ПОДВОДНЫЙ УДАР (Продолжение. Начало в № 4-6 - 2006,№ 1-2 - 2007 ) Постановление КО № 152сс от 2 октября 1937 г. было очень важным для развития минно-торпедного оружия. Возросли объемы научно-исследовательских и проектных работ, увеличились производственные мощности, расширились опытная и лабораторная базы, отработана специализация заводов и их взаимосвязь с другими предприятиями. Так, заводы № 181 и 182 выпускали торпеды калибра 533 мм, завод № 175 - 450-миллиметровые торпеды; приборы Обри выпускал завод № 215, воздушные резервуары - завод № 347. Завод № 103 специализировался на производстве торпедных аппаратов, а заводы № 205, 209 и 212 - на выпуске приборов управления торпедной стрельбой (ПУТС). В результате, флот стал получать торпеды и торпедное вооружение новых моделей. Значительные усилия были направлены на разработку парогазовой торпеды с улучшенными тактико-техническими данными, названной 53-39, но проведенные в 1940 г. испытания выявили ряд недостатков этой модели, и она была отправлена на доработку. В 1940 г. в СССР проводились испытания двух моделей торпед с электрическими двигателями - ЭТ-80 и ЭТ-200. Лишь в 1942 г. группа конструкторов под руководством Н.Н. Шамарина завершила работу над электрической торпедой ЭТ-80 с зарядом ВВ массой 300 кг. Помимо электрической разрабатывались: азотно-скипидарная торпеда (АСТ), бесследная 450-мм торпеда "Вода", двигателем которой служила кислородно-водородная турбина, торпеда с турбинным двигателем (ТТ), торпеда "Дельфин" с акустической системой самонаведения, радиоуправляемая торпеда "Винт" и др. Развитие торпед вызывало необходимость улучшения торпедного вооружения. Огромное значение придавалось оснащению подводных лодок системами беспузырной торпедной стрельбы. Были разработаны новые торпедные аппараты для эскадренных миноносцев проекта 30 (пятитрубные), сторожевых кораблей проекта 29 и торпедных катеров. Также проводились работы по созданию неконтактного взрывателя (НВЗ), прошедшего в 1940 г. государственные испытания. НВЗ надежно срабатывал на расстоянии двух-трех метров от днища корабля водоизмещением свыше 4000 т. Был создан и прошел заводские испытания новый ночной прицел для подводных лодок. В 1941 г. намечалось провести испытания торпед с новым более мощным взрывчатым веществом. В предвоенные годы для самолетов разрабатывались специальные системы сброса торпед. Так, системы высотного торпедометания позволяли сбрасывать торпеду 45-36 на скорости до 350 км/ч с высоты не менее 300 м. Торпеда снижалась на парашюте, который после приводнения отделялся, и шла по замкнутому кругу, пересекая курс цели. В процессе низкого торпедометания с высоты 30 м на скорости до 360 км/ч с самолета прицельно сбрасывалась прямоидущая торпеда. Наряду с достижениями и успехами в деле создания новых образцов торпедного оружия перед войной имелись крупные недостатки, негативно повлиявшие на подготовку флота и на оперативно-тактические возможности ВМФ в годы войны. Производство торпед тормозилось из-за нехватки комплектующих. Перед Великой Отечественной войной на всех отечественных флотах имелось большое количество кораблей - носителей торпедного оружия (7 крейсеров, 59 лидеров и эскадренных миноносцев, 22 сторожевых корабля, 218 подводных лодок и 269 торпедных катеров). В соответствии с задачами Курса боевой подготовки проводились торпедные стрельбы, тактические учения по отработке боевого применения торпедного оружия с различных носителей. Много внимания уделялось освоению новых образцов торпед и вооружения. Наиболее активно проходила боевая учеба в соединениях торпедных катеров. Например, катерники Тихоокеанского флота в 1939 г. провели 164 учебные атаки с пуском торпед, в 1940 г. - 287, а в 1941 - 317. Великая Отечественная война стала суровым испытанием всего народа, проверкой умения и мужества моряков надводных кораблей, подводных лодок, летчиков минно-торпедной авиации. В жестоких боях выросли многие мастера торпедных ударов, совершенствовалось торпедное оружие, которое с самого начала боевых действий стало основным средством ВМФ для решения одной из важнейших задач - нарушения морских коммуникаций противника. В первые месяцы войны торпедные атаки завершались, в основном, выстрелом одной торпеды, что снижало их эффективность. Всего за период с июля по октябрь 1941 г. подводные лодки Северного флота провели 44 атаки, но только 21 из них была успешной. Поэтому уже в конце 1941 г. подводники стали практиковать залповую стрельбу несколькими торпедами с временным интервалом, что повысило вероятность попадания в цель. Дистанция стрельбы возросла с 3…4 каб до 10…12 каб. Так, североморские подводники за ноябрь-декабрь 1941 г. и весь 1942 г. осуществили 83 залповых атаки фашистских кораблей и судов, из которых 67 были успешными, в 1943 г. из 82 атак 73 завершились успешно. Североморцы первыми стали выходить в торпедные атаки, не поднимая перископ и основываясь лишь на данных, получаемых от гидроакустиков. Всего за годы войны подводники Северного флота потопили более 180 транспортов и боевых кораблей врага суммарным водоизмещением 600000 брт, повредили 41 транспорт и корабль. Подводники Краснознаменного Балтийского флота (КБФ) в основном стреляли одной торпедой в целях экономии, т.