Поиск по сайту


К содержанию номераСледующий материал

ММПП "САЛЮТ"- ГОРОДУ И МОСКВИЧАМ

Александр Иванович Бажанов

В советские времена производить на одном предприятии три типа авиационных двигателей считалось непосильной задачей, а сегодня руководство ФГУП "ММПП "Салют" не только ищет заказы на стороне, но организует создание новой продукции и продвигает ее на рынок. Для осуществления грандиозных планов были созданы свои собственные конструкторские бюро по разработке новых двигателей авиационного и промышленного назначения. Одновременно в лабораториях предприятия осуществляется отработка новых технологий.

Руководством и специалистами предприятия была разработана программа поэтапной модернизации двигателя АЛ-31Ф и доведения его характеристик до требований двигателя нового поколения. Такой подход позволит значительно уменьшить как сроки и стоимость разработки нового ГТД, так и снизить технический риск.

По завершению всех работ должен появиться двигатель АЛ-31ФМ3 тягой 14600 кгс. Удельные характеристики этого двигателя будут близки к характеристикам двигателя нового поколения. Кроме того, на "Салюте" отработана конструкция всеракурсного сопла с управляемым вектором тяги. Это сопло может быть установлено на все двигатели типа АЛ-31Ф.

ФГУП "ММПП "Салют" в тесном сотрудничестве с ЗМКБ "Прогресс", ОАО "Мотор Сич", ОАО "УМПО" и другими организациями и предприятиями России и Украины создает авиационные двигатели Д-436ТП и Д-436Т1, Д-27, АИ-222-25 и другие. Так, на УБС Як-130 устанавливается двухконтурный двухвальный ТРД АИ-222-25, который обладает высокими характеристиками и обеспечивает управляемость самолета на углах атаки более 25°. Благодаря уникальным характеристикам самолет имеет хорошие экспортные возможности.

Предприятие не ограничилось созданием и производством авиационных двигателей. Для повышения конкурентоспособности и расширения рынка с 2000 г. здесь приступили к созданию промышленных ГТУ для энергетики, газовой промышленности, транспорта и флота. Разработаны опреснительные установки и системы воздухоподготовки комплексов озонирования питьевой воды.

На электростанции ГТЭС-72 в пос. Ямбург работают две энергетические газотурбинные установки на базе конвертированного авиационного двигателя АЛ-21Ф. К настоящему времени наработка каждой из них превысила 30 тыс. часов. В текущем году запланированы работы по монтажу на этой электростанции еще двух установок "салютовских" ГТД-20С мощностью 20МВт, что позволит удовлетворить растущие потребности поселка в качественной электроэнергии. Три такие же установки отгружены в Нигерию для реконструкции электростанций, где ранее применялись газотурбинные установки компании "Роллс-Ройс". На двух ГТД-20С на Елецкой ТЭЦ завершаются пусконаладочные работы. Следует отметить, что ГТД-20С на Елецкой ТЭЦ будут работать с котлами-утилизаторами, благодаря чему будет получено дополнительно 20МВт электроэнергии.

 

Парогазовая установка ПГУ-60C

Большим достижением ФГУП "ММПП "Салют" является завершение строительства первой очереди высокоэффективной парогазовой установки ПГУ-60С на ТЭЦ-21 Мосэнерго. В декабре 2008 г. проведены 72-часовые комплексные испытания установки. Необходимо отметить, что из-за отсутствия необходимого давления природного газа на входе в установку (12 кг/см2), максимальная мощность ГТД была 32,5 МВт. Сейчас ведутся работы по повышению давления природного газа и в мае этого года ГТД ПГУ-60С должен выдать запланированную мощность 52 МВт. Еще 8 МВт электрической мощности будут получены на паровой турбине ТЭЦ-21 благодаря дополнительному пару от котла-утилизатора ПГУ-60С. В этом же году начнутся работы с теплонасосной установкой, с помощью которой теплосеть Москвы получит от ПГУ-60С еще 42,5 Гкал/ч тепла.

