Предыдущий материалК содержанию номераСледующий материалНаука

 



Гиперзвук - это реальность


Геннадий Щепин,
заместитель руководителя ТМКБ "Союз"
Александр Терешин,
ведущий конструктор ТМКБ "Союз",
руководитель темы "Гиперзвуковые технологии"



Исследования перспектив развития высокоскоростных летательных аппаратов различного назначения показали, что наиболее эффективными двигателями, работающими в атмосфере Земли на разгонном и маршевом участках траектории полета с числами М > 4, являются гиперзвуковые прямоточные воздушно-реактивные двигатели (ГПВРД). В последние годы были проведены испытания гиперзвуковой летающей лаборатории (ГЛЛ) "Холод", доказавшие в летном эксперименте возможность устойчивой работы таких двигателей. Тураевское МКБ "Союз" принимало непосредственное участие в первых исследованиях ГПВРД на этой ГЛЛ. В настоящее время в ТКМБ "Союз" ведутся работы и над другими конструкциями ГПВРД.

Проведенные расчетно-теоретические и экспериментальные исследования для конкретных режимов и условий полета перспективных летательных аппаратов (ЛА) позволили определить облик ГПВРД, его рациональные геометрические и массовые параметры, а также достигаемые высотно-скоростные и тягово-экономические характеристики. В отличие от осесимметричного двигателя ГЛЛ "Холод" исследовались ГПВРД плоской конфигурации, обеспечивающие высокую интеграцию с корпусом ЛА.
В экспериментах использовались модели без горения ("холодные") и с горением. На "холодных" отрабатывались воздухозаборные устройства и их взаимодействие с камерой сгорания. На моделях с горением исследовался рабочий процесс в камере сгорания и его влияние на работу воздухозаборника. В качестве топлива в камерах сгорания применялся или водород, или жидкое углеводородное топливо (керосин), или их сочетание. При этом имелось в виду, что для ЛА, эксплуатируемых на скоростях полета, соответствующих числам М < 7, рационально использовать керосин, а числам М > 6 - водород.
В качестве конструкционных материалов в моделях камер сгорания и воздухозаборников применялись жаростойкие порошковые сплавы, разработанные в ЦНИИчермет им. И.П. Бардина и НТЦ "Материалы и технологии". Эти сплавы не требуют специальных защитных покрытий и способны работать при 1200...1600 °С.

Основные характеристики ГПВРД
(наземные исследования)
Наименование
Значение
Диапазон работы по числу М
5...6,2
Расход воздуха, кг/с
До 2,5
Виды топлива
Водород, керосин
Расход испаренного топлива, г/с
До 60
Масса модуля, кг
60
Суммарная огневая наработка
изолированной камеры сгорания, мин
180
Суммарная огневая наработка
модуля при внешнем обдуве, мин
60

Экспериментальные образцы ГПВРД, конструктивно объединяющие воздухозаборник, камеру сгорания и сопло, были детально исследованы на наземных стендах ЦАГИ и ЦИАМ при внешнем обдуве набегающим воздухом. В частности, на наземных стендах были исследованы:

  • воздухозаборник при числах М = 3...6 и Re = 106;
  • камера сгорания при числах М = 2...2,5 и То = 1100...1930 К на входе;
  • работа камеры сгорания и воздухозаборника в составе модуля при числах М = 5...6,2 и То = 800...1970 К;
  • системы запуска ГПВРД, топливоподачи и распыления топлива.

Основными результатами наземных исследований явились:

  • подтверждение возможности осуществления устойчивого рабочего процесса в ГПВРД с реализацией сверхзвукового горения топлива в камере сгорания (Мкс = 1,1...1,2);
  • получение устойчивого воспламенения и горения топливовоздушной смеси;
  • доведение полноты сгорания до 0,95 при оптимальных сочетаниях геометрических параметров проточной части ГПВРД и топливовоздушной смеси;
  • сохранение целостности основных элементов ГПВРД на всех режимах.

Вполне естественно, существующая наземная экспериментальная база не в состоянии обеспечить полное моделирование всех условий комплексного воздействия на двигатель аэродинамических и тепловых нагрузок при полете со скоростями, соответствующими числам М > 6. Для проведения дальнейших работ необходимо применение летательных аппаратов - лабораторий, обеспечивающих высоты и скорости полета реального высокоскоростного летательного аппарата. Использование высокоскоростной летающей лаборатории позволит:

  • отработать запуск ГПВРД и проверить устойчивость рабочего процесса горения топлива в диапазоне чисел М > 6;
  • определить тягово-экономические характеристики ГПВРД при М > 6;
  • оценить тепловое состояние и теплозащиту элементов двигателя;
  • дать сравнительный анализ характеристик воздухозаборного устройства и камеры сгорания, полученных в аэродинамических трубах и в полете, уточнить методы пересчета результатов модельных испытаний на натурные.

