Поиск по сайту


ОАО "МОТОР СИЧ" - ПОСТОЯННЫЙ УЧАСТНИК ВЫСТАВКИ "ДВИГАТЕЛИ"

Вячеслав Александрович Богуслаев,
председатель совета директоров ОАО "Мотор Сич"

Запорожское ОАО "Мотор Сич" занимает одно из ведущих мест в мировом сообществе производителей авиационных двигателей. А его товарный знак является символом конкурентоспособной, экономичной и надежной продукции.

Специализируясь на выпуске авиационных двигателей, завод поэтапно осваивал в серийном производстве новые двигатели, каждый из которых - веха в отечественном авиадвигателестроении. Поколения ученых, конструкторов и работников предприятия создавали и продолжают создавать авиадвигатели, которые на разных этапах становления предприятия составляют славу, гордость завода и отечественной авиации.

Сегодня "Мотор Сич" - современное многопрофильное наукоемкое предприятие, которое специализируется на разработке и производстве современных газотурбинных двигателей и энергетических установок. Оно имеет сертификаты Авиарегистра МАК и Госавиаадминистрации (ГА) Украины. Система качества ОАО "Мотор Сич" отвечает требованиям международных стандартов серии ISO 9001:2000, что подтверждает сертификат соответствия транснациональной фирмы BUREAU VERITAS применительно к производству, ремонту и техобслуживанию авиадвигателей, газотурбинных приводов и проектированию газотурбинных электростанций.

Предприятие является традиционным участником международных авиационных салонов и выставок. В этом году ОАО "Мотор Сич" также принимает участие в Международном салоне "Двигатели-2008". В его экспозиции будут представлены следующие экспонаты: Д-436-148, АИ-450, АИ-450-МС, ВК-1500С, ТВ3-117ВМА-СБМ1В.

Участие предприятия в выставках способствует налаживанию новых контактов, проведению встреч с заказчиками и открывает новые возможности выхода на рынки. Укрепление позиций на мировом рынке возможно только при условии качественной, конкурентоспособной и не уступающей мировым аналогам продукции.

В сентябре 2007 г. на ОАО "Мотор Сич" завершены работы по созданию и сертификации нового вертолетного двигателя ТВ3-117ВМА-СБМ1В. По своим характеристикам этот двигатель соответствует современным техническим требованиям (АП-33) и имеет Сертификат типа № СТ 267-АМД, выданный 5 сентября 2007 г. Авиационным регистром МАК.

Двигатель создан на базе серийного сертифицированного турбовинтового двигателя ТВ3-117ВМА-СБМ1 с использованием его газогенератора и свободной турбины. При разработке вертолетного двигателя использованы лучшие конструктивные решения, направленные на реализацию более высоких параметров и обеспечение заданных ресурсов, которые отработаны на двигателе-прототипе. Так, применение турбины компрессора от двигателя ТВ3-117ВМА-СБМ1 позволило исключить использование в этом двигателе покрывающих дисков, применяющихся в двигателях семейства ТВ3-117 и имеющих ограничение по ресурсу.

Для двигателя ТВ3-117ВМА-СБМ1В в настоящее время установлены ресурсы до первого капитального ремонта - 3000 часов/циклов и назначенный ресурс - 9000 часов/циклов. В дальнейшем планируется увеличение ресурсов до первого капитального ремонта и межремонтного до 4000 часов/циклов и назначенного ресурса до 12000 часов/циклов.

САУ двигателя отличается от применяемой на вертолетах незначительными изменениями, не требующими доработки бортовых систем вертолета.

Более высокие характеристики по поддержанию взлетной мощности при повышенной температуре наружного воздуха и увеличенной высотности запуска, заложенные при создании двигателя ТВ3-117ВМА-СБМ1В, были исследованы и подтверждены при проведении комплекса испытаний в термобарокамере ФГУП "ЦИАМ им. П.И. Баранова" -это устойчивый запуск двигателя до высоты 6000 м и устойчивая работа на высоте 9000 м.

Появление на рынке авиационных услуг вертолетов с новыми мощными двигателями дает прекрасную возможность в освоении труднодоступных высокогорных районов.

Учитывая тенденции, имеющиеся на рынке авиадвигателей, а также необходимость расширения номенклатуры продукции, ОАО "Мотор Сич" совместно с ФГУП "Завод им. В.Я. Климова" приступило к созданию газотурбинных двигателей семейства ВК-1500 с номинальной мощностью 1500 л.с.

Для управления двигателем используется электронно-гидравлическая система регулирования, управления и контроля с полной ответственностью электронной части. Высокий к.п.д. основных узлов обеспечит высокий уровень экономичности двигателя.

Турбовинтовые модификации ВК-1500 планируется использовать в качестве силовой установки на самолетах местных воздушных линий пассажировместимостью до 30 человек, таких как Ан-38, Ан-3 и на региональном самолете нового поколения Бе-132МК.

