ОАО
"МОТОР СИЧ" - ПОСТОЯННЫЙ УЧАСТНИК ВЫСТАВКИ "ДВИГАТЕЛИ"
Вячеслав Александрович Богуслаев,
председатель совета директоров ОАО "Мотор Сич"
Запорожское
ОАО "Мотор Сич" занимает одно из ведущих мест в мировом сообществе
производителей авиационных двигателей. А его товарный знак является
символом конкурентоспособной, экономичной и надежной продукции.
Специализируясь на выпуске авиационных
двигателей, завод поэтапно осваивал в серийном производстве новые двигатели,
каждый из которых - веха в отечественном авиадвигателестроении. Поколения
ученых, конструкторов и работников предприятия создавали и продолжают
создавать авиадвигатели, которые на разных этапах становления предприятия
составляют славу, гордость завода и отечественной авиации.
Сегодня "Мотор Сич" -
современное многопрофильное наукоемкое предприятие, которое специализируется
на разработке и производстве современных газотурбинных двигателей и
энергетических установок. Оно имеет сертификаты Авиарегистра МАК и Госавиаадминистрации
(ГА) Украины. Система качества ОАО "Мотор Сич" отвечает требованиям
международных стандартов серии ISO 9001:2000, что подтверждает сертификат
соответствия транснациональной фирмы BUREAU VERITAS применительно к
производству, ремонту и техобслуживанию авиадвигателей, газотурбинных
приводов и проектированию газотурбинных электростанций.
Предприятие является традиционным
участником международных авиационных салонов и выставок. В этом году
ОАО "Мотор Сич" также принимает участие в Международном салоне
"Двигатели-2008". В его экспозиции будут представлены следующие
экспонаты: Д-436-148, АИ-450, АИ-450-МС, ВК-1500С, ТВ3-117ВМА-СБМ1В.
Участие предприятия в выставках
способствует налаживанию новых контактов, проведению встреч с заказчиками
и открывает новые возможности выхода на рынки. Укрепление позиций на
мировом рынке возможно только при условии качественной, конкурентоспособной
и не уступающей мировым аналогам продукции.
В сентябре 2007 г. на ОАО "Мотор
Сич" завершены работы по созданию и сертификации нового вертолетного
двигателя ТВ3-117ВМА-СБМ1В. По своим характеристикам этот двигатель
соответствует современным техническим требованиям (АП-33) и имеет Сертификат
типа № СТ 267-АМД, выданный 5 сентября 2007 г. Авиационным регистром
МАК.
Двигатель создан на базе серийного
сертифицированного турбовинтового двигателя ТВ3-117ВМА-СБМ1 с использованием
его газогенератора и свободной турбины. При разработке вертолетного
двигателя использованы лучшие конструктивные решения, направленные на
реализацию более высоких параметров и обеспечение заданных ресурсов,
которые отработаны на двигателе-прототипе. Так, применение турбины компрессора
от двигателя ТВ3-117ВМА-СБМ1 позволило исключить использование в этом
двигателе покрывающих дисков, применяющихся в двигателях семейства ТВ3-117
и имеющих ограничение по ресурсу.
Для двигателя ТВ3-117ВМА-СБМ1В в
настоящее время установлены ресурсы до первого капитального ремонта
- 3000 часов/циклов и назначенный ресурс - 9000 часов/циклов. В дальнейшем
планируется увеличение ресурсов до первого капитального ремонта и межремонтного
до 4000 часов/циклов и назначенного ресурса до 12000 часов/циклов.
САУ двигателя отличается от применяемой
на вертолетах незначительными изменениями, не требующими доработки бортовых
систем вертолета.
Более высокие характеристики по
поддержанию взлетной мощности при повышенной температуре наружного воздуха
и увеличенной высотности запуска, заложенные при создании двигателя
ТВ3-117ВМА-СБМ1В, были исследованы и подтверждены при проведении комплекса
испытаний в термобарокамере ФГУП "ЦИАМ им. П.И. Баранова"
-это устойчивый запуск двигателя до высоты 6000 м и устойчивая работа
на высоте 9000 м.
Появление на рынке авиационных услуг
вертолетов с новыми мощными двигателями дает прекрасную возможность
в освоении труднодоступных высокогорных районов.
Учитывая тенденции, имеющиеся на
рынке авиадвигателей, а также необходимость расширения номенклатуры
продукции, ОАО "Мотор Сич" совместно с ФГУП "Завод им.
В.Я. Климова" приступило к созданию газотурбинных двигателей семейства
ВК-1500 с номинальной мощностью 1500 л.с.
Для управления двигателем используется
электронно-гидравлическая система регулирования, управления и контроля
с полной ответственностью электронной части. Высокий к.п.д. основных
узлов обеспечит высокий уровень экономичности двигателя.
Турбовинтовые модификации ВК-1500
планируется использовать в качестве силовой установки на самолетах местных
воздушных линий пассажировместимостью до 30 человек, таких как Ан-38,
Ан-3 и на региональном самолете нового поколения Бе-132МК.
