Поиск по сайту


ГЛАВНЫЙ КОНСТРУКТОР A.M. ИСАЕВ -
ВЫДАЮЩИЙСЯ СОЗДАТЕЛЬ ЖРД и ЖРДУ
ДЛЯ РАКЕТНО - КОСМИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ

(к 100-летию со дня рождения)

Владимир Андреевич Петрик,
генеральный директор Конструкторского бюро химического
машиностроения - филиала ФГУП ГКНПЦ им. М.В. Хруничева

Исследование и освоение космического пространства динамично и бесповоротно вошли в нашу жизнь благодаря самоотверженному труду многих людей, фантастические замыслы и деятельность которых превратили мечту в реальность. Имена этих необыкновенных людей останутся в истории страны и мировой космонавтики, потому что они делали эту историю, потому что неоценимы их заслуги в космических свершениях и становлении великого дела, которому они служили. Среди них и Алексей Михайлович Исаев - главный конструктор, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственной премий, награжденный четырьмя орденами Ленина и орденом Октябрьской революции, доктор технических наук, основатель и бессменный руководитель Конструкторского бюро химического машиностроения.

Алексей Михайлович Исаев родился 24 октября 1908 г. в Санкт-Петербурге в семье приват-доцента юриспруденции. Образование Алексей Михайлович получил в школе-интернате, организованной его отцом Михаилом Михайловичем, в которой преподавали известные педагоги - физик Фалеев, математик Колмогоров, писательница Беклемишева.

Встреча с такими педагогами стала своеобразной жизненной удачей. И ею Алексей Михайлович воспользовался полностью - он получил фундаментальные знания по математике и физике, что совершенно необходимо будущему инженеру, развил в себе трудолюбие, любознательность, целеустремленность, умение выделять главное из череды явлений.

После окончания школы в 1925 г. по настоянию отца он поступил в Горную академию. За год до окончания академии А.М. Исаев едет на строительство Магнитки. Поездка была предпринята не случайно, а под воздействием впечатлений от горной практики на одной из шахт Донбасса. Тридцатые годы прошлого века - время, создания промышленности в СССР. Одним из гигантов был Магнитогорский металлургический комбинат. А.М. Исаев написал письмо на Магнитострой, в котором он предлагал свои услуги, и получил согласие на работу. Жизнь сделала крутой поворот. Несмотря на небывалые трудности и лишения, он почувствовал себя счастливым в этом своем новом деле и с азартом взялся за его освоение. В конце 1931 г. А.М. Исаев защитил дипломный проект в московской академии, преобразованной в Горный институт, после чего возвратился на Магнитострой.

Семья Исаевых. 1915г. Алексей на коленях у отца

Следующий период жизни Алексея Михайловича может быть охарактеризован как период поиска своего дела и, в широком плане, смысла жизни. Он искал, работал все эти годы, "как потный черт", - его типичное выражение. Да и главные объекты его исканий, если вглядеться, уже существовали, это были Магнитка, Запорожсталь, Днепрострой, Гипрооргстрой, заводы Нижнего Тагила. Подобно многим советским юношам, воспитанным на примере первопроходцев, он мечтал о работе в Арктике. А немного позднее его увлекла авиация, ведь душа А.М. Исаева тянулась к трудному, интересному делу, туда, где решались главные задачи, поставленные временем и страной.

В конце января 1934 г. Исаев, будучи уже начальником отдела организации работ Тагильского металлургического завода, написал отцу: "Я прихожу к выводу, что мне на стройке работать нельзя, и, если можно, то только на хорошо организованной. Я очень быстро заболеваю психозом особого рода. Здесь я уже им заболел. Психоз заключается в том, что мне кажется, будто я ответственен за все и все лежит на мне, все вопросы должен разрешить я. И вот голова лопается от всего этого количества неразрешенных или неправильно разрешенных вопросов, которые, собственно, меня не должны касаться".

