Поиск по сайту


К содержанию номераСледующий материал

ГОДОВОЕ СОБРАНИЕ АССАД

 

26 марта 2009 года Ассоциация "Союз авиационного двигателестроения" (АССАД) провела годовое итоговое собрание. Созданная в 1991 году в стремлении не растерять скрепляющие предприятия авиационных двигателестроителей связи Ассоциация - общественная некоммерческая организация без малого два десятка лет именно сохранением связей отрасли и занимается. Годы бывали разные, более и менее удачные, но неуклонно увеличивающееся количество участников АССАД ясно показывает, что она успешно исполняет те функции, которые обязалась выполнять. Руководит АССАД Совет директоров, а цели ему ставятся и утверждаются общим собранием. И на нем же контролируется исполнение решений. Именно такое собрание и проходило в конце марта.

Как было отмечено в отчетном докладе генеральной дирекции Ассоциации, зачитанном бессменным все это время генеральным директором и президентом АССАД В.М. Чуйко, текущая ситуация в российской промышленности в целом характеризовалась обострением системного кризиса. Рост промышленного производства в 2008 году составил 102,1 % против 106,3 % в 2007 году, в обрабатывающих производствах - 103,2 % (в 2007-м - 109,3 %). При этом в декабре 2008 года индекс промышленного производства составил 89,7 % к декабрю 2007 года и 103,8 % к ноябрю 2008 года. Тенденция сокращения производства продолжилась. По авиационной отрасли в 2008 году выпуск гражданской продукции составил 102,7 % от объема 2007 года (2007 г. к 2006 г. - 129 %), в том числе выпуск гражданской авиационной техники 108,9 % (2007г. к 2006г. - 116 %). Это с одной стороны, конечно же, следствие мирового финансового кризиса, отменившего многие перспективные инвестиционные программы, а с другой - следствие системных ошибок и сбоев отечественной промышленности. В том числе, ошибок и непосредственно в авиапромышленности, где не выполнены в полном объеме такие важные темы, как сертификация самолета SSJ 100 и двигателя SaM 146, а также изготовление и поставка в заказанном объеме самолетов Ил-96-300, Ту-204 и их модификаций. Задержаны сертификация двигателя ПС-90А2 и ряд важных исследовательских работ, главным образом из-за срыва сроков проведения конкурсов и, как следствие, задержки с заключением договоров по бюджетным НИОКР и государственным заказам. Не выполнены в полном объеме и отраслевые инвестиционные программы. И все это на фоне дальнейшего ухудшения положения с технологическим переоснащением отрасли и совершенствованием системы подготовки инженерно-технического персонала и квалифицированных кадров. Результаты анализа показывают насущность этого вопроса практически для всех двигателестроительных и агрегатостроительных предприятий, где суммарная потребность в середине 2008 года в квалифицированных ИТР составила около 8 тысяч человек, а рабочих - свыше 21 тысячи человек. Численность работающих в отрасли выросла за год на 0,6 %, заработная плата увеличилась на 26,3 % и стала равной 17480 рублям.

При этом авиационная промышленность остается одной их самых масштабных отраслей в высокотехнологичном секторе российской экономики, которой принадлежит самая значительная доля машиностроительного экспорта и которая является неотъемлемым звеном в системе укрепления обороноспособности государства. В 2008 году авиакомпаниям сдано 44 самолета (в 2007 году - 22), из них 10 магистральных (в 2007 году - 7). Вертолетов сдано 121 (в 2007 году - 81). Впрочем, коренного увеличения выпуска летательных аппаратов в 2008 году не произошло. Тем более, что из 44-х изготовленных самолетов, 26 - спортивные Як-18Т.

По данным двигателестроительных предприятий, обострение системного кризиса начало сказываться в 2007 году и в еще большей степени - в 2008 году. У предприятий авиадвигателестроения наблюдалось значительное падение рентабельности производства основой продукции, которая уменьшается как из-за непредсказуемого роста цен на металлургическую продукцию (они выросли за последние три года более, чем в два раза), так и из-за снижения рублевой массы средств, поступающих на заводы, а также из-за падения курса доллара более чем на 20 % в первой половине 2008 года. Кроме того, высокими темпами растут цены на топливно-энергетические ресурсы. Все это привело к значительному увеличению доли материальных затрат в себестоимости продукции, снижению рублевой выручки и в ряде случаев к убыточности производства авиадвигателей.

В соответствии с ФЦП "Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года" на проведение опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ по гражданской авиационной технике в 2008 году были выделены бюджетные средства в объеме 9,2 млрд. рублей (в 2007 году - 8,65 млрд. рублей), в том числе направлено на создание самолета SSJ 100 - 854 млн. рублей и двигателя SaM 146 - 349 млн. рублей. Объем привлеченных и собственных средств на эти цели составил 10,5 млрд. рублей (в 2007 году - 5,6 млрд. рублей).

Постановлением Правительства РФ от 4 октября 2008 года утверждены дополнительные объемы финансирования НИОКР в рамках упомянутой ФЦП. Дополнительное финансирование на 2009-2011 годы по двигателестроению в объеме 12,5 млрд. рублей будет направлено, в основном, на проведение НИОКР по шестнадцати критическим технологиям, которые позволят создать газотурбинные двигатели нового поколения для гражданской авиации. Для реализации этого проекта сформирована кооперация предприятий, зафиксированная генеральным соглашением о сотрудничестве и взаимодействии между основными авиа- и двигателестроительными организациями, среди которых Инженерный центр ООО "УК "ОДК", ЦИАМ, ВИАМ, ряд опытно-конструкторских и серийных предприятий двигателестроения.