Очень важно отметить, что ПГУ-60С создается исключительно за счет средств ММПП "Салют", при отсутствии финансирования со стороны каких-либо сторонних организаций и государства. В этих условиях неоценим вклад в создание ПГУ-60С сложившегося дружного коллектива единомышленников: специалистов Всероссийского теплотехнического института, ООО "Карат-РСК", ЗАО "Интеравтоматика" и др.

Помимо работ в энергетике, специалисты "Салюта" активно работают и по другим, совершенно уникальным направлениям. Так, конструкторы промышленных газотурбинных установок предприятия "Салют" совместно с немецкой фирмой Integral GmbH на базе компрессора авиационного двигателя АЛ-21 разработали установку, вырабатывающую "бинарный" лед (10 % - жидкая фаза, 90 % - лед) для холодильной промышленности. Установка успешно выдержала стендовые испытания и отгружена заказчику в Европу, где начаты пуско-наладочные работы.

Это первая установка, воплотившая в себе высокотехнологичные современные конструкторские решения некоторых узлов, которые применятся в газотурбостроении. Впервые на практике при конструировании газотурбинных установок применены подшипники скольжения на воде с температурой более 30 °С при давлении 5 мбар и контактное охлаждение ротора электродвигателя водой. Реализована технология сжатия пара низкого давления в рабочем цикле и достигнута высокая степень повышения давления - до 13. Несомненно, что подобные установки найдут широкое применение на московских предприятиях хранения и переработки продуктов.

Благодаря активной и настойчивой работе конструкторов и рабочих завода завершено создание опытного образца ГТД-1000С для маневрового локомотива мощностью 1МВт с рекуперацией тепла отходящих выхлопных газов. Завершены испытания двигателя на стенде, в целом подтверждены параметры двигателя и правильность заложенных в него технических решений. В этом году запланирован второй этап испытаний ГТД-1000С уже непосредственно на локомотиве с выходом на номинальную мощность двигателя. В этом году завод планирует изготовить как минимум два ГТД-1000С.

Помимо мощных ГТД, на "Салюте" разрабатываются двигатели и небольшой мощности. Уже изготавливается ГТД мощностью 3 кВт для использования в качестве автономного источника электроэнергии для различных нужд. Двигатель-демонстратор в настоящее время проходит испытание на стенде. В этом миниатюрном изделии, как, впрочем, и на всех изделиях "Салюта", заложены передовые технические решения. Здесь применяются как рекуперация тепла отходящих выхлопных газов, так и камера сгорания с минимальным количеством вредных выбросов, что позволило увеличить его к.п.д. и значительно расширить сферу его безопасного применения.

Ну и совсем, казалось бы, далекое от авиации инновационное направление работ "Салюта" - опреснение воды. Уже сейчас на Земле наблюдается нехватка воды, причем не только питьевой, но и технической, а также для полива растений. По мнению многих экспертов в не столь отдаленном будущем возможна борьба за обладание водными ресурсами, подобная борьбе за энергетические ресурсы. На ММПП "Салют" специалисты ОКБ "Каскад" проработали возможные схемы таких установок. Конструкции рассчитаны на производство от 1 до 100 тонн опресненной воды в час. Уже изготовлена установка "Каскад-1" производительностью 1 т/ч, и в настоящее время проводятся ее испытания.

 

Опреснительная установка "Каскад"

Опреснительные установки типа "Каскад" можно использовать не только для опреснения морской воды, но также и для удаления солей из сточных вод в составе комплексов очистных сооружений. Данная установка найдет применение в системах подготовки воды для энергетических систем (котлов, водяных контуров атомных реакторов и т.д.) и других устройств, где необходима дистиллированная вода. Из обычной водопроводной воды получается дистиллят с содержанием солей менее 0,4 мг/л.

