Поиск по сайту


КОРАБЛИ КРЕЙСЕРСКОГО РАНГА

Виктор Сергеевич Шитарев,

капитан дальнего плавания

 

Фрегаты - военные суда с полным парусным вооружением типа "корабль" - выполняли следующие боевые задачи: несение разведывательной и дозорной службы, походное охранение конвоируемых транспортов в море в военное время, крейсерско-набеговые действия на коммуникациях противника и т.п. В кильватерной колонне они занимали место позади линейных кораблей. В английской табели о рангах боевых кораблей от 1727 г. выделены две разновидности фрегатов. Первые имели на вооружении 8 девятифунтовых и 22 шестифунтовых пушки - всего 30 пушек; вторые несли на борту 20 двенадцатифунтовых и 20 шестифунтовых, итого 40 пушек.

Определялись и размеры фрегата. Так, например, 32-пушечный фрегат имел длину по батарейной палубе 26,2 м, наибольшую ширину 8,2 м. Артиллерия 30-пушечного фрегата весила 34 т. Надо отметить, что во флоте Петра I, да и в других флотах великих морских держав, преобладали фрегаты 30-пушечного ранга. Со временем опыт морских сражений показал, что в бою корабли с мощным артиллерийским вооружением более предпочтительны, поэтому вооружение фрегатов выросло до сорока и более пушек.

Судя по его окружению, государь Петр Алексеевич хорошо разбирался в людях и особенно ценил одаренных и преуспевающих в своем деле. В предыдущих статьях я уже упоминал имена известных корабелов, преданных делу Петра Великого. Теперь вспомним еще одного, оставившего свой заметный след в создании мощного российского Военно-морского флота. Это Федор Степанович Салтыков. Его род был известен издавна. Отец Федора Степановича был близким к царскому двору боярином и служил сибирским воеводой в Тобольске, где в 1675 г. и родился его сын Федор. Позднее Степан Салтыков руководил Пушкарским приказом в Москве, а в конце XVII века Петр I назначил его воеводой в Азов, чтобы он организовал быструю постройку кораблей.

Сам Петр I внимательно и с одобрением наблюдал за деятельностью Азовского воеводы, обратил он внимание и на успехи его сына. Весной 1697 г. государь произвел 22-летнего Федора Салтыкова в "ближайшие стольники" и отправил его за границу постигать премудрости судостроения. Почти три года Федор обучался в Голландии, работая на верфях Саардама, Роттердама и Амстердама. Вместе с "навигацкими" науками он благополучно овладел голландским, немецким и английским языками. Когда в 1700 г. Федор вернулся в Санкт-Петербург, Петр I лично учинил ему экзамен, остался очень доволен познаниями своего стольника и тут же произвел его в чин гвардии капитана Преображенского полка.

Осенью 1700 г., уходя под Нарву, государь назначил своим адъютантом Федора Салтыкова. После неудачного "дела под Нарвой" царь отправил своего личного гонца, адъютанта Салтыкова, к польскому королю и саксонскому курфюрсту Августу II проинформировать о причинах военной неудачи. Затем, выполняя поручения царя, Федор Салтыков ездил в Азов, работал на верфи, а с конца 1702 г. он принимал активное участие в создании на Новой Ладоге Олонецкой верфи, куда были направлены лучшие нанятые царем на службу иностранные корабельные мастера, в помощь которым для дальнейшего повышения квалификации были отобраны наиболее способные русские корабелы.

В 1703 г. Петр I присвоил Ф.С. Салтыкову звание корабельного мастера и назначил начальствовать над Олонецкой верфью. Здесь Федору Степановичу довелось работать с Федосеем Моисеевичем Скляевым (1672-1728), выдающимся корабельным мастером, обучавшимся в Голландии и Англии судостроению и получившим вместе с царем Петром Алексеевичем диплом корабельного мастера. Позднее по приказу царя Скляев продолжил обучение в Италии. Были столь же известны и его подчиненные корабельные мастера Филипп Пальчиков и Гаврила Меншиков. Опираясь на такие кадры, Федор Салтыков успешно руководил Олонецкой верфью и осенью 1703 г. сумел обеспечить окончание постройки фрегата "Штандарт". К началу 1704 г. на стапелях Олонецкой верфи было заложено до пятидесяти различных судов - фрегатов, шняв, бригантин и транспортов для Балтийского флота.

Федор Салтыков выполнял на верфи не только административные обязанности. Он много трудился и как корабельный мастер и строил суда как по своим чертежам, так и по чертежам Петра I. За время работы на Олонецкой верфи им построено около десятка судов различных типов, в их числе 28-пушечный фрегат "Флигель-де-Фрам", несколько бригантин, транспорты и две 18-пушечные шнявы по чертежам Петра I. По свидетельству видного историка отечественного флота и кораблестроения Н.А. Бестужева, имя Федора Степановича Салтыкова в ту пору стояло в одном ряду с именами лучших корабельных мастеров, строивших в России корабли для Балтийского флота.