Минпромторгом России создана комиссия по подготовке проекта концепции Федеральной целевой программ развития гражданской авиационной техники России на период до 2020 года (ФЦП-2020), проект которой планируется разработать в 2009 году. В проекте концепции должны быть определены направления развития летательных аппаратов гражданской авиации, обеспечивающие инновационный путь развития и конкурентоспособность на мировом уровне.

В результате реформирования в 2008 году системы государственного управления машиностроительным комплексом в составе преобразованного Министерства промышленности и торговли Российской Федерации создан Департамент авиационной промышленности. Департамент состоит из шести отделов. В их числе - отдел двигателей, оборудования и агрегатов.

В феврале 2008 года подписан указ Президента РФ о создании в Жуковском "Национального центра авиастроения". В состав центра планируется перевести все авиастроительные КБ и их опытные производства. Сюда же войдет создаваемый ГК "Ростехнологии" транспортно-выставочный комплекс "Россия", который уже в этом году будет организатором авиасалона "МАКС". В качестве первого шага запланирован переезд московского офиса корпорации "Иркут" (корпоративный центр и ОКБ им. А.С. Яковлева) и АК им. Ильюшина на площади ОАО "Туполев".

Вертолетостроительные заводы и ОКБ в составе корпорации "Вертолеты России" вошли в ОПК "Оборонпром" - 100 % дочерней организации Госкорпорации "Ростехнологии". Она стала крупнейшим интегратором производителей высокотехнологичной промышленной продукции, объединившим 435 предприятий, в том числе часть предприятий авиационной промышленности. С целью координации выполнения государственных программ в области авиаприборостроения в составе Госкорпорации образовано Управление авиационных систем.

Указом Президента РФ от 16 апреля 2008 года № 497 "О дальнейшем развитии ОАО "Объединенная промышленная корпорация "Оборонпром" указанной организации поручена консолидация государственных пакетов акций десяти предприятий газотурбинного двигателестроения и агрегатостроения, а также преобразованного в акционерное общество ФГУП "НПП "Мотор". Правительство РФ поручило корпорации "Оборонпром" в 15-месячный срок учредить дочернее акционерное общество "Управляющая компания "Объединенная двигателестроительная корпорация", предусмотрев при этом организацию работ по созданию и серийному производству современных авиационных и ракетных двигателей, их модернизации и обеспечению эксплуатации, реализацию комплексных программ развития предприятий газотурбинного двигателестроения, привлечение и концентрацию интеллектуальных, производственных и финансовых ресурсов для внедрения новых технологий и международных стандартов на предприятиях газотурбинного двигателестроения.

Кроме указанных в Указе предприятий в составе ОДК практически начали работать также ОАО "Климов" и ОАО "ММП им. В.В. Чернышева", формально остающиеся пока в составе ОАК. Таким образом, большая часть российских двигателестроительных и ряд агрегатостроительных предприятий - членов АССАД находятся в трех различных структурах - ОАК, ГК "Ростехнологии" и Объединенной двигателестроительной корпорации, в свою очередь входящей в корпорацию "Оборонпром".

Отсутствие единого центра принятия решений в авиастроении, а также комплексной федеральной программы возрождения отечественного авиастроения, в том числе и двигателестроения, по всем типам летательных аппаратов, потребных для развития экономики страны и экспорта, не обеспечивает необходимые при создании и производстве сложной техники скоординированные усилия участников кооперации. Как следствие, не происходит коренного увеличения выпуска отечественных самолетов и вертолетов, увеличиваются поставки в Россию зарубежных самолетов даже таких типов, которые выпускаются отечественной промышленностью.

Субъективно навязанная в последнее время линия по сосредоточению бюджетных финансовых средств на выполнение практически одного проекта с увязкой последующего принятия решения по другим проектам в зависимости от успеха по первому проекту ведет к монополизации и дальнейшей стагнации отечественного авиастроения, в том числе двигателестроения, приборостроения, станкостроения и других направлений, определяющих инновационный путь развития экономики.

Проводимая интеграция в авиастроении может быть эффективной только на базе выполнения комплексной программы возрождения авиастроения, предусматривающей разработку и внедрение в производство и эксплуатацию потребного типажа конкурентоспособных летательных аппаратов.

26 декабря 2008 года Правительственной комиссией по повышению устойчивости развития российской экономики утвержден Перечень системообразующих организаций с целью мониторинга и, при необходимости, поддержания их финансово-экономической деятельности. В этот Перечень, состоящий из 295 предприятий, вошли и предприятия двигателестроения - ОАО "НПО "Сатурн", ОАО "Климов", ОАО "Пермский моторный завод", ОАО "ММП им. В.В. Чернышева", ОАО "Уфимское МПО", ОАО "Моторостроитель", ФГУП "ММПП "Салют", а также ОАК, РСК “МиГ”, ГК "Ростехнологии", в том числе "Оборонпром".

Как сказано в документе, главная задача работы государства с этими предприятиями - поддержание их устойчивости с использованием различных мер государственного влияния и государственных гарантий. На эти цели предусмотрено выделение более 300 млрд. рублей. Впрочем, остаются нерешенными главные проблемы развития двигателестроения - отсутствие твердых заказов, недостаток оборотных средств, падение рентабельности производства, неустойчивость финансового состояния, дефицит квалифицированных кадров.

Собрание отметило, что Правлению и Генеральной дирекции ассоциации совместно с руководителями предприятий и ОПК "Оборонпром" необходимо приложить все усилия по дальнейшему улучшению финансово-экономического состояния предприятий, расширению кооперационных связей, увеличению выпуска высокотехнологичной продукции, завершению намеченных интеграционных процессов, подготовке и оформлению Федеральной программы развития авиадвигателестроения.

 

 



К содержанию номераСледующий материал