ПОДВОДНЫЙ УДАР Сергей Леонидович Мальчиков Шла русско-турецкая война 1877-1878 гг. В ночь на 14 января 1878 года на Батумском рейде стояла турецкая эскадра. Морозный туман стелился над водой. Вахтенные на кораблях не заметили, как недалеко от входа на рейд появился русский пароход "Великий князь Константин", которым командовал капитан 2-го ранга Степан Осипович Макаров. С парохода спустили на воду паровые катера "Чесма" и "Синоп" под командой лейтенантов В.М. Зацаренного и А. Шешинского. Они с трудом нашли вход в бухту и только в первом часу ночи попали на рейд. Из-за облаков выглянула луна и русские моряки увидели семь кораблей, стоявших кормой к берегу. Правее расположился довольно большой сторожевой пароход с разведенными парами. Командиры катеров решили атаковать его. Малым ходом катера приблизились на расстояние 60 м и одновременно выпустили по одной самодвижущейся мине Уайтхеда. Раздались два взрыва, высоко поднялись огромные столбы воды. Взорванный турецкий пароход с громким треском разломился пополам. Тишина ночи огласилась отчаянными криками тонущих, и в течение двух минут корабль затонул. В этот момент по катерам открыла огонь береговая батарея, и к ним направилось какое-то судно. Катера поспешно повернули назад и вскоре были подняты на борт "Константина". 16 января пароход благополучно пришел в Севастополь. Как вскоре выяснилось, был потоплен авизо "Интибах" водоизмещением 700 т. Авизо - посыльное судно. Так, первыми в мире русские моряки осуществили успешную атаку с применением нового оружия - самодвижущейся мины. Устройство ее постоянно улучшалось. В наши дни это грозное наступательное оружие известно под названием "торпеда". Боевые действия на море трудно сейчас представить без широкого применения минно-торпедного оружия - одного из наиболее мощных оборонительных и наступательных средств, что привело к существенным изменениям тактики ведения морских боевых операций и к появлению новых типов боевых кораблей. Так что же такое торпеда? Торпеда - самодвижущийся подводный снаряд для нанесения удара в наименее защищенную подводную часть корабля. Торпеда состоит из зарядного отделения, резервуара со сжатым воздухом, двигателя, гребных винтов и рулей управления. Масса торпеды достигает 2200 кг, а взрывчатого вещества - до 400 кг. Самый распространенный калибр, т.е. диаметр, торпед составляет 533 мм, длина - около 7,5 м. Винты торпеды приводятся в движение машиной, работающей на парогазовой смеси, электродвигателем, питающимся от аккумуляторов (в электрических торпедах), либо другими типами двигателей. Дальность хода может превышать 17 км. Скорость хода зависит от дистанции стрельбы. После применения оборонительных морских минных заграждений в период Крымской войны 1853-1856 гг. русская мина была принята на вооружение многих иностранных флотов. Якорные мины стали надежным средством для защиты портов и гаваней от нападений вражеских кораблей. Они также применялись для активных минных постановок у баз противника. Однако стало очевидным, что в боевых действиях на море необходимо не только оборонительное оружие. Флоту требовалась мина, которая явилась бы наступательным оружием. В 60-х годах XIX века на вооружении ряда флотов появилась шестовая мина. К носовой части корабля прикреплялась насаженная на длинный шест мина. Для атаки корабля противника надо было подойти к нему почти вплотную и ударить миной в борт. Однако взрыв мины был опасен и для атакующего судна. После поражения в Крымской войне по Парижскому мирному договору, действовавшему в 1856-1871 гг., Россия была лишена права иметь военный флот на Черном море. По предложению С.