Достигнув определенного положения, А.М. Исаев не захотел оставаться на спокойном месте. Как он вспоминал: "Опять чувствую: не мое, не то". Тридцатые годы минувшего века - период массового увлечения авиацией. О строительстве самолетов, о дальних и удивительных авиаперелетах, о необычайной профессии летчиков, об авиастроителях писали газеты, сообщало радио. Увлекла авиация и А.М. Исаева. Алексей Михайлович принял окончательное решение стать авиаконструктором и проявил решительность, настойчивость и упорство для достижения поставленной цели.

А.М. Исаев написал заявление непосредственно директору авиационного завода № 22 (ныне - ракетно-космический завод РКЗ ГКНПЦ им. М.В. Хруничева): "Уважаемый тов. директор! Обстоятельства вынуждают меня обратиться непосредственно к Вам с просьбой дать мне возможность работать по самолетостроению. …

Я не претендую на большой оклад и, наконец, на квартиру, которой я обеспечен. Сейчас я совершенно свободен и могу приступить к работе немедленно.

Если мое заявление покажется Вам убедительным, попросите секретаря известить меня об этом по адресу:

Москва, 21. Б. Пироговская, 3, кв. 1,
А.М. Исаеву. 19/V111.34".

Ракетный истребитель БИ-1 с ЖРД конструкции А.М. Исаева

Ольга Александровна Миткевич - это она оказалась "уважаемым тов. директором" - рискнула, и за это ей низкий поклон от всех нас. Исаеву понравился завод, понравилось место, где он располагался, понравилась дисциплина, но самое главное заключалось в твердом убеждении, выраженном им в короткой фразе: "Специальность найдена". С этого времени начался взлет Алексея Михайловича Исаева как авиационного инженера, конструктора, волею судьбы, обстоятельств и личных качеств превратившегося в конструктора ракетной и космической техники. Этот путь он прошел сам и "сделал себя" также сам.

А.М. Исаев рассказывал: "В авиации мне, считайте, повезло: заставили крепко работать… А мы в потемках шли и набивали здоровенные шишки. Ни специальной литературы, ни методик, ни налаженного эксперимента. Каменный век реактивной авиации".

Теперь все знают, что машина, о которой упомянул А.М. Исаев - это знаменитый БИ-1. Первый советский самолет с ракетным двигателем был построен в самые трудные начальные месяцы войны, и 15 мая 1942 г. летчик-испытатель Григорий Бахчиванджи поднял его в небо с аэродрома Кольцово в посёлке Билимбай под Свердловском, куда в 1941 г. было эвакуировано КБ Болховитинова. Самолет БИ-1 вошел в историю, и совершенно неожиданно вновь круто изменил профессию А.М. Исаева. Проект, начатый двумя инженерами-мечтателями, стал общим делом большого КБ, во главе которого стоял выдающийся авиаконструктор Виктор Федорович Болховитинов.

Группа шасси КБ Болховитинова. А.М. Исаев второй слева

Узким местом оказался двигатель, "горшок", как его тогда называли, маленький ЖРД. Двигатель плохо запускался, горел, взрывался. В.Ф. Болховитинов поручил А.М. Исаеву заняться двигателем, как он выразился "уж без кустарщины, всерьез и надолго". 4 февраля 1943 г. в КБ создано небольшое по численности подразделение с задачей доводки ЖРД. Исаева назначили руководителем этого подразделения.

После возвращения из эвакуации в подмосковные Химки в мае 1943 г. приказом В.Ф. Болховитинова от 21 июня 1943 г. в структуре завода был создан отдел двигателей, начальником которого был назначен А.М. Исаев. Именно на этом, совершенно новом для себя поприще - в конструировании, изготовлении, испытаниях, совершенствовании, развитии жидкостных ракетных двигателей и двигательных установок А.М. Исаев, наконец, нашел себя. Окончательно определилось главное, заветное дело всей жизни. Кончились мучительные, длительные поиски своего призвания. В работе над этим главным делом раскрылись его интеллектуальные и творческие силы, организаторские и мобилизующие способности.

Создание и развитие конструкторского бюро

С подразделения, образованного 21 июня 1943 г. на авиационном заводе № 293 (руководитель В.Ф. Болховитинов), выросшего впоследствии в коллектив, главным предназначением которого стало создание ЖРД, ведет свое начало современное Конструкторское бюро химического машиностроения.

