Как известно, в шестидесятые годы отечественное ракетостроение
получило бурное развитие. К работе подключались крупные самолетостроительные,
двигателестроительные и приборостроительные ОКБ. В эти годы деятельность
ОКБ-670, возглавляемого М.М. Бондарюком, была связана как с главной тематикой
- сверхзвуковыми прямоточными воздушно-реактивными двигателями (СПВРД),
так и с новыми сферами деятельности. Среди них работы по гиперзвуковым
ПВРД, ядерным реактивным двигателям и ядерным энергетическим установкам
(ЯЭУ) для космических аппаратов.
Столь сложные задачи были доверены ОКБ-670 потому, что к началу 60-х годов
оно показало себя зрелым и работоспособным коллективом, в багаже которого
имелись такие серьезные разработки, как СПВРД для межконтинентальных крылатых
ракет "Буря" и "Буран", зенитных управляемых ракет
(ЗУР) 3М8 и "400".
В конце пятидесятых - начале шестидесятых годов в рамках своей традиционной
тематики коллектив М.М. Бондарюка проектировал прямоточные двигатели для
ЗУР и противоракет (см. журнал "Двигатель" № 3-2000),
ряда крылатых ракет (КР), беспилотных летательных аппаратов, воздушных
мишеней, противолодочных ракет и МБР. Создавался двигатель РД-013 с камерой
сгорания (КС) диаметром 1300 мм для самолета "РС", разрабатывавшегося
в ОКБ-256 МАП главного конструктора П.В. Цыбина.
Согласно эскизному проекту самолет должен был иметь два СПВРД, обеспечивающие
скорость крейсерского полета самолета до 3000 км/ч при тяге каждого по
4400…4500 кгс. Дальность полета до 13 500 км. РД-013 не был востребован
по причине свертывания работ по самолету.
В это же время для межконтинентальной баллистической ракеты "УБР"
(конструкции ОКБ-52 ГКАТ) разрабатывался СПВРД РД-016. Проводились исследования
возможности оснащения существующих КР новыми двигателями - СПВРД. Одна
из таких работ (1962-1964 гг.) предусматривала создание двигателя РД-04
(РД-04-670) для противорадиолокационной ракеты Х-22П (конструктор А.Я.
Березняк). Позже, в 1965 г., готовился проект СПВРД для ракеты П-500П
(ОКБ-52 МАП конструктора В.Н. Челомея), а в 1966-1967 гг. - проект двигателя
4Д-04 оригинальной схемы для КР "Гранит" (ОКБ-52 МАП), рассчитанной
на скорость М=4,0. В 1962 г. прорабатывались также проекты оснащения крылатых
ракет П-120 и П-700 сверхзвуковыми ПВРД.
По предложению филиала ОКБ-155 МАП с 1964 г. для противолодочной ракеты
"Метель" под руководством ведущего конструктора В.Д. Хохлачева
проводилось проектирование дозвукового маршевого ПВРД (скорость М=0,9).
В 1968 г. проводились предварительные расчеты двигательной установки (ДУ)
для КР Х-30 (ОКБ А.Я. Березняка). Скорость М=2,0…2,5, дальность до 200
км. Ведущий конструктор проекта - И.Б. Леванов.
Для опытной высотной мишени ИЦ-59В разработки ОКБ "Звезда" создавался
СПВРД типа РД-600. Старт с самолета-носителя Ту-16 и разгон до М=3,0…3,2
и высоты 11 км выполнялся с помощью пороховых ускорителей. Проект не был
реализован из-за закрытия темы.
В 1969 г. на территории СССР был найден удачно "севший" по причине
выработки топлива американский беспилотный высотный самолет-разведчик
D-21 фирмы "Локхид", на котором в качестве двигателя использовался
СПВРД (КС диаметром 950 мм) фирмы "Марквардт". Был поставлен
вопрос о необходимости создания у нас аналогичного разведчика с СПВРД.
Разработку конструкции двухступенчатого разведчика (ДБВР) поручили ММЗ
"Опыт" главного конструктора А.Н. Туполева. Маршевый СПВРД для
ДБВР должен был обеспечивать полет со скоростями, соответствующими числам
М=3,3…3,6 на высотах 23…27 км. Была принята двухконтурная схема двигателя
с КС диаметром 712 мм. Руководил темой ведущий конструктор Ю.К. Ефимов.
Работы остановились на этапе аванпроекта.
