Владимир Скибин, Александр Крайко, Борис Блинник,
Игорь Браилко, Михаил Иванов, Валерий Копченов, Владимир Макаров, Александр Секундов, Юрий Темис, ЦИАМ им. П.И. Баранова |
|
(Продолжение, начало в №3)
В настоящее время ЦИАМ, располагает большим заделом по высоконапорным осевым
ступеням в диапазоне степеней сжатия от 1,5 до 2,5. Он является одним из мировых
лидеров в создании трансзвуковых и сверхзвуковых ступеней перспективных компрессоров
с уменьшенным числом высоконагруженных стреловидных лопаток. Для их проектирования
разработаны математические модели и алгоритмы разного уровня. Решение обратных
задач позволяет обеспечить благоприятные распределения статического давления
невязкого потока на поверхности лопатки. Результаты проектирования контролируются
расчетами трехмерного вязкого течения в многовенцовой системе. Программа оптимизации
завершает процесс создания многоступенчатого компрессора и определяет условия
обтекания каждого венца на всех режимах работы двигателя. Использование этих
матмоделей и алгоритмов при перепроектировании ранее созданных высоконапорных
ступеней повышает их КПД на 1,5...2 %.
Сейчас разрабатываются высоконапорные ступени центробежных компрессоров на степени
сжатия 8...10 и КПД ~ 0,8. В их составе рабочее колесо с двумя-тремя промежуточными
лопатками и двухрядный диффузор. Наряду с дозвуковыми рассматриваются сверхзвуковые
рабочие колеса. Проектирование центробежных ступеней осуществляется с обязательными
расчетами вязкого течения. В результате удается избежать отрывов потока и обеспечить
согласование ротора с лопаточным диффузором. Значителен вклад ученых ЦИАМ в
построение матмоделей физической газовой динамики. Это - модели движения многофазных
сред с конденсацией, испарением, горением, затвердеванием капель и т.п. В моделях
химической кинетики учтено влияние неравновесного возбуждения колебательных
степеней свободы молекул на скорости реакций. В электро- и магнитной газодинамике
описаны влияния соответствующих полей на движение газа, горение, образование
различных выбросов и т.д. Для описания воздействия венцов вентилятора на течение,
наряду с детальными расчетами в рамках уравнений Эйлера, Навье-Стокса или Рейнольдса,
используются специальные поверхности разрыва (активные и пассивные диски).
В качестве иллюстрации возможностей моделей физической газовой динамики приведем
здесь результаты матмоделирования течения спонтанно конденсирующегося пара.
Данная проблема интересна и в связи с авиационными приложениями, и применительно
к стационарным энергетическим установкам. Результаты расчета течения конденсирующегося
пара в плоском сопле с полувысотой минимального сечения h для трех температур
торможения Т0 на входе в сопло представлены на рисунке,
|
где показаны линии равных значений числа М. Течение чрезвычайно чувствительно
к изменению Т0: при уменьшении Т0 на 2 % образуется инициированный конденсацией
почти прямой скачок, при дальнейшем понижении температуры пара на входе в сопло
течение в горле сопла становится нестационарным.
Другим важнейшим фактором, определяющим качество конструкторских решений, является
матмоделирование напряженно-деформированного состояния (НДС) деталей и узлов
ГТД. Созданные в ЦИАМ модели и алгоритмы обеспечивают матмоделирование прочности
и динамики конструкций двигателей на всех этапах разработки. Это предполагает
интеграцию моделей разного уровня: от простейших моделей концептуального проектирования
до моделей кинетики трехмерного НДС конструкций, узлов и деталей, работающих
в условиях нестационарных термических воздействий, а также моделей прогноза
ресурса и долговечности конструкций.
В ряде случаев матмоделирование позволяет отказаться от дорогостоящих и длительных
экспериментов для подтверждения принятых конструкторских решений. Благодаря
использованию моделей газовой динамики, теплопроводности и прочности, интегрированных
с конструкторской системой, "в разы" сокращается стоимость и сроки проектирования
таких ответственных узлов, как компрессор и турбина. В результате уже первые
изготовленные экземпляры этих узлов обеспечивают заявленные рабочие параметры.
