 
 
          
 
 
          
        … ПО ОСЕНИ СЧИТАЮТ
        Александр Иванович 
          Бажанов
         В 
          этом году Московский международный автосалон прошел на новом месте, 
          в МВЦ "Крокус Экспо", что расположился на 67-м километре МКАД. 
          Конечно, здесь гораздо просторнее, чем в Экспоцентре, но видимо кто-то 
          очень сильно обиделся на этот перенос - дождь лил все дни выставки, 
          и на открытых выставочных площадях было не очень уютно. Зато в павильонах 
          жизнь била ключом. Особенно там, где располагались автомобили иностранных 
          производителей: красивые машины в окружении красивых девушек, игра света 
          и цвета, гром музыки. Специально обученные люди постоянно вытирали с 
          полированных боков авто следы прикосновений заинтересованных посетителей.
В 
          этом году Московский международный автосалон прошел на новом месте, 
          в МВЦ "Крокус Экспо", что расположился на 67-м километре МКАД. 
          Конечно, здесь гораздо просторнее, чем в Экспоцентре, но видимо кто-то 
          очень сильно обиделся на этот перенос - дождь лил все дни выставки, 
          и на открытых выставочных площадях было не очень уютно. Зато в павильонах 
          жизнь била ключом. Особенно там, где располагались автомобили иностранных 
          производителей: красивые машины в окружении красивых девушек, игра света 
          и цвета, гром музыки. Специально обученные люди постоянно вытирали с 
          полированных боков авто следы прикосновений заинтересованных посетителей.
         Намного 
          скромнее выглядели стенды российских автопроизводителей. Даже специально 
          подготовленные к этому мероприятию образцы двигателей выглядели бедными 
          золушками по сравнению с теми макетами, которые привезли из-за рубежа 
          иностранцы.
Намного 
          скромнее выглядели стенды российских автопроизводителей. Даже специально 
          подготовленные к этому мероприятию образцы двигателей выглядели бедными 
          золушками по сравнению с теми макетами, которые привезли из-за рубежа 
          иностранцы.
        Как всегда в ходе автосалона была проведена 
          очередная, на этот раз уже VIII Международная автомобильная конференция 
          "Двигатели для российских автомобилей". В ходе конференции 
          выступили представители практически всех двигателестроительных предприятий 
          России. Были даны оценки состояния в этом сегменте нашего автопрома, 
          доложено о перспективах развития и планах развития. Все вроде бы хорошо, 
          движемся вперед: скоро будем делать и больше, и лучше. Но, оглядываясь 
          вокруг (благо ходить далеко не надо было) и анализируя информацию о 
          планах мировых производителей, начинаешь понимать, что что-то не так.
         Очень 
          хорошо, что на территории России создаются совместные производства иностранных 
          автомашин. И можно привести много доводов, почему это хорошо. Плохо 
          то, что дальше "отверточной сборки" дело не идет. Локализация 
          (производство комплектующих в стране сборки) находится в зародышевом 
          состоянии. И выяснение, кто в этом виноват, не является предметом этой 
          статьи. Напомню известную истину: 90 % прибыли дают комплектующие, а 
          на долю сборки остается всего 10 %. Другими словами: рабочие места, 
          налоги и т.п. "локализуются" не в России, а в Германии, Японии, 
          Корее, Китае. Да, именно в Китае, той стране, которой Советский Союз 
          в свое время поставлял автомобили и помогал строить автозаводы.
Очень 
          хорошо, что на территории России создаются совместные производства иностранных 
          автомашин. И можно привести много доводов, почему это хорошо. Плохо 
          то, что дальше "отверточной сборки" дело не идет. Локализация 
          (производство комплектующих в стране сборки) находится в зародышевом 
          состоянии. И выяснение, кто в этом виноват, не является предметом этой 
          статьи. Напомню известную истину: 90 % прибыли дают комплектующие, а 
          на долю сборки остается всего 10 %. Другими словами: рабочие места, 