В 1968 г. ОКБ приступило к разработке маловысотной крылатой ракеты-мишени
(МКРМ). Мишень предназначалась для полета на высотах 25...5000 м со скоростями,
соответствующими М=1,15…2,3, на дальность 150...250 км. Одновременно шло
создание ракет - ложных целей (РЛЦ "Ноготок") нескольких типов
для защиты бомбардировщика Ту-22М. В течение 1969 г. были проведены расчеты
характеристик СПВРД, работающих на скоростях М=1,5…2,5 и высотах 9…17
км. Разработка ракет велась под общим руководством заместителя главного
конструктора И.Б. Леванова, ответственными ведущими конструкторами были
В.Д. Хохлачев (по МКРМ) и Ю.К. Ефимов (РЛЦ). Оба типа изделий были доведены
до стадии разработки эскизного проекта (выпущены в 1970 г.), но эти перспективные
и нужные работы по указке "сверху" закрыли.
Еще в пятидесятых годах ОКБ приступило к изучению принципиально новых
гиперзвуковых ПВРД (ГПВРД) со сверхзвуковой скоростью потока в КС. Проектные
разработки экспериментальной модели ГПВРД проводились совместно с ОКБ-679,
НИИ-1 и ЛИИ. В 1962-1963 гг. на базе ОКБ в Тураево начались стендовые
исследования такого ГПВРД. В 1966 г. рассматривались характеристики ЛА,
получившего обозначение "Эра", с гиперзвуковым режимом работы
диффузора на М=6,0…10,0 и высотах 14...30 км. Диаметр ГПВРД (ведущий конструктор
В.С. Панкратов) превышал 2500 мм.
С конца 50-х годов в работах по ПВРД наметился кризис. ОКБ пришлось браться
за новую, более "перспективную" деятельность. Именно во второй
половине пятидесятых годов ОКБ-670 включилось в исследования, связанные
с созданием реактивных двигателей нового типа - атомных (АРД), а также
ЯЭУ для космических аппаратов. В этом направлении был проведен большой
объем НИР во взаимодействии с НИИ-1, ЦИАМ и институтами ГКИАЭ СССР. Тематика
ядерной энергетики была представлена тремя крупными темами - РД-021, РД-022
и БЭС-5. В целом в этом направлении коллектив трудился около 10 лет и
достиг больших результатов.
В соответствии с Постановлением ЦК и СМ СССР № 711-339 от 30.06.1958 г.
коллектив ОКБ-670 получил задание на предварительные работы по созданию
ядерного реактивного двигателя для перспективных космических ракет и МБР.
В 1958-1960 гг. велись расчетные и экспериментальные проработки, которые
показали возможность создания АРД с заданными характеристиками. В 1960
г. был выпущен эскизный проект, предусматривавший два варианта (наземного
и высотного старта) атомного двигателя с тягой 150 тс. В качестве рабочего
тела применялся аммиак.
В июне 1960 г. технические требования изменились, и ОКБ-670 была поручена
разработка эскизного проекта АРД с тягой 300…400 тс (рабочее тело - жидкий
водород). В 1960-1961 гг. эскизный проект двигателя АРД-200 (шифр "021")
для ракеты-носителя Н-1 ("лунная" программа) был выпущен и передан
"королевскому" ОКБ-1. В январе 1962 г. техническая готовность
проекта составила 40 %. Далее было решено продолжать работы по АРД с тягой
30-40 тс (двигатель получил наименование АРД-3). Работы по теме РД-021,
продолжавшиеся еще несколько лет, не были реализованы, однако выполненные
коллективом ОКБ-670 исследования имели большое значение для развития науки
и техники.
В рамках темы РД-022 велись исследования в области электроядерной энергетики:
создание бортового источника электропитания (тема БЭС-5), электроядерных
двигательных установок для космических аппаратов, в том числе плазменного
и ядерного электроракетного двигателя. Основанием для начала работ послужило
постановление ЦК КПССС и СМ № 1080-522 от 25.09.1958 г.
В 1961 г. работы по двигателю, получившему наименование ЭЯРД-6 (шифр "022"),
шли в двух направлениях. Один вариант создавался с эмиссионным, другой
- с магнитогидродинамическим преобразователем тепла в электроэнергию.
Совместно с ОКБ-670 работали такие ведущие организации страны, как ЛФТИ
АН СССР, ФЭИ, НИИ-5 ГКИАЭ. К концу 1961 г. на установке ТЭП-1,5 были получены
первые положительные результаты, однако поначалу к.п.д. и мощность были
очень малыми. Работы велись с размахом, но их подкосило свертывание "хрущевской
космической эры" в конце шестидесятых годов.
