Поиск по сайту


УДК 316.614.5

СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВАЯ ПОЗИЦИЯ В АСПЕКТЕ ИЗМЕНЕНИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ ИНВАЛИДОВ

Александр Михайлович Иванов, аспирант ГОУ ВПО МГТУ "Станкин"

 

В статье выясняется содержание процесса социализации инвалидов, анализируется сущность социальных ограничений и рассматриваются барьеры, воздвигаемые перед человеком инвалидностью. Благодаря опросу были выявлены потребности инвалидов в специальных условиях на рабочем месте.

The article explains how handicapped people undergo the process of socialization, analyses the issue of social challenges and examines the barriers before the disabled individual. Thanks to the survey identified needs of people with disabilities in special conditions in the workplace.

Ключевые слова: социализация, культурная самоактуализация личности, социализация инвалидов.

Keywords: socialization, cultural self-actualization of the individual, socialization of people with disabilities.

Понятие "социализация" характеризует в обобщенном виде процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм, ценностей, установок, образцов поведения, которые входят в понятие культуры, присущей социальной группе и обществу в целом, и позволяет функционировать индивиду в качестве активного субъекта общественных отношений.

Непременным условием социализации является культурная самоактуализация личности, ее активная работа над своим социальным совершенствованием. Какими бы благоприятными ни были условия социализации, ее результаты во многом зависят от активности самой личности.

На каждой стадии социализации человек должен обладать не только определенной суммой знаний, умений, навыков, но и принимать соответствующее участие в жизни общества. Эти задачи объективно определяются обществом в целом, уровнем его развития, региональным и ближайшим окружением человека.

Процесс социализации - это процесс взаимодействия личности и общества. Человек является и объектом (поскольку испытывает на себе воздействие со стороны общества, различных социальных институтов и т.д.), и субъектом (так как он ставит перед собой определенные цели и выбирает средства для их достижения) процесса социализации. Но человек может стать и жертвой этого процесса. Виды жертв неблагоприятных условий социализации многочисленны. Это связано с тем, что процесс социализации осуществляется под воздействием различных факторов, влияние которых на человека неоднозначно, порой противоречиво. Таким образом, можно говорить о наличии различных видов жертв социализации. Реальные жертвы неблагоприятных условий социализации - социально незащищенные слои населения.

Наиболее социально незащищенными представителями населения являются инвалиды.

Для того чтобы выяснить содержание процесса социализации инвалидов, нужно проанализировать сущность социальных ограничений, рассмотреть те барьеры, которые воздвигает перед человеком инвалидность. Социальные ограничения, порожденные дефектами здоровья, носят комплексный характер и поэтому особенно трудно поддаются компенсации.

С одной стороны можно говорить о физическом ограничении или изоляции инвалида - это обусловлено либо физическими, либо сенсорными, либо интеллектуально-психическими недостатками, которые мешают ему самостоятельно передвигаться и/или ориентироваться в пространстве. С другой стороны, факторы внешней среды могут усугубить или, наоборот, компенсировать влияние этих индивидных недостатков. В этом аспекте принято говорить не только о безбарьерной среде для инвалида, но также о дружественной или недружественной среде (современная городская или промышленная среда может быть недружественной не только к инвалиду, но также к ребенку, пожилому человеку, вообще любому индивиду). Это ограничение влечет за собой многие последствия, осложняющие положение инвалида, и требует принятия специальных мер, устраняющих пространственную, транспортную, бытовую изоляцию инвалида, эмоциональную депривацию, обеспечивающих возможность трудовой адаптации.

Второй барьер - это трудовая сегрегация или изоляция инвалида: из-за своей патологии индивид с ограниченными возможностями имеет крайне узкий доступ к рабочим местам или не имеет его вовсе. В ряде случаев инвалид абсолютно не способен к трудовой деятельности, даже самой простой. Однако в других ситуациях инвалидам представляются (или оказываются доступны) рабочие места, требующие низкой квалификации, предусматривающие монотонный, стереотипный труд и невысокую заработную плату. Такое положение обусловлено не только (или не столько) ограниченностью их индивидуальных физических или интеллектуальных ресурсов, сколько неразвитым характером рынка труда для лиц с особыми нуждами. В условиях "дикой" рыночной экономики адаптация рабочих мест для таких индивидов рассматривается работодателями как невыгодная и нежелательная.

