ЮБИЛЕЙ ПЕРЕД ЮБИЛЕЕМ
Так Владимир Алексеевич стал в 1964 году сотрудником Центрального института авиационного моторостроения и оказался в общежитии ЦИАМ в Лыткарино. В ЦИАМ молодой специалист попал в отделение прочности. Его сразу включили в бригаду "ведущих" по прочности, ответственных за работу с Пермью. Ему приходилось принимать участие в определении причин всех дефектов и детальном рассмотрении всех происшествий. В результате он знал все нюансы конструкции практически всех выпускавшихся в Перми двигателей и особенности всех без исключения их модификаций. В ноябре 1998 г., Д.А. Огородников, начальник всего ЦИАМ, понял, что по состоянию здоровья больше не в состоянии занимать эту должность, требующую столь высокого напряжения сил. Он предложил своему заместителю В.А. Скибину, 14 лет столь успешно командующему Тураевской площадкой, стать руководителем института в целом. Приход к руководству института Скибина, с его энергией и склонностью самостоятельно доводить до завершения все задуманные дела, конечно же, был в известной мере спасением для ЦИАМ. Если он считал, что прав, если надо было добыть обещанные (но почему-то "не даваемые", как это было принято на рубеже веков в России) институту деньги, он был настойчив буквально до настырности. И то ли в результате такой политики, то ли потому, что ко времени его прихода самый пик глобальных неплатежей в государстве был уже пройден, но при Скибине таких, скажем, задержек зарплат, как до него, уже не стало. Правда, он и работает, действительно, с ненормированным рабочим днем. Тот, кто говорит, что это неправильно, пусть сам попробует покомандовать в наших условиях хотя бы какой-нибудь авторемонтной мастерской. Тем более - научным институтом. Это сейчас он покидает институт где-то в четверть восьмого, а раньше - в порядке вещей было застать его на работе и в восемь, и в девять, а то и в пол-одиннадцатого. А утром - опять к восьми на работу, как все. Честно говоря, это - работа на износ. Долго в таком режиме без помощи медицины вряд ли кто протянет, будь ты даже такой весь спортсмен и альпинист как Владимир Алексеевич. И ему это тоже не давалось даром: когда случалось зайти к нему в кабинет вечером, в конце рабочего дня (его рабочего дня) было видно, насколько он уставал. В качестве иллюстрации: года три назад, он решил с женой сходить в театр “Современник”: давно не был как-то. Прождал супругу 45 минут у входа, она пришла за пару минут до начала, и пошли. А на контроле удивляются: "А чего это вы сегодня к нам: билеты-то на завтра!" Он пошел к администратору и долго доказывал ему, как трудно генеральному директору такого института выкроить кусок времени на поход в театр и просил войти в положение. Администратор вошел в положение и дал ему контрамарки. Таких, с контрамарками, как всегда в "Современнике" оказалось немало; на какие-то приставные места сбоку ряда их посадили. Ну, и спектакля он в результате не видел: только сел, прислонился к ближайшей стенке и сразу… уснул. А чего: с вопросами никто не лезет, телефон беспрестанно не звонит и никаких записок писать не надо. "Очень культурно отдохнул,- говорит, - только обидно: какой же там был спектакль, не помню"… В молодости Скибин был заядлым альпинистом, причем входил в ограниченный круг наиболее известных наших горовосходителей, "снежных барсов". В среде альпинистов был известен он не просто как спортсмен, но и как хороший, надежный товарищ. Он был инструктором, водил группы по Кавказским вершинам и привлекался, как и все альпинисты такого ранга (в советское время), к работе горноспасателей. За отпуск он "отрывался" полностью. Приезжал загоревший, отдохнувший, окрепший, готовый к работе. Со времени увлечения альпинизмом пришло убеждение: сегодня спасешь ты, а завтра, возможно, кто-то так же спасет и тебя. У него так и сохранилась эта ответственность за то, что делаешь и надежность в деле. Надежность и ответственность во всех делах. И такого стиля работы он ждет от остальных. И такого же стремления отвечать за свое дело. Существенно: он умеет не мешать подчиненному, когда его административные усилия не сыграют на пользу дела. И еще - умеет признавать и собственные ошибки тоже. Это - достаточно редко встречающиеся в характере одного человека