предыдущий материал

Байки
Юрий Кириллов
А все таки она...


Около 300 лет назад великий философ Бэкон подарил миру "Новый Органон", где все заблуждения, присущие человеческому роду, сгруппировал и назвал эти группы "…идолами, которым человечество поклоняется и приносит жертвы". Увы, мало что изменилось в этом направлении.

...На двигателях первых баллистических ракет ставили газовые рули, которые стояли прямо в струе двигателя. Поворот этих рулей создавал кренящий момент, изменяющий направление полета ракеты. Однако срабатывались такие рули достаточно быстро и иногда довольно неожиданно для стартовой команды. Давно уже в головах специалистов бродила мысль - убрать эти рули из потока и управлять главным двигателем как вентилятором: куда захотел, туда и повернул.

Генеральный Конструктор нашего ОКБ этих исканий не одобрял: "Чушь какая! Вы же инженеры, так и прикиньте, какая тяга у этого "горшка". А если вы посадите его на ось и попробуете повернуть, даже и на небольшой угол, то момент потребуется преодолеть совершенно дикий. Чем проворачивать-то будете: второй такой же по мощности двигатель ставить?.."

Ну, не одобрять-то не одобрял, а экспериментировать не мешал. В результате, на одном из "огневых" стендов, где проверяли параметры двигателей в работе, смонтировали на оси маленький ЖРДинный движок, тонны на две тяги.

Честно (как наказал Генеральный) посчитали возможный момент и в качестве привода пристыковали к этой оси электромотор, развивающий расчетные 24 килограммометра. Без особой, впрочем, надежды, что он вообще что-то провернуть сможет. Ну, и запустили всю эту конструкцию.

Пока на режим выходили, да тяга была в обычном направлении - "на зрителя", иначе говоря - газовый поток от двигателя уходил в противоположном направлении от смотровой амбразуры стенда, все было нормально. А вот когда подали команду на поворот работающего двигателя, сразу стало очень нескучно: система изменения положения двигателя моментально повернула последний на 180 градусов, так, что струя раскаленных газов (на две тонны тяги, напомню!) стала бить прямо в защитное стекло окна, из-за которого с любопытством смотрела в бокс команда экспериментаторов.

Был у нас еще смешнее случай, когда только начиналась ракетная техника. Мы тогда наблюдали за пуском небольшого двигателя на открытой площадке метрах с десяти из-за бруствера, сложенного из толстых бревен над защитной траншеей. Никаких тебе боксов, никаких стекол - вольный воздух, свобода! Со стороны "поля" это, наверное, хорошо смотрелось: ровно-ровно-ровно, и - головы торчат. Кто в фуражках, кто в шлемофонах, кто в треухе (с "ушами", завязанными у подбородка на предмет шумоглушения). Так вот, как только двигатель все-таки взрывался (увы, с завидной регулярностью), все дружно ныряли под защиту барьера. И лишь потом приходило в голову, что если бы осколки действительно полетели в нашу сторону, при скорости их полета выныривать из-за бревен было бы уже некому. И, хотя перископ свой был у каждого, все равно - как следующий пуск, опять та же картина: ровно-ровно-ровно…

Здесь тоже: народ все тертый - мигом попадали на пол. Однако дело свое помнили: Ведущий эксперимента, лежа на полу, нащупывал на пульте кнопку "стоп". Нащупал, конечно. И очень быстро. Двигатель выключили без потерь и аварий, посидели, отдышались, в себя пришли и стали думать - как это так могло все интересно получиться. Перво-наперво стали грешить на действующие усилия. И не зря: когда после померили, оказалось, что момент на оси, который следовало преодолеть при повороте, был и всего-то … в 2 килограммометра: иначе - переразмерен привод был аж в 12 раз! А поскольку всерьез никто не верил, что повернуть удастся (как предрекал Великий Моторист!), то не удосужились поставить ни концевых выключателей, ни упоров, ограничивающих поворот.

…И вот теперь уже и у нас и у "супостатов" никаких газовых рулей на мощных двигателях более не наблюдается: если не основной двигатель поворачивают, так качают рулевые.

Ошибаются, оказывается, и те, кто знает все (как представляется окружающим). Не зря ведь было сказано одним не слабым исследователем перед компанией тогдашних научных авторитетов: "А все-таки она вертится!" И ведь вертится же! Несмотря на слепую веру и любые тормозящие эффекты.


предыдущий материал
оглавление
следующий материал