Поиск по сайту


УДК 316.65.0

МОЛОДЕЖЬ НА РЕГИОНАЛЬНОМ РЫНКЕ ТРУДА

ФГБОУ ВПО МГТУ "СТАНКИН":
Дмитрий Фёдорович Яновский, аспирант

 

 

В статье проанализированы социально-экономические и управленческие факторы привлечения молодёжи в производство, динамика молодёжной безработицы и особенности регионального рынка труда.

The article is devoted to problems of youth employment in Russia, in it business factors of attraction of youth in manufacture, dynamics of youth unemployment and feature of a regional labor market are analysed.

Ключевые слова: региональный рынок труда, безработица, молодёжь, управление занятостью, конкурентоспособность рабочей силы.

Keywords: regional labor market, unemployment, youth, management of employment, competitiveness of labor.

Социально-экономическое развитие Российской Федерации неоднозначно сказывается на рынке труда и потребности в кадрах. Налицо недостаток квалифицированных работников, владеющих современными технологиями, оборудованием, обладающих стратегическим мышлением, умением оперативно и гибко реагировать на изменения в структуре производства и спроса на товары и услуги. Все более заметной становится диспропорция спроса и предложения рабочей силы по профессионально-квалификационным признакам. По этой причине простаивают рабочие места, не снижается уровень безработицы. Значителен урон от неполной занятости населения и неэффективного использования оборудования. Наиболее остро складывается положение с обеспечением производства рабочими массовых профессий [1].

Около половины предприятий в Центральном регионе не укомплектованы рабочими, а средний возраст работающих приближается к 50 годам, что усугубляет ситуацию.

Острота проблемы диктует необходимость принятия срочных мер по привлечению молодежи в производство.

Основополагающее влияние на структурный дефицит работников оказывает социально-экономическое состояние субъектов экономики. Доля трудонедостаточных предприятий и организаций в регионе увеличивается по мере ухудшения их экономики: от 13% до 60,0% по руководителям и специалистам, от 21,6% до 60,0% по квалифицированным рабочим и от 41,0% до 75,0% - по неквалифицированным.

В числе многих причин дефицита кадров - низкая мотивация молодежи к труду на производстве, неудовлетворительные условия труда и его оплаты, отсутствие гарантированного социального пакета и др. Складывается парадоксальная ситуация: с одной стороны, даже динамично работающие предприятия испытывают недостаток молодых квалифицированных кадров, с другой, - выпускники образовательных учреждений не могут найти работу по полученной специальности.

Спрос на рабочую силу существенно дифференцирован между городской и сельской местностью. Так, например, если в областном центре на 1 вакансию слесаря претендуют условно 0,6 рабочих, то в районах области - 5,5 чел., строительного рабочего-отделочника - соответственно 0,3 и 3,4 чел., водителя автомобиля - 1,0 и 5,5 чел., портного - 0,6 и 5,0 чел. и т.д.

Укрупненную характеристику профессиональной структуры спроса (вакансий) и предложения (ищущих работу) дает рисунок, составленный по данным областной службы занятости населения на начало 2010 г. Приведенные данные наглядно демонстрируют диспропорциональность: превышение числа вакансий над числом ищущих работу по обеим категориям рабочих, тогда как по специалистам картина обратная - предложение превышает спрос. В среднем на 1-го квалифицированного рабочего приходится 1,5 вакансии, а на 1-го специалиста - 0,5 вакансии.

Из числа массовых рабочих профессий наиболее востребованы плотники, столяры, сварщики, машинисты, станочники, рабочие строительных специальностей.

Анализ показывает, что молодежь не спешит занять вакантные рабочие места на предприятиях со старыми станками и оборудованием, плохими условиями труда. Отчасти этой причиной объясняется дефицит кадров многих предприятий при наличии на рынке труда избыточного предложения [2]. В этой связи рынок труда и страны в целом, и в каждой области в частности, столкнулся со следующими проблемами:

Во-первых, из-за долговременного экономического спада в экономике наблюдается значительное снижение профессионально-квалификационного уровня кадрового потенциала. Работодатели даже успешно функционирующих производств заявляют сегодня о необходимости обновления и омоложения кадрового состава.

Во-вторых, изменения экономической ситуации, развитие новых технологий приводит к росту потребности в специалистах в соответствующих областях, что требует оптимизации рынка образовательных услуг.

Степень конкурентоспособности рабочей силы на полном рынке труда в первую очередь зависит от уровня профессионального образования - чем он выше, тем выше уровни экономической активности и занятости и тем ниже неформальная занятость и безработица. При этом в регистрируемом секторе ситуация иная: наибольшие сложности при поиске работы испытывают безработные с высоким образовательным статусом.

Изучать и прогнозировать структуру и динамику молодежной безработицы, трудовые мотивации молодежи, своевременно выявлять и смягчать проблемы обеспечения ее занятости позволяет мониторинг молодежного сегмента рынка труда [3].

Статистический мониторинг показывает следующие его особенности:

- в силу возрастной специфики молодежь в целом отличают низкие показатели экономической активности и занятости, но повышенный уровень общей безработицы (14,5% против 8,6% в среднем по области в 2008 г.);

- уровни безработицы очень высоки и продолжают расти среди наиболее молодых возрастных групп (до 25 лет);

- молодым людям с профессией и опытом работы (возрастная группа 25 - 29 лет) свойственны повышенная экономическая активность и как следствие - наилучшее положение с занятостью по сравнению со среднеобластными значениями.

