К ВОПРОСУ
ОБ ОЦЕНКЕ ВЛИЯНИЯ СВОЙСТВ УГЛЕВОДОРОДНЫХ ТОПЛИВ НА ДЫМЛЕНИЕ ГАЗОТУРБИННЫХ
И ДИЗЕЛЬНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ
Александр Васильевич Исаев, заместитель начальника
ФГУП "25 ГосНИИ МО РФ" по науке, к.т.н.
Игорь Валентинович Никитин, доцент ВВИА им. проф. Н.Е. Жуковского,
к.т.н.
В настоящее время при разработке
технологий производства углеводородных топлив (УВТ), в том числе из
альтернативного сырья, стремятся обеспечить их соответствие стандартам
на традиционные нефтяные топлива. Тем не менее результаты исследований
свидетельствуют о противоречивости связи дымления газотурбинных и дизельных
двигателей (ГТД и ДД) со свойствами топлив (плотностью, вязкостью, фракционным
составом, высотой некоптящего пламени, содержанием ароматических углеводородов,
массовой долей нафталиновых углеводородов, люминометрическим числом,
содержанием водорода). Поэтому в стандартах на топлива нормируются несколько
показателей свойств, связанных с сажеобразованием, и считается, что
соответствие этих показателей нормам обеспечивает надежность и экологическую
безопасность техники. Однако при таком подходе ограничиваются ресурсы
УВТ.
В результате комплексного исследования
процессов сажеобразования в условиях ламинарного диффузионного пламени
(ЛДП) и в камерах сгорания (КС) ГТД и ДД (экспериментального и на математических
моделях) было установлено, что непосредственная склонность УВТ к сажеобразованию
при горении лучше всего характеризуется показателем черноты диффузионного
пламени (ПЧДП), пропорциональным степени черноты ЛДП и концентрации
дисперсного углерода (ДУ) в нем, а склонность образовавшегося при этом
ДУ к газификации - индексом газифицируемости сажи (ИГС), пропорциональным
количеству ДУ в пламени на пороге дымления. Пара этих показателей определяется
при лабораторных испытаниях топлива.
В разработанных математических моделях (ММ) учтено влияние физических
свойств УВТ на образование топливовоздушной смеси (ТВС), ПЧДП на образование
и ИГС на газификацию ДУ. При этом описание процессов переноса в КС ГТД
и ДД с помощью упрощенной методики газо- и термодинамического расчета
с применением статистического описания турбулентности обеспечивает учет
конструкции и режима работы исследуемого двигателя. Особо следует подчеркнуть,
что данные ММ позволяют оценить, каким образом свойства УВТ влияют на
дымность.
Все
величины рассчитываются в функции времени пребывания выделенного элементарного
объема ТВС в КС. Полученные зависимости от времени газодинамических
параметров и законы распределения их мгновенных значений используются
для корректировки кинетических зависимостей процессов образования и
газификации частиц ДУ, полученных при исследовании ЛДП.
В качестве характеристики состава
ТВС использована "восстановленная" концентрация топлива z,
связанная с коэффициентом избытка воздуха и стехиометрическим коэффициентом
топлива по воздуху L0 соотношением: ,
где z рассматривается как случайная величина, распределенная по усеченному
нормальному закону, параметры которого, в свою очередь, являются функциями
параметров турбулентности.
Сравнение результатов, полученных
с помощью ММ и эксперимента на установках с КС авиационного ГТД и одноцилиндровым
дизелем AVL-528, показало хорошее их совпадение. Так, на рисунке явно
просматривается достаточно хорошая корреляция между дымностью отработавших
газов (ОГ) ДД и часовым выходом ДУ.
Оптимальное сочетание значений показателей
свойств топлива существенно зависит от параметров двигателя, поэтому
при формировании требований к альтернативным топливам нет смысла жестко
ориентироваться на действующие стандарты. Это открывает дополнительные
возможности для повышения их конкурентоспособности.
Полученные результаты показывают,
что в случае исследования сложных явлений, подобных образованию и газификации
ДУ в КС, целесообразно комбинировать экспериментальные и численные исследования.
В этом случае удается выявить закономерности между изменением свойств
исследуемых объектов и интенсивностью рассматриваемых явлений, устойчивые
в широком диапазоне изменения варьируемых параметров.
Описанный подход к оценке дымности
ОГ применим для различных классов двигателей и КС, благодаря тому, что
в его рамках сложный процесс образования частиц ДУ составлен из ряда
последовательно протекающих стадий превращения УВТ. Закономерности этих
стадий (дробления и испарения капель топлива, перемешивания паров с
воздухом и продуктами сгорания, сажеобразования, газификации) достаточно
универсальны в широком диапазоне изменения термодинамических параметров
в КС и в значительной мере определяются свойствами топлива. КС с ее
конструктивными особенностями в данном случае выступает как генератор
значений термодинамических параметров и законов их распределения в пространстве
КС и во времени, которые, в свою очередь, оказывают влияние на характер
реализации указанных закономерностей.