Поиск по сайту


ПРОДОЛЖЕНИЕ ИСТОРИИ С ДВИГАТЕЛЕСТРОИТЕЛЬНОЙ АРХЕОЛОГИЕЙ

Сенсации не случилось - тайна осталась…

Дмитрий Боев, ведущий научный сотрудник Политехнического музея.

 

История с музеем авиационных двигателей ЦИАМ, которые то ли захоронены (по принципу "с глаз долой, из сердца - вон"), то ли запрятаны впрок для будущих поколений на территории этого института - тема, которую наш  журнал поднимал неоднократно. Сомневающихся отсылаем, например, к "Двигателю" № 5 за 1999 год, № 6 за 2003 год или № 5 за 2006 год. Мы ставили перед собой задачу: разжечь интерес к этой теме у тех, кто может ее решить. Однако, хотя писалось нами конкретно и много, а моторы прикопанной выставки продолжали себе спокойно ржаветь в земле.

В статье С.В. Кувшинова "Советские авиационные специалисты в послевоенной Германии", помещенной в № 4 “Двигателя” за 2007 год, мы без комментариев опубликовали два снимка ЦИАМовского музея. В этом номере мы соединили их в один - и получили панораму бывшей экспозиции. Публикуем ее здесь.

Для того чтобы удостовериться, насколько мы были правы (или нет), была задействована мощная современная поисковая техника, позволяющая определять металлические предметы, залегающие в земной глуби (до шести метров от поверхности). Ею прошли еще раз по предполагаемому месту залегания экспонатов музея. Наши подозрения подтверждались. Металл в земле есть.

И вот момент, который мог стать моментом истины: 20 октября 2009 года было разрешено отрыть пару пробных шурфов метр на два по площади и до четырех метров в глубину в местах, где был сигнал наличия в земле металла. Для этого разрешили короткое время попользоваться небольшим, но мощным экскаватором. На интересующей площади полно работающих труб и кабелей (на месте залегания которых ковырять землю, естественно, не разрешали), да еще растет антоновка, корчевать которую просто жалко. Так что места для работы не так и много. Но и там прибор показывал наличие на глубине двух-трех метров скопления металлических предметов. Осталось только проверить это непосредственно.

Экскаватор легко справлялся с ямами до четырех метров глубиной. Именно на эту глубину и копали. Отрыли два шурфа, один в паре метров от другого. Увы, это был не наш день. Земля в этом районе забита остатками строительных конструкций, проволокой, обрезками кабеля и прочего - что и давало сигнал металлоискателю. Лежащие в отрытых шурфах алюминиевые детали непонятного происхождения полностью превратились в окисную труху. И в любом случае это были не те остатки музея, что мы искали.

Так что яснее не стало. Понятно только одно - где искать не надо. Если кто вздумает пойти по нашему пути, обращайтесь: я просвещу в этом направлении.

Все равно, места, в котором все может быть, осталось существенно больше...