С, Д-436, ТВД-20, М14В26В1). В настоящее время продолжаются сертификационные испытания самолетов (Ту-334, Ан-38-200, Бе-103, М-101), вертолетов (Ка-62, Ми-14ПЖ, Ка-226), двигателей (ТВД-1500, РД-600, НК-93) и вспомогательных силовых установок (ВГТД-2, ТА-14, ТА-18).

За истекший год в России были изготовлены (как для отечественных потребителей, так и на экспорт) 25 самолетов и 45 вертолетов, а также необходимые для их выпуска двигатели, агрегаты, приборы и др. Конечно, это крайне мало.

Следует заметить, что в 1992 г. расходы по науке достигали 1 % ВВП, а в СССР - около 3,67 %. В 1999 г. на НИОКР выделялось менее 0,5 % ВВП.

Финансирование работ в рамках Программы осуществлялось в 2000 г. по следующим основным направлениям: серийное производство самолетов, вертолетов, двигателей; создание научно-технического задела по всем направлениям.

В 2000 г. предполагалось завершить финансирование 13 из 42 направлений федеральной целевой "Программы реструктуризации и конверсии оборонной промышленности на 1998-2000 гг.". Только одно из этих направлений относилось к авиационной промышленности и, по данным Росавиакосмоса, в 2000 г. реально было профинансировано на 87,2 %.

В 1999-2000 гг. благодаря умелой концентрации средств бюджета удалось выполнить большой объем НИОКР. В 2000 г. были поддержаны ГНЦ РФ: ЦАГИ, ЦИАМ, ВИАМ, ЛИИ, ГосНИИАС, и др.

В рамках "Программы..." в 2000 г. был проведен гидроавиасалон "Геленджик - 2000". Свою продукцию представили 147 российских и 30 зарубежных фирм. Авиационные компании ряда стран подписали протоколы о намерениях по закупке гидросамолетов Бе-200 и Бе-103.

В ЦИАМ совместно с головными институтами был выполнен комплекс мероприятий по разработке авиационных двигателей нового поколения. В рамках этих мероприятий разработана "Концепция развития авиационных двигателей в направлении создания улучшенных модификаций серийных двигателей, разработки новых двигателей и создания промышленных газотурбинных установок". Данная концепция содержит анализ современного состояния авиадвигателестроения, основные цели государственной политики в области авиадвигателестроения, приоритетные направления и этапы развития авиационных двигателей и ГТУ, а также предложения по совершенствованию направлений государственного регулирования развития подотрасли.

В рамках создания базового ТРДД определены пути и методы создания семейства двигателей с тягой 9...15 тс на основе единого газогенератора для ближне- и среднемагистральных самолетов. В ЦИАМ в рамках "Программы..." в 2000 г. проведены исследования по созданию для магистральных самолетов базового ТРДД нового поколения (ТРДД-2005) в классе тяги 12 тс и совместно с СНТК им. Н.Д. Кузнецова, ЗМКБ "Прогресс" и ОАО "Авиадвигатель" разработаны предварительные рекомендации по техническому облику этого двигателя.

Сформирована структура построения систем автоматического управления для перспективных ТРДД магистральных самолетов (в частности, будут широко использоваться "интеллектуальные" датчики, волоконно-оптические линии связи, обеспечена интеграция с системами ЛА и др.) и разработаны новые структуры систем запуска перспективных ТРДД и ВГТД.

В заключение отметим, что хотя общий объем продукции авиационной отрасли составил в 1997 г. около 20 % по сравнению с 1991 г., но с 1998 г. начался рост продукции. В 1998-2000 гг. общий объем продукции вырос на 43,3 %. Поэтому мы уверены, что авиационное двигателестроение при необходимой поддержке государства имеет хорошие перспективы развития.


предыдущий материал
оглавление
следующий материал