Поиск по сайту


ФИЛОСОФИЯ ПОЛЕТА

Сергей Владимирович Кричевский, к.т.н., доцент РАГС при Президенте РФ, военный летчик 1-го класса, космонавт

Рассмотрим основные понятия и свойства полета, летающих объектов, пространства, их эволюции в методологическом, историко-философском, социотехноприродном, социокультурном аспектах.

Let's consider the basic concepts and properties of the flight, flying objects, spaces, their evolutions in methodological, historico-philosophical, socialtechnonatural, socialcultural aspects.

Существует множество определений полета, но все они не являются универсальными. Например: "полет - движение, передвижение по воздуху"2; "полет - в авиации и воздухоплавании - движение летательного аппарата в атмосфере под воздействием аэродинамических (аэростатических) и гравитационных сил и тяги силовой установки или под воздействием только аэродинамических (аэростатических) и гравитационных сил (при безмоторном полете)"3.

Дадим наше общее определение и кратко опишем основные свойства полета, летающих объектов (макромира и мегамира), пространства в виде двенадцати взаимосвязанных тезисов.

1. Полет - это движение объекта в свободном аэрокосмическом пространстве (АКП) - аэрокосмосе, охватывающем атмосферу Земли и космическое пространство.

2. В процессе полета непосредственно участвуют летящий объект и свободное пространство (среда, в которой, происходит движение). В составе среды могут находиться и другие объекты.

3. Летящий материальный объект, как правило, имеет среднюю плотность более высокую, чем окружающая среда, в которой происходит полет.

4. Полет - процесс, имеющий длительность и другие характеристики, описывающие движение летящего объекта (траекторию, скорость и т. д.).

5. Можно представить атмосферу Земли, Солнечную систему, Галактику, Вселенную как пространства, в которых движутся соответствующие множества летящих объектов. В этом смысле полет является универсальной формой движения материальных объектов в АКП.

6. Полет в контексте целеустремленной деятельности, активности живых организмов, социотехноприродной деятельности человека и общества - это технология, т.е. способ достижения целей посредством перемещения в свободном пространстве.

7. Полет - технология экспансии жизни на Земле и вне Земли, расселения в Космосе (в перспективе).

8. Полет обладает свойствами трансграничности, относительности, повышенного риска и другими. Трансграничность полета - в преодолении различных физических или условных границ в пространстве Земли или за его пределами, между атмосферой и космическим пространством и т.д. Любое движение относительно. Полет - движение летящего объекта по отношению к различным внешним объектам, а не только по отношению к ближайшей окружающей среде, с которой физически контактирует объект и в которой он пребывает и перемещается. Полет как сложный динамичный процесс в свободном пространстве в общем случае обладает более высоким уровнем риска, чем процессы, "привязанные" к Земле.

9. Существуют развитые системы классификации пространства, полетов, их способов (в астрономии, авиации, воздухоплавании, космонавтике, военной деятельности); летающих объектов (в астрономии [небесных тел и др.], биологии [насекомых, птиц], технике [летательных аппаратов])4, они взаимодополнительны и могут быть скорректированы.

10. Летающие объекты имеют различную природу, свойства, закономерности эволюции и могут быть классифицированы по различным основаниям (признакам, свойствам). В общем случае они классифицируются по:

1) происхождению (природе): естественные (неживые - небесные тела, и живые - птицы, насекомые и др.); искусственные (технические);
2) предназначению: "специальные" (для них пребывание в полете является основным свойством и/или функцией, например: птиц и самолетов в атмосфере Земли, небесных тел и космических аппаратов в космосе; "случайные" (случайное падение "неспециальных" объектов или их фрагментов, как правило, связанное с деструктивными процессами и т. п.);
3) морфологии;|
4) путям и тенденциям эволюции;
5) способам (технологиям) перемещения в пространстве (включая аспекты энергии, двигателей, движителей);
6) взаимодействию с окружающей средой и др.

11. Существуют различные системы классификации полетов искусственных летающих объектов - летательных аппаратов (ЛА), включающие различные виды полетов с учетом свойств, признаков и т.п.5

12. Полет - это основная технология достижения целей аэро-космической деятельности (АКД), основной активный этап ее рабочего макроцикла на этапе эксплуатации аэрокосмической техники. В то же время полет ЛА также является циклом, в общем случае состоящим из заданной последовательности технологических этапов (взлет, посадка и др.). Реальный полет ЛА является вероятностной последовательностью полетных ситуаций, каждая из которых обусловлена сложной совокупностью внутренних и внешних параметров состояния системы "ЛА - экипаж - среда", определяет ход и исход полета (благоприятный, т.е. безопасный, успешный, или иной)6. Наибольшее распространение полеты получили в сферах: воздушного транспорта, военной, космической, спорта.