Однако Федор Салтыков прославился не только как корабельный мастер. Хотя со стапелей Главного адмиралтейства и Олонецкой верфи к концу 1710 г. для Балтийского флота были спущены и вступили в кампанию три корабля и 12 фрегатов, не считая нескольких десятков шняв, бригантин и других маломерных судов, общая мощь их артиллерии для борьбы со шведским флотом была недостаточна. Чтобы заполучить господство на Балтике Россия должна была увеличить количество единиц многопушечных кораблей. Сложившуюся ситуацию правильно оценивал и Петр I. Поэтому он решил преодолеть это отставание путем постройки и приобретения недостающих судов на заграничных верфях. Для выяснения осуществимости своего плана Петр I в 1708 г. командировал за границу Федора Салтыкова. Собрав нужные сведения, посланец царя о результатах своей командировки подробно доложил Петру I.

Из его донесения стало ясно, что открыто приобрести или заказать боевые корабли для России практически невозможно: Швеция и Англия, не заинтересованные в наращивании мощи российского ВМФ на Балтике, оказали бы интенсивное противодействие этому делу. Кроме того, перегонять по Балтике построенные для России корабли под российским военно-морским флагом в Ригу или Ревель было просто небезопасно, так как шведские военные суда и каперы постоянно присутствовали на морских путях. Тогда Петр I разработал план тайной закупки судов через посредников и перегонку их в российские порты под иностранными флагами. Для выполнения столь важного государственного задания, требовавшего прекрасных знаний в области судостроения, свободного владения иностранными языками и незаурядных дипломатических способностей, Петр Алексеевич выбрал Федора Салтыкова.

Снабженный секретными шифрами для личной связи с царем и послом России в Лондоне Б.И. Куракиным, а также документами на вымышленное лицо, Федор Салтыков в июне 1711 г. инкогнито отбыл через Ригу в Копенгаген. Более четырех лет, вплоть до своей кончины, пробыл Федор Салтыков за границей, выполняя задание царя. За эти годы боярину удалось сравнительно недорого приобрести немало судов. Все они отличались добротностью постройки и хорошей прочностью корпусов и по табели о рангах Балтийского флота соответствовали классу кораблей или фрегатов.

Федор Салтыков справедливо полагал, что вооружить "новострой" корабельной артиллерией, а также поставить на судно добротное парусное вооружение можно и в России, поэтому суда, как правило, перегонялись в российский порт назначения на буксире, что давало заметную экономию государевой казне. Получалось, что стоимость "новостроя" была в 2-3 раза ниже, чем стоимость полностью оснащенного судна. Прекрасная организация этой операции обеспечила ей полный успех. За четыре года Балтийский флот получил 18 кораблей и 8 фрегатов; при этом противнику удалось захватить только 1 корабль и 1 фрегат.

Изучал Федор Салтыков и новейшие английские технологии в области судостроения, чтобы потом передать накопленный опыт русским корабелам. Он даже сам построил корабль на английской верфи. Кроме того, он выполнял многочисленные поручения царя, касавшиеся приобретения новейших мореходных инструментов, морских карт и пособий. На русскую службу Салтыковым было нанято более тысячи высококвалифицированных морских специалистов. Обо всех зарубежных новинках в своих "пропозициях" он подробно информировал царя. Вот таким человеком был боярин, замечательный корабел Федор Салтыков, верный сподвижник Петра I.

Однако оставим эпоху 30-пушечных фрегатов и обратимся к их 40-пушечным собратьям. Здесь нашего внимания, безусловно, заслуживает фрегат "Аврора". В августе 1854 г., во времена так называемой Крымской войны, он отличился в боях при обороне Петропавловска-на-Камчатке от англо-французской эскадры, попытавшейся высадить десант и захватить этот дальний российский порт. "Аврора" оказалась последним парусным военным судном, свершившим в 1853-1857 гг. кругосветное плавание. В честь этого фрегата получил свое имя известный всему миру крейсер "Аврора". В Центральном государственном архиве ВМФ в Санкт-Петербурге сохранились чертежи фрегата "Аврора". Судно было спроектировано полковником корпуса корабельных инженеров В.Ф. Стоке и подполковником корпуса корабельных инженеров И.А. Амосовым.

Несколько слов о выдающемся кораблестроителе, уроженце Архангельска Иване Афанасьевиче Амосове (1800-1878). Он был выпускником Училища корабельной архитектуры. Амосов - один из первых строителей паровых кораблей ВМФ России, впоследствии генерал-инженер корпуса корабельных инженеров. Под его руководством осуществлялась закладка 23 ноября 1833 г. на Охтинской верфи в Петербурге корпуса фрегата "Аврора". Он же 27 июля 1835 г. спускал судно на воду (даты по новому стилю).

(Продолжение в следующем номере)