
… ПО ОСЕНИ СЧИТАЮТ
Александр Иванович
Бажанов
В
этом году Московский международный автосалон прошел на новом месте,
в МВЦ "Крокус Экспо", что расположился на 67-м километре МКАД.
Конечно, здесь гораздо просторнее, чем в Экспоцентре, но видимо кто-то
очень сильно обиделся на этот перенос - дождь лил все дни выставки,
и на открытых выставочных площадях было не очень уютно. Зато в павильонах
жизнь била ключом. Особенно там, где располагались автомобили иностранных
производителей: красивые машины в окружении красивых девушек, игра света
и цвета, гром музыки. Специально обученные люди постоянно вытирали с
полированных боков авто следы прикосновений заинтересованных посетителей.
Намного
скромнее выглядели стенды российских автопроизводителей. Даже специально
подготовленные к этому мероприятию образцы двигателей выглядели бедными
золушками по сравнению с теми макетами, которые привезли из-за рубежа
иностранцы.
Как всегда в ходе автосалона была проведена
очередная, на этот раз уже VIII Международная автомобильная конференция
"Двигатели для российских автомобилей". В ходе конференции
выступили представители практически всех двигателестроительных предприятий
России. Были даны оценки состояния в этом сегменте нашего автопрома,
доложено о перспективах развития и планах развития. Все вроде бы хорошо,
движемся вперед: скоро будем делать и больше, и лучше. Но, оглядываясь
вокруг (благо ходить далеко не надо было) и анализируя информацию о
планах мировых производителей, начинаешь понимать, что что-то не так.
Очень
хорошо, что на территории России создаются совместные производства иностранных
автомашин. И можно привести много доводов, почему это хорошо. Плохо
то, что дальше "отверточной сборки" дело не идет. Локализация
(производство комплектующих в стране сборки) находится в зародышевом
состоянии. И выяснение, кто в этом виноват, не является предметом этой
статьи. Напомню известную истину: 90 % прибыли дают комплектующие, а
на долю сборки остается всего 10 %. Другими словами: рабочие места,
налоги и т.п. "локализуются" не в России, а в Германии, Японии,
Корее, Китае. Да, именно в Китае, той стране, которой Советский Союз
в свое время поставлял автомобили и помогал строить автозаводы.
А
что теперь? Только двигателестроительных предприятий в Китае более семидесяти,
и их дальнейшее развитие опирается на техническую кооперацию с ведущими
мировыми разработчиками и изготовителями двигателей: General Motors,
PSA Peugout Citroen, Honda Motor, Volkswagen AG, Ford и другими. На
долю китайских предприятий приходится 66 % всех выпускаемых силовых
агрегатов, остальное производится иностранными компаниями. Если в 2004
г. на китайских заводах было произведено около 8 млн двигателей, то
в 2005 г. - почти 11 млн. Причина такого роста кроется в политике китайских
властей, решивших с помощью таможенных тарифов проблему ввоза в страну
готовой продукции под видом комплектующих.
И
даже после того, как в соответствии с требованиями ВТО китайские пошлины
на готовую продукцию (автомобили) были снижены с 30 до 25 %, а на комплектующие
- с 15 до 10 %, условия для организации производства автомобильных комплектующих
в Китае остаются привлекательными для зарубежных фирм.
Вот
маленький пример. Одна из китайских двигателестроительных корпораций
SIAC motor создала при равном долевом участии с VW совместное предприятие
Shanghai VW, которое производит двигатели для автомашин Passat, Santana,
Polo и других, причем как местной сборки, так и собираемых в других
странах. Возможно, эти двигатели затем отправляются в Германию, а потом
- в составе престижного автомобиля - продаются в России…
К сожалению, отечественные организаторы
автопрома никак не успевают осваивать передовой китайский опыт. С самого
рождения у народного, т.е. дешевого, автомобиля "Ока" была
проблема с силовой установкой. Долгий поиск собственного разработчика
и изготовителя закончился тем, что производство этого автомобиля на
Заводе микролитражных автомобилей в Набережных Челнах прекратилось,
а Серпуховской автомобильный завод будет устанавливать на него двигатель
Toyota китайской (!) сборки. В этом случае "Ока" будет удовлетворять
требованиям Euro-2. Но в эту бочку меда будет добавлена ложка дегтя:
стоимость новой машины подскочит до $4,5 тыс. Кто тогда станет покупать
"народную" "Оку"?