Поиск по сайту


ДВИГАТЕЛИ "МОТОР СИЧ"
ДЛЯ БЕСПИЛОТНЫХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ

Александр Идин

 

В настоящее время одним из наиболее перспективных направлений развития военной авиации признано создание беспилотных авиационных комплексов различного назначения с БПЛА многократного и одноразового применения, в том числе крылатых ракет. Активное применение таких комплексов во время боевых действий в Ираке и Афганистане, на Ближнем Востоке и Балканах наглядно продемонстрировало их эффективность. В создании двигателей для советских БПЛА принимало участие запорожское предприятие "Мотор Сич". Сегодня, благодаря 50-летнему опыту производства и обеспечения эксплуатации, ОАО "Мотор Сич" способно создать двигатели для БПЛА различного назначения.

С 1956 г. в Запорожье начали производство двигателей РД-500К для "ветеранов холодной войны" самолетов-снарядов КС-1, фронтовых крылатых ракет ФКР-1, корабельных ракет КСС и крылатой ракеты-мишени КРМ-1. Затем производили двигатели ТР3-117 для беспилотного самолета-разведчика многократного применения Ту-143 и его модернизированного варианта - Ту-243, а также созданной на их базе мишени М-143.

В первой половине 1980-х годов на этом предприятии начали производство малоразмерных двигателей семейства Р95-300 для крылатых ракет воздушного базирования - стратегических Х-55 и тактических Х-59М и Х-65; морского базирования - противокорабельной Х-35, а также мишени на ее базе ИЦ-35.

Двигатели семейства Р95-300 до настоящего времени находятся в производстве и в составе различных ракетных комплексов эксплуатируются в ряде стран мира.

В начале 1990-х годов двигатель семейства АИ-25ТЛ был установлен на разведывательно-ударный БПЛА многократного применения Ту-300.

Это уже история, а в настоящее время ОАО "Мотор Сич" может предложить создателям БПЛА широкую гамму новых двигателей - поршневых, турбовинтовых, турбовальных и двухконтурных.

Создаваемый совместно с ГП "ЗМКБ "Прогресс" им. академика А.Г. Ивченко" турбовальный двигатель АИ-450 может стать силовой установкой БПЛА вертолетного типа, аналогичных Eagle Eye, Fire Scout и др.

В настоящее время ведется разработка турбовинтовых модификаций этого двигателя с тянущим и толкающим винтом, на базе которых могут быть созданы двигатели для БПЛА различного назначения, в том числе и для разведывательных, с большой продолжительностью полета класса MALE.

ОАО "Мотор Сич" ведет работы по созданию турбовинтового двигателя семейства МС-14 с взлетной мощностью 1500…1850 л.с. На базе этого двигателя могут быть созданы модификации для БПЛА стратегического или оперативного назначения с большой высотой и продолжительностью полета класса HALE.

Имеющийся опыт создания и доводки турбовинтового двигателя ТВ3-117ВМА-СБМ1 позволяет при необходимости разработать модификацию двигателя с удлиненным валопроводом к выносному редуктору воздушного винта, что дает возможность упростить задачу получения необходимой центровки для однодвигательных БПЛА классической схемы с толкающим винтом.

На базе изготавливаемого на ОАО "Мотор Сич" двигателя ТВ3-117ВМА-СБМ1 в короткий срок может быть разработан турбореактивный двигатель МС-750. По сравнению со своим предшественником - двигателем ТР3-117 он будет иметь почти на 25% большую тягу и меньший удельный расход топлива. Двигатель МС-750 будет эффективен на высокоскоростных боевых БПЛА и разведчиках и может быть использован при модернизации БПЛА Ту-143 и Ту-243.

Опыт, полученный конструкторами ОАО "Мотор Сич" при создании и доводке совместно со специалистами АМНТК "Союз" различных модификаций двигателя Р95-300, позволил разработать малоразмерные двухконтурные двигатели семейства МС-400. Эти двигатели имеют максимальную тягу от 400 до 450 кгс и могут устанавливаться на БПЛА как одноразового, так и многократного применения.

В зависимости от компоновки БПЛА двигатели изготавливаются или для внутрифюзеляжной установки, или для внешней установки на пилоне, входящем в таком случае в конструкцию двигателя.

Ведутся работы по созданию турбореактивного двигателя МС-100 тягой 100 кгс и двухконтурного двигателя МС-450 тягой 390 кгс при уменьшенных по отношению к двигателю МС-400 габаритах и массе.

Созданные ранее двигатели для УТС/УБС семейств АИ-25ТЛ и АИ-222 дают возможность создать не только разведывательно-ударные БПЛА типа Ту-300, но и боевые беспилотные самолеты, аналогичные Nortrop Grumman X-47 Pegasus и Boeing X-45. Необходимо отметить, что представленная ОКБ им. А.С. Яковлева (разработчика учебно-боевого самолета Як-130 с двигателем АИ-222-25) программа развития предусматривает создание на базе Як-130 беспилотного самолета с боевой нагрузкой до 3 т.

Для стратегических разведывательных БПЛА типа Global Hawk может быть предложен двигатель АИ-22. Высокая экономичность этого двигателя позволяет достичь длительного времени нахождения БПЛА над зоной патрулирования.

Все изложенное наглядно показывает, что украинские авиамоторостроители не только располагают большим опытом создания, производства и обеспечения эксплуатации двигателей для БПЛА, но и готовы поставлять своим партнерам двигатели практически для любых проектов летательных аппаратов этих типов.