Однако необходимо отметить, что в условиях нашей страны барьер между личностью инвалида и продуктивным трудом может обусловливаться и отсутствием трудовой мотивации с его стороны. По данным отечественных и зарубежных экспертов, трудовая деятельность доступна приблизительно 2/3 всех инвалидов, работает же не более 11% их них. Это вызвано не столько отсутствием специальных рабочих мест, сколько доминирующей ориентацией на получение льгот и пособий вместо труда. К сожалению, формирование современной трудовой мотивации и трудовой этики в нашем обществе блокируется тем обстоятельством, что нередко инвалидная пенсия является более солидным источником дохода, чем заработная плата работающего, во всяком случае, она выплачивается более регулярно.

Поэтому естественно, что третьим барьером в жизни инвалидов выступает малообеспеченностъ, которая является следствием социально-трудовых ограничений: эти люди вынуждены существовать либо на невысокую заработную плату, либо на пособие (которое тоже не может быть достаточным для обеспечения достойного уровня жизни индивида).

Наконец, комплексный характер имеет коммуникативный барьер, который обусловлен кумуляцией действия всех вышеперечисленных ограничений, деформирующих личность человека. Расстройство общения - одна из наиболее трудных социальных проблем инвалидов, является следствием и физических ограничений, и эмоциональной защитной самоизоляции, и выпадения из трудового коллектива, и дефицита привычной информации.

Социализация инвалидов в обществе несет на себе определенную функциональную нагрузку, является не спонтанным общественным процессом.

Социализация личности инвалидов - существенное условие общественного разделения труда. Инвалидность не всегда полностью исключает утрату человеком его трудовых навыков, которые могут быть востребованы обществом. Учитывая, что в современном российском обществе число хронических больных и инвалидов прогрессирует, а число здоровых людей сокращается, социализация этой группы лиц в сфере трудовой деятельности со временем может стать одним из важных источников производства материальных благ. Кроме того, инвалиды зачастую замещают утраченные трудовые умения и навыки иными, не менее значимыми для общества, а порой и превосходящими прежние трудовыми умениями и навыками.

Являясь лицами с ограниченной жизнедеятельностью, инвалиды не выключены из орбиты таких фундаментальных общественных отношений, как семейные. Воспроизводство и воспитание нового поколения являются теми фундаментальными процессами саморазвития общества, в котором инвалиды принимают непосредственное участие наравне с другими, поэтому принципиальное значение процесса социализации в этой сфере - в создании обществом равных возможностей для инвалидов, которые, не являясь в полной мере способными ко всем видам социальной деятельности, могут и должны генерировать здоровое подрастающее поколение.

Жизнедеятельность инвалида не замыкается только на трудовой и семейной сфере. Самоактуализация личности инвалида, как и личности здорового человека, состоит и из его общественно-политической активности. Поэтому следующей функцией социализации инвалидов является выработка их активного отношения к вопросам общественного управления и перераспределения благ. Инвалиды, как ни одна другая категория лиц, наиболее восприимчиво относятся к социально-политическим изменениям, практически моментально ощущая их на себе.

Поэтому социально-политическая активность инвалидов, восстанавливаемая или приобретаемая ими в процессе социализации - не только гарантия удовлетворения ими собственных потребностей, но и один из инструментов социального управления, а также инструмент измерения позитивной или негативной динамики общественного развития.

Таким образом, функции социализации инвалидов определяют основную сущность данного социального процесса, так как согласно структурно-функциональному подходу нефункциональное в общественной системе утрачивает свое значение и со временем отбрасывается. В случае с инвалидами мы наблюдаем совершенно обратный процесс: вопрос социализации данной категории лиц не только не снимается с повестки дня жизнедеятельности общества, но его актуальность и значение всё более возрастают от одной исторической эпохи к другой, что дает основание предполагать о появлении в ближайшем будущем новых задач, которые будут поставлены социумом перед инвалидами, и которые, соответственно, найдут свое отражение в новых сущностных сторонах процесса их социализации.

Литература

1. Шейман И.М. Проблема социальной адаптации населения к условиям переходного периода // Социологические исследования, 2004, №11.
2. Кавокин С. Некоторые направления деятельности органов службы занятости в работе с инвалидами/В сб. Занятость и профессиональная реабилитация инвалидов. Сборник №2.-М.:Научно-практический центр инновационных социальных программ Академии естественных наук РФ, 2006.
3. Добровольская Т.А., Шабалина Н.Б. Социально-психологические особенности взаимоотношений инвалидов и здоровых//Социологические исследования, 2003, №6.

Связь с автором: E-mail: a.ivanov@stankin.ru