          налоги и т.п. "локализуются" не в России, а в Германии, Японии, 
          Корее, Китае. Да, именно в Китае, той стране, которой Советский Союз 
          в свое время поставлял автомобили и помогал строить автозаводы.
         А 
          что теперь? Только двигателестроительных предприятий в Китае более семидесяти, 
          и их дальнейшее развитие опирается на техническую кооперацию с ведущими 
          мировыми разработчиками и изготовителями двигателей: General Motors, 
          PSA Peugout Citroen, Honda Motor, Volkswagen AG, Ford и другими. На 
          долю китайских предприятий приходится 66 % всех выпускаемых силовых 
          агрегатов, остальное производится иностранными компаниями. Если в 2004 
          г. на китайских заводах было произведено около 8 млн двигателей, то 
          в 2005 г. - почти 11 млн. Причина такого роста кроется в политике китайских 
          властей, решивших с помощью таможенных тарифов проблему ввоза в страну 
          готовой продукции под видом комплектующих.
А 
          что теперь? Только двигателестроительных предприятий в Китае более семидесяти, 
          и их дальнейшее развитие опирается на техническую кооперацию с ведущими 
          мировыми разработчиками и изготовителями двигателей: General Motors, 
          PSA Peugout Citroen, Honda Motor, Volkswagen AG, Ford и другими. На 
          долю китайских предприятий приходится 66 % всех выпускаемых силовых 
          агрегатов, остальное производится иностранными компаниями. Если в 2004 
          г. на китайских заводах было произведено около 8 млн двигателей, то 
          в 2005 г. - почти 11 млн. Причина такого роста кроется в политике китайских 
          властей, решивших с помощью таможенных тарифов проблему ввоза в страну 
          готовой продукции под видом комплектующих.
         И 
          даже после того, как в соответствии с требованиями ВТО китайские пошлины 
          на готовую продукцию (автомобили) были снижены с 30 до 25 %, а на комплектующие 
          - с 15 до 10 %, условия для организации производства автомобильных комплектующих 
          в Китае остаются привлекательными для зарубежных фирм.
И 
          даже после того, как в соответствии с требованиями ВТО китайские пошлины 
          на готовую продукцию (автомобили) были снижены с 30 до 25 %, а на комплектующие 
          - с 15 до 10 %, условия для организации производства автомобильных комплектующих 
          в Китае остаются привлекательными для зарубежных фирм.
         Вот 
          маленький пример. Одна из китайских двигателестроительных корпораций 
          SIAC motor создала при равном долевом участии с VW совместное предприятие 
          Shanghai VW, которое производит двигатели для автомашин Passat, Santana, 
          Polo и других, причем как местной сборки, так и собираемых в других 
          странах. Возможно, эти двигатели затем отправляются в Германию, а потом 
          - в составе престижного автомобиля - продаются в России…
Вот 
          маленький пример. Одна из китайских двигателестроительных корпораций 
          SIAC motor создала при равном долевом участии с VW совместное предприятие 
          Shanghai VW, которое производит двигатели для автомашин Passat, Santana, 
          Polo и других, причем как местной сборки, так и собираемых в других 
          странах. Возможно, эти двигатели затем отправляются в Германию, а потом 
          - в составе престижного автомобиля - продаются в России…
        К сожалению, отечественные организаторы 
          автопрома никак не успевают осваивать передовой китайский опыт. С самого 
          рождения у народного, т.е. дешевого, автомобиля "Ока" была 
          проблема с силовой установкой. Долгий поиск собственного разработчика 
          и изготовителя закончился тем, что производство этого автомобиля на 
          Заводе микролитражных автомобилей в Набережных Челнах прекратилось, 
          а Серпуховской автомобильный завод будет устанавливать на него двигатель 
          Toyota китайской (!) сборки. В этом случае "Ока" будет удовлетворять 
          требованиям Euro-2. Но в эту бочку меда будет добавлена ложка дегтя: 
          стоимость новой машины подскочит до $4,5 тыс. Кто тогда станет покупать 
          "народную" "Оку"?