О. Макарова в декабре 1876 г. пароход РОПиТ (Российское общество пароходства и торговли) "Великий князь Константин" был переоборудован под транспорт для четырех минных катеров. Кроме катеров на вооружении парохода были собственные шестовые мины и артиллерия. Особенно важным было устройство для быстрого спуска и подъема катеров. Чтобы ускорить подготовку машин катеров их сначала прогревали паром из котлов парохода, а затем заправляли кипятком, что позволяло сократить время на подготовку силовых установок катеров с двух часов до 15 минут. Для повышения мореходности катеров Макаров предложил 12-метровые минные шесты держать в специальных уключинах вдоль бортов. Во время атаки с помощью системы рычагов шест выдвигали наклонно вперед. Чтобы обеспечить катера более мощным оружием, Макаров разработал буксируемую "мину-крылатку" с зарядом пороха массой 48 кг. Свое название она получила за специальные крылья, отводившие мину в сторону, не позволяя ей идти в кильватер катеру. При длине буксира 35…40 м мина отклонялась на 30…40° от диаметральной плоскости катера-буксировщика. Направление движения мины зависело от скорости катера и натяжения буксирного троса, что требовало от моряков значительных навыков, но экипаж подвергался меньшей опасности. Контактный автоматический взрыватель заменили электрическим запалом. Уже 30 апреля 1877 г. состоялась первая ночная атака минных катеров. Командиру "Чесмы" Зацаренному удалось подвести мину-"крылатку" под машинное отделение стоявшего на Батумском рейде турецкого парохода, но электрический взрыватель не сработал, и всем четырем катерам пришлось вернуться на корабль-базу без результата. Следующая атака произошла на Дунае через две недели, когда в Мачинский рукав Дуная прошли минные катера "Джигит", "Ксения", "Царевич" и "Царевна", вооруженные шестовыми минами. В 2 ч. 30 мин. катера обнаружили турецкий монитор "Сейфи", броненосную канонерскую лодку и вооруженный пароход. Первым в атаку вышел "Царевич" под командой лейтенанта В.Ф. Дубасова. Турки попытались обстрелять катер из орудий, но безуспешно, и "Царевич" нанес удар миной в левый борт кормовой части монитора. После взрыва монитор накренился, но остался на плаву. Турки вели по катерам сильный ружейный огонь, дважды выстрелили из орудий. Однако лейтенант А.П. Шестаков, командир "Ксении", нанес удар миной под днище в центре турецкого корабля, и монитор затонул. 28 мая катера с "Константина" на рейде румынского порта Сулин взрывом "крылатки" повредили броненосец "Иллалие", а 8 июня там же потопили бриг "Османие" и три парохода. В июле "Константин" совершил три похода к Босфору, где было потоплено несколько грузовых судов. 11 октября 1877 г. катера Макарова тремя минами-"крылатками" нанесли тяжелые повреждения броненосцу "Ассари-Шевкет". И шестовые мины, и "крылатки" были как бы привязаны к катеру, что существенно затрудняло ведение боевых действий. Изобретатели пытались разработать мину, которая под водой могла быть самодвижущимся снарядом. Первой свободной самодвижущейся миной явилось "торпедо" русского изобретателя Ивана Федоровича Александровского. Александровский родился в 1817 г. в городе Митава Курляндской губернии. С юношеских лет он имел склонность к изобретательству. После окончания Митавского технического училища будущий изобретатель переехал в Петербург, где занимался в Академии художеств. Его работы становятся популярными. В дальнейшем он увлекся фотографией и достиг положения придворного фотографа. Однако увлечение техникой и изобретательством было сильнее. Самым крупным изобретением Александровского была подводная лодка, строительство которой завершилось в 1865 г. Александр II, посетивший лодку в 1866 году, признал, что "чрезвычайно умно придумано". Спустя несколько дней "Высочайшим приказом по Морскому ведомству" изобретатель был награжден орденом Св. Владимира 4-й степени и зачислен на службу вольным механиком в чине титулярного советника с мундиром и годовым жалованьем 5000 рублей. Создавая подводную лодку, Александровский думал об оружии для нее, не требующем сближения с целью вплотную, и в 1865 г. представил управляющему Морским ведомством адмиралу Н.К. Краббе проект самодвижущегося торпедо. Он писал, что "сущность торпедо ничего более, как только копия в миниатюре с изобретенной мною подводной лодки. Как и в моей подводной лодке, так и в моем торпедо главный двигатель - сжатый воздух, те же горизонтальные рули для направления на желаемой глубине… с той лишь разницей, что подводная лодка управляется людьми, а самодвижущееся торпедо… автоматическим механизмом. По представлении моего проекта самодвижущегося торпедо Н.