Предыдущий материалК содержанию номераСледующий материал

Запорожские моторы
"народных самолётов"




Акционерное общество открытого типа "Мотор-Сич" базируется на предприятии, которому в следующем году исполнится 85 лет. Авиадвигательных заводов столь солидного возраста не так уж и много не только в странах СНГ, но и в мире (фирме Pratt&Whitney, например, в этом году 75 лет). Предприятие прочно сохраняет за собой титул лидера в большой степени благодаря стараниям Генерального директора и председателя правления общества Вячеслава Александровича Богуслаева, который за эту деятельность удостоен высокого звания Героя Украины (с чем мы его от всего сердца поздравляем).
В этой статье - отклики некоторых ведущих специалистов отрасли на это событие.

Город Запорожье в Советском Союзе был известен как один из крупнейших промышленных центров. Все знали отечественный вариант "народного автомобиля", производимый в этом городе. Меньше известно, что наши "народные самолеты" - Ил-18, Як-40, Як-42, Ан-12, Ан-24 и многие другие поднимали и поднимают в воздух моторы, созданные здесь. Двигателестроительный завод, носящий сейчас имя ОАО "Мотор Сич", не только крупнейший в Украине и СНГ, но и один из самых больших в мире. В то время, когда двигателестроительная промышленность Союза в основном проектировала и создавала великолепные двигатели для истребителей и бомбардировщиков, моторостроители Запорожья сконцентрировали усилия на двигателях пассажирских и грузовых лайнеров. По многим типоразмерам двигателей для пассажирских самолетов и вертолетов запорожцы были не только монополистами в стране, но и обогнали остальные три мировые двигателестроительные державы. ...И тут Советский Союз прекратил существование.

Как и всей промышленности распавшейся Державы, предприятию (к тому же еще и неожиданно отделенному границей от своих основных заказчиков) последние 10 лет приходилось прежде всего бороться за собственное выживание в новых, постоянно меняющихся условиях. Тем не менее, оно выстояло с минимально возможными потерями, сохранив основной кадровый костяк. О том, как это удалось предприятию, рассказал нам председатель правления ОАО "Мотор Сич", Генеральный директор объединения Вячеслав Богуслаев.

"В конце 80-х начале 90-х годов создали мощную группу прогнозирования путей адаптирования предприятия к условиям рыночной экономики. По ее рекомендациям приступили к решению нескольких задач. Прежде всего самостоятельно провели обстоятельные презентации на тех рынках, на которых традиционно закрепилась наша продукция еще с советских времен. Выявили попутно многие серьезные недочеты в работе с нашей техникой и наметили оптимальные формы дальнейшего взаимодействия с прежними партнерами. В зарубежных деловых контактах нашли выгодных инвесторов, основным требованием которых была приватизация госсобственности. Создание в 1992 г. акционерного общества открытого типа расширило наши возможности, в том числе по кооперации с российскими авиационными заводами. Создание совместных предприятий, как правило, трехстороннего характера существенно облегчило выполнение многих, казалось бы, неподъемных проектов, прежде всего разработку в сжатые сроки двигателей ближне- и среднемагистральных самолетов. Жизнь за 8 лет показала стабильность нашего акционерного общества (более 75 % акций которого принадлежат коллективу завода) с экономической, нравственной, общественно-политической и социальной сторон. Свидетельством этого является охотное и уверенное сотрудничество с нами зарубежных инвесторов. Важной составляющей наших постоянно растущих доходов являются конверсионные дела, особенно в создании разнообразной бытовой техники, превосходящей по основным показателям зарубежные аналоги. К примеру, наш сепаратор молока исключает в обрате содержание фракции жира, в то время как у известных сепараторов содержание жира в отходе не менее 0,5 %. Главное, мы не чувствуем себя оторванными от России, с которой Украина жила одними заботами последние три с половиной века. Заготовки по двигателям на 90 % получаем из России и 90 % двигателей идет в Россию. Взаимоотношения строятся на горизонтальных связях предприятий двух государств, хотя перспективные проекты проходят на уровне правительств. Так, например, совместный с Казанским заводом российско-украинский проект - Ту-324. Как нас не пытаются разделять, начиная с несусветного Беловежского сговора, десятилетие коего грядет - все равно мы вместе. И в этом залог нашей состоятельности".

