Поиск по сайту


ЛИНКОРЫ

Виктор Сергеевич Шитарев,
капитан дальнего плавания

(Окончание. Начало в № 3 - 2008)

Желающих служить в английском ВМФ было немного. Жалование матроса не стоило того риска, которому мог подвергаться моряк. Поэтому набор англичан на службу осуществлялся довольно сложно. В эпоху адмирала Нельсона правительство России разрешало выпускникам кадетского корпуса проходить стажировку на кораблях ВМФ Англии. Например, вице-адмирал российского флота Василий Михайлович Головнин, будучи молодым офицером, с 1802 по 1806 гг. служил на кораблях английского ВМФ, во время сражения при Трафальгарде был офицером на флагмане Г. Нельсона "Виктория", в бою отличился и получил заслуженную награду. Находясь на службе в английском ВМФ, В.М. Головнин принял участие в 18 морских сражениях и пользовался у англичан известностью и большим уважением. При Г. Нельсоне служили лейтенанты Павел Афанасьевич Дохтуров и Мордарий Васильевич Милюков - офицеры с учебного брига "Феникс". В английском флоте впоследствии проходили практику кадеты П.С. Нахимов, В.И. Даль, И.С. Адамович, Д.И. Завалишин, А.П. Рыкачев, П.М. Новосильский, П.А. Станицкий, вписавшие потом свои имена в историю Флота Российского.

Во время стоянки в порту на кораблях проводились шлюпочные учения, являвшиеся элементом боевой подготовки экипажей кораблей. Одни постигали умение грести, другие - управлять шлюпкой на веслах и под парусом. Шлюпки подразделялись на рабочие и спасательные; последние имели одинаковое заострение носа и кормы и назывались "вельботами". Рабочие шлюпки имели транцевую корму и назывались "ялами". По количеству весел различали: с одной парой - "тузик", затем шли "четверка", "шестерка" и "восьмерка". Десяти- или двенадцативесельная шлюпка называлась "катер"; шлюпка большего размера называлась "баркас" (барказ).

Для местных жителей устраивались посещения кораблей. Азартные игры на корабле были строго запрещены. Зато пари моряки заключали по любому поводу. Деньги моряк получал только после завершения кампании, поэтому все его расходы заносились интендантом в долговую книгу. Весь свой нехитрый скарб моряк хранил в сундучке, который находился в его кубрике.

Все корабельное имущество заносилось в инвентарную книгу, которую вели баталеры. Они записывали все, что получал моряк - форменную одежду, постельное белье, обувь и т.д. В отличие от россиян, англичане получали у интендантов ром. Бачковой приходил к интенданту и ему наливали одну часть рома и три части воды. Ром с водой назывался грогом.

Для свободных от вахты моряков не возбранялась рыбалка, поэтому многие из них имели снасть.

В увольнение на берег моряки сходили в форме. С грамотой у английских мореходов было слабовато, поэтому грамотеи пользовались уважением.

О кормовой части корабля мы уже рассказали немало; кормовая надстройка - ахтер-кастель - была в два этажа. На нижнем размещались каюты офицеров, кают-компания (ward-room, mess-room, saloon). Выше располагался еще один этаж, в котором находилась каюта командира, его салон, где он обедал и принимал гостей, а также штурманская рубка. В командирские помещения можно было заходить, только получив соответствующее разрешение. Известно, что П.С. Нахимов, будучи командиром 84-пушечного корабля "Силистрия", иногда, чтобы не было скучно, приглашал кого-нибудь из офицеров отобедать или отужинать с ним. Его приглашения те принимали с огромным удовольствием, так как уважали и любили своего командира.

Однако хватит о корабельных буднях, снова поговорим о кораблях, к примеру, об уже известном нам 64-пушечном корабле "Ингерманланд", построенном в 1715 г. в Санкт-Петербурге. Первый "Ингерманланд", по дошедшим до нас сведениям, в 1735 г. в притопленном состоянии стоял в гавани Кронштадта, а в 1736 г. был разобран. Всего известно пять поколений кораблей с таким названием.

Четвертым по счету был 74-пушечный линкор "Ингерманланд", построенный на Соломбальской верфи в Архангельске и спущенный на воду в 1842 г. Его модель - одна из лучших в коллекции Центрального военно-морского музея.

Модель корпуса линкора "Ингерманланд"По табели о рангах этот "Ингерманланд" соответствует кораблям второго ранга. Количество пушек менялось в зависимости от необходимости, их калибра и по другим объективным причинам. Судя по размерениям этого линейного корабля, его водоизмещение должно было быть около 3500 т.

