Поиск по сайту


ВЕЛИКИЙ КОНСТРУКТОР

Алексей Николаевич Саженков,
помощник генерального конструктора
ОАО "Авиадвигатель", к.т.н.


В 2007 году авиационное сообщество России торжественно отмечает 90 лет известного конструктора авиационных двигателей Павла Александровича Соловьева.

Соловьев Павел Александрович родился 26 июня 1917 года в деревне Алекино Кинешемского района Ивановской области в семье крестьянина. В 1934 году после окончания 9 классов поступил учиться в Рыбинский авиационный институт имени С. Орджоникидзе, который окончил с отличием по специальности "Авиационные двигатели".

По путевке Комиссариата авиационной промышленности СССР в апреле 1940 года П. Соловьев прибыл в пермское ОКБ-19 (ныне - ОАО "Авиадвигатель"), где до 1942 года работал конструктором, с 1942 по 1944 - начальником конструкторской бригады, с 1944 по 1948 годы - ведущим конструктором. В 1948 году по предложению главного конструктора ОКБ-19 А.Д. Швецова и с согласия И.В. Сталина Павла Александровича Соловьева назначают заместителем главного конструктора. В 1953 году после ухода из жизни А.Д. Швецова, он становится главным конструктором ОКБ -19.

П.А. Соловьев является одним из основоположников создания высокоэкономичных двухконтурных двигателей авиационного назначения и основателем пермской конструкторской школы газотурбинного двигателестроения.

В 1958 году по инициативе Павла Александровича был создан первый отечественный серийный двухконтурный двигатель Д-20П. По уровню параметров цикла и степени двухконтурности этот двигатель значительно опередил аналогичные разработки на Западе и показал большую перспективность двухконтурной схемы. Д-20П имел тягу 5400 кгс, серийно производился на заводе имени Я.М. Свердлова (ныне - ОАО "Пермский моторный завод") в 1960 - 1977 годах и эксплуатировался на самолёте Ty-124.

В 1959 году под руководством П.А. Соловьёва была создана первая в Советском Союзе газотурбинная силовая установка со свободной турбиной (двигатель Д-25В мощностью 5500 л.с.). Всего было выпущено примерно 3000 двигателей Д-25В всех модификаций. Для тяжелых вертолетов Ми-6 и Ми-10 в пермском КБ была спроектирована также уникальная установка, в которой два Д-25В работали на один редуктор Р-7. Эта установка на протяжении четверти века являлась самой мощной в мире вертолетной силовой установкой (11 000 л.с.) и послужила основой для самостоятельного развития производства редукторов и трансмиссий в Перми (ныне - ОАО "Редуктор-ПМ").

В 1964 году в Перми был спроектирован наиболее экономичный и совершенный для своего времени двигатель Д-30 с тягой 6800 кгс для ближнемагистрального самолета Ту-134. В этом двигателе впервые в практике отечественного двигателестроения применены охлаждаемые рабочие лопатки 1-й ступени из новейших жаропрочных материалов. Это позволило повысить температуру газов перед турбиной и, соответственно, увеличить степень двухконтурности. Позднее на линиях "Аэрофлота" был введен в эксплуатацию Д-30 2-й серии с реверсом тяги. В 1974 году был спроектирован двигатель Д-30 3-й серии, который позволил самолету Ту-134 взлетать с полной нагрузкой в жаркую погоду и с высокогорных аэродромов. В настоящее время объём пассажирских перевозок на самолётах Ту-134 составляет ~ 10 % от всего объёма перевозок в России.

В 1966 году для улучшения эксплуатационных характеристик самолёта Ил-62, оснащенного двигателями НК-8 разработки Н.Д. Кузнецова пермским КБ под руководством П.А. Соловьёва разработан двигатель Д-30К тягой 11 тс. Благодаря дальнейшему повышению параметров цикла и степени двухконтурности, как следствие, топливной эффективности, модернизированный Ил-62М стал обеспечивать беспосадочные перелёты в западное полушарие (США и Южную Америку) через Атлантический океан.