к. прорывы подводных лодок в Балтийское море происходили в крайне сложных условиях и были смертельно опасны. Несмотря на это, своими действиями они наносили значительный ущерб транспортному флоту противника. На Черном море подводники уничтожили 85 и повредили 12 транспортов и боевых кораблей. На вопрос, много это или мало, дает ответ справочник по подготовке личного состава авиации США: "Если подводная лодка потопит два судна по 6000 тонн каждое и один танкер в 3000 тонн, то можно сказать, что …для уничтожения этого военного имущества силами бомбардировочной авиации противнику пришлось бы совершить 3000 налетов". Торпедным оружием подводных лодок советского флота неприятелю были нанесены большие потери в корабельном составе, уничтожены значительные материальные ценности и людские резервы. Ярчайшим примером этого являются действия подводной лодки С-13 (командир - капитан 3-го ранга А.И. Маринеско). Значительных боевых успехов добились моряки торпедных катеров. Они топили транспорты и корабли противника, срывали морские перевозки, в ряде случаев применяли торпеды для ударов по морским базам и военным объектам на берегу. Уже в 1941 г. балтийские катерники в крайне неблагоприятных условиях (господство авиации противника в воздухе, потеря передовых баз и т.д.) провели 36 атак, использовали при этом 49 торпед, потопив и повредив 26 немецких кораблей и судов. Огромную роль сыграли торпедные катера в Новороссийской десантной операции 10 сентября 1943 г. Случаи применения торпедного оружия эсминцами были единичны. Так, 20 января 1943 г. в районе о. Вардё лидер "Баку" и эсминец "Разумный" обнаружили два немецких транспорта, шедших под охраной эсминца и двух сторожевиков. С дистанции 26 кабельтовых лидер произвел четырехторпедный залп по головному транспорту "Танья" и открыл артиллерийский огонь. Одна из торпед попала в транспорт, который быстро затонул. "Разумный" стрелял по второму транспорту, нанеся ему повреждения. Ударной силой флота была торпедоносная авиация, применявшая два способа торпедометания: низкое и высотное, основным из которых было низкое. Из года в год росло количество групповых атак с увеличением численности групп. Если в 1942 г. на Севере 12 атак были проведены группами по два самолета и две - группами из трех машин, то в 1943 г. количество торпедоносцев в группе возросло до шести. Авиаторы Северного флота в начале 1942 г. впервые применили высотное торпедометание. Всего за годы войны торпедоносцами всех флотов было потоплено более 400 боевых кораблей и транспортов противника. Почти сразу после начала войны, 3 июля 1941 г., СНК принял постановление о плане поставок флоту минно-торпедного, трального и противолодочного оружия на второе полугодие. К выполнению плана по торпедам были привлечены три завода. Далее ГКО принял постановление от 11 июля 1941 г., утвердив тем самым план заказов Морского технического управления ВМФ по ряду новых образцов вооружения (торпеды 53-39, модернизированные гироскопы МО-3, неконтактные взрыватели для торпед и т.д.). Эвакуация двух из трех торпедных заводов явилась причиной резкого сокращения производства торпед. Эвакуация последнего торпедного завода привела к тому, что с августа 1942 г. до мая 1943 г. выпуск торпед прекратился полностью. Нормальное производство торпед (10 - 15 штук в месяц) наладилось только в 1944 г. Задерживался серийный выпуск новых образцов торпед (53-39 и ЭТ-80). В 1943 г. было изготовлено всего 25 торпед ЭТ-80, из которых первые три торпеды флот получил только в октябре, и 25 торпед 53-39. Нарком ВМФ неоднократно обращался в СНК и ГКО с просьбой об оказании помощи для улучшения работы минно-торпедных заводов. В результате этих обращений ГКО принял постановление от 15 сентября 1943 г. "О коренном улучшении работы заводов 2-го Главного управления НК СП, изготовляющих торпедно-минно-тральное вооружение", которым обязал НКСП к 1 января 1944 г. создать мощности по производству морского вооружения, обеспечивающие его выпуск. Поскольку НКСП это постановление не выполнил, ГКО новым постановлением от 3 апреля 1944 г. определил ряд дополнительных мер по обеспечению флота торпедами и созданию мощностей в размерах, предусмотренных предыдущим постановлением. К началу третьего квартала 1944 г. намечалось сдать флоту 255 торпед, в том числе 30 ЭТ-80. Хотя производство торпед стало возрастать, его размеры не обеспечивали потребности флотов. Всего за годы войны ВМФ получил от НКСП 3250 торпед, при этом за это же время их было израсходовано 5338. Торпеды новых образцов в небольших количествах начали поступать с конца 1943 г. До конца войны флот получил от промышленности всего 194 торпеды 53-39 и 165 торпед - ЭТ-80. Перед войной удалось создать запасы минно-торпедного оружия, которые позволили обеспечить боевую деятельность ВМФ, особенно в период временного сокращения и полного прекращения их изготовления промышленностью. В целях обеспечения действующих флотов Минно-торпедное управление НК ВМФ провело ряд мероприятий: принято решение об изготовлении торпед 53-38 и 53-39 только с одним режимом (4000 м), что упрощало технологию; разрешалось использование высотных торпед для низкого торпедометания; отрабатывалось применение корабельных торпед 45-36Н как авиационных (низких) торпед и т.д. Приспособление корабельных торпед для авиации и применение устаревших торпед уменьшало эффективность торпедного оружия, а производство однорежимных торпед (4000 м) ухудшало их ТТД. В ходе войны возникла необходимость увеличивать дистанцию стрельбы. В то же время принятые меры позволили не допустить срыва боевой деятельности флотов, однако полностью решить проблему снабжения ВМФ торпедами и задачу повышения эффективности торпедного оружия не удалось. (Продолжение в следующем номере)
| ||