Процесс дистилляции, который реализуется в установках "Каскад", полностью аналогичен естественному процессу - кругообороту воды в природе (испарение, конденсация, сбор воды в виде осадков). Ни один другой метод очистки не дает такого качества. Кроме того, дистилляция оказывается единственным эффективным средством исключения микробиологических загрязнений воды.

В установках "Каскад" используется наиболее экономичный парокомпрессионный метод дистилляции воды, позволяющий снизить себестоимость опресненной воды по сравнению с наиболее традиционным методом многокамерного выпаривания более чем в 5 раз за счет повторного циклического использования тепла от получаемого пара.

Принцип работы установки "Каскад" основан на ступенчатом испарении исходной морской воды в вакууме, который поддерживается воздухоэжектором, и возврате тепла, уходящего из последней ступени, с помощью парового компрессора.
Соленая вода поступает на вход установки через фильтр. На входе вода подогревается в теплообменниках путем отбора тепла от рассола и дистиллята. Далее вода поступает в четырехступенчатый испаритель. Испарение исходной воды осуществляется благодаря передачи тепла от водяного пара, сжатого в парокомпрессоре. При концентрации соли в исходной воде до 45 г/л, концентрация соли в дистилляте получается не более 0,05 г/л.

Мало иметь воду. Ее надо еще сделать питьевой. Для этого воду, взятую в открытых источниках, очищают, в том числе и с применением традиционных веществ, таких как хлор. И если не применять других способов очистки воды, то хлор добирается до наших кранов, особенно весной, когда для борьбы с разнообразной органикой, смываемой с полей в водоемы, хлора не жалеют. Для снижения концентрации хлора при первичной очистке воды и полного отказа от него при вторичной, применяются другие способы обеззараживания, в том числе и озонирование.

ММПП "Салют" является одним из участников создания озонаторных комплексов большой производительности (25 кг озона в час) для станций водоподготовки Москвы. Ему, как предприятию, специализирующемуся на проектировании, изготовлении и поставке газотурбинной техники, поручено создание оборудования для системы подготовки воздуха (СПВ) озонаторного комплекса. В ее состав входят малоразмерные высокоэффективные компрессоры, а также блоки осушки воздуха с остаточным влагосодержанием, соответствующем точке росы не более - 65°С. Указанное оборудование СПВ начнет эксплуатироваться на Западной станции водоподготовки Москвы уже в конце 2009 г.

Даже этот краткий и далеко неполный перечень того, что разрабатывается и производится на ФГУП "ММПП "Салют", подтверждает значение "Салюта" для экономики и обороноспособности страны. Этот тезис подтверждает визит на предприятие Президента Российской Федерации Дмитрия Анатольевича Медведева, который состоялся 11 января. После осмотра предприятия Президент провел совещание по стабилизации ситуации в реальном секторе экономики, в котором приняли участие члены правительства и руководители крупных промышленных компаний, в том числе и генеральный директор Ю.А. Елисеев.

В своем вступительном слове Д.А. Медведев отметил: "Пережив кризис 90-х годов, наша экономика достаточно успешно развивалась, и это, кстати, видно как раз на примере завода "Салют", на территории которого проходит наше совещание. Старейшее предприятие по производству авиационных двигателей диверсифицировало свою работу, диверсифицировало производство, и сейчас из того, что выпускается, практически половина - это продукция гражданского назначения. В любом случае такие крупные рентабельные предприятия должны работать, невзирая на негативное влияние извне.

Кстати, в нынешних условиях нужно подумать и над тем, какие решения по реорганизации и модернизации мы принимаем; во всяком случае, наша задача сейчас - сохранить потенциал отрасли, сохранить собственно сами производства, а не отреформировать что-то во что бы то ни стало. Я, естественно, сейчас никаких решений не принимаю, просто обращаю внимание на то, что наша главная задача - это сохранение производств, а не реформа

 



К содержанию номераСледующий материал