Владимир Скибин, директор ГНЦ ЦИАМ им. П.И. Баранова
Самой историей развития Россия и Украина попросту обречены на сотрудничество. Да, есть необходимость решать ряд вопросов в области интеллектуальной собственности: они всегда возникают, а сейчас, раз уж политики нас "развели", это сказывается особенно. Однако весь мировой опыт показывает, что альтернативы кооперации нет, а нам сам Бог велел работать вместе - вся практика деятельности нашей науки и производства направлена на удовлетворение запросов друг друга. Активная позиция руководителей Запорожского комплекса "Мотор Сич" - "Прогресс" значительно усиливается четкой ориентацией на совместную работу со многими научными и промышленными организациями Украины и России, что дает и будет давать добрые результаты.

Борис Ланда, начальник отдела ЦИАМ
В условиях жесткой конкуренции и резкого снижения заказов Вячеслав Александрович сумел направить производство на освоение нового типа двигателя - трехвального ТРДД с большой степенью двухконтурности Д-18Т и модернизацию серийных двигателей ТВ3-117, Д-36, а в последние годы - на освоение серийного производства и сертификацию новых двигателей: Д-436Т1, ТВ3-117ВМА-СБМ1, АИ-22 и АИ-222. Он в полной мере проявил качества выдающегося руководителя - перспективность мышления, энергию, нацеленность на главное, высочайшую ответственность в сочетании с умением идти на просчитанный риск. Нам особенно приятно отметить, что при Вячеславе Александровиче получили дальнейшее развитие и значительно укрепились тесные творческие связи между АО "Мотор Сич" и ЦИАМ.

Виктор Чуйко, Президент и Генеральный директор АССАД
Вячеслав Александрович Богуслаев - человек, волей и стараниями которого создалось и поддерживается одно из крупнейших в мире моторостроительных объединений, сохраняют работу тысячи специалистов высочайшей квалификации. Это Великий Моторист, истинный Герой, для которого наиболее характерны преданность "моторному делу", целеустремленность и надежность, компетентность и инициативность, постоянное стремление к новому, прекрасно сочетающееся с его неиссякаемым талантом доброжелательности.

Валерий Гуров, руководитель работ ЦИАМ по конверсии авиационной техники в системе газораспределения
С Вячеславом Александровичем, который лично курирует вопросы конверсии авиационной техники в рамках совместных работ ЦИАМ и АО "Мотор Cич", работаю около десяти лет. Всегда поражался его умению чутко и смело реагировать на новаторские предложения прорывного характера. В очередную свою командировку в Запорожье в этом году открыл для себя совершенно неожиданные стороны жизни В.А. Богуслаева. При посещении кафедрального собора Андрея Первозванного увидел внутри храма доску с надписью "Слава и благословение Божие созидателям храма сего". Среди десяти фамилий на ней упомянут и В.А. Богуслаев. По свидетельству архиепископа Василия, хорошо знающего Генерального директора и председателя правления ОАО "Мотор Сич" В.А. Богуслаев является мудрым руководителем и благодетелем нашей Православной церкви.

Валерий Лесунов, генеральный директор ОАО "УМПО".
По поручению коллектива. Авиадвигателестроение - сложная система, требующая для развития и совершенствования взлета творческой активности, незаурядных способностей, таланта инженера и организатора, использования самых новейших достижений во многих отраслях науки, техники и управления. Создавать и производить авиационный двигатель - дело людей с творческой натурой, неистребимым оптимизмом, широкими и глубокими знаниями техники и жизни. Все эти качества в полной мере имеются у Вячеслава Александровича Богуслаева - Генерального директора ОАО "Мотор Сич". Сегодня он удостоен звания Герой Украины, а в советское время, не сомневаемся, он был бы Героем Социалистического труда СССР. В России восхищены его энергией и инициативностью, его неудержимым стремлением крепить производственные и жизненные связи русского и украинского народов через укрепление совместных производств авиационных двигателей. Мы желаем Вам, Вячеслав Александрович, новых успехов, понимая, что эти успехи, в конечном счете, наши общие успехи, только совместными усилиями мы можем эффективно развивать российско-украинское авиадвигателестроение и крепить братство наших народов.