УДК 316.4.066 ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ЧУВСТВО КАК КАТАЛИЗАТОР СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ДЕЙСТВИЯ Дмитрий Игоревич Петросьян, аспирант ФГБОУ ВПО МГТУ "СТАНКИН"
Патриотическое чувство в современном обществе становится не только идеологией и статьей символического инвестирования разных социальных групп, но и важным инструментом для оценки других людей и катализатором разного рода социокультурных действий. The patriotic sense in modern society is not only an ideology or an article of symbolic investment of various social groups, but also an important tool for evaluation of other people and a catalyst for all sorts of social and cultural activities. Ключевые слова: патриотизм, символические воздействия, социокультурная реальность, мифотворчество, антипатриотизм. Keywords: patriotism, symbolic influences, socio-cultural reality, myth-building, anti-patriotism. Патриотизм во все времена занимал особое место в жизнедеятельности российского общества, выступая ключевой проблемой становления российской государственности, ее защиты от внешней экспансии, осуществления национальных отношений и духовной жизни. Вот почему социально-гуманитарная мысль, политическая теория (идеология), религия, литература и искусство, публицистика, вопросы генезиса, содержания и форм проявления патриотизма всегда держали в центре своего внимания. Неразрывная связь всей истории России с таким социокультурным феноменом, как патриотизм, является отличительной чертой самого существования и развития нашей страны [1]. Вся история России убедительно свидетельствует о том, что на всех этапах ее развития государственно-патриотическая идея была одним из приоритетных факторов, обеспечивающих консолидацию общества и позволяющих ему преодолевать самые трудные и тяжелые состояния. В современном российском обществе наблюдается разнообразие проявлений патриотизма, формирующегося по основанию любви и приверженности к следующим базовым предметам: а) государству; б) этносу, в) территории. Они различаются по мотивации включенности индивида в политико-правовую жизнь государства и степени отождествления индивидом своих жизненных целей с целями государства. Эти варианты патриотизма могут выступать основой для конституирования широкого спектра идеологических модификаций патриотизма - от национализма до пацифизма [2]. И. Климов, проведя анализ патриотических оснований современной российской идентичности, отмечает: "Несмотря на разнообразную и сложную мотивацию комплекса патриотических чувств, патриотизм остается социально одобряемой ценностью. Это означает, что данное понятие вряд ли появится среди "отторгаемых", как это было в недавнем прошлом со словами "реформы" или "демократия", например. Кроме того, это понятие остается важным инструментом для оценки других людей, а также может выступать и как "руководство к действию"[3]. Остановимся на социальном действии. Социальное действие - это форма или способ разрешения социальных проблем и противоречий, в основе которых лежит столкновение интересов и потребностей основных социальных сил данного общества. Развитые общественные движения создают свои организации: партии, ассоциации, политические союзы и т.д. "Социальное действие", по Максу Веберу, отличается двумя признаками, которые и делают его социальным, т.е. отличным просто от действия. Социальное действие обладает смыслом для того, кто его совершает, и ориентировано на других людей. Смысл - это определенное представление о том, для чего или почему это действие совершается, это его осознанность и направленность [4]. Н. Л. Захаров отмечает, что с точки зрения системного подхода социальное действие возникает спонтанно. Первоначально, в результате взаимодействия отдельных индивидов в процессе однотипной хозяйственной деятельности формируется алгоритм совместного действия, настраивающий индивидов действовать однотипно - первый регулятор социального действия, который именуется в данной работе - поведенческий регулятор. Это весьма изменчивый, "мягкий" регулятор, поэтому он, генетически обуславливая другие, сам нуждается в функциональной "жесткости", которая создается функционированием других регуляторов. Социальное нормирование - это процесс выработки устойчивых стандартов и правил, с помощью которых регулируются (упорядочиваются) действия отдельных индивидов. Посредством социального нормирования подготавливается система регламентированных требований, которые предъявляются в конкретный период к условиям и процессам жизнедеятельности людей. В обществе функцию форматирования элементов (социального нормирования) выполняет воспитание или, более глобально, механизм социализации индивидов. Этот механизм тоже действует как жесткий регулятор социального действия и именуется этическим регулятором. Индивиды, чьи действия идеально отформатированы, при взаимодействии вновь и вновь будут воссоздавать заданные (этим форматированием) отношения [5]. В качестве одного из мощных этических регуляторов социального действия выступает патриотизм или патриотическое чувство. В данном случае возбуждение патриотического чувства означает эмоционально окрашенное распознавание в воспринимаемой действительности признаков, ассоциируемых с понятием Родины, отечества. Более того, это состояние относится к духовным ценностям человека, "имеет практическую направленность и выступает в качестве внутреннего побудителя" [6]. По М. Веберу, соц. действия делятся на следующие категории: - целерациональные, ориентированные на ожидание определённого поведения предметов внешнего мира и других людей при использовании этого ожидания как "условия" или как "средства" для рационально направленных и регулируемых целей (критерием рациональности является успех); Примечательно, что патриотическое чувство может быть катализатором любого из указанных видов социальных действий. Индивид может также оказаться объектом массового воздействия со стороны рассеянных масс людей, если они влияют на него одновременно или последовательно (например, через прессу), и он воспринимает их поведение как поведение многих. Литература 1. Кузнецова А.В. Культура патриотизма как фактор консолидации российского общества: Дис. канд. социол. наук: 22.00.06: Москва, 2004. Связь с автором: тел. +7 (916) 674-6593
| ||