СТАНОВЛЕНИЕ ОБЪЕДИНЕННОЙ
Александр Иванович Бажанов Во всей нашей промышленности наломано предостаточно, и еще раз напоминать о ее плачевном состоянии, в общем, и в авиационной промышленности и ее двигателестроении, в частности, сегодня уже нет смысла: и сказано предостаточно, да и для решения проблем это бесполезное занятие. Известно, что и "ломать - не строить", и что обратный процесс занимает и времени больше, и средств немалых. Возможно, что путей выхода из настоящего положения, особенно в условиях кризиса, может быть несколько, и какой из них является оптимальным, можно будет увидеть только в будущем.
В течение года после подписания Президентом Указа от 16 апреля 2008 г. № 497 "О дальнейшем развитии ОАО "Объединенная промышленная корпорация "Оборонпром") руководством "Оборонпрома" выполнен большой объем работ по консолидации активов крупнейших предприятий газотурбостроения, осуществляются структурные преобразования в корпорации. Корпорация проводит реструктуризацию предприятий оборонно-промышленного комплекса для создания на их базе интегрированных структур, способных производить высокотехнологичную продукцию и конкурировать на мировом рынке. Одной из главнейших структур по двигателестроению должна стать "Объединенная двигателестроительная корпорация" (далее - ОДК). Для обобщения опыта и знаний руководителей двигателестроительных предприятий России в целях повышения эффективности планируемых мероприятий 6-8 февраля 2009 г. состоялась рабочая сессия руководства предприятий ОАО "Оборонпрома" и "Объединенной двигателестроительной корпорации". Как отметил генеральный директор ОАО "ОПК "Оборонпром" Андрей Георгиевич Реус, "на сессии представлена вся двигателестроительная отрасль: все те, кто понимают про двигатели в нашей стране. Подобные мероприятия позволяют оторваться от текущей работы и посвятить себя важному занятию: в нашем случае - проектированию будущего отрасли". По его словам, стратегической целью Объединенной двигателестроительной корпорации является восстановление и поддержка современной российской инженерной школы в сфере создания газотурбинных двигателей. ОДК должна к 2020 г. закрепиться в пятерке мировых производителей в сфере ГТД. К этому моменту 40 % продаж продукции ОДК должно быть ориентировано на мировой рынок. При этом необходимо обеспечить четырехкратный, а возможно и пятикратный рост производительности труда и обязательное включение сервисного обслуживания в систему продаж двигателей. Приоритетными проектами ОДК являются создание двигателя SaM 146 для российского регионального самолета "Сухой Суперджет 100", нового двигателя для гражданской авиации (проект МС-21) и двигателя для военной авиации (проект ПАК ФА), а также двигателя для перспективного скоростного вертолета. В работе сессии приняли участие руководители и сотрудники двигателестроительных предприятий, входящих в ОДК: ОАО "НПО "Сатурн", ОАО "УМПО", ОАО "ПМЗ", ОАО "Авиадвигатель", ОАО "СТАР", ОАО "ПАО "Инкар", ОАО "Моторостроитель", ОАО "СНТК им. Н.Д. Кузнецова", ФГУП "НПП "Мотор". Кроме того, на сессии присутствовали руководители ОАО "ММП им. В.В. Чернышева", ФГУП "ММПП "Салют", ОАО "Климов", специалисты ЦИАМ и АССАД. В ходе мероприятия были обсуждены вопросы производственной кооперации, технического и технологического развития, послепродажного обслуживания продукции, финансового управления, а также проекты модельного ряда корпорации по основным типам производимой продукции: авиационные, вертолетные и промышленные двигатели. Для проработки вопросов и предложений, прозвучавших на рабочей сессии, а также подготовки предложений по стратегии развития ОДК было создано восемь рабочих комитетов по направлениям работы ОДК. К 27 марта входившие в эти комитеты директоры заводов, эксперты и ученые сформировали организационно-структурную схему создаваемой Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК). На управляющую компанию ОДК (УК "ОДК") были возложены функции координации работ, ведущихся на предприятиях. Основной принцип работы ОДК - проектно-программный. Все кадровые решения будут рассматриваться с точки зрения целесообразности фактического применения опыта и знаний конкретного менеджера на конкретном участке. В связи с этим были назначены руководители приоритетных проектов ОДК. Так, выполнение проекта по двигателю SaM 146 возложено на генерального директора НПО "Сатурн" Юрия Васильевича Ласточкина. Программу производства вертолетных двигателей возглавил генеральный директор ОАО "УМПО" Александр Викторович Артюхов. Александру Александровичу Иноземцеву - генеральному конструктору пермского ОАО "Авиадвигатель" поручена реализация проекта создания двигателя тягой 9…18 тс для гражданской авиации (одновременно он является заместителем генерального конструктора ОДК). Реализация программы промышленных газотурбинных установок для энергетики, газоперекачивающих систем и транспорта закреплена за заместителем генерального директора "Оборонпрома" Дмитрием Евгеньевичем Петровым. Его заместителем и главным конструктором по данному направлению утвержден Даниил Дмитриевич Сулимов (директор программ ГТУ ОАО "Авиадвигатель", заместитель генерального конструктора ОДК). Другим заместителем Д.Е. Петрова назначен Игорь Дмитриевич Юдин, генеральный директор ОАО "Сатурн - газовые турбины". Что касается двигателя пятого поколения для ПАК ФА, то его создание поручено Илье Николаевичу Федорову, ранее возглавлявшему ОАО "Дубненский машиностроительный завод - Камов", а ныне заместителю генерального директора ООО "УК "ОДК". По ряду других направлений (композитные материалы, инструментальное производство и др.), рекомендованных участниками сессии и комитетов, руководители пока не назначены. В прессе уже прозвучали первые отклики на произведенное распределение полномочий. С большинством назначений все более-менее согласились, только не совсем поняли назначение А.В. Артюхова. Здесь, видимо, следует заметить, что ему поручается общее, а не инженерно-конструкторское решение вопросов. Главным конструктором дирекции программ производства вертолетных двигателей является Алексей Григорьев - генеральный конструктор ОАО "Климов", одновременно он является заместителем генерального конструктора ОДК. Предусмотрено, что все проекты будут проходить рассмотрение на экспертном совете ОДК, проектном комитете "Оборонпрома" с обязательным утверждением схемы финансирования.
| ||||