Поиск по сайту


Предыдущий материал К содержанию номераСледующий материал

"А ЕСЛИ ГАЙКИ ОДИНАКОВЫЕ ВВЕСТЬ…"


Димитрий Соколовский

Cобирая любое устройство, нужно точно знать, что используемые при сборке комплектующие взаимозаменяемы, то есть исполнены так, что в принципе могут собираться: подходят диаметры и резьбы крепежа, по одним размерам и допускам выполнены соединяемые ("сопрягаемые", как это называют) детали, параметры устройств позволяют им работать совместно, будучи соединенными в единую конструкцию. В.В. Маяковский в "Окнах РОСТА" говорил об этом: "А если гайки одинаковые ввесть, сломалась - новая сейчас же есть...". Обратное, к сожалению, бывает часто: скажем, гайка никогда не навернется на болт того же диаметра, если резьба на гайке выполнена по метрическим стандартам, а на болте - дюймовая. А если каким-то чудом (с помощью небольшого ломика) удалось навернуть одно на другое, то это значит, что одно из изделий прорезало "под себя" резьбу другого, и в какой момент рассыплется это соединение - сказать не может никто.

Чтобы соответствующие части можно было собрать в единое целое, существует специальная отрасль техники - стандартизация. По сути дела, это - свод незыблемых (в данной стране или отрасли) технологических правил и приемов, без которых современное производство просто не может существовать. Основа взаимозаменяемости при производстве любого вида продуктов - стандартизация производства и выпускаемой техники.

О стандартах мы обычно задумываемся только тогда, когда их отсутствие причиняет нам неудобства. Между тем, представьте, например, что вы не можете получить деньги из банкомата, потому что ваша карточка не входит в соответствующую прорезь; вообразите, что батарейки не подходят ни к одному из ваших электроприборов; подумайте, наконец, в каком состоянии будут находиться сайты Интернета, лишенные стандартных наименований областей доступа. Да самое простое и привычное: язык, речь - это тоже общепринятые правила, стандарт общения. И не прими мы эти правила - никакого общения и не было бы вовсе, или оно сделалось весьма затруднительным. В незнакомой стране, пока чужак находится вне речевых стандартов, он существует как бы вне ее жизни. Пока каким-то образом не воспримет бытующих норм.

Еще в древнем Египте при строительстве пользовались кирпичами постоянного размера, при этом специальные чиновники контролировали их размеры. Замечательные памятники греческой архитектуры, храмы и общественные здания собраны из сравнительно небольшого числа "стандартных" деталей. Античные римляне применяли принципы стандартизации при строительстве гидросооружений: трубы их водопроводов были одного постоянного размера. Из стандартных каменных блоков строились и римские дороги.

В средние века, с развитием ремесел, методы стандартизации стали применяться все чаще. Так, были установлены единые размеры ширины тканей, единое количество нитей в ее основе, разрабатывались даже единые требования к сырью, используемому в ткацком производстве. Упоминания о русских мерах встречаются уже в первых памятниках древнерусской письменности: в летописях, в "Русской Правде", в грамотах русских князей. Уложение киевского князя Владимира о соблюдении единых мер веса и длины по всей Руси датируется 996 г. Надзор за правильностью мер и весов был поручен в Древней Руси духовенству. Характерным примером его роли в "мерных делах" может служить грамота, данная в 1135 г. городу Новгороду новгородским князем Всеволодом Мстиславовичем. В ней он поручал заботу о мерах и весах церкви святой Софии и епископу церкви святого Иоанна, ссылаясь на грамоту царьградского патриарха Фотия, что "искони от бога" было установлено "торговые весы, мерила и чаши от весов блюсти епископу без пакости". Впрочем, все это скорее относится к вопросам измерительных стандартов, обсуждавшихся в прошлом номере журнала. Первые сведения о государственной стандартизации производства в России относятся к 1555 г.: при Иване Грозном специальным указом были установлены постоянные размеры пушечных ядер и введены калибры для проверки этих размеров.