Нелинейные эффекты статического деформирования лопатки и колеса компрессора
существенно влияют на динамическое состояние изолированной лопатки и диска с
лопаточным венцом. Применение матмоделирования НДС, собственных форм и частот
колебаний лопатки предполагает предварительное решение задачи нелинейного статического
равновесия лопатки с учетом центробежных сил. Зависимость жесткости лопатки
от частоты вращения существенно сказывается на частотных характеристиках изолированных
лопатки и колеса. Применяемая в ЦИАМ методика моделирования форм и частот колебаний
лопаток и дисков с лопатками описывает лопатку методом конечных элементов в
рамках нелинейных теорий оболочек и закрученных стержней. Она позволяет исследовать
инверсию форм колебаний изолированной лопатки и образование соответствующих
им семейств форм колебаний диска с лопатками, что является диагностическими
признаками для идентификации экспериментальных результатов. Управление параметрами,
определяющими эти диагностические признаки, позволяет еще на стадии проектирования
обеспечить динамическую отстройку от резонансных колебаний и флаттера на рабочих
режимах.
Стремление получить конструкцию минимального веса ведет к тому, что в локальных
зонах замкового соединения возникают значительные упругопластические деформации
и напряжения. Часто именно они определяют ресурс конструкции. Обеспечение гарантированного
ресурса требует разработки адекватных моделей его прогноза. Опыт ЦИАМ в разработке
и применении матмоделей ресурса показывает, что квалифицированный прогноз гарантирует
высокую надежность создаваемых конструкций. Однако это предполагает глубокое
понимание характера упругопластического деформирования материала деталей в зонах
концентрации напряжений. Определение упругопластических деформаций и напряжений
на основе матмоделей пластичности и ползучести опирается на решение нелинейных
задач упругопластического контактного взаимодействия.
Анализ поведения материала при циклическом деформировании и разработка стохастической
модели характеристик его прочности позволили получить зависимость ресурса малоцикловой
усталости диска от разброса его механических характеристик. Уровень разработанных
в ЦИАМ моделей ресурса позволяет создавать имитационные модели прогноза долговечности
лопаток, дисков и роторов с учетом разброса механических характеристик конструкционных
материалов, отклонений в технологии изготовления и реальных условий эксплуатации.
Все это позволяет перейти к прогнозу жизненного цикла изделия. Аналогичные подходы
реализуются при создании конструкций из керамических и композитных материалов,
при разработке которых роль матмоделирования является определяющей.
Матмодели статического и динамического деформированного состояний двигателя,
оценки несущей способности и прогноза ресурса деталей и узлов основываются на
методе конечных элементов (МКЭ) и методе граничных элементов, объединенных с
моделями конструкционных материалов. Наряду с применением программного комплекса
ANSYS в ЦИАМ разработаны специализированные комплексы МКЭ, предназначенные для
использования на всех этапах создания двигателя. Интеграция с системой UNIGRAPHIX
обеспечивает оперативность выполнения расчетов и исследований.
Примером такой интеграции служит конечно-элементная модель корпуса двигателя. |
|
Представленная схематизация учитывает асимметрию подвески двигателя на летательном
аппарате и позволяет определять НДС корпуса двигателя в целом, в том числе овализацию
корпуса, которую необходимо учитывать при назначении радиальных зазоров.
Математические модели надежности, ресурса и механики деформируемого тела применяются
для обеспечения безопасности эксплуатации и повышения ее экономической эффективности,
для идентификации результатов экспериментов при испытаниях двигателей и их узлов
и для диагностики состояния двигателя в процессе эксплуатации.
При моделировании полета с большими дозвуковыми скоростями пространственность
обтекания, в первую очередь, обусловлена влиянием фюзеляжа и крыла, а при моделировании
реверса - близостью земли. В этих случаях обтекание мотогондолы рассчитывается
либо вместе с летательным аппаратом, либо с учетом влияния земли.
Результаты расчета трехмерного турбулентного обтекания лопаток турбины. Приведены изомахи в среднем сечении рабочего колеса. Хорошо видны скачки и отрывные зоны. |
|
На рис. 4 представлен пример трехмерного расчета течения в ступени радиальной
турбины малоразмерного ГТД. Показаны распределения скорости на обтекаемых поверхностях.
(Продолжение следует...)