ОАО "Мотор Сич" совместно с ГП "Ивченко-Прогресс" активно участвует в работах по созданию малоразмерных турбовальных двигателей семейства АИ-450 мощностью 450…600 л.с. По тактико-техническим, экономическим и экологическим характеристикам эти двигатели являются одними из лучших в своем классе.

Первый запуск двигателя АИ-450 мощностью 465 л.с. состоялся в январе 2002 г., и в настоящее время проходят его доводочные испытания.

Д-436-148Сейчас одним из приоритетных направлений деятельности ОАО "Мотор Сич" является освоение производства двигателя Д-436-148 и вспомогательного газотурбинного двигателя АИ-450-МС для семейства новых региональных самолетов Ан-148.

Д-436-148 является очередной модификацией двигателя Д-436, созданной на базе лучших конструктивных решений, отработанных и проверенных многолетним опытом эксплуатации серийно выпускаемых двигателей-прототипов семейства Д-36 и предшествующих модификаций двигателей Д-436, а также большим объемом опытно-конструкторских работ по их экспериментальным модификациям. Он не уступает по своим характеристикам находящемуся в разработке двигателю-конкуренту SаM 146. Соответствующая варианту самолета (ближний, дальний) настройка системы автоматического управления обеспечивает получение взлетной тяги двигателя Д-436-148 от 6400 до 6830 кгс. Двигатель оснащен электронной цифровой системой управления с полной ответственностью типа FADEC.
Обширный комплекс расчетно-исследовательских работ по камере сгорания двигателя Д-436-148 и улучшению его акустических характеристик позволил обеспечить уровни эмиссии и шума значительно ниже норм ИКАО.

В соответствии с Соглашением между Российской Федерацией и Украиной этот двигатель производится в рамках кооперации предприятий - ОАО "Мотор Сич" и ФГУП "ММПП "Салют".

В настоящее время закончены сертификационные испытания самолета Ан-148 и начаты проектные работы по созданию его транспортной и военно-транспортной модификаций, которые будут способны доставить 20 тонн груза на дальность до 2 тыс. км, а 15 тонн - до 3,5 тыс. км.

На основании имеющегося на ОАО "Мотор Сич" многолетнего опыта изготовления и эксплуатации вспомогательных газотурбинных двигателей (ВГТД), устанавливаемых на многих типах самолетов и вертолетов, специалистами ОАО "Мотор Сич" в 2002 г. на базе газогенератора вертолетного двигателя АИ-450 были начаты работы по созданию двухвального ВГТД АИ-450-МС с эквивалентной мощностью 222 кВт. Он предназначен не только для запуска маршевых двигателей самолетов, но и для выработки электроэнергии. Первый запуск АИ-450-МС состоялся 5 декабря 2003 г. Первый вылет самолета Ан-148 с двигателями Д-436-148 и ВГТД АИ-450-МС состоялся 17 декабря 2004 г. К настоящему времени двигатель успешно прошел стендовые и летные испытания, необходимые для его сертификации, и получил Сертификаты типа: в декабре 2006 г. - АР МАК, а в феврале 2007 г. - ГА Украины.

Высокая эффективность применения ВГТД АИ-450-МС достигается за счет низкого удельного расхода топлива, являющегося следствием высоких параметров термодинамического цикла, высоких к.п.д. узлов и выбора схемы с отбором воздуха от служебного компрессора, а также благодаря низким эксплуатационным расходам.

Разработка АИ-450-МС велась конструкторами ОАО "Мотор Сич" новыми современными методами компьютерного проектирования всех деталей и узлов, благодаря этому весь процесс занял всего девять месяцев, а созданный электронный макет двигателя позволил выполнить сборку и установку его в мотоотсек без доработок по самолету и двигателю.

Наряду с новинками компьютерного проектирования на предприятии освоены и внедрены новые технологии изготовления таких деталей, как сложнопрофильные диски компрессоров и турбин, тонкостенные валы переменной конфигурации, высокоточные шестерни, сложнофасонные камеры сгорания, крупногабаритные корпуса особо сложных форм. Широко внедряются CALS-технологии, Lom-технология изготовления лопаток и других деталей на базе систем быстрого прототипирования, которые позволяют автоматически получить физическую копию трехмерной компьютерной модели детали любой сложности, автоматизированное проектирование с помощью системы EUCLID. Все это позволило в несколько раз сократить время на подготовку производства и выпуск новых изделий.

ОАО "Мотор Сич" всегда открыто всем заинтересованным в расширении своих связей партнерам для взаимовыгодного и перспективного сотрудничества. Мы стремимся к дальнейшему укреплению сложившегося позитивного имиджа нашего предприятия как солидного делового партнера.