В 1785 г. французский инженер Леблан изготовил партию ружейных замков - 50 штук, причем каждый из них обладал важным качеством - взаимозаменяемостью: его можно было использовать в любом из ружей без предварительной подгонки. От этого момента во всем мире принято вести отсчет стандартизации в промышленности. Впрочем, еще в 1761 г., почти за 25 лет до новации Леблана, в инструкции, данной графом Шуваловым Тульскому оружейному заводу, было записано, что "...на каждую оружейную вещь порознь мастерам иметь меры или лекала с заводским клеймом или печатью оружейной канцелярии, по которым каждый с пропорцией каждую вещь проверить мог". Миру сии факты остались неизвестны, поскольку инструкция была секретная, и сам Тульский завод - один из наших первых "ящиков", от чужого глаза закрытых.

В России, как, наверное, и во всем мире, стандартизация зародилась именно в оборонной промышленности. В собрании законов Российской империи времен Петра I был помещен ряд указов, свидетельствующих о том, что уже в XVII-XVIII веках предписывалось многие изделия военной техники делать по точным образцам, явившимся своего рода прототипами современных стандартов. В начале XIX века практически современные методы стандартизации уже широко применялись при организации массового производства стрелкового оружия на Тульских оружейных заводах.

Во второй половине XIX века стандартизация стала обязательной составляющей организации производства на промышленных предприятиях почти всего мира. И уже не только в военной области. Благодаря внутризаводской стандартизации изделий процессы производства становились рациональнее. Цели, которые при этом преследовали предприниматели, состояли в уменьшении накладных расходов на различную оснастку и приспособления и удешевлении процессов подгонки деталей готового изделия. Машинное производство приносит большие доходы, когда на нем изготовляется однотипная продукция. Стандартизация развивалась, прежде всего, внутри отдельных фирм, отдельных предприятий. Конвейер и большая серия существенно улучшили потребительские качества продукции, но, вместе с тем, сделали ее упрощенной. Художника заменил дизайнер, уменьшилось число комплектующих, полностью исключались индивидуальные различия между отдельными образцами. Кстати говоря, впоследствии стала больше цениться авторская работа. Если, скажем, в середине ХХ века сделанное вручную считалось менее качественным и, следовательно, более дешевым, чем такая же вещь машинного производства, то к концу века наличие на вещи наклейки "hand made", то есть "ручная работа", сразу же повышало ее розничную стоимость.

По мере развития общественного разделения труда стандартизация национальная и даже международная начала приобретать все большее значение. В 1891 г. в Англии, а затем и в других странах была введена стандартная резьба Витворта (с дюймовыми размерами), впоследствии замененная в большинстве стран резьбой метрической. В 1846 г. в Германии были унифицированы ширина железнодорожной колеи и сцепные устройства для вагонов; в 1869 г. там же был впервые издан справочник, содержащий размеры стандартных профилей катаного железа. Интересно, что за стандарт колеи железных дорог в Европе была принята колея древнеримской колесницы. Та, в свою очередь, определялась шириной, которую занимает впряженная в повозку пара лошадей. Ширина дороги выбиралась из простого условия: повозки должны были разъехаться, не зацепив друг друга. Кстати, М.К. Янгель, известный конструктор ракетных двигателей, не раз говорил, что диаметр современных ракет-носителей (также увязанный с максимальной шириной перевозимого по железной дороге груза) накрепко привязан, извините, к ширине двух задниц запряженных в повозку лошадей. В 1870 г. в ряде стран Европы были установлены стандартные размеры кирпичей для построек любого типа. Эти первые результаты национальной и международной стандартизации имели огромное практическое значение для развития производительных сил. Однако это были лишь первые шаги.

Иногда стандарты выбирали, исходя из политических, дипломатических и даже военных соображений. Так, калибр 82-мм отечественного миномета всего на 1 мм превышал калибр миномета немецкого, но это делало советские мины (в случае захвата их противником) непригодными для стрельбы из вражеского миномета, а вот трофейными немецкими минами из нашего миномета можно было стрелять...

Усиленная милитаризация многих стран в начале XX столетия потребовала расширения производства большого количества вооружений при обязательном соблюдении принципа взаимозаменяемости. Эту задачу можно было решить только с помощью стандартизации. Поэтому не удивительно, что во время Первой мировой войны и сразу после нее было основано несколько национальных организаций по стандартизации, например в Голландии (1916 г.), в Германии (1917 г.), во Франции, Швейцарии и США (1918 г.).