18 февраля 1944 г., в соответствии с постановлением ГКО, завод № 293 вошел в качестве филиала в состав НИИ-1 НКАП. В июне 1946 г. филиал № 1 ликвидировали, а подразделение А.М. Исаева перевели в НИИ-1. В мае 1948 г. подразделение А.М. Исаева было переведено в НИИ-88 и стало называться отделом 9 ОКБ.

Но еще до перевода было разрешено организовать производственную экспериментальную базу Исаева на территории НИИ-88. Первым подразделением будущего КБ Исаева, созданным в НИИ-88, оказался цех 105. Затем началось сооружение стенда отдела 9. Одновременно создавалась испытательная станция отдела 8, строительство которой было завершено в 1949 г. В июне 1950 г. в результате реорганизации НИИ-88 отдел 8 СКБ прекратил свое существование; работники и имущество последнего были переданы отделу 9, в котором тогда работало 500 человек.

В марте 1952 г. ввиду возникших трудностей в создании ЖРД тягой 8 тс в НИИ-88 создали для дублирования работ два ОКБ по ЖРД: ОКБ-2 на базе отдела 9 (главный конструктор А.М. Исаев) и ОКБ-3 (главный конструктор Д.Д. Севрук).

В 1952-1958 гг. работы ОКБ-2 по созданию ЖРД продвигались успешно, необходимость в дублировании работ по созданию ЖРД отпала, и в декабре 1958 г. по приказу Госкомитета по оборонной технике ОКБ-2 и ОКБ-3 были объединены в одно подразделение во главе с A.M. Исаевым. Оно сохранило наименование ОКБ-2. Численность работающих составляла около 2500 человек. 16 января 1959 г. ОКБ-2 было выделено из состава НИИ-88 в самостоятельную организацию.

17 июня 1961 г. за образцовое выполнение правительственных заданий предприятие было награждено орденом Трудового Красного Знамени. В 1967 г. ОКБ-2 получило наименование "Конструкторское бюро химического машиностроения".

В 1968 г. было завершено строительство производственно-лабораторного корпуса и корпуса 301 филиала КБХМ (испытательная станция в поселке Фаустово), а в марте 1971 г. - инженерного корпуса (КБ).

С.П. Королев и А.М. Исаев

25 июня 1971 г. A.M. Исаев умер от инфаркта. Конструкторское бюро возглавил его верный друг и соратник с 1946 г., первый заместитель главного конструктора Владислав Николаевич Богомолов.

В феврале 1975 г. предприятие "Конструкторское бюро химического машиностроения" было награждено орденом Октябрьской Революции. В 1991 г. Конструкторскому бюро химического машиностроения распоряжением правительства присвоили имя А.М. Исаева.

По мере расширения испытательно-производственной базы предприятия увеличивалась численность работающего персонала. В 1991 г. здесь работали 6132 сотрудника, развивалась сеть подразделений и организаций предприятия социально-бытового направления.

В конце девяностых годов минувшего века на предприятии был организован отдел по конверсионной тематике, занимавшийся разработкой оборудования для мясоперерабатывающей и молочной промышленности, медицинского и реабилитационного оборудования, товаров народного потребления, оборудования для топливно-энергетического комплекса. В период с 1990 по 2005 гг. было создано более 40 образцов техники указанного назначения.

В настоящее время КБхиммаш им. А.M. Исаева - филиал ФГУП ГКНПЦ им. М.В. Хруничева - осуществляет модернизацию и наращивание своего потенциала по основным направлениям проектно-конструкторской, производственно-технологической, экспериментально-испытательной и финансово-хозяйственной деятельности. Сформировавшаяся динамика и качество роста базовых, определяющих показателей, может быть охарактеризована следующими данными:

  • прирост среднесписочной численности ППП составляет 15 % в год (в декабре 2007 г. численность составляла 2150 чел.);
  • резко увеличено финансирование программ, связанных с техническим перевооружением и реконструкцией производственной базы;
  • значительно выросли объемы выпуска и реализации основной продукции (до 30 % в год).

