ТУРБУЛЕНТНОСТЬ В ПВРД И ГПВРД Юрий Михайлович Кочетков, д.т.н.
Турбулентность в прямоточных воздушно-реактивных двигателях (ПВРД) и гиперзвуковых ПВРД (ГПВРД) является весьма условной в смысле традиционного понимания её как перемещения крупномасштабных молей продуктов сгорания во всех направлениях, формирующих общий поток внутри каналов. В сверхзвуковых потоках этих двигателей отсутствуют вращательная и торсионная составляющие движения. Смесеобразование и горение для ПВРД экономически выгодно организовывать путём торможения набегающего потока, а для ГПВРД целесообразным является организация вынужденного горения с применением источников высокочастотных колебаний и системы когерентного лазерного воспламенения. λ пред=(k+1)0,5( k-1)-0,5, где k - показатель адиабаты Пуассона. Следуя этому критерию можно более точно классифицировать прямоточные двигатели. Так, если число λ, находится вблизи единицы, что соответствует небольшим сверхзвуковым числам Маха (М < 3…4), то двигатель - ПВРД. Если число λ→λпред (М > 5), двигатель - ГПВРД. В предыдущей статье (НТЖ "Двигатель" № 1 (61) - 2009) было показано, что в сверхзвуковых потоках (М > 1) турбулентность отсутствует, поскольку любые макродвижения в поперечном направлении приводят к образованию ударных волн. Можно определённо сказать, что области, занимаемые ударными волнами, заменяют области турбулентности. Другими словами - внутри ударных волн концентрируется новая достаточно интенсивная турбулентность. Особенностью такой турбулентности является отсутствие вращательного и торсионного движения. В данном случае имеет место лишь поступательное и волновое движение. Это объясняется тем, что внутри любой ударной волны происходит переход через скорость звука, а значит через область критических параметров потока, что создаёт условия его ламиниризации. Очевидно, что турбулентность в ПВРД соответствует первому случаю, для которого характерным является турбулентность в виде волны. В случае ГПВРД (λ→λпред) турбулентность отсутствует даже в ударных волнах. В данном случае происходит скачкообразный переход одного ламинарного поступательного движения газа в другое. В случае возникновения прямого скачка в гиперзвуковом потоке (λ→λпред) в соответствии с соотношением Прандтля λ1 = λ/λн скорость за скачком становится существенно дозвуковой и стремится к предельному значению, равному ω1=aкр (k-1) 0,5(k+1)-0,5 . Для различных значений показателя адиабаты эта предельная скорость различная. Для воздуха применительно к ГПВРД, она находится на уровне 120...130 м/с. Учитывая низкую плотность газов на больших высотах, число Рейнольдса можно оценивать величиной ~100, что, очевидно, соответствует ламинарному режиму течения. В случае ПВРД скорости и числа Рейнольдса за ударными волнами могут быть существенными, а течение, как правило, становится турбулентным. Очевидно, что хорошо перемешать два потока окислителя и горючего в условиях ГПВРД невозможно. Для этого потребуется организация очень продолжительной зоны смешения. Если соприкасающиеся потоки образуют зону смешения в виде разделительной линии, то перемешивание будет происходить лишь за счёт молекулярной диффузии. Для полного перемешивания необходимо, чтобы область смешения была сильно турболизирована. Это значит, что скорости основного и поперечного потока должны быть, по крайней мере, одного порядка. В настоящее время на практике организация сверхзвукового горения осуществляется с помощью, так называемых стабилизаторов горения, которые создают локальные зоны торможения до величины дозвуковых скоростей и, как следствие систему косых скачков уплотнения. В этих областях происходит достаточно полное сгорание компонентов, однако незахваченные стабилизаторами скважности пропускают сквозь себя холодный воздушный поток, который практически не тормозится. В результате происходит чисто механическое взаимодействие холодного набегающего гиперзвукового потока и потока продуктов сгорания после стабилизаторов. В среднем величина скорости потока, выходящего из сопла, может быть гиперзвуковой, но как такового сверх - или гиперзвукового горения при этом не происходит. Поскольку горение в волнах сжатия не является объёмным, то и в первом, и во втором случае полнота сгорания получается весьма низкой. При отсутствии специальных мероприятий в виде стабилизаторов горения и т.п. можно организовать горение спутных струй окислителя и жидкого горючего в зонах смешения. Для этого необходимо развить стратифицированный поток на границах между компонентами до уровня турбулентного. В соответствии с работой [2] этого можно достичь при условии, когда разность чисел Рейнольдса двух смежных потоков будет более девяти тысяч (ΔRe > 9000), где ΔRe = Reок - Reгор. ΔRe = ρωd/μ, где d - диаметр струи горючего, а параметры ρ, ω и μ соответствуют в одном случае окислителю, а в другом - горючему. В такой постановке желательно струи горючего равномерно и в большом количестве расположить соосно поперёк проходного сечения ГПВРД. Этот эффект можно многократно усилить, если на подаваемое горючее воздействовать источником поперечных высокочастотных колебаний. Таким образом можно создать в поперечном направлении волновое движение со скоростью ω, равной скорости основного потока ωо. Причём скорость в поперечном направлении может быть вычислена как произведение ω⊥ = А·ω, где А - амплитуда смещения частиц горючего (окислителя) относительно направления потока, ω - окружная частота колебаний от источника.
Таким образом, из-за того, что условная турбулентность в скачках уплотнений в ПВРД и ГПВРД ограничена двумя видами движений: поступательным и колебательным, которые мало способствуют смесеобразованию в зонах контакта окислителя и горючего, необходимы дополнительные мероприятия. Для ПВРД - переход к традиционному сжиганию смеси путём полного торможения потока воздуха (функция компрессора) и сжиганию горючего в камере сгорания. Для ГПВРД - использование когерентной системы, обеспечивающей вынужденное горение гиперзвуковой смеси. Литература 1. Е.С. Щетинков. Проблемы сверхзвукового горения. М. Наука, 1972 г.
| ||||||