4 августа 1999 г. исполняется сто лет со дня рождения
крупного ученого-теплотехника, в течение 53 лет создававшего школу российских
инженеров и ученых-газотурбинистов. В 1924 г. В.В.Уваров блестяще окончил
Московское высшее техническое училище им. Баумана и был назначен преподавателем
на кафедре паровых турбин. С тех пор и до конца своих дней В.В. Уваров
не прекращал преподавательской деятельности в МВТУ, принимая активное участие
в подготовке новых поколений специалистов высшей квалификации. Свое же
образование он существенно углубил, окончив МГУ в 1930 г.
В 1925 г. В.В.Уваров начал проводить исследования по газовым турбинам под руководством профессора Н.Р.Бриллинга, а в 1930 г. возглавил лабораторию №1 Всесоюзного теплотехнического института им. Ф.Э. Дзержинского, которая занималась разработкой и исследованием экспериментальных авиационых газовых турбинн. Спустя четыре года в ВТИ была создана и прошла длительные испытания первая отечественная высокотемпературная газотурбинная установка ГТУ-1, ставшая прообразом будущих турбовинтовых двигателей. Установка состояла из одноступенчатого центробежного компрессора, кольцевой камеры сгорания и одноступенчатой газовой турбины. Диск турбины, ее лопатки и корпус установки имели водяное охлаждение. |
В 1934 г. в издательстве Военно-воздушной академии им.
проф. Н.Е. Жуковского была опубликована опередившая время монография В.В.
Уварова "Газовые турбины". Она сыграла огромную роль при подготовке первых
поколений конструкторов и инженеров, которые создавали, испытывали и эксплуатировали
газотурбинные двигатели.
Александр Романов, сотрудник ЦИАМ
|
В 1941 году, когда вражеские части рвались к нашей
столице и были
эвакуированы на восток многие московские предприятия, уезжал и ЦИАМ - Центральный
Институт Авиационного Моторостроения. Наиболее полную в мире коллекцию
отечественных и зарубежных поршневых авиамоторов, собранную к тому времени
в этом институте, с собой решили не забирать. Двигатели законсервировали,
упаковали и зарыли здесь же, в Лефортово, на территории института.
По приезду из эвакуации было не до расколок, а после - авиация весьма резко перешла на газотурбинную тематику. Так и остались "поршневики" в качестве забытого клада. Хотели выкопать их как металлолом, да по счастью - руки не дошли. |
Со временем, закопанные в научном институте авиамоторы
первой половины века превратились в местную легенду, а документы на них
списались в архив и там канули в Лету. Сейчас никого нет в ЦИАМ из тех,
кто имел непосредственное отношение к этому событию, а кто что-то и слышал,
расходятся в точной оценке его места.
Еще осенью 1997 г., используя мемуары старейших сотрудников Института, а также технику и помощь Спеццентра МЧС, удалось определенно оконтурить места нахождения "таинственного клада", но... все ушло под снег. Дождливое лето 1998 г. не благоприятствовало раскопкам. Наконец, в середине 1999 г., перед самым МАКС'99, начаты работы. Только после их окончания можно будет как-то определенно говорить, дошло ли до нас послание из 40-х гг. Дмитрий Боев, начальник сектора ОНТИ
ЦИАМ
|
Вместе с тем награждение продолжается. Предполагается в течение года наградить этой медалью большое количество отличившихся инженеров, конструкторов, технологов, испытателей и ученых, внесших достойный трудовой вклад в разработку и создание ракеты-носителя Н1. |
||
Александр Иванов, ведущий конструктор
ОАО "СНТ им. Н.Д. Кузнецова"
|