Предыдущий материалК содержанию номераСледующий материал
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ



4 августа 1999 г. исполняется сто лет со дня рождения крупного ученого-теплотехника, в течение 53 лет создававшего школу российских инженеров и ученых-газотурбинистов. В 1924 г. В.В.Уваров блестяще окончил Московское высшее техническое училище им. Баумана и был назначен преподавателем на кафедре паровых турбин. С тех пор и до конца своих дней В.В. Уваров не прекращал преподавательской деятельности в МВТУ, принимая активное участие в подготовке новых поколений специалистов высшей квалификации. Свое же образование он существенно углубил, окончив МГУ в 1930 г. 
В 1925 г. В.В.Уваров начал проводить исследования по газовым турбинам под руководством профессора Н.Р.Бриллинга, а в 1930 г. возглавил лабораторию №1 Всесоюзного теплотехнического института им. Ф.Э. Дзержинского, которая занималась разработкой и исследованием экспериментальных авиационых газовых турбинн. Спустя четыре года в ВТИ была создана и прошла длительные испытания первая отечественная высокотемпературная газотурбинная установка ГТУ-1, ставшая прообразом будущих турбовинтовых двигателей. Установка состояла из одноступенчатого центробежного компрессора, кольцевой камеры сгорания и одноступенчатой газовой турбины. Диск турбины, ее лопатки и корпус установки имели водяное охлаждение.

В 1934 г. в издательстве Военно-воздушной академии им. проф. Н.Е. Жуковского была опубликована опередившая время монография В.В. Уварова "Газовые турбины". Она сыграла огромную роль при подготовке первых поколений конструкторов и инженеров, которые создавали, испытывали и эксплуатировали газотурбинные двигатели.
В 1940 г. коллектив лаборатории №1 ВТИ, накопивший опыт при проектировании первого экспериментального авиационного газотурбинного двигателя ГТУ-3, был переведен в ЦИАМ. Здесь в 1943-1946 гг. под руководством Уварова был создан и испытан летный образец экспериментального двигателя Э-3080, развивавшего мощность на валу 625 л.с. и создававшего дополнительную тягу 160 кгс. В первый послевоенный год Уварову было присвоено звание доктора технических наук. В 1946 г. он был назначен ответственным руководителем и главным конструктором завода №41 минавиапрома. С 1949 г. профессор Уваров организовал и возглавил кафедру газовых турбин в МВТУ, которой руководил до конца своих дней. В 1958 г. в МВТУ при его непосредственном участии организована "Проблемная лаборатория". В.В. Уваров является одним из создателей первых образцов газотурбовозов, изготовленных Коломенским локомотивным заводом. Заслуги великого патриота своей Родины - Владимира Васильевича Уварова - отмечены званием Заслуженного деятеля науки и техники РСФСР, орденами Ленина и Трудового Красного Знамени.

Александр Романов, сотрудник ЦИАМ


В 1941 году, когда вражеские части рвались к нашей столице и были эвакуированы на восток многие московские предприятия, уезжал и ЦИАМ - Центральный Институт Авиационного Моторостроения. Наиболее полную в мире коллекцию отечественных и зарубежных поршневых авиамоторов, собранную к тому времени в этом институте, с собой решили не забирать. Двигатели законсервировали, упаковали и зарыли здесь же, в Лефортово, на территории института.
По приезду из эвакуации было не до расколок, а после - авиация весьма резко перешла на газотурбинную тематику. Так и остались "поршневики" в качестве забытого клада. Хотели выкопать их как металлолом, да по счастью - руки не дошли.
Со временем, закопанные в научном институте авиамоторы первой половины века превратились в местную легенду, а документы на них списались в архив и там канули в Лету. Сейчас никого нет в ЦИАМ из тех, кто имел непосредственное отношение к этому событию, а кто что-то и слышал, расходятся в точной оценке его места.
Еще осенью 1997 г., используя мемуары старейших сотрудников Института, а также технику и помощь Спеццентра МЧС, удалось определенно оконтурить места нахождения "таинственного клада", но... все ушло под снег. Дождливое лето 1998 г. не благоприятствовало раскопкам. Наконец, в середине 1999 г., перед самым МАКС'99, начаты работы. Только после их окончания можно будет как-то определенно говорить, дошло ли до нас послание из 40-х гг.
Дмитрий Боев, начальник сектора ОНТИ ЦИАМ

К 30-летию первого полета (21.02.69 г.) советской сверхтяжелой ракеты Н1 в Самаре отчеканена памятная юбилейная медаль (автор В. Агафонов). В канун Дня космонавтики за большой вклад в создание изделий ракетно-космической техники ею в торжественной обстановке награждены многие работники - ветераны РКК "Энергия" им. академика С.П.Королева и СНТК им. Н.Д. Кузнецова, принимавшие активное творческое участие в создании лунного пилотируемого комплекса "Н1-Л3".
Вместе с тем награждение продолжается. Предполагается в течение года наградить этой медалью большое количество отличившихся инженеров, конструкторов, технологов, испытателей и ученых, внесших достойный трудовой вклад в разработку и создание ракеты-носителя Н1. 
Александр Иванов, ведущий конструктор ОАО "СНТ им. Н.Д. Кузнецова"