Значительный вклад в исследования полетов, летающих объектов, АКП, их различных аспектов (астрономических, информационных, медицинских, технических, эргономических, психологических, физических, философских и др.) внесли ученые, изобретатели, конструкторы (Джордано Бруно, Галилео Галилей, Леонардо да Винчи, Н.Е. Жуковский, К.Э. Циолковский, Ф.А. Цандер, Г. Оберт, Г. Ноордунг, А.Н. Туполев, С.П. Королев, Ю.П. Доброленский, В.А. Пономаренко и др.); воздухоплаватели, пилоты, летчики-испытатели, космонавты (Ф. де Розье, О. Лилиенталь, братья Райт, М.М. Громов, В.П. Чкалов, А.В. Федотов, Ю.А. Гагарин, Н. Армстронг, А.А. Леонов, Э. Олдрин, В.В. Лебедев и многие другие).

Современные исследования процесса полета проводятся в области аэродинамики, газовой динамики и термодинамики с теплопередачей, баллистики, безопасности полетов, динамики, навигации, пилотирования, теории полета, экономики, экологии, эффективности полета и многих других наук.

Исследования полетов, летающих объектов, АКП, технологий, опыт полетов, прогнозирование и рефлексия в связи с ними в значительной мере воздействуют на развитие техники, человека и общества, социоприродные отношения, познание и освоение окружающей среды в эпоху глобализации, в парадигмах устойчивого развития и универсального эволюционизма.

В ХХ в. человек разумный стал еще и "человеком летающим", в XXI в. темп и сфера практического освоения неба нарастают, что существенно влияет на образ жизни, коммуникации, менталитет, мировоззрение, индивидуальное и общественное сознание, развитие и безопасность.

Формируются новая аэрокосмическая субкультура, соответствующие: картина мира, информационные, социальные, материальные и другие структуры. В дополнение к космизму и в его развитие можно говорить и об "аэрокосмизме" как интеллектуальном, духовном, психологическом феномене, явлении индивидуального и общественного сознания и жизни, с охватом десятков миллионов людей Земли, в т.ч. непосредственно связанных с полетами и всей сферой АКД в России и мире.

Представление о полете охватывает и сферу идеального ("полет мысли, мечты" и т.д.). Гуманитарные, социально-философские, социокультурные и другие аспекты данной темы отражены в литературе, научной фантастике, мемуарах (Ж. Верн, А.Н. Толстой, А. де Сент-Экзюпери, А. Казанцев, И. Ефремов, А. и Б. Стругацкие, С. Лем, Р. Бах, М. Галлай и др.), кино и иных видах искусства.

Представленные положения являются основой "философии полета", которая достойна глубокого и систематического исследования в целях познания, безопасности и развития техники, АКД, всей цивилизации в балансе с окружающей средой в едином пространстве Земли и Космоса.

Примечания:
1) Впервые доклад на эту тему автор сделал в Калуге в сентябре 2007 г., где текст был опубликован в сокращенном виде (см.: Кричевский С.В. Философия полета (методологические и социоприродные аспекты) // К.Э. Циолковский и современность: Материалы XLII Научных Чтений памяти К.Э. Циолковского. - Калуга, 2007, c. 146-148).
2) Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. 3-е изд., стереотипное. - М., 1996, c. 543.
3) Манучаров А.А. Полет // Авиация: Энциклопедия / Гл. ред. Г.П. Свищев. - М., 1994, с. 429.
4) См.: Авиация: Энциклопедия / Гл. ред. Г.П. Свищев. - М., 1994. - 736 с.; Белов Г.В. Пути развития летательных аппаратов. - М., 1995. - 336 с.; Биология: Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. М.С. Гиляров. 3-е изд. - М., 1999. - 864 с.; Военный энциклопедический словарь / Предс. Гл. ред. комиссии С.Ф. Ахромеев. - М., 1986. - 863 с.; Космонавтика: Энциклопедия / Гл. ред. В.П. Глушко. - М., 1985. - 528 с.; Муртазов А.К. Экология околоземного космического пространства. - М., 2004. - 304 с.; и др.
5) Например, в энциклопедии "Авиация" приведено 55 видов полетов: аварийный, автоматический, автономный, атмосферный, аэродромный, баллистический, боевой, бреющий, визуальный, высотный, испытательный, ночной, парящий, по кругу, сверхзвуковой, суборбитальный, установившийся и т.п. См.: Манучаров А.А. Полет // Авиация: Энциклопедия. - М., 1994, с. 429-430.
6) Автор исследовал полеты для решения задач безопасности в авиации, космонавтике и др. Об этом см.: Кричевский С.В. Аэрокосмическая деятельность: методологические, исторические, социоприродные аспекты: Монография. - М., 2007, c. 76-101.