предыдущий материал

ЮБИЛЕЙ
Валентин Шерстянников
д.т.н.

Выдающийся специалист по авиационным и ракетным двигателям


История отечественного авиационного двигателестроения помнит немало имен крупных ученых. К ним по праву можно отнести и выдающегося специалиста - Валериана Романовича Левина.

Начало деятельности Валериана Романовича совпало со становлением авиационной промышленности. Окончив в 1932 г. Московский авиационный институт, он был зачислен в аспирантуру, где работал под руководством академика Б.С. Стечкина. В 1938 г. Валериан Романович защитил кандидатскую диссертацию, и в том же году его назначили заместителем начальника ЦИАМ по научной части. Им был внесен большой вклад в создание отечественных поршневых двигателей (М-25, АМ-34, М-100 и др.).

В послевоенные годы Валериан Романович внес большой вклад в создание мощных турбовинтовых двигателей (ТВД). Наше лидерство в отношении ТВД подтвердил перелет из Москвы в Нью-Йорк и обратно в 1959 г. самолета Ту-114 с двигателями НК-12 разработки ОКБ Н.Д. Кузнецова.

Спустя десятилетия после высотных экспериментов с поршневыми моторами (на Памире) Валериан Романович вновь обратился к проведению подобных работ, но уже с ГТД. В пятидесятых годах под руководством В.Р. Левина проводились широкомасштабные исследования процессов в высокоэкономичных ГТД.

В 1958 г. на коллектив ЦИАМ была возложена задача по исследованию и совершенствованию ракетных двигателей, работающих на жидком и твердом топливах. В начале 60-х ЦИАМ совместно с рядом НИИ проводил исследования двигателей третьей ступени ракеты-носителя "Восток". Они позволили уточнить методику определения ожидаемой удельной тяги в полете и оценить возможность выполнения новых программ космических полетов.

Когда перед Генеральным конструктором С.П. Королевым встала задача создания ракетно-космического комплекса Н-1, то разработка кислородно-керосиновых двигателей большой тяги, выполненных по закрытой схеме, была поручена ОКБ генерального конструктора академика Н.Д. Кузнецова. Функция головной научной организации по созданию и доводке двигателей была возложена на ЦИАМ. Профессор Левин был назначен председателем Государственных комиссий по стендовым испытаниям двигателей всех ступеней этой ракеты.

Характерной чертой Валериана Романовича Левина было сочетание огромной интуиции и опыта. Он никогда не допускал общих, необоснованных рассуждений без детального рассмотрения чертежей и материальной части испытываемых двигателей.

Научная и инженерная деятельность В.Р. Левина получила высокую оценку: Он награжден пятью орденами, ему присуждена Государственная премия СССР и присвоено почетное звание "Заслуженный деятель науки и техники РСФСР". На Валериане Романовиче, как крупном специалисте и принципиальном ученом, в значительной степени держался авторитет ЦИАМ.

В.Р. Левин среди сотрудников отдела 012
(фото из семейного архива В.Р. Левина)
1981 г.
Слева направо: А.П. Ваничев (зам. нач. НИИТП),
В.М. Акимов (зам. нач. ЦИАМ),
В.Н. Разумовский (зам. нач. 3 ГУ МАП),
В.Я. Лихушин (нач. НИИТП),
В.А. Иванов (ведущий инженер НИИТП),
В.М. Толоконников (нач. 3 ГУ МАП),
В.Р. Левин (зам. нач. ЦИАМ),
Н.А. Дондуков (зам. министра авиационной промышленности),
В.А. Шерстянников (зам. нач. отдела ЦИАМ),
К.Н. Шестаков (зам. нач. отдела ЦИАМ)

предыдущий материал
оглавление
следующий материал