предыдущий материал

ИСТОРИЯ
Евгений Ерохин  

ПВРД - задание на завтра


Как известно, в шестидесятые годы отечественное ракетостроение получило бурное развитие. К работе подключались крупные самолетостроительные, двигателестроительные и приборостроительные ОКБ. В эти годы деятельность ОКБ-670, возглавляемого М.М. Бондарюком, была связана как с главной тематикой - сверхзвуковыми прямоточными воздушно-реактивными двигателями (СПВРД), так и с новыми сферами деятельности. Среди них работы по гиперзвуковым ПВРД, ядерным реактивным двигателям и ядерным энергетическим установкам (ЯЭУ) для космических аппаратов.

Столь сложные задачи были доверены ОКБ-670 потому, что к началу 60-х годов оно показало себя зрелым и работоспособным коллективом, в багаже которого имелись такие серьезные разработки, как СПВРД для межконтинентальных крылатых ракет "Буря" и "Буран", зенитных управляемых ракет (ЗУР) 3М8 и "400".

В конце пятидесятых - начале шестидесятых годов в рамках своей традиционной тематики коллектив М.М. Бондарюка проектировал прямоточные двигатели для ЗУР и противоракет (см. журнал "Двигатель" № 3-2000), ряда крылатых ракет (КР), беспилотных летательных аппаратов, воздушных мишеней, противолодочных ракет и МБР. Создавался двигатель РД-013 с камерой сгорания (КС) диаметром 1300 мм для самолета "РС", разрабатывавшегося в ОКБ-256 МАП главного конструктора П.В. Цыбина.

Согласно эскизному проекту самолет должен был иметь два СПВРД, обеспечивающие скорость крейсерского полета самолета до 3000 км/ч при тяге каждого по 4400…4500 кгс. Дальность полета до 13 500 км. РД-013 не был востребован по причине свертывания работ по самолету.

В это же время для межконтинентальной баллистической ракеты "УБР" (конструкции ОКБ-52 ГКАТ) разрабатывался СПВРД РД-016. Проводились исследования возможности оснащения существующих КР новыми двигателями - СПВРД. Одна из таких работ (1962-1964 гг.) предусматривала создание двигателя РД-04 (РД-04-670) для противорадиолокационной ракеты Х-22П (конструктор А.Я. Березняк). Позже, в 1965 г., готовился проект СПВРД для ракеты П-500П (ОКБ-52 МАП конструктора В.Н. Челомея), а в 1966-1967 гг. - проект двигателя 4Д-04 оригинальной схемы для КР "Гранит" (ОКБ-52 МАП), рассчитанной на скорость М=4,0. В 1962 г. прорабатывались также проекты оснащения крылатых ракет П-120 и П-700 сверхзвуковыми ПВРД.

По предложению филиала ОКБ-155 МАП с 1964 г. для противолодочной ракеты "Метель" под руководством ведущего конструктора В.Д. Хохлачева проводилось проектирование дозвукового маршевого ПВРД (скорость М=0,9).

В 1968 г. проводились предварительные расчеты двигательной установки (ДУ) для КР Х-30 (ОКБ А.Я. Березняка). Скорость М=2,0…2,5, дальность до 200 км. Ведущий конструктор проекта - И.Б. Леванов.

Для опытной высотной мишени ИЦ-59В разработки ОКБ "Звезда" создавался СПВРД типа РД-600. Старт с самолета-носителя Ту-16 и разгон до М=3,0…3,2 и высоты 11 км выполнялся с помощью пороховых ускорителей. Проект не был реализован из-за закрытия темы.

В 1969 г. на территории СССР был найден удачно "севший" по причине выработки топлива американский беспилотный высотный самолет-разведчик D-21 фирмы "Локхид", на котором в качестве двигателя использовался СПВРД (КС диаметром 950 мм) фирмы "Марквардт". Был поставлен вопрос о необходимости создания у нас аналогичного разведчика с СПВРД.

Разработку конструкции двухступенчатого разведчика (ДБВР) поручили ММЗ "Опыт" главного конструктора А.Н. Туполева. Маршевый СПВРД для ДБВР должен был обеспечивать полет со скоростями, соответствующими числам М=3,3…3,6 на высотах 23…27 км. Была принята двухконтурная схема двигателя с КС диаметром 712 мм. Руководил темой ведущий конструктор Ю.К. Ефимов. Работы остановились на этапе аванпроекта.

