История отечественного авиационного двигателестроения
помнит немало имен крупных ученых. К ним по праву можно отнести и выдающегося
специалиста - Валериана Романовича Левина.
Начало деятельности Валериана Романовича совпало со становлением авиационной
промышленности. Окончив в 1932 г. Московский авиационный институт, он
был зачислен в аспирантуру, где работал под руководством академика Б.С.
Стечкина. В 1938 г. Валериан Романович защитил кандидатскую диссертацию,
и в том же году его назначили заместителем начальника ЦИАМ по научной
части. Им был внесен большой вклад в создание отечественных поршневых
двигателей (М-25, АМ-34, М-100 и др.).
В послевоенные годы Валериан Романович внес большой вклад в создание мощных
турбовинтовых двигателей (ТВД). Наше лидерство в отношении ТВД подтвердил
перелет из Москвы в Нью-Йорк и обратно в 1959 г. самолета Ту-114 с двигателями
НК-12 разработки ОКБ Н.Д. Кузнецова.
Спустя десятилетия после высотных экспериментов с поршневыми моторами
(на Памире) Валериан Романович вновь обратился к проведению подобных работ,
но уже с ГТД. В пятидесятых годах под руководством В.Р. Левина проводились
широкомасштабные исследования процессов в высокоэкономичных ГТД.
В 1958 г. на коллектив ЦИАМ была возложена задача по исследованию и совершенствованию
ракетных двигателей, работающих на жидком и твердом топливах. В начале
60-х ЦИАМ совместно с рядом НИИ проводил исследования двигателей третьей
ступени ракеты-носителя "Восток". Они позволили уточнить методику
определения ожидаемой удельной тяги в полете и оценить возможность выполнения
новых программ космических полетов.
Когда перед Генеральным конструктором С.П. Королевым встала задача создания
ракетно-космического комплекса Н-1, то разработка кислородно-керосиновых
двигателей большой тяги, выполненных по закрытой схеме, была поручена
ОКБ генерального конструктора академика Н.Д. Кузнецова. Функция головной
научной организации по созданию и доводке двигателей была возложена на
ЦИАМ. Профессор Левин был назначен председателем Государственных комиссий
по стендовым испытаниям двигателей всех ступеней этой ракеты.
Характерной чертой Валериана Романовича Левина было сочетание огромной
интуиции и опыта. Он никогда не допускал общих, необоснованных рассуждений
без детального рассмотрения чертежей и материальной части испытываемых
двигателей.
Научная и инженерная деятельность В.Р. Левина получила высокую оценку:
Он награжден пятью орденами, ему присуждена Государственная премия СССР
и присвоено почетное звание "Заслуженный деятель науки и техники
РСФСР". На Валериане Романовиче, как крупном специалисте и принципиальном
ученом, в значительной степени держался авторитет ЦИАМ.
|
В.Р. Левин среди
сотрудников отдела 012
(фото из семейного архива В.Р. Левина)
|
|
1981 г.
Слева направо: А.П. Ваничев (зам. нач. НИИТП),
В.М. Акимов (зам. нач. ЦИАМ),
В.Н. Разумовский (зам. нач. 3 ГУ МАП),
В.Я. Лихушин (нач. НИИТП),
В.А. Иванов (ведущий инженер НИИТП),
В.М. Толоконников (нач. 3 ГУ МАП),
В.Р. Левин (зам. нач. ЦИАМ),
Н.А. Дондуков (зам. министра авиационной промышленности),
В.А. Шерстянников (зам. нач. отдела ЦИАМ),
К.Н. Шестаков (зам. нач. отдела ЦИАМ)
|
|