Корабль строил выдающийся русский корабельный мастер, один из тех, кто первым в России стал строить колесные пароходы, Василий Артемьевич Ершов (1779 - 1860). Он родился в Казани в семье мастерового, работавшего на местном Адмиралтействе. Кое-какой грамоте его обучил отец, остальные науки сын постигал сам. Уже подростком он помогал отцу в его деле. Там на судоверфи и заприметили корабелы смышленого прилежного паренька, а один из питерских корабельных мастеров, в то время находившийся на казанской верфи по служебным делам, увез Василия в столицу. Там двенадцатилетний подросток сначала стал мачтовым учеником в портовой чертежной, а потом был переведен (ввиду одаренности) на Галерный двор ластовым учеником 1-го класса, где им занялись опытный корабельный мастер Даниил Массальский и мачтовый мастер Иван Копейщиков. Василий в полной мере оправдал усилия своих учителей, переоборудовав в 1804 г. четыре транспорта в бомбардирские суда, а позже построив в Кронштадте корвет. В 1808 г. он получил чин 14-го класса, что соответствовало армейскому званию прапорщика, и стал помощником корабельного мастера.

В войну с Наполеоном Василий Артемьевич ремонтировал в Кронштадте корабли Балтийского флота, участвовал в подготовке к экспедиции на шлюпах "Восток", "Мирный", "Открытие" и "Благонамеренный". В 1821 г., став корабельным мастером, он заменил генерал-лейтенанта Ивана Петровича Амосова (1772 - 1843) на посту инспектора кораблестроения Кронштадтского порта и достроил экспедиционные суда - фрегаты "Кастор" и "Крейсер", шлюпы "Ладога" и "Аполлон", бриг "Аякс".

Но вернемся к линкору "Ингерманланд". Судьба корабля сложилась весьма трагично. "Ингерманланд" вышел из Архангельска в Кронштадт 24 июля 1842 г. В условиях плохой видимости и сильного течения в проливе Скагеррак судно 30 августа 1842 г. выбросило на рифы, которые тогда не были обозначены на навигационной карте. Несмотря на сильные повреждения в корпусе, моряки около двух суток боролись за живучесть корабля, удерживая его на плаву и надеясь спасти свой корабль. В этой катастрофе Василий Артемьевич потерял одного из своих сыновей. Это была одна из самых тяжелых катастроф, которую когда-либо знала история кораблекрушений времен парусного флота.

Надо сказать, что горе подорвало здоровье знаменитого корабельного мастера, поэтому его позже перевели в Кронштадт и назначили членом Кораблестроительного департамента. Последний 74-пушечный корабль с именем "Ингерманланд" был спущен на воду на Соловецкой верфи в 1844 г. корабельным мастером, генерал-майором Федором Тимофеевичем Загуляевым (1792 - 1858).

Модель линкора "Ингерманланд"Из линкоров, построенных в начале ХIХ века, особенно прославился "Азов". Его проектирование и постройка связаны с именем известного русского корабела Андрея Михайловича Курочкина (1770 - 1843). В Архангельске на Соломбальской верфи 20 октября 1825 г. были заложены два 74-пушечных линейных корабля - "Азов" и "Иезекииль", строившиеся по единому проекту. Под общим руководством А.М. Курочкина строительство кораблей велось его учениками В.А. Ершовым и уроженцем Архангельска Федором Тимофеевичем Загуляевым. "Азов" строился под наблюдением командира, прекрасного специалиста по парусному вооружению судов, капитана 1 ранга М.П. Лазарева. Содружество столь незаурядных специалистов принесло свои плоды.

С развитием судостроения в Архангельске потребовалась подмога А.М. Курочкину. Было принято решение направить на северную верфь В.А. Ершова. В Архангельск Василий Артемьевич прибыл 45-летним зрелым корабельным мастером. С Андреем Михайловичем они без проблем сразу же нашли общий язык. Опытный глаз старого корабельного мастера сразу обнаружил незаурядные способности В.А. Ершова, а взаимная тяга к новым изобретениям навсегда сблизила и подружила этих людей.
По предложению В.А. Ершова на Соломбальской верфи проводились регулярные профилактические осмотры рангоута и корпусных конструкций судов. Почти два десятилетия проработал Василий Артемьевич на Соломбальской верфи, впоследствии сменив А.М. Курочкина на посту управляющего. Короче, постройка "Азова" и "Иезекииля" была в надежных руках. Командир "Азова" М.П. Лазарев, работая в тесном контакте с корабельными мастерами, в немалой степени способствовал улучшению внутренней отделки и планировки помещений кораблей. В мае 1826 г. он обратился со своими предложениями в Адмиралтейств-коллегию и был ею поддержан. Его пожелания были учтены при внутренней отделке помещений кораблей "Гангут" и "Александр Невский".

