| Около 300 лет назад великий философ Бэкон подарил миру 
        "Новый Органон", где все заблуждения, присущие человеческому 
        роду, сгруппировал и назвал эти группы "…идолами, которым человечество 
        поклоняется и приносит жертвы". Увы, мало что изменилось в этом направлении.
 ...На двигателях первых баллистических ракет ставили газовые рули, которые 
        стояли прямо в струе двигателя. Поворот этих рулей создавал кренящий момент, 
        изменяющий направление полета ракеты. Однако срабатывались такие рули 
        достаточно быстро и иногда довольно неожиданно для стартовой команды. 
        Давно уже в головах специалистов бродила мысль - убрать эти рули из потока 
        и управлять главным двигателем как вентилятором: куда захотел, туда и 
        повернул.
 
 Генеральный Конструктор нашего ОКБ этих исканий не одобрял: "Чушь 
        какая! Вы же инженеры, так и прикиньте, какая тяга у этого "горшка". 
        А если вы посадите его на ось и попробуете повернуть, даже и на небольшой 
        угол, то момент потребуется преодолеть совершенно дикий. Чем проворачивать-то 
        будете: второй такой же по мощности двигатель ставить?.."
 
 Ну, не одобрять-то не одобрял, а экспериментировать не мешал. В результате, 
        на одном из "огневых" стендов, где проверяли параметры двигателей 
        в работе, смонтировали на оси маленький ЖРДинный движок, тонны на две 
        тяги.
 
 Честно (как наказал Генеральный) посчитали возможный момент и в качестве 
        привода пристыковали к этой оси электромотор, развивающий расчетные 24 
        килограммометра. Без особой, впрочем, надежды, что он вообще что-то провернуть 
        сможет. Ну, и запустили всю эту конструкцию.
 
 Пока на режим выходили, да тяга была в обычном направлении - "на 
        зрителя", иначе говоря - газовый поток от двигателя уходил в противоположном 
        направлении от смотровой амбразуры стенда, все было нормально. А вот когда 
        подали команду на поворот работающего двигателя, сразу стало очень нескучно: 
        система изменения положения двигателя моментально повернула последний 
        на 180 градусов, так, что струя раскаленных газов (на две тонны тяги, 
        напомню!) стала бить прямо в защитное стекло окна, из-за которого с любопытством 
        смотрела в бокс команда экспериментаторов.
 
 Был у нас еще смешнее случай, когда только начиналась ракетная техника. 
        Мы тогда наблюдали за пуском небольшого двигателя на открытой площадке 
        метрах с десяти из-за бруствера, сложенного из толстых бревен над защитной 
        траншеей. Никаких тебе боксов, никаких стекол - вольный воздух, свобода! 
        Со стороны "поля" это, наверное, хорошо смотрелось: ровно-ровно-ровно, 
        и - головы торчат. Кто в фуражках, кто в шлемофонах, кто в треухе (с "ушами", 
        завязанными у подбородка на предмет шумоглушения). Так вот, как только 
        двигатель все-таки взрывался (увы, с завидной регулярностью), все дружно 
        ныряли под защиту барьера. И лишь потом приходило в голову, что если бы 
        осколки действительно полетели в нашу сторону, при скорости их полета 
        выныривать из-за бревен было бы уже некому. И, хотя перископ свой был 
        у каждого, все равно - как следующий пуск, опять та же картина: ровно-ровно-ровно…
 
 Здесь тоже: народ все тертый - мигом попадали на пол. Однако дело свое 
        помнили: Ведущий эксперимента, лежа на полу, нащупывал на пульте кнопку 
        "стоп". Нащупал, конечно. И очень быстро. Двигатель выключили 
        без потерь и аварий, посидели, отдышались, в себя пришли и стали думать 
        - как это так могло все интересно получиться. Перво-наперво стали грешить 
        на действующие усилия. И не зря: когда после померили, оказалось, что 
        момент на оси, который следовало преодолеть при повороте, был и всего-то 
        … в 2 килограммометра: иначе - переразмерен привод был аж в 12 раз! А 
        поскольку всерьез никто не верил, что повернуть удастся (как предрекал 
        Великий Моторист!), то не удосужились поставить ни концевых выключателей, 
        ни упоров, ограничивающих поворот.
 
 …И вот теперь уже и у нас и у "супостатов" никаких газовых рулей 
        на мощных двигателях более не наблюдается: если не основной двигатель 
        поворачивают, так качают рулевые.
 
 Ошибаются, оказывается, и те, кто знает все (как представляется окружающим). 
        Не зря ведь было сказано одним не слабым исследователем перед компанией 
        тогдашних научных авторитетов: "А все-таки она вертится!" И 
        ведь вертится же! Несмотря на слепую веру и любые тормозящие эффекты.
 |