ОКБ-670 принадлежит заслуга в создании уникальной ядерной энергоустановки
БЭС-5 для ИСЗ морской космической системы разведки и целеуказания. Разработка
проводилась в содружестве с ведущими организациями страны, такими как
ОКБ-52 ГКАТ (головной исполнитель), КБ-1 ГКРЭ, ФЭИ, ОКБ-12, Сухумский
ФТИ, ИЛВАР и др. Ведущими конструкторами по ЯЭУ в ОКБ-670 были Ю.Н. Глазунов
и И.М. Вышнепольский.
Изначально расчетные, конструкторские и экспериментальные работы по БЭС-5
велись по газовому и жидкометаллическому вариантам установки (в дальнейшем
- калиево-натриевым теплоносителем). Был разработан аванпроект с двумя
вариантами преобразования энергии: паротурбинным (механическим) и термоэлектрическим
(прямым полупроводниковым). Для дальнейшего эскизного проектирования выбрали
второй вариант.
В 1961-1965 гг. проводились испытания реактора БР-5А, а на стенде в ИЛВАРе
- натурные (физические) испытания самой установки БЭС-5. В результате
успешно завершившихся к концу 60-х годов работ первая отечественная бортовая
ЯЭУ "Бук" полностью прошла испытания и была сдана в эксплуатацию.
ОКБ явилось несомненным пионером в этой области. Авторский коллектив разработчиков
бортовой ядерной электростанции был удостоен Государственной премии СССР.
Для сравнения можно отметить, что эскизный проект ЯЭУ, разработанный в
КБ "Энергомаш", был закончен только в 1971 г. Ныне широко разрекламированная
ЯЭУ "Топаз", создание которой началось так же, как и ЯЭУ "Бук"
в 1960 г., была построена на термоэмиссионном принципе, и ее испытания
на ИСЗ прошли лишь 20 годами спустя после испытаний "Бука" -
в феврале 1987 г.
Помимо трех основных тем в ОКБ шли исследовательские и конструкторские
работы по другим ЯРД. Первый проект прорабатывался для экспериментальной
крылатой атомной ракеты (КАР) в конце пятидесятых годов. Создание самой
ракеты "375" производилось в ОКБ-301 в 1955-1957 гг. Но тогда
реализовать задуманное не удалось - КАР получилась огромной. Позже рассматривался
ядерный прямоточный двигатель для одной из КР конструкции ОКБ-52. В 1958-1961
гг. рассматривался целый ряд проектов ЯРД для вторых ступеней межконтинентальных
баллистических ракет с подводным и наземным стартом с дальностью до 2500
км.
Со второй половины 60-х годов ОКБ-670 разрабатывало бортовые источники
электропитания (БИП) для ЗУР, которыми занималось на протяжении 6 лет.
В 1964-1966 гг. ОКБ формально входило вместе с ОКБ-165 А.М. Люльки в объединенное
ОКБ-165-670 ГКАТ. Но потом КБ М.М. Бондарюка вновь выделилось в самостоятельное,
получив в свой штат коллектив под руководством Л.С. Душкина с тематикой
по БИП. Заказчику были сданы два типа источника электропитания - 5И47,
работающий на жидком топливе, и 5И48 на твердом топливе.
Таким образом, в конце шестидесятых годов МКБ "Красная Звезда"
(в 1967 г. ОКБ М.М. Бондарюка получило это наименование) являлось многопрофильной
организацией и вело разработки по трем основным тематикам. Руководство
этими направлениями осуществляли заместители главного конструктора: Н.И.
Михневич - по ЯЭУ, И.Б. Леванов - по ПВРД, С.А. Дубинец (ранее был заместителем
Л.С. Душкина) - по БИП.
Михаил Макарович Бондарюк скончался 14 октября 1969 г. после тяжелой и
продолжительной болезни. Вся деятельность коллектива, долгие годы строившаяся
на энтузиазме и организационных качествах его руководителя, пошатнулась.
С этого момента судьба МКБ была предрешена.
Исполняющим обязанности главного конструктора временно стал Н.И. Михневич.
Несмотря на успехи МКБ "Красная Звезда", в МАП сложилось предвзятое
отрицательное мнение о перспективах ЯЭУ и образцах ракетной техники, создававшихся
коллективом. Среди заместителей главного конструктора, ведавших указанными
направлениями, в министерстве не видели "послушного" преемника
на посту руководителя МКБ. В итоге, в 1970 г. главным конструктором "Красной
Звезды" был назначен человек из министерства - Е.А. Терешков. Работы
по ракетам "прикрыли", да и создание ПВРД новый руководитель
стремился свернуть.