Необходимо заметить, что во всех разработках Павла Соловьёва проявлялась отличительная сторона его конструкторского таланта - поиск наименее рискованных, но отнюдь непростых решений, поэтому соловьевские двигатели всегда отличались надёжностью, экономичностью и долговечностью, обеспечивая одновременно принципиально новые качества разрабатываемым самолётам. Это, безусловно, импонировало генеральным конструкторам А.Н. Туполеву, С.В. Ильюшину, Г.В. Новожилову, способствовало укреплению производственных связей пермских двигателестроителей с самолётными КБ.

Являясь создателем нового направления в двигателестроении, крупным ученым и талантливым конструктором, Павел Соловьёв на протяжении всей жизни показывал пример умелого сочетания науки и производства двигателей для летательных аппаратов. Его научные разработки, воплощенные в серийных конструкциях новых двигателей, на десятилетия вперёд определили уровень отечественного двигателестроения. Признанием научных заслуг Соловьёва П.А. явилось присвоение ему в 1967 году ученой степени доктора технических наук. Позднее - в 1981 году - П.А. Соловьев избирается членом - корреспондентом Академии наук СССР, а в 1973 году Указом Президиума Верховного Совета РСФСР талантливому ученому присвоено почетное звание "Заслуженный деятель науки и техники РСФСР".

Во второй половине 60-х годов в нашей стране начался интенсивный рост воздушных грузовых перевозок. Необходимость доставки крупногабаритных грузов воздушным транспортом, особенно в отдалённые районы Сибири и Дальнего Востока, определила потребность в новом транспортном самолёте - Ил-76. Но главным назначением этого самолёта, согласно приказу МАП СССР, являлось посадочное и парашютное десантирование войск, боевой техники и военных грузов. В 1966 - 1967 годах под руководством П. Соловьёва был завершен выпуск чертежей нового двигателя Д-30КП (тяга 12 тс) для всего семейства Ил-76, а в производстве начато изготовление опытной партии.

Уже в мае 1971 года Ил-76, оснащённый четырьмя двигателями Д-30КП, продемонстрирован руководству страны во Внуково, а затем был представлен мировой общественности на международном авиационно-космическом салоне во Франции (Ле Бурже). Тогда же была представлена и разработка ОКБ М.Л. Миля - вертолёт В-12, оснащенный четырьмя двигателями Д-25ВФ с редукторами Р-12, а лучшим двигателем салона был признан пермский двигатель - соловьевский Д-30КУ.

В этот период производственные мощности серийного завода имени Свердлова были задействованы максимально: массово выпускались двигатели Д-30, ТВ2-117 и ракетные двигатели. С 1971 года в обстановке строжайшей секретности и условиях технического противостояния с лучшими американскими учёными, уже создавшими бомбардировщик F-111, под руководством П.А. Соловьёва интенсивно ведётся работа над новым военным двигателем для модернизации Миг-25П. Всё это требовало от пермских моторостроителей максимальной концентрации усилий, большого напряжения и полной самоотдачи. Вместе с этим, практически простаивал Рыбинский моторный завод (ныне - ОАО "НПО "Сатурн"). Поэтому, в 1972 году по решению правительства серийное производство двигателей Д-30КУ и Д-30КП было начато в Рыбинске с участием специалистов филиала Пермского МКБ. Сюда, на Волгу, для организации надлежащего конструкторского сопровождения и решения острейших производственных задач Павел Александрович приезжал регулярно. В 1976 году военно-транспортный самолёт Ил-76 был поставлен на вооружение. Всего же было изготовлено более 4,5 тысяч двигателей Д-30КП. В настоящее время общий парк самолётов Ил-76 составляет более 700 единиц и приносит более 60 % всех доходов грузовой авиации России.

В 1983 году на Рыбинском моторном заводе, входящем ныне в состав НПО "Сатурн", по чертежам Пермского ОКБ начато массовое производство двигателя Д-30КУ-154 для воздушного лайнера Ту-154М, который и по сей день является "рабочей лошадкой" гражданской авиации.

Лучшие достижения пермской конструкторской и производственной школы двигателестроения П.А. Соловьёв воплотил в газотурбинных турбореактивных двигателях четвёртого поколения Д-30Ф6 и ПС-90А.