В 1968 г. ОКБ приступило к разработке маловысотной крылатой ракеты-мишени (МКРМ). Мишень предназначалась для полета на высотах 25...5000 м со скоростями, соответствующими М=1,15…2,3, на дальность 150...250 км. Одновременно шло создание ракет - ложных целей (РЛЦ "Ноготок") нескольких типов для защиты бомбардировщика Ту-22М. В течение 1969 г. были проведены расчеты характеристик СПВРД, работающих на скоростях М=1,5…2,5 и высотах 9…17 км. Разработка ракет велась под общим руководством заместителя главного конструктора И.Б. Леванова, ответственными ведущими конструкторами были В.Д. Хохлачев (по МКРМ) и Ю.К. Ефимов (РЛЦ). Оба типа изделий были доведены до стадии разработки эскизного проекта (выпущены в 1970 г.), но эти перспективные и нужные работы по указке "сверху" закрыли.

Еще в пятидесятых годах ОКБ приступило к изучению принципиально новых гиперзвуковых ПВРД (ГПВРД) со сверхзвуковой скоростью потока в КС. Проектные разработки экспериментальной модели ГПВРД проводились совместно с ОКБ-679, НИИ-1 и ЛИИ. В 1962-1963 гг. на базе ОКБ в Тураево начались стендовые исследования такого ГПВРД. В 1966 г. рассматривались характеристики ЛА, получившего обозначение "Эра", с гиперзвуковым режимом работы диффузора на М=6,0…10,0 и высотах 14...30 км. Диаметр ГПВРД (ведущий конструктор В.С. Панкратов) превышал 2500 мм.

С конца 50-х годов в работах по ПВРД наметился кризис. ОКБ пришлось браться за новую, более "перспективную" деятельность. Именно во второй половине пятидесятых годов ОКБ-670 включилось в исследования, связанные с созданием реактивных двигателей нового типа - атомных (АРД), а также ЯЭУ для космических аппаратов. В этом направлении был проведен большой объем НИР во взаимодействии с НИИ-1, ЦИАМ и институтами ГКИАЭ СССР. Тематика ядерной энергетики была представлена тремя крупными темами - РД-021, РД-022 и БЭС-5. В целом в этом направлении коллектив трудился около 10 лет и достиг больших результатов.

В соответствии с Постановлением ЦК и СМ СССР № 711-339 от 30.06.1958 г. коллектив ОКБ-670 получил задание на предварительные работы по созданию ядерного реактивного двигателя для перспективных космических ракет и МБР. В 1958-1960 гг. велись расчетные и экспериментальные проработки, которые показали возможность создания АРД с заданными характеристиками. В 1960 г. был выпущен эскизный проект, предусматривавший два варианта (наземного и высотного старта) атомного двигателя с тягой 150 тс. В качестве рабочего тела применялся аммиак.

В июне 1960 г. технические требования изменились, и ОКБ-670 была поручена разработка эскизного проекта АРД с тягой 300…400 тс (рабочее тело - жидкий водород). В 1960-1961 гг. эскизный проект двигателя АРД-200 (шифр "021") для ракеты-носителя Н-1 ("лунная" программа) был выпущен и передан "королевскому" ОКБ-1. В январе 1962 г. техническая готовность проекта составила 40 %. Далее было решено продолжать работы по АРД с тягой 30-40 тс (двигатель получил наименование АРД-3). Работы по теме РД-021, продолжавшиеся еще несколько лет, не были реализованы, однако выполненные коллективом ОКБ-670 исследования имели большое значение для развития науки и техники.

В рамках темы РД-022 велись исследования в области электроядерной энергетики: создание бортового источника электропитания (тема БЭС-5), электроядерных двигательных установок для космических аппаратов, в том числе плазменного и ядерного электроракетного двигателя. Основанием для начала работ послужило постановление ЦК КПССС и СМ № 1080-522 от 25.09.1958 г.

В 1961 г. работы по двигателю, получившему наименование ЭЯРД-6 (шифр "022"), шли в двух направлениях. Один вариант создавался с эмиссионным, другой - с магнитогидродинамическим преобразователем тепла в электроэнергию. Совместно с ОКБ-670 работали такие ведущие организации страны, как ЛФТИ АН СССР, ФЭИ, НИИ-5 ГКИАЭ. К концу 1961 г. на установке ТЭП-1,5 были получены первые положительные результаты, однако поначалу к.п.д. и мощность были очень малыми. Работы велись с размахом, но их подкосило свертывание "хрущевской космической эры" в конце шестидесятых годов.