К. Краббе нашел его преждевременным, ибо в то время моя подводная лодка только строилась". Александровский объявил о своем изобретении за год до англичанина Роберта Уайтхеда. Получив отказ, изобретатель не пал духом и продолжал заниматься испытаниями подводной лодки. После неоднократных успешных испытаний лодки он снова представил проект своей торпеды в 1868 г. В России уже было известно о торпедах Уайтхеда, сообщение о которых было в январском номере "Морского сборника" за 1868 год. Во время одного из своих посещений Н.К. Краббе сообщил Александровскому об изобретенной в Австрии подводной самодвижущейся мине, на что Иван Федорович ему ответил, что подводная мина уже давно им придумана. В 1869 г. руководство Морского министерства приняло следующее решение по второму предложению Александровского: "Дабы не стеснять в исполнении автора, изобретателю разрешается создать торпеду на собственные средства с последующим возмещением". Испытания подводной лодки поглощали все время Александровского, и к изготовлению торпед он смог приступить лишь в 1873 г. Работы проводились вручную в одной из частных мастерских на Казанской улице. К началу 1874 г. было подготовлено два опытных образца. Торпеды Александровского представляли собой сигарообразные снаряды с притупленной носовой частью. Они были сделаны из листового железа толщиной 3,2 мм. Одна торпеда была калибром 610 мм и длиной 5,82 м, другая - 560 мм и 7,34 м, соответственно. Источником энергии в обоих образцах служил сжатый воздух, для которого внутри корпуса имелся специальный резервуар объемом 0,2 м3, рассчитанный на рабочее давление 60 атм. Для равномерного движения торпеды давление снижалось редуктором до 5…10 атм. Двигателями в торпедах были одноцилиндровые машины двойного действия с прямой передачей на вал. Точность хода по направлению достигалась вертикальными стабилизаторами, по глубине - водяным балластом. Первые испытания, проведенные в 1874 г. с неполным давлением сжатого воздуха, показали, что торпеды трижды проходили расстояние в 2500 футов с большой точностью, имея на отрезке 1000 футов начальную скорость 8 узлов, а конечную - 5 узлов. Дальнейшие стрельбы, проводившиеся с полным давлением вплоть до окончания навигации, выявили, что главный недостаток торпеды - ее малая скорость, составившая 6…8 узлов на дистанции 2…2,5 км. Она была тяжела, громоздка и по своим характеристикам уступала торпеде Уайтхеда. С учетом этого Морское министерство поручило Александровскому создать новую усовершенствованную подводную самодвижущуюся мину и изготовить ее в слесарной мастерской Нового Адмиралтейства к 15 марта 1875 г. Сроки изготовления новой торпеды были нереальны. Александровский при содействии начальника минного отряда контр-адмирала К.П. Пилкина выдал Кронштадтскому пароходному заводу заказ "на мелкие исправления к старой мине". На испытаниях 1875 г. была достигнута скорость 10…12 уз. Однако Новое Адмиралтейство сорвало установленные сроки, и новая торпеда была готова лишь к концу 1875 г. Внешний вид ее и конструкция корпуса почти не изменились: калибр 610 мм и длина 6,1 м. Основные изменения состояли в установке более мощного двухцилиндрового двигателя и замене устройства регулирования глубины хода с водяным балластом на работающее от гидростатов. В составе торпеды было четыре части: зарядное отделение, отделение носового гидростатического аппарата с горизонтальными рулями, резервуар сжатого воздуха с редуктором и отделение с двигателем и гидростатом, управляющим кормовыми горизонтальными рулями. Однако испытания новой торпеды в 1876 г. не состоялись, поэтому Морское министерство, признав предыдущие испытания малообнадеживающими и учитывая назревавшую войну с Турцией, было вынуждено рассмотреть сделанное в 1873 г. предложение Уайтхеда о поставке его торпед для русского флота. В начале 1876 г. на завод Уайтхеда в Австро-Венгрии выехала комиссия, в состав которой входил и Александровский. На акте комиссии с рекомендацией о приобретении торпед стояла и его подпись. За рубежом попытку создания мины с двигателем предпринял фрегаттен-капитан австрийского флота Луппис, которому достались чертежи умершего в 1859 г. австрийского офицера, фамилия которого осталась неизвестной. Идея корабля-снаряда увлекла Лупписа, и в 1860 г. он изготовил действующую модель, приводившуюся в движение пружинным механизмом наподобие часового и