В 1979 году под руководством Павла Александровича был разработан и успешно внедрен в серийное производство принципиально новый двигатель Д-30Ф6 с форсажной камерой и регулируемым соплом для дальнего многоцелевого истребителя Миг-31. Отличительной особенностью этого самолёта явилось то, что за счёт экономичности двигателей Д-30Ф6, он может часами барражировать в воздухе вдоль воздушных границ страны, вплоть до Северного полюса; а в случае появления противника - очень динамично развить почти утроенную скорость звука. Скоростные и лётно-технические характеристики Миг-31 уже более 25 лет остаются непревзойденным в мире, а сам истребитель является надёжным авиационным щитом России.

В коллективе ОКБ Павел Александрович создал удивительно творческую и тёплую атмосферу, уважительное отношение друг к другу. Организуя новую работу, он умел сплачивать специалистов, окружать себя начинающими, но талантливыми инженерами и конструкторами. В этой группе учеников вырос его преемник - Александр Александрович Иноземцев, ныне генеральный конструктор ОАО "Авиадвигатель", доктор технических наук. В настоящее время под его руководством коллектив КБ трудится над решением новых задач.

Как руководитель и ученый, П.А. Соловьёв неустанно проявлял заботу о подготовке молодых специалистов и научных кадров. Он воспитал двух докторов и 16 кандидатов технических наук.

В течение многих лет он работал заведующим кафедрой авиадвигателей Пермского политехнического института (ныне - ПГТУ) в звании профессора, присвоенном ему ещё в 1960 году. Охотно встречался с молодёжью, делился воспоминаниями о своей молодости и своём учителе Аркадии Дмитриевиче Швецове, особенно увлечённо рассказывал о перспективных разработках пермского конструкторского бюро.

27 апреля 1981 года постановлением Совета Министров СССР П.А. Соловьёв был утвержден в должности Генерального конструктора пермского МКБ. В этой должности он приступает к созданию двигателя Д-90А с тягой 16 тс. Впоследствии этому двигателю был присвоен индекс "ПС" (аббревиатура - Павел Соловьев).

Роль Павла Александровича в создании своего последнего детища невозможно переоценить. Ему непосредственно принадлежат - выбор термодинамических параметров и конструктивной схемы двигателя; определение типа и размера газогенератора; многие новые конструктивные решения (применение системы форсирования тяги, позволяющей осуществить взлёт самолёта Ту-204 с одним отказавшим двигателем; акустическое совершенство и экология, повышение экономичности на основе высокоточного управления радиальными зазорами и охлаждением турбины).

Павел Александрович участвовал во всех оперативных совещаниях по ПС-90А вплоть до последних дней своей жизни, отдавая все силы, знания и опыт доводке двигателя, проработке путей его дальнейшего развития.

Двигатель ПС-90А, имея высокие термодинамические параметры на уровне лучших западных аналогов PW-2037 и RB211, с успехом обеспечил в 1993 году начало эксплуатации дальнемагистрального Ил-96-300.

В 1995 году стали совершать свои первые рейсы среднемагистральные пассажирские лайнеры Ту-204, начались летные испытания нового военно-транспортного самолёта Ил-76МФ. Казалось, можно было бы и отдохнуть. Однако времени на это у Павла Александровича уже не осталось - сказались последствия многолетнего напряжённейшего труда и немыслимых интеллектуальных нагрузок, инфарктов и переживаний. 13 октября 1996 года Павла Александровича Соловьева не стало.

За большие заслуги в развитии отечественного авиационного моторостроения Соловьеву Павлу Александровичу присвоено звание Героя Социалистического Труда, присуждены Ленинская и Государственная премии. Он награжден четырьмя орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, медалью "За трудовую доблесть" и двумя Почетными грамотами Президиума Верховного Совета РСФСР.

Именем талантливого конструктора в Перми названа улица, вскоре будет установлен памятник. В Рыбинске у проходных моторного завода Павлу Александровичу также установлен памятник, а на учебном корпусе Рыбинского авиационного института - барельеф, как и на здании КБ, где он работал.