Геннадий Щепин,
заместитель руководителя ТМКБ "Союз" Александр Терешин, ведущий конструктор ТМКБ "Союз", руководитель темы "Гиперзвуковые технологии" |
|
Исследования перспектив развития высокоскоростных летательных аппаратов различного
назначения показали, что наиболее эффективными двигателями, работающими в атмосфере
Земли на разгонном и маршевом участках траектории полета с числами М > 4, являются
гиперзвуковые прямоточные воздушно-реактивные двигатели (ГПВРД). В последние
годы были проведены испытания гиперзвуковой летающей лаборатории (ГЛЛ) "Холод",
доказавшие в летном эксперименте возможность устойчивой работы таких двигателей.
Тураевское МКБ "Союз" принимало непосредственное участие в первых исследованиях
ГПВРД на этой ГЛЛ. В настоящее время в ТКМБ "Союз" ведутся работы и над другими
конструкциями ГПВРД.
Проведенные расчетно-теоретические и экспериментальные исследования для конкретных
режимов и условий полета перспективных летательных аппаратов (ЛА) позволили
определить облик ГПВРД, его рациональные геометрические и массовые параметры,
а также достигаемые высотно-скоростные и тягово-экономические характеристики.
В отличие от осесимметричного двигателя ГЛЛ "Холод" исследовались ГПВРД плоской
конфигурации, обеспечивающие высокую интеграцию с корпусом ЛА.
В экспериментах использовались модели без горения ("холодные") и с горением.
На "холодных" отрабатывались воздухозаборные устройства и их взаимодействие
с камерой сгорания. На моделях с горением исследовался рабочий процесс в камере
сгорания и его влияние на работу воздухозаборника. В качестве топлива в камерах
сгорания применялся или водород, или жидкое углеводородное топливо (керосин),
или их сочетание. При этом имелось в виду, что для ЛА, эксплуатируемых на скоростях
полета, соответствующих числам М < 7, рационально использовать керосин, а числам
М > 6 - водород.
В качестве конструкционных материалов в моделях камер сгорания и воздухозаборников
применялись жаростойкие порошковые сплавы, разработанные в ЦНИИчермет им. И.П.
Бардина и НТЦ "Материалы и технологии". Эти сплавы не требуют специальных защитных
покрытий и способны работать при 1200...1600 °С.
(наземные исследования) |
|
|
|
Диапазон работы по числу М |
|
Расход воздуха, кг/с |
|
Виды топлива |
|
Расход испаренного топлива, г/с |
|
Масса модуля, кг |
|
Суммарная огневая наработка изолированной камеры сгорания, мин |
|
Суммарная огневая наработка модуля при внешнем обдуве, мин |
|
Экспериментальные образцы ГПВРД, конструктивно объединяющие воздухозаборник,
камеру сгорания и сопло, были детально исследованы на наземных стендах ЦАГИ
и ЦИАМ при внешнем обдуве набегающим воздухом. В частности, на наземных стендах
были исследованы:
|
Основными результатами наземных исследований явились:
|
Вполне естественно, существующая наземная экспериментальная база не в состоянии
обеспечить полное моделирование всех условий комплексного воздействия на двигатель
аэродинамических и тепловых нагрузок при полете со скоростями, соответствующими
числам М > 6. Для проведения дальнейших работ необходимо применение летательных
аппаратов - лабораторий, обеспечивающих высоты и скорости полета реального высокоскоростного
летательного аппарата. Использование высокоскоростной летающей лаборатории позволит:
|
Для этих целей ТМКБ "Союз", МКБ "Факел" и ФГУП "ВПК "МАПО" совместно разработали
высокоскоростную летающую лабораторию, позволяющую исследовать ГПВРД на режимах
с числами М = 2:10. Лаборатория представляет собой экономичный универсальный
летно-экспериментальный комплекс, включающий самолет-носитель и гиперзвуковую
летающую лабораторию с исследуемым ГПВРД.
Применение самолета-носителя в качестве разгонной ступени для запуска летающей
лаборатории позволяет по сравнению с наземным стартом значительно снизить ее
стартовую массу благодаря приданию ей начальной скорости М = 2...2,5 и подъему
на высоту до 20 км.
В качестве носителя служит надежно зарекомендовавший себя в эксплуатации самолет
МиГ-31. Подвеска ГЛЛ осуществляется под фюзеляжем самолета на штатных узлах
крепления.
Для получения требуемых чисел М полета ГЛЛ предлагается использовать РДТТ ракеты
40Н6 (разработка МКБ "Факел"), изготовлявшийся в опытном производстве и прошедший
летные испытания.
Носовая часть ГЛЛ содержит один или два экспериментальных модуля ГПВРД, размещенных
на боковой поверхности корпуса. Такое размещение позволяет добиться максимального
подобия работы воздухозаборников в эксперименте и в реальных условиях. В отсеках
корпуса ГЛЛ находятся элементы обеспечения работы ГПВРД.
Программа запуска ГЛЛ включает несколько этапов:
|
Полет на активном и пассивном участках происходит по баллистической траектории
с нулевым углом атаки. Включение исследуемого модуля может производиться на
любом участке полета.
|
Предлагаемый вариант ГЛЛ обеспечивает эксперименты в диапазонах высот H =
15...40 км, скоростей, соответствующих числам М = 1,8...10, и скоростного напора
q = 1000...20 000 кгс/м2. Максимальное время работы ГПВРД составляет 40 с.
|
|||
|
|
применения в воздушной среде, 'С |
|
NiAl |
4,8...5,8 (спеченые) |
|
|
Ni3Al |
5,8...7,2 (спеченые) |
|
конструкции |
Fe-Cr-Al |
6,5...7,0 (спеченые) |
|
пилоны, кромки |
Никелевые сплавы |
|
|
конструкции |
В настоящее время в ТМКБ "Союз" отработана технология изготовления модулей, изготовлены и сами ГПВРД. Кроме того, имеются в наличии РДТТ 40Н6 и самолет-носитель МиГ-31. Все это позволит с минимальными затратами обеспечить начальный этап исследований ГПВРД на ГЛЛ. По сравнению с существующими концепциями ГЛЛ ("Холод", "Радуга-Д2", "Игла") рассматриваемый вариант, обеспечивающий исследования до чисел М = 10, представляется как наиболее экономичный и реальный. Тураевское МКБ "Союз", МКБ "Факел" и ФГУП "ВПК "МАПО" приглашают к сотрудничеству организации, желающие принять участие в подготовке и проведении экспериментов, обработке полученных результатов и последующем их использовании. Свои предложения направлять по адресу:
Россия, 140061, г. Лыткарино, Московской обл., ТМКБ
"Союз".
Тел.: +7 (095) 552-0706, факс: +7 (095) 552-5700. |