управляемую с помощью двух длинных тросов. Пять лет работы не приносили желаемого результата, так как модель упорно не слушалась хозяина, технические знания которого оставляли желать лучшего. Однако посланный в 1864 г. на завод морских машин в Фиуме для приемки заказа для флота, Луппис взял с собой чертежи неизвестного изобретателя, чтобы попросить помощь у владельца завода, англичанина Роберта Уайтхеда… Уайтхед родился в 1823 г. в английском графстве Ланкашир. В 14 лет он отлично закончил школу в Болтон-ле-Мур. Влечение к технике заставило его уехать в Манчестер, где он шесть лет работал на заводе и одновременно учился в Механическом институте, по окончании которого уехал во Францию. После трех лет работы чертежником на заводе в Марселе Уайтхед перебрался в Милан и работал там конструктором шелкопрядильных машин. Его изобретения позволили значительно улучшить машины и принесли ему деньги и известность. Два года он проработал главным конструктором на заводе в Триесте, затем стал директором другого завода в этом же городе, выпускающего машины для австрийского флота. В 1858 г. он становится владельцем завода в портовом городе Фиуме (ныне Риека), главным заказчиком было военное министерство. Со временем количество заказов уменьшалось. Уайтхед уже думал о закрытии завода, но подключение его к разработке идеи Лупписа резко изменило направление работ. Он начал воплощать эту идею в чертежи и расчеты, сразу оценив ее перспективность. Уже через два года, в 1866 г., была изготовлена из листового железа первая торпеда (название - от латинского torpedo marke - электрический скат), имевшая сигарообразный корпус длиной 3,53 м и калибром 355 мм. В передней части ее помещался заряд из 18 кг пороха. Двухцилиндровый пневматический двигатель работал на сжатом воздухе, поступавшем из резервуара под давлением 25 атм. Со скоростью 6 узлов торпеда преодолевала 200 м. Особой частью торпеды было устройство, обеспечивающее постоянство ее хода на заданной глубине, которое управляло горизонтальными рулями. В устройстве были соединены реагирующий на изменение глубины гидростатический аппарат и чувствительный к дифференту маятник. Долгое время оно называлось "секретом Уайтхеда". Испытания также показали, что взрыв заряда пироксилина массой 20 кг на глубине около трех метров образует пробоину площадью около 9 м2. Уайтхед увеличил массу заряда до 27 кг и предложил торпеды австрийскому флоту и право на полное и единственное владение ее секретом за 50 тысяч фунтов стерлингов. После переговоров сошлись на 20 тысячах. Уайтхеду предоставлялось право продавать торпеды другим странам. Работа над проектами торпед велась также в ряде стран. Так, американский адмирал А. Хоуэлл в 1870 г. предложил свой вариант. Его первая торпеда с инерционным двигателем имела дальность действия лишь 182 м. Хоуэлл использовал насаженный на вал внутри торпеды маховик массой 60 кг, которому за минуту до пуска от паровой или электрической машины передавался мощный импульс, обеспечивавший разгон до 10 тысяч оборотов в минуту. Постоянную скорость торпеды поддерживал специальный регулятор, увеличивавший шаг гребных винтов. После доработки торпеда калибром 360 мм имела длину 3,4 м, заряд взрывчатки массой 45 кг и проходила 500 м со скоростью 15,6 узлов. Гироскопический эффект от вращения маховика позволял четко выдерживать заданный курс. Торпеда была бесследной и стоила в два раза меньше снаряда Уайтхеда. Сравнительные испытания показали, что при 250 пусках торпед Хоуэлла и Уайтхеда первая обеспечивала 98% попаданий, а вторая - только 37 %. Уайтхед усовершенствовал свое изобретение, и к 1876 г. его торпеда калибром 355 мм имела заряд в 36 кг и преодолевала 370 м со скоростью 20 узлов. Флоты ведущих морских держав приняли самодвижущуюся мину на вооружение. Австрия сделала это в 1871 г., Англия и Франция - в 1872 г., годом позже - Германия и Италия. Эти страны приобрели патенты на изобретения Уайтхеда и наладили свое собственное производство торпед. В России производство торпед по
лицензии Уайтхеда началось в 1884 г. на Обуховском заводе, заводе Лесснера
и в мастерских Николаевского порта. До этого момента на вооружении флота
имелись только торпеды, закупленные за рубежом. | ||