свойства: ученого, администратора и чиновника, сумевшего сохранить и все черты просто хорошего человека. Сейчас придумали термин "креативный менеджер" и считают его открытием современной управленческой науки. А Владимир Алексеевич всегда так жил и всегда в таком духе работал. В 2001 г. Скибин защитил докторскую диссертацию. В 2002 г. ему присвоено ученое звание профессора, в том же году - звания "Заслуженный машиностроитель", "Заслуженный деятель науки". Еще через два года он удостаивается "Ордена почета", а совсем недавно - премии правительства. Владимир Алексеевич является академиком ряда академий наук: транспорта, космонавтики, авиации и воздухоплавания, проблем безопасности и правопорядка. С самого начала правления Скибина в ЦИАМ, он самым активным образом стремится обозначить место института в отрасли. Проблемные советы АССАД по различным неотложным направлениям работы авиадвигателестроения теперь зачастую проводятся именно в ЦИАМ. Как оно, наверное, и должно было бы быть всегда. И если в конце прошлого века отрасли удалось сохраниться при общем распаде благодаря объединению всех в Ассоциацию, то в начале этого века решать какие-то общие для всех вопросы во многом получается благодаря таким совещаниям. Филиал ЦИАМ строили люди молодые. Он и раньше, в 50-60 годах, был предприятием с весьма сильными спортивными традициями. Сильные были спортивные команды. По волейболу, например, первые места постоянно по области держали. Потом все стали старше и как-то поостыли. Когда Скибин, лет в 40 возглавил Тураевский ЦИАМ, там вдруг опять активно забурлила спортивная жизнь. Он, мало того, что сам игроком был сильным, еще и исполнял роль "играющего тренера", формировал состав команды. И покатилась "вторая волна" спортивных увлечений по филиалу. Появились "малые спартакиады предприятия" с выходом на Карьер (там пруд огромный, кто не знает, и песок по берегам: Ривьера местного значения). Это и сплачивало коллектив, и подтягивало людей, как и все занятия командными видами спорта. Кстати, когда Владимир Алексеевич, существенно позже, приехал в Москву, он одним из первых дел открыл здесь спортзал для сотрудников. Сейчас у него основной вид спорта, пожалуй, дача и ее благоустройство. Участок у него под Загорском (теперь - Сергиев Посад). Места там замечательные, красивые, малозаселенные. Ну, в общем, как раз для такого энтузиаста, как Скибин. Вот там он работает и отдыхает, как он сам говорит, всей семьей. "У меня два сына, оба окончили университет, оба - кандидаты наук. Один окончил экономический факультет и работает в области экономики, второй - факультет вычислительной математики и кибернетики. Жена - также кандидат наук, преподаватель МГУ. Семья творческая, как понимаете. Меня там очень критикуют, "рулят", поправляют. Достается мне от них!" Когда в июле 2010 г. пришлось организовывать в Тураево совещание по перспективам двигателестроения с участием вице-премьера С.Б. Иванова, Скибина предупредили: Иванов по образованию филолог, а потому очень внимателен к формулировкам и оборотам речи. "О! - сказал Владимир Алексеевич - Уж я-то знаю, как говорить с филологами!" - жена у него по специальности как раз филолог... В этом очерке как-то мало внимания уделялось собственно научным результатам работ Владимира Алексеевича, поскольку хотелось показать его, прежде всего, как руководителя коллектива. Тем не менее, не все знают, что им самим и в соавторстве написано более 100 научных трудов, что для действующего руководителя - вещь редкая. В зачете перечисленного, 5 книг и 15 учебных пособий. У него 29 авторских свидетельств на изобретения, множество докладов на крупнейших международных, всесоюзных и всероссийских съездах и конференциях. Что такое проблема кадров, в том числе и кадров научных, Владимир Алексеевич знает не с чужих слов, а потому, по его инициативе, на базе ЦИАМ созданы и успешно функционируют филиалы кафедр ведущих технических институтов столицы, выпускающих авиационных инженеров: МФТИ, МГТУ, МАИ, МАТИ. По мнению Скибина, это - единственное, что в современных условиях способствует сохранению и развитию научных школ. И сам Генеральный директор ЦИАМ вносит свой вклад в восстановление кадрового потенциала науки: с 1998 г. он профессор МФТИ и