Для этих целей ТМКБ "Союз", МКБ "Факел" и ФГУП "ВПК "МАПО" совместно разработали высокоскоростную летающую лабораторию, позволяющую исследовать ГПВРД на режимах с числами М = 2:10. Лаборатория представляет собой экономичный универсальный летно-экспериментальный комплекс, включающий самолет-носитель и гиперзвуковую летающую лабораторию с исследуемым ГПВРД.
Применение самолета-носителя в качестве разгонной ступени для запуска летающей лаборатории позволяет по сравнению с наземным стартом значительно снизить ее стартовую массу благодаря приданию ей начальной скорости М = 2...2,5 и подъему на высоту до 20 км.
В качестве носителя служит надежно зарекомендовавший себя в эксплуатации самолет МиГ-31. Подвеска ГЛЛ осуществляется под фюзеляжем самолета на штатных узлах крепления.
Для получения требуемых чисел М полета ГЛЛ предлагается использовать РДТТ ракеты 40Н6 (разработка МКБ "Факел"), изготовлявшийся в опытном производстве и прошедший летные испытания.
Носовая часть ГЛЛ содержит один или два экспериментальных модуля ГПВРД, размещенных на боковой поверхности корпуса. Такое размещение позволяет добиться максимального подобия работы воздухозаборников в эксперименте и в реальных условиях. В отсеках корпуса ГЛЛ находятся элементы обеспечения работы ГПВРД.
Программа запуска ГЛЛ включает несколько этапов:

  1. Самолет-носитель МиГ-31 с подвешенной ГЛЛ производит разгон в горизонтальном полете на высотах 15...17 км в течение 50...60 с до чисел М = 2,5...2,6, затем переходит в режим полета "горка" с вертикальной перегрузкой ny = 2,5...3.
  2. При достижении угла наклона траектории 20...30° осуществляется отделение ГЛЛ.
  3. Запуск разгонного ускорителя производится через 3...5 с после отделения от самолета-носителя. Ускоритель работает примерно 25 c и разгоняет ГЛЛ до скорости, соответствующей числу М = 10.

Полет на активном и пассивном участках происходит по баллистической траектории с нулевым углом атаки. Включение исследуемого модуля может производиться на любом участке полета.

Предлагаемый вариант ГЛЛ обеспечивает эксперименты в диапазонах высот H = 15...40 км, скоростей, соответствующих числам М = 1,8...10, и скоростного напора q = 1000...20 000 кгс/м2. Максимальное время работы ГПВРД составляет 40 с.

Основные характеристики конструкционных материалов ГПВРД
Материал
Плотность, г/см3
Предельная температура
применения в воздушной
среде, 'С
Области применения
NiAl
5,9...6,4 (деформируемые)
4,8...5,8 (спеченые)
1600
Тепловая защита
Ni3Al
7,3...7,4 (деформируемые)
5,8...7,2 (спеченые)
1300
Нагруженые элементы
конструкции
Fe-Cr-Al
7,0...7,2 (деформируемые)
6,5...7,0 (спеченые)
1450
Рубашка охлаждения,
пилоны, кромки
Никелевые сплавы
8,0...9,0
1200
Нагруженые элементы
конструкции

В настоящее время в ТМКБ "Союз" отработана технология изготовления модулей, изготовлены и сами ГПВРД. Кроме того, имеются в наличии РДТТ 40Н6 и самолет-носитель МиГ-31. Все это позволит с минимальными затратами обеспечить начальный этап исследований ГПВРД на ГЛЛ. По сравнению с существующими концепциями ГЛЛ ("Холод", "Радуга-Д2", "Игла") рассматриваемый вариант, обеспечивающий исследования до чисел М = 10, представляется как наиболее экономичный и реальный. Тураевское МКБ "Союз", МКБ "Факел" и ФГУП "ВПК "МАПО" приглашают к сотрудничеству организации, желающие принять участие в подготовке и проведении экспериментов, обработке полученных результатов и последующем их использовании. Свои предложения направлять по адресу:

Россия, 140061, г. Лыткарино, Московской обл., ТМКБ "Союз".
Тел.: +7 (095) 552-0706,
факс: +7 (095) 552-5700.