Спуск "Азова" и "Иезекииля" на воду состоялся 28 мая 1826 г., а 5 августа корабли ушли в Кронштадт. На "Азове" под командованием М.П. Лазарева служили будущие адмиралы - лейтенант П.С. Нахимов, мичман В.А. Корнилов и гардемарин В.И. Истомин. Кораблем "Иезекииль" командовал капитан II ранга И.И. Свинкин, отличный моряк и командир.

Оба корабля предназначались для Средиземноморской эскадры. На переходе к месту дислокации они показали прекрасные ходовые качества и мореходность. Оба приняли участие в знаменитом Наваринском сражении 8 октября 1827 г. В этом бою особо отличился "Азов". Будучи флагманом эскадры под флагом контр-адмирала Л.П. Гейдена, он принял на себя основной удар. Подлинное мастерство управления кораблем продемонстрировал его командир, капитан 1 ранга М.П. Лазарев. "…Казалось, весь ад развергнулся перед нами. Не было места, куда бы не сыпались книппели, ядра и картечь…", - вспоминал командир носовой батареи лейтенант П.С. Нахимов. "Азов" первым вошел в Наваринскую бухту и около часа вел бой в одиночестве с пятью неприятельскими кораблями. "Азовцы" стреляли хорошо. Вскоре пошли на дно два турецких фрегата и корвет, вспыхнул факелом 60-пушечный корабль под флагом Тахир-паши, затем выбросился на берег 80-пушечный линкор (видимо, от попадания снаряда в крюйт-камеру, так как на нем произошел взрыв). Печальная участь постигла и 64-пушечный корабль под флагом Мухарем-бея.

Кормовое украшение линкора "Азов"После боя наши моряки осмотрели свой корабль. "Азов" получил 153 попадания, из них семь подводных пробоин; были сильно повреждены рангоут, такелаж и паруса. Из экипажа погибли 24 матроса, было много раненых. За этот бой М.П. Лазарев был произведен в контр-адмиралы, а все офицеры были награждены орденами. Впервые в истории Флота Российского кораблю присвоили "кормовой флаг со знаменем Св. Георгия в память достохвальных деяний начальников, мужества и неустрашимости офицеров и неустрашимости низших чинов". На ремонт "Азов" отправился в порт Ла-Валетта на острове Мальта (из всех парусов удалось поставить лишь кливер, фор-марсель, грот-марсель и грот-брамсель, крюйсель и контр-бизань). Там же в торжественной обстановке 25 марта 1828 г. на нем был поднят Георгиевский флаг. Корабли эскадры, русские и английские, салютовали "Азову" двадцатью одним залпом из своих орудий. По окончании ремонта "Азов" и "Иезекииль" несли крейсерскую службу в Архипелаге, а 12 мая 1830 г. они бросили якоря на рейде Кронштадта.

Надо сказать, что в Наваринском сражении отличился и "Иезекииль". В начале боя он оказался под перекрестным огнем береговых батарей и кораблей противника. Ему противостояли пять двухдечных фрегатов, три из которых он потопил, а также уничтожил два брандера. Значительных повреждений "Иезеиикиль" не получил; его потери в личном составе - офицер, 12 матросов, еще 18 человек получили ранения, в их числе командир корабля. Из списков флота "Азов" пришлось исключить в 1831 г.; сказывались "старые раны". Вот так зарождалась морская гвардия. По моему мнению, военные моряки не стали бы возражать, если бы на их гвардейском значке был оттеснен профиль М.П. Лазарева в форме капитана 1 ранга.

Орденский флаг "Азова" в 1831 г. был поднят на линкоре "Память "Азова". Этот корабль был также построен В.А. Ершовым и обладал всеми качествами своего героического предшественника. Следующий корабль с тем же названием и с теми же размерениями был построен замечательным корабельным мастером, сподвижником В.А. Ершова и учеником А.М. Курочкина генерал-майором Федором Тимофеевичем Загуляевым в 1848 г. И он достойно пронес флаг "Азова". Последним этот флаг нес крейсер "Память "Азова", погибший в Кронштадте в 1919 г. при отражении атаки английских торпедных катеров. Славные реликвии Российского ВМФ, орденский Георгиевский флаг и вымпел "Азова" ныне хранятся в Эрмитаже. Всего на верфях Архангельска и Санкт-Петербурга проект этого корабля был продублирован пятнадцать раз.

"Иезекииль" после ремонта в Кронштадте прослужил в составе Балтийского флота до 1842 г., он пошел на слом в 1849 г. Новый корабль с тем же именем в 1847 г. построил Ф.Т. Загуляев. Корабль отличился 28 июля 1855 г. в сражении с англо-французской эскадрой, обороняя Свеаборг. Так линейные корабли типа "Азов" достойно несли свой флаг над морскими просторами, преумножая славу Флота Российского.

[Напоминаем, что Интернет-вариант статьи сильно сокращен. Ред.]