Предприятие стало терять кадры; люди уходили из-за отсутствия работы и
нездоровой обстановки в коллективе. Разработки по ЯЭУ по-прежнему вызывали
раздражение у П.В. Дементьева, которому в 1972 г., наконец, удалось от
них отделаться. Для этого на базе МКБ "Красная Звезда" и еще
одного КБ (проводившего подобные работы) было создано и передано в Министерство
среднего машиностроения (МСМ) специализированное предприятие вместе с
частью прежнего коллектива. Задел по ПВРД и группу сотрудников "Красной
Звезды", работавших в этом направлении, отправили в Тураевское МКБ
"Союз". Кроме того, "Союзу" отошла и производственно-экспериментальная
база на тураевской промплощадке. Главным конструктором МКБ "Красная
Звезда" (уже в системе МСМ) вместо Терешкова назначили В.И. Сербина.
Таким образом, КБ, долгое время руководимое М.М. Бондарюком, было фактически
ликвидировано.
После преобразований коллектив, переведенный в ТМКБ "Союз",
продолжил начатые работы под руководством И.Б. Леванова (ставшего заместителем
главного конструктора "Союза"). Тематика ПВРД сначала была встречена
как чужеродная - с сопротивлением со стороны главного конструктора ТМКБ
В.Г. Степанова. Однако впоследствии руководство ТМКБ "Союз"
изменило отношение к "прямоточкам".
Еще при жизни М.М. Бондарюка, в 1968-1969 гг., под руководством ведущего
конструктора В.Д. Хохлачева началась разработка СПВРД 3Д-80 с КС диаметром
800 мм. Этот двигатель предназначался для морской крылатой ракеты 3М-80
комплекса "Москит" с маловысотным режимом полета при скоростях
до М=2,0. С большим трудом удалось отстоять и продолжить разработку двигателя
3Д-80 в новых условиях.
Позднее ТМКБ "Союз" разработало несколько вариантов этого СПВРД
(3Д-81, 3Д-82 и 3Д-83). Там же, в Тураево, с 1976 г. при участии группы
бондарюковцев были начаты и проводились вплоть до 1978 г. работы, направленные
на создание СПВРД (ПВРД-52) для УР класса "воздух-поверхность"
Х-31 с КС диаметром 360 мм (М=3,0…4,0).
Более пяти лет в СССР отсутствовало специализированное ОКБ по ПВРД, терялись
школа и наработки. Однако костяк коллектива бондарюковцев сохранил работоспособность,
и в 1978 г. по приказу Минобщемаша на территории НИИ тепловых процессов
(НИИТП) было образовано новое КБ для разработки ПВРД (с 1991 г. - НПВО
"Пламя"). Ядро нового КБ составил все тот же коллектив, почти
полностью вернувшийся из ТМКБ "Союз". Главным конструктором
и руководителем возрожденного предприятия назначили И.Б. Леванова. Поскольку
авторские права на двигатели для Х-31 и 3Д-80 были оставлены за "Союзом",
то на новой базе началось конструирование новых ПВРД.
В конце 70-х годов прорабатывался ядерный ПВРД для низколетящей, относительно
легкой по сравнению с КАР, крылатой ракеты (масса КР 15…20 т, масса боевой
части - 1 т). Предполагалось получить практически неограниченную дальность
полета. Проведенные исследования показали принципиальную возможность реализации
проекта, однако от создания КР с ЯРД отказались из-за невозможности проведения
испытаний на полную дальность, а также по экологическим причинам.
В тот же период в КБ приступили к созданию СПВРД для перспективной противокорабельной
КР "Яхонт". Новые технологии позволили получить заданные характеристики:
высотность до 20 км, максимальную тягу 4 тс, скорость полета М=2,0…3,5
при массе КС всего 200 кг.
Впоследствии НПВО принимало участие в различных перспективных проектах,
в том числе в проработках (совместно с ЦИАМ для НПО "Энергия")
двигательной установки гиперзвукового воздушно-космического ЛА, в экспериментах
с ГПВРД по программе "Орел" (ТМКБ "Союз", ЦИАМ), теоретические
и практические основы построения которого были заложены еще в ОКБ-670.
К сожалению, дальнейшая судьба коллектива сложилась нелегко. Весной 1994
г. ввиду трудного финансового положения руководство НИИТП, на территории
которого НПВО "Пламя" арендовало помещения, приняло решение
преобразовать НПВО в ОКБ, структурно входящее в состав НИИТП. В связи
с этим коллектив "бондарюковцев" был вынужден перебраться на
другую производственную базу, образовав ЗАО ОКБ "Пламя". В феврале
1998 г. предприятие вошло в состав ГНП "Звезда-Стрела" под наименованием
ОКБ ДУ "Пламя".
|
|
Бондарюк М. М.
|
Леванов И.Б.
|
|
|
ЗУР 3М8
|
|
|