Анализ рынка труда и рынка образовательных услуг не может быть полным без изучения ситуации с безработицей. Доля молодежи в регистрируемой безработице ниже, чем в общей. Уровень регистрируемой молодежной безработицы превышает среднеобластной (в 2008 г. 2,5% против 1,9%). Разрыв между ее общими и регистрируемыми значениями в данном сегменте рынка выше, чем по всему массиву безработных (5,8 раза против 3,8). Это означает, что молодые люди менее охотно обращаются в службу занятости, чем зрелые, и с ними нужна особая работа по вовлечению их в трудовую деятельность [4].

Доля неофициальной занятости молодых людей в теневом секторе экономики составляет у не имеющей профессии 15-19-летней молодежи 47,4%, у 25-29-летних 24,6% против 23,5% в общей массе населения. Анализ отраслевой структуры молодежной занятости говорит о неравномерном ее распределении по отраслям экономики. Если в среднем каждый 4-й занятый является молодым человеком, то в здравоохранении, образовании и науке - каждый третий, в торговле - более 28%. В финансовой и управленческой сферах идет омоложение кадров, и здесь доли молодежи превосходят средние значения. В промышленности и строительстве удельный вес молодых работников, наоборот, на 2 - 3 пункта ниже среднего. С наименьшим желанием молодежь трудоустраивается на транспорт, в сельское хозяйство, жилищно-коммунальный сектор и бытовое обслуживание (ее доли здесь ниже на 6 - 8 пунктов).

Среди выходящей на рынок труда молодежи каждый четвертый не имеет профессии, а седьмой - профессионального опыта. По этим причинам молодые люди в среднем в 1,4 раза чаще представителей старшей возрастной группы получают отказы в приеме на работу (табл.).

Анализ предпочтений работодателей в приеме на работу представителей разных возрастов говорит о том, что у большинства из них еще не сложились верные представления о преимуществах молодежи с современным профессиональным образованием в рыночной экономике. Эти представления следует формировать в процессе их сотрудничества, развития социального партнерства с заинтересованными субъектами рынка труда: образовательными учреждениями, службой занятости, молодежными и профсоюзными организациями и т.п.

Намерения молодежи в отношении выбора профессии и продолжения образования в основном определяются в период обучения в школе. Реализация этих намерений зависит, главным образом, от качества школьной подготовки, выступая важнейшим показателем ее эффективности.

Наиболее привлекательными для школьников на протяжении последних лет являются специальности высшего и среднего образования. Среди них вызывают наибольший интерес связанные с экономикой (экономист, бухгалтер, менеджер, финансист), юриспруденцией, информационными системами (программист, оператор ЭВМ, специалист в области защиты информации), медициной и психологией (психолог, фармацевт, дантист и др.). По всем названным, кроме медицины, предложение на областном рынке труда превышает спрос. Возрос в глазах школьников по сравнению с предыдущим периодом престиж профессий и специальностей сферы транспорта (автомеханик, автослесарь, водитель транспортных средств). Менее 10% хочет обучиться другим техническим специальностям (инженер, технолог) и рабочим профессиям (сварщик, электрик и др.), несмотря на рост спроса и высокий дефицит рабочих кадров. Снижается доля молодых людей, которые хотят стать военными, сокращается процент ориентированных на занятость в сфере образования [5].

Осознанно выбирают определенную рабочую профессию для обучения не более половины абитуриентов учебных заведений начального профессионального образования. Не менее острая проблема связана с ухудшением качества контингента поступающих в учреждения НПО - подавляющее большинство из них закончило неспециализированные школы, непрофильные классы, имеет сниженный уровень школьной успеваемости, общей культуры и ценностных ориентаций.

В области как в регионе с развитой сферой образования и средним социально-экономическим потенциалом молодежный рынок труда остается неизменно емким, проблемным и сегментированным. Наиболее велики образовательные, гендерные и территориальные его различия.

С точки зрения безработицы и дискриминации труда основными категориями риска на этом рынке являются молодые люди с низким уровнем образования, профессиональных знаний, навыков и опыта, а также проживающие в сельской местности. Проблемы сельской молодежи обусловлены ограниченностью возможностей профессионального выбора, недостатком вакансий, отсутствием условий для территориальной мобильности.

Под влиянием демографических факторов началось сокращение численности молодежи, выходящей на рынок образовательных услуг, обозначилась и будет усиливаться конкуренция между общеобразовательной и профессиональной школой за учащегося.

На областном рынке труда в условиях сохраняющегося дефицита квалифицированных рабочих кадров явно выражена тенденция снижения численности и большого отсева из профессии молодых рабочих - выпускников учебных заведений начального профессионального образования.

В этих условиях возрастает актуальность повышения эффективности региональной системы управления занятостью молодежи.

Литература

1. И.Н. Шерер. Социально-экономическая трансформация регионального молодежного рынка труда // Зерцало-М, 2011 г.
2. Сергей Соловченков. Рынок труда трансформирующегося общества // 2011 г.
3. Арефьев А. Поколение, которое теряет Россия: Социологическое изучение проблем современной молодёжи // Социологические исследования. - 2002. №8. - С. 97-105.
4. Ковалёва А.И., Луков В.А. Социология молодёжи: Теоретические вопросы. - М.: Социум, 2000. С.150.
5. Молодёжь новой России: ценностные приоритеты / аналитический доклад. М.:Изд-во РАН, 2007.

Связь с автором:
 (8-926) 281-4163, E-mail: profstankin@mail.ru
.