После окончания Первой мировой войны стандартизация все больше воспринималась как объективная экономическая необходимость. В это время организации по стандартизации возникали по всей Европе, как грибы после хорошего дождя.

С появлением транснациональных монополий стандартизация начала развиваться и в международном масштабе. Постоянное расширение международного товарообмена и необходимость более тесного сотрудничества в области науки и техники привели к основанию Международной ассоциации по стандартизации (ISA). В 1939 г. работа ISA была прервана Второй мировой войной.
В пакете документов, принятых при создании Организации Объединенных Наций, было определено учреждение Координационного комитета по вопросам стандартизации (МЭК) с бюро в Лондоне и Нью-Йорке.

В России развитие судостроения, железнодорожного транспорта, различных отраслей машиностроения привело к появлению первых отечественных стандартов. На первых порах это были стандарты отдельных предприятий и фирм. Для хранения эталонов и поверки по ним эталонных мер было учреждено Депо образцовых мер и весов, здание для которого было построено в 1841 г. в Петропавловской крепости. Спустя три года хранителем Депо был назначен выдающийся русский ученый Д.И. Менделеев, который в 1893 г. преобразовал Депо в Главную палату мер и весов. В 1904 г. Палатой мер и весов были установлены стандарты на вагоны и другие изделия, применявшиеся на железнодорожном транспорте.

До 1917 г. в России, где множество предприятий принадлежало иностранным фирмам, отсутствовала единая государственная система стандартизации (хотя обязательным было применение эталонов Палаты мер и весов). В промышленности применялись три системы мер: старая русская - с пудами, фунтами и гарнцами, британская (дюймовая) и метрическая. Такой разнобой, конечно, препятствовал развитию кооперации различных предприятий.

При Советской власти государство взяло на себя целый ряд узловых контрольных и регулирующих функций. В первую очередь началось упорядочение системы мер и стандартов. Важнейшим государственным актом, положившим, по существу, начало стандартизации в СССР, был подписанный В. И. Лениным в 1920 г. декрет "О введении международной метрической системы мер и весов".
В 1923 г. был создан Комитет эталонов и стандартов (КЭС) при Главной палате мер и весов. Комитет разработал ряд стандартов на меры длины, резьбы, калибры. По приказу Председателя ВСНХ Ф.Э. Дзержинского в 1924 г. было организованно Бюро промышленной стандартизации, разработавшее проекты стандартов на систему допусков и посадок. Этому Бюро было поручено руководство деятельностью 120 рабочих комиссий, занимавшихся разработкой общепромышленных стандартов.

Со временем стала все больше ощущаться необходимость создания центрального государственного органа по стандартизации. 15 сентября 1925 г. Совнарком СССР организовал Комитет по стандартизации при Совете Труда и Обороны. Первым председателем Комитета был назначен В.В. Куйбышев. В работе Комитета участвовали такие известные ученые, как А.Н. Бах, И.М. Губкин, Г.М. Кржижановский, Д.М. Прянишников и др.

Комитетом были введены первые обязательные общесоюзные стандарты, получившие силу государственного закона. К 1928 г. было утверждено свыше 300 общесоюзных стандартов, а за период с 1926 по 1932 г. Комитет утвердил 4114 общесоюзных стандартов. В конце 1926 г. были утверждены ОСТ 32 на метрическую и ОСТ 33 на дюймовую резьбы, стандарты на ряд общемашиностроительных деталей, а также стандарты на допуски и посадки, что позволило наладить производство стандартных взаимозаменяемых общемашиностроительных деталей.

23 ноября 1929 г. ЦИК и СНК приняли постановление об уголовной ответственности за выпуск недоброкачественной продукции и несоблюдение обязательных стандартов. Это постановление еще больше повышало авторитет стандартов.

В 1930 г. Комитет по стандартизации стал называться Всесоюзным комитетом стандартизации (ВКС) при Совете Труда и Обороны. К этому времени относится первый опыт государственного планирования работ в области стандартизации: впервые был разработан Государственный план стандартизации (на 1930-1931 гг.). В 1940 г. был организован Всесоюзный комитет стандартов при Совете Народных Комиссаров СССР. С этого времени общесоюзные стандарты стали называться государственными стандартами и