ОАО "Мотор Сич" совместно
с ГП "Ивченко-Прогресс" активно участвует в работах по созданию
малоразмерных турбовальных двигателей семейства АИ-450 мощностью 450…600
л.с. По тактико-техническим, экономическим и экологическим характеристикам
эти двигатели являются одними из лучших в своем классе.
Первый запуск двигателя АИ-450 мощностью
465 л.с. состоялся в январе 2002 г., и в настоящее время проходят его
доводочные испытания.
Сейчас
одним из приоритетных направлений деятельности ОАО "Мотор Сич"
является освоение производства двигателя Д-436-148 и вспомогательного
газотурбинного двигателя АИ-450-МС для семейства новых региональных
самолетов Ан-148.
Д-436-148 является очередной модификацией
двигателя Д-436, созданной на базе лучших конструктивных решений, отработанных
и проверенных многолетним опытом эксплуатации серийно выпускаемых двигателей-прототипов
семейства Д-36 и предшествующих модификаций двигателей Д-436, а также
большим объемом опытно-конструкторских работ по их экспериментальным
модификациям. Он не уступает по своим характеристикам находящемуся в
разработке двигателю-конкуренту SаM 146. Соответствующая варианту самолета
(ближний, дальний) настройка системы автоматического управления обеспечивает
получение взлетной тяги двигателя Д-436-148 от 6400 до 6830 кгс. Двигатель
оснащен электронной цифровой системой управления с полной ответственностью
типа FADEC.
Обширный комплекс расчетно-исследовательских работ по камере сгорания
двигателя Д-436-148 и улучшению его акустических характеристик позволил
обеспечить уровни эмиссии и шума значительно ниже норм ИКАО.
В соответствии с Соглашением между
Российской Федерацией и Украиной этот двигатель производится в рамках
кооперации предприятий - ОАО "Мотор Сич" и ФГУП "ММПП
"Салют".
В настоящее время закончены сертификационные
испытания самолета Ан-148 и начаты проектные работы по созданию его
транспортной и военно-транспортной модификаций, которые будут способны
доставить 20 тонн груза на дальность до 2 тыс. км, а 15 тонн - до 3,5
тыс. км.
На
основании имеющегося на ОАО "Мотор Сич" многолетнего опыта
изготовления и эксплуатации вспомогательных газотурбинных двигателей
(ВГТД), устанавливаемых на многих типах самолетов и вертолетов, специалистами
ОАО "Мотор Сич" в 2002 г. на базе газогенератора вертолетного
двигателя АИ-450 были начаты работы по созданию двухвального ВГТД АИ-450-МС
с эквивалентной мощностью 222 кВт. Он предназначен не только для запуска
маршевых двигателей самолетов, но и для выработки электроэнергии. Первый
запуск АИ-450-МС состоялся 5 декабря 2003 г. Первый вылет самолета Ан-148
с двигателями Д-436-148 и ВГТД АИ-450-МС состоялся 17 декабря 2004 г.
К настоящему времени двигатель успешно прошел стендовые и летные испытания,
необходимые для его сертификации, и получил Сертификаты типа: в декабре
2006 г. - АР МАК, а в феврале 2007 г. - ГА Украины.
Высокая эффективность применения
ВГТД АИ-450-МС достигается за счет низкого удельного расхода топлива,
являющегося следствием высоких параметров термодинамического цикла,
высоких к.п.д. узлов и выбора схемы с отбором воздуха от служебного
компрессора, а также благодаря низким эксплуатационным расходам.
Разработка АИ-450-МС велась конструкторами
ОАО "Мотор Сич" новыми современными методами компьютерного
проектирования всех деталей и узлов, благодаря этому весь процесс занял
всего девять месяцев, а созданный электронный макет двигателя позволил
выполнить сборку и установку его в мотоотсек без доработок по самолету
и двигателю.
Наряду с новинками компьютерного
проектирования на предприятии освоены и внедрены новые технологии изготовления
таких деталей, как сложнопрофильные диски компрессоров и турбин, тонкостенные
валы переменной конфигурации, высокоточные шестерни, сложнофасонные
камеры сгорания, крупногабаритные корпуса особо сложных форм. Широко
внедряются CALS-технологии, Lom-технология изготовления лопаток и других
деталей на базе систем быстрого прототипирования, которые позволяют
автоматически получить физическую копию трехмерной компьютерной модели
детали любой сложности, автоматизированное проектирование с помощью
системы EUCLID. Все это позволило в несколько раз сократить время на
подготовку производства и выпуск новых изделий.
ОАО "Мотор Сич" всегда
открыто всем заинтересованным в расширении своих связей партнерам для
взаимовыгодного и перспективного сотрудничества. Мы стремимся к дальнейшему
укреплению сложившегося позитивного имиджа нашего предприятия как солидного
делового партнера.