МАТИ, возглавляет диссертационный Совет ДС403.010.01 при ЦИАМ по защите докторских диссертаций, входит в состав докторских диссертационных Советов ДС403.010.02 при ЦИАМ и при МАИ. Под научным руководством Скибина защищено 6 диссертаций. Многие годы он председатель Президиума научно-технического Совета (НТС) ЦИАМ, член экспертного совета ВАК РФ, член ученого Совета МАИ, руководитель или член ряда проблемных научно-технических советов и рабочих групп, редколлегий научно-технических журналов и сборников, программных комитетов международных конференций. Наука возникла как ответ Человека Созидающего на кажущуюся стохастику мира, как попытка проанализировать и понять действующие его закономерности, с тем чтобы если не поставить его себе на службу, то хотя бы оценить: какой эффект можно ожидать от следующего собственного шага. И эти её способности оттачивались тысячелетиями. Этим определилась специфика научной деятельности, особенности характера людей, наукой любого направления занимающихся. Жизнь и работа для них, зачастую, неразделимы. И любые попытки как-то подчинить науку своим сиюминутным интересам обречены на провал. Исторический опыт показывает, что либо вам с вашими претензиями придётся отступить ни с чем, либо наука прекратит своё существование, превратившись в обыкновенную учёную (ученную?) подёнщину. И тем не менее, такие попытки "порулить наукой" предпринимаются постоянно. Последний по времени эксперимент такого рода, к сожалению, продолжается. Это заставило работников науки почти забросить свои лаборатории и эксперименты и всерьёз заняться выживанием своим и объекта своей работы (и любви). Вот что говорил о В.А. Скибине в связи с этим хорошо его знающий Виктор Михайлович Чуйко: "Владимир Алексеевич пришел к руководству ЦИАМ именно в это смутное время. И вся его деятельность в качестве начальника института шла под знаком борьбы со своими же руководителями и государственными финансистами за выживание института. Владимир Алексеевич - большой знаток экспериментальной базы, все делает и делал для того, чтобы эта база сохранилась. Конечно же, поскольку уже около 20 лет финансирования нет, база не обновляется и практически устаревает. Это понятно и безо всякого сомнения так. И те планы модернизации, которые были намечены, не осуществлены. Пусть так. Но, по крайней мере, ее удалось сохранить! И вот в этих условиях Скибину удалось установить и сохранять контакт и с аппаратом правительства, и с аппаратом Президента, и с руководителями предприятий, заинтересованными в развитии двигателестроения". Сам Владимир Алексеевич о существующем положении говорит следующее: "К сожалению, за последнее время у нас невыносимо часто менялось руководство авиационной промышленностью. За весь период моей работы оно поменялось то ли восемь, то ли десять раз. Из них большая часть - за последние 15 лет. И происходила не просто смена руководителя (что было бы закономерно и естественно), а смена всего способа и метода руководства. И с каждой сменой уходили люди, знающие тематики и особенности работы авиастроения, возможности промышленности. Наше министерство - МАП - состояло из профессионалов, которые очень хорошо знали и предприятия, и промышленность, и сами объекты работы - самолет ли, двигатель или их автоматику. Но с каждой новой реформой их оставалось все меньше и меньше. Не говоря уже о том, что просто физически сокращалось число людей, с которыми мы работали. Но ведь мы видим, какая могучая плановая система существует за рубежом в каждой отдельной отрасли и в транснациональных корпорациях. Работа без плана, это - работа на свалку, несмотря на все современные виды маркетинговых исследований. Хотя, если быть честными, маркетинг - часть как раз плановой системы. Одна из основных задач института - создание научно-технического задела. И в этом качестве я очень благодарен нашим ученым за то, что мы им обладаем. В области, например, расчета лопаточных машин или расчёта нестационарных многомерных течений, мы находимся на самых передовых позициях в мире. Так что, когда у нас в конце концов пойдет активный процесс создания двигателей, наука, надо надеяться, не подведет. Уверен, что так и будет!" С днём рождения, Владимир Алексеевич! Редакция журнала “Двигатель”
| ||