Поиск по сайту


ЭКСПЕРТНЫЙ СОВЕТ В КОРОЛЕВЕ

11марта 2008 г. в РКК "Энергия" им. С.П. Королева состоялось заседание экспертного совета по проблемам законодательного обеспечения развития оборонно-промышленного комплекса при Председателе Совета Федерации РФ с темой: "О совершенствовании правовых механизмов инновационного развития отечественного машиностроения".

В работе экспертного совета приняли участие Председатель Совета Федерации Федерального собрания РФ С.М. Миронов, президент Национальной технологической палаты И.С. Силаев, руководитель Федерального космического агентства А.Н. Перминов, президент-генеральный конструктор ОАО "РКК "Энергия" им. С.П. Королева" В.А. Лопота, директор Департамента оборонной промышленности и высоких технологий Правительства РФ Н.Ф. Моисеев и другие.

Открывая совет, Председатель Совета Федерации С.М. Миронов отметил: "В последние годы машиностроение развивается, но последствия кризиса 90-х годов все еще ощущаются... Если надеяться только на "невидимую руку рынка", то, как показали предыдущие годы, это ни к чему хорошему не приведет. Нужна активная государственная политика поддержки развития отечественного машиностроительного комплекса... Государство должно формировать промышленную политику, оно должно направлять свои ресурсы в машиностроение".

Спикер Верхней палаты назвал одной из задач российских законодателей формирование инновационного законодательства для стимулирования развития высокотехнологичных отраслей промышленности. Действенным шагом в ряду необходимых мер, по мнению докладчика, должно стать снижение налоговой нагрузки на высокотехнологичную продукцию и инновации. Кроме того, необходимо скорее разработать и принять закон об инновационной деятельности в Российской Федерации. "Это позволит создать наиболее благоприятные условия для развития высоких технологий".

Было отмечено, что ряд льгот в сфере инноваций существует и сегодня. В частности, не облагаются налогом на добавленную стоимость операции по выполнению научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ за счет средств бюджета, а также ряда специализированных внебюджетных фондов. Однако приходится констатировать, что пока это недостаточным образом сказывается на инновациях. То же самое можно сказать о принятых в прошлом году поправках в Налоговый кодекс, направленных на стимулирование инновационной деятельности. Председатель Совета Федерации обратил внимание на важную роль машиностроения в развитии экономики и отметил, что российская налоговая система может стать самой выгодной в мире для развития производства, особенно высокотехнологичного.

По словам С.М. Миронова, нужно разработать порядок передачи прав на результаты такой деятельности и ввести систему различного рода преференций как для разработчиков, так и для тех, кто внедряет инвестиции в производство.

В свою очередь, выступавший на Совете президент Национальной технологической палаты И.С. Силаев отметил, что: "сегодня машиностроение в определенной степени не соответствует своей роли в развитии нашего общества. Оно, мягко говоря, не в почете". В то же время ни один из четырех национальных проектов не может быть реализован без машиностроительной отрасли. Силаев высказался за то, чтобы развитие машиностроения стало пятым национальным проектом. Он привел данные, согласно которым доля продукции машиностроения в общем объеме промышленного производства в России составляет лишь 19,6 %, в то время как в Польше - 27,8 %, в США - 46 %, в Германии - 53,6 %.

Глава Федерального космического агентства А.Н. Перминов охарактеризовал российскую ракетно-космическую промышленность как пример инновационной деятельности. Несмотря на то, что "...трудности переходного периода не обошли стороной ракетно-космическую промышленность, она динамично развивается и обеспечивает 550 тыс. рабочих мест... Средний возраст работников отрасли за последние годы снизился с 53 до 46 лет... Предприятия выпускают свыше 500 наименований продукции для топливно-энергетического комплекса и транспорта". Перминов предложил использовать достижения космической отрасли в национальных проектах, ускорить разработку и согласование Федеральной целевой программы использования результатов космической деятельности.

Как отметил на заседании директор Департамента промышленности аппарата правительства РФ Николай Моисеев, одним из наиболее важных международных инновационных соглашений является проект "Морской старт". "До сих пор он недооценен, хотя и реализован в непростое время. Работы по "Морскому старту" начались в 1992 г., а первый пуск состоялся в 1999 г., - напомнил Моисеев. - Объем финансирования проекта превышает $1 млрд, и он реализован без бюджетной подпитки, но при государственной поддержке".

От авиационных двигателестроителей на совете выступил генеральный директор ФГУП "ММПП "Салют" Ю.С. Елисеев. Одним из аспектов его выступления была необходимость государственного регулирования цен на энергоносители и материалы. Их быстрый рост за последние годы привел к резкому снижению прибыли предприятий, особенно поставляющих свою продукцию на экспорт. Практически все внутренние резервы - организационные и технические - исчерпаны. В результате замедлились темпы технического перевооружения, усложнилось решение кадровых вопросов и т.д.

В ходе выступлений прозвучало предложение обеспечить приоритетную правовую и финансовую поддержку достижениям научно-технического прогресса в области машиностроения. В частности: "Научно-технические разработки и их внедрение необходимо объявить национальным проектом".

Как отмечалось участниками совета, "в законотворческой работе приоритетное внимание следует уделять вопросам законодательного обеспечения регулирования инновационной деятельности и созданию условий государственной поддержки, в том числе в налоговой сфере, а также стимулированию развития отечественного машиностроения, технологической модернизации и повышению конкурентоспособности отечественного производства".

Соб. инф.