Для защиты окружающей среды Международной организацией гражданской
авиации (ИКАО) введены ограничения на шум самолетов и эмиссию (выбросы) вредных
веществ от авиационных двигателей. Международные стандарты по экологии гражданских
самолетов существуют в виде тома I "Авиационный шум" и тома II "Эмиссия авиационных
двигателей" Приложения 16 к Конвенции о международной гражданской авиации. В
рамках СНГ уровни шума самолетов нормируются Авиационными правилами АП-36, а
уровни эмиссии авиадвигателей (до разработки Авиационных правил АП-34 в соответствии
с Директивным письмом Авиарегистра МАК от 15.03.95 №5-93) нормируются в соответствии
с томом II Приложения 16.
В настоящее время ИКАО нормирует эмиссию несгоревших углеводородов
(HC), оксида углерода (CO), оксидов азота (NOх) и дыма от турбореактивных и
турбовентиляторных двигателей гражданских самолетов в зоне аэропортов, а также
запрещает преднамеренный выброс топлива после останова двигателя. Требования
международного стандарта для дозвуковой авиации распространяются по дыму на
двигатели, изготовленные после 1982 г., по газообразным веществам - на двигатели
с тягой более 26,7 кН, изготовленные после 1985 г.
Двигатели семейства Д-30 и двигатель НК-8-2У значительно превышают
нормы ИКАО по эмиссии HC и CO. Такое превышение норм на фоне зарубежных двигателей
производит крайне негативное впечатление об отечественных двигателях.
ИКАО приступила к разработке штрафных санкций за эмиссию авиадвигателей
на несколько лет позже по сравнению с санкциями за авиационный шум. В ближайшее
время будет создана система ограничений и запретов на эксплуатацию авиационных
двигателей, превышающих нормы на эмиссию, аналогичная системе по шуму. В этом
случае, наиболее массовые отечественные двигатели для гражданской авиации при
существующих эмиссионных характеристиках не смогут эксплуатироваться на международных
авиалиниях. Из отечественных двигателей только ПС-90А соответствует, да и то
на пределе, действующим с 1996 г. нормам ИКАО на эмиссию оксидов азота NOх (79,2
г/кН против нормируемого уровня 80,6 г/кН).
Прошедшая в 1998 г. 32-я сессия Ассамблеи ИКАО в своей Резолюции
А32-11 подтвердила свое стремление к дальнейшему ужесточению политики в области
охраны окружающей среды от воздействия авиации. Совет ИКАО одобрил предложение
Комитета по дополнительному ужесточению норм на эмиссию NOх приблизительно на
16 % для двигателей и их модификаций, созданных после 2003 г. И любая модификация
двигателя ПС-90А с существующей камерой сгорания, созданная после этой даты,
не будет соответствовать новым нормам.
Прогнозируемый на 2000-2015 гг. рост пассажирских потоков и увеличение
объемов сжигаемого авиационного топлива должны сопровождаться общим снижением
эмиссии оксидов азота NOх. Это можно обеспечить в первую очередь разработкой
камер сгорания с существенно, в 2:3 раза, меньшей эмиссией NOх.
Если не будут приняты срочные меры по доведению экологических
характеристик российских самолетов и их двигателей до требований международных
стандартов, то неминуемо наступит время, когда наши самолеты не будут принимать
в зарубежных аэропортах, а еще раньше перестанут их покупать.