Выход на устойчиво прибыльные результаты работы позволяет прогнозировать благоприятные перспективы будущего развития главного детища Алексея Михайловича Исаева - КБхиммаш, уникальной конструкторской школы.

Творческое наследие А.М. Исаева

Огромный вклад А.М. Исаева и его ОКБ в развитие ракетного двигателестроения сегодня видится особенно отчетливо. Большой объем работ, сложность и новизна технических проблем, напряженные темпы создания ракетной техники требовали от коллектива ОКБ слаженной, напряженной работы, высокой творческой отдачи.

Алексей Михайлович очень много сил и энергии отдавал созданию и сплочению коллектива КБ. Ему удалось создать особый "исаевский" стиль творческих взаимоотношений, основанный на доверии, порождающий огромный энтузиазм, творческую инициативу, изобретательность и ответственность.

"В наше время роль главного конструктора заключается в том, чтобы не мешать работать другим", - шутил Алексей Михайлович. На самом деле неоспоримое превосходство его конструкторского таланта признают все исаевцы. Как обычно все происходило? Собирал Алексей Михайлович своих сподвижников у себя в кабинете и говорил: "Есть идея. Не идея даже, а так - сон в летнюю ночь. Отдаю ее вам на освистание". Выкладывал идею, возникали первые вопросы, сомнения. Потом начиналось "освистывание": шум, крики - каждый отстаивал свою точку зрения. А он сидел где-нибудь на подоконнике, а чаще, оседлав верхом стул, слушал, встревал, "подливал масла в огонь". И часто в конце говорил: "Рискнем, Бога нет!" - еще одна его характерная поговорка.

И рисковали, и получалось, и сделали много, так много, что в рамках этой статьи невозможно обо всем рассказать. Можно только назвать наиболее значимые научно-технические достижения и разработки А.М. Исаева и его школы:

  • создание плоских головок камер сгорания с шахматным расположением однокомпонентных форсунок;
  • применение завесного охлаждения огневой стенки камеры сгорания с помощью специального периферийного ряда форсунок;
  • создание камер сгорания со связанными оболочками;
  • применение антипульсационных перегородок ("креста") для устранения высокочастотных колебаний;
  • разработка принципов и реализация конструкции цельносварного неразборного ЖРД;
  • создание ЖРД, запускаемого под водой;
  • разработка идеи заводской заправки баков ракеты топливом (ампулизация);
  • разработка идей, принципов, конструкции и технологии ЖРД, "утопленных" в компонентах топлива;
  • разработка химического жидкотопливного аккумулятора давления для вытеснения топлива из ракетных баков;
  • внедрение в конструкцию камер сгорания двухкомпонентных центробежных форсунок;
  • разработка и создание многократно включающихся жидкостных ракетных двигателей для космических аппаратов, космических кораблей и станций, работающих в условиях длительного пребывания в космическом пространстве как на околоземной орбите, так и на межпланетных орбитах космических аппаратов;
  • разработка и создание небольших (тягой до 600 кгс) камер сгорания с абляционным охлаждением;
  • разработка и внедрение метода огневых контрольно-технологических испытаний ЖРД без переборки;
  • создание первого отечественного космического ракетного двигателя на жидких кислороде и водороде;
  • разработка и внедрение в ЖРД возможности останова после израсходования одного из компонентов топлива;
  • разработка и использование в составе двигательных установок космических аппаратов ЖРД с камерами из тугоплавких металлов;
  • разработка и практическое применение двигательных средств для минимизации времени неуправляемого полета ракеты в период разделения ступеней ракеты;
  • разработка и практическое применение средств управления вектором тяги ЖРД и ЖРДУ для верхних ступеней баллистических ракет, запускаемых с подводных лодок (БРПЛ);
  • разработка и практическое применение насосной подачи в двигатель при изменении расхода жидкости в 7…20 раз для обеспечения соответствующих режимов работы двигательной установки верхних ступеней БРПЛ;
  • разработка и практическое применение центробежных насосов со сверхвысокой всасывающей способностью.

 

(Окончание в следующем номере).