ОКБ-670 принадлежит заслуга в создании уникальной ядерной энергоустановки БЭС-5 для ИСЗ морской космической системы разведки и целеуказания. Разработка проводилась в содружестве с ведущими организациями страны, такими как ОКБ-52 ГКАТ (головной исполнитель), КБ-1 ГКРЭ, ФЭИ, ОКБ-12, Сухумский ФТИ, ИЛВАР и др. Ведущими конструкторами по ЯЭУ в ОКБ-670 были Ю.Н. Глазунов и И.М. Вышнепольский.

Изначально расчетные, конструкторские и экспериментальные работы по БЭС-5 велись по газовому и жидкометаллическому вариантам установки (в дальнейшем - калиево-натриевым теплоносителем). Был разработан аванпроект с двумя вариантами преобразования энергии: паротурбинным (механическим) и термоэлектрическим (прямым полупроводниковым). Для дальнейшего эскизного проектирования выбрали второй вариант.

В 1961-1965 гг. проводились испытания реактора БР-5А, а на стенде в ИЛВАРе - натурные (физические) испытания самой установки БЭС-5. В результате успешно завершившихся к концу 60-х годов работ первая отечественная бортовая ЯЭУ "Бук" полностью прошла испытания и была сдана в эксплуатацию. ОКБ явилось несомненным пионером в этой области. Авторский коллектив разработчиков бортовой ядерной электростанции был удостоен Государственной премии СССР. Для сравнения можно отметить, что эскизный проект ЯЭУ, разработанный в КБ "Энергомаш", был закончен только в 1971 г. Ныне широко разрекламированная ЯЭУ "Топаз", создание которой началось так же, как и ЯЭУ "Бук" в 1960 г., была построена на термоэмиссионном принципе, и ее испытания на ИСЗ прошли лишь 20 годами спустя после испытаний "Бука" - в феврале 1987 г.

Помимо трех основных тем в ОКБ шли исследовательские и конструкторские работы по другим ЯРД. Первый проект прорабатывался для экспериментальной крылатой атомной ракеты (КАР) в конце пятидесятых годов. Создание самой ракеты "375" производилось в ОКБ-301 в 1955-1957 гг. Но тогда реализовать задуманное не удалось - КАР получилась огромной. Позже рассматривался ядерный прямоточный двигатель для одной из КР конструкции ОКБ-52. В 1958-1961 гг. рассматривался целый ряд проектов ЯРД для вторых ступеней межконтинентальных баллистических ракет с подводным и наземным стартом с дальностью до 2500 км.

Со второй половины 60-х годов ОКБ-670 разрабатывало бортовые источники электропитания (БИП) для ЗУР, которыми занималось на протяжении 6 лет. В 1964-1966 гг. ОКБ формально входило вместе с ОКБ-165 А.М. Люльки в объединенное ОКБ-165-670 ГКАТ. Но потом КБ М.М. Бондарюка вновь выделилось в самостоятельное, получив в свой штат коллектив под руководством Л.С. Душкина с тематикой по БИП. Заказчику были сданы два типа источника электропитания - 5И47, работающий на жидком топливе, и 5И48 на твердом топливе.

Таким образом, в конце шестидесятых годов МКБ "Красная Звезда" (в 1967 г. ОКБ М.М. Бондарюка получило это наименование) являлось многопрофильной организацией и вело разработки по трем основным тематикам. Руководство этими направлениями осуществляли заместители главного конструктора: Н.И. Михневич - по ЯЭУ, И.Б. Леванов - по ПВРД, С.А. Дубинец (ранее был заместителем Л.С. Душкина) - по БИП.

Михаил Макарович Бондарюк скончался 14 октября 1969 г. после тяжелой и продолжительной болезни. Вся деятельность коллектива, долгие годы строившаяся на энтузиазме и организационных качествах его руководителя, пошатнулась. С этого момента судьба МКБ была предрешена.

Исполняющим обязанности главного конструктора временно стал Н.И. Михневич. Несмотря на успехи МКБ "Красная Звезда", в МАП сложилось предвзятое отрицательное мнение о перспективах ЯЭУ и образцах ракетной техники, создававшихся коллективом. Среди заместителей главного конструктора, ведавших указанными направлениями, в министерстве не видели "послушного" преемника на посту руководителя МКБ. В итоге, в 1970 г. главным конструктором "Красной Звезды" был назначен человек из министерства - Е.А. Терешков. Работы по ракетам "прикрыли", да и создание ПВРД новый руководитель стремился свернуть.

Предприятие стало терять кадры; люди уходили из-за отсутствия работы и нездоровой обстановки в коллективе. Разработки по ЯЭУ по-прежнему вызывали раздражение у П.В. Дементьева, которому в 1972 г., наконец, удалось от них отделаться. Для этого на базе МКБ "Красная Звезда" и еще одного КБ (проводившего подобные работы) было создано и передано в Министерство среднего машиностроения (МСМ) специализированное предприятие вместе с частью прежнего коллектива. Задел по ПВРД и группу сотрудников "Красной Звезды", работавших в этом направлении, отправили в Тураевское МКБ "Союз". Кроме того, "Союзу" отошла и производственно-экспериментальная база на тураевской промплощадке. Главным конструктором МКБ "Красная Звезда" (уже в системе МСМ) вместо Терешкова назначили В.И. Сербина. Таким образом, КБ, долгое время руководимое М.М. Бондарюком, было фактически ликвидировано.

После преобразований коллектив, переведенный в ТМКБ "Союз", продолжил начатые работы под руководством И.Б. Леванова (ставшего заместителем главного конструктора "Союза"). Тематика ПВРД сначала была встречена как чужеродная - с сопротивлением со стороны главного конструктора ТМКБ В.Г. Степанова. Однако впоследствии руководство ТМКБ "Союз" изменило отношение к "прямоточкам".

Еще при жизни М.М. Бондарюка, в 1968-1969 гг., под руководством ведущего конструктора В.Д. Хохлачева началась разработка СПВРД 3Д-80 с КС диаметром 800 мм. Этот двигатель предназначался для морской крылатой ракеты 3М-80 комплекса "Москит" с маловысотным режимом полета при скоростях до М=2,0. С большим трудом удалось отстоять и продолжить разработку двигателя 3Д-80 в новых условиях.

Позднее ТМКБ "Союз" разработало несколько вариантов этого СПВРД (3Д-81, 3Д-82 и 3Д-83). Там же, в Тураево, с 1976 г. при участии группы бондарюковцев были начаты и проводились вплоть до 1978 г. работы, направленные на создание СПВРД (ПВРД-52) для УР класса "воздух-поверхность" Х-31 с КС диаметром 360 мм (М=3,0…4,0).

Более пяти лет в СССР отсутствовало специализированное ОКБ по ПВРД, терялись школа и наработки. Однако костяк коллектива бондарюковцев сохранил работоспособность, и в 1978 г. по приказу Минобщемаша на территории НИИ тепловых процессов (НИИТП) было образовано новое КБ для разработки ПВРД (с 1991 г. - НПВО "Пламя"). Ядро нового КБ составил все тот же коллектив, почти полностью вернувшийся из ТМКБ "Союз". Главным конструктором и руководителем возрожденного предприятия назначили И.Б. Леванова. Поскольку авторские права на двигатели для Х-31 и 3Д-80 были оставлены за "Союзом", то на новой базе началось конструирование новых ПВРД.

В конце 70-х годов прорабатывался ядерный ПВРД для низколетящей, относительно легкой по сравнению с КАР, крылатой ракеты (масса КР 15…20 т, масса боевой части - 1 т). Предполагалось получить практически неограниченную дальность полета. Проведенные исследования показали принципиальную возможность реализации проекта, однако от создания КР с ЯРД отказались из-за невозможности проведения испытаний на полную дальность, а также по экологическим причинам.

В тот же период в КБ приступили к созданию СПВРД для перспективной противокорабельной КР "Яхонт". Новые технологии позволили получить заданные характеристики: высотность до 20 км, максимальную тягу 4 тс, скорость полета М=2,0…3,5 при массе КС всего 200 кг.

Впоследствии НПВО принимало участие в различных перспективных проектах, в том числе в проработках (совместно с ЦИАМ для НПО "Энергия") двигательной установки гиперзвукового воздушно-космического ЛА, в экспериментах с ГПВРД по программе "Орел" (ТМКБ "Союз", ЦИАМ), теоретические и практические основы построения которого были заложены еще в ОКБ-670.

К сожалению, дальнейшая судьба коллектива сложилась нелегко. Весной 1994 г. ввиду трудного финансового положения руководство НИИТП, на территории которого НПВО "Пламя" арендовало помещения, приняло решение преобразовать НПВО в ОКБ, структурно входящее в состав НИИТП. В связи с этим коллектив "бондарюковцев" был вынужден перебраться на другую производственную базу, образовав ЗАО ОКБ "Пламя". В феврале 1998 г. предприятие вошло в состав ГНП "Звезда-Стрела" под наименованием ОКБ ДУ "Пламя".

Бондарюк М. М.
Леванов И.Б.
ЗУР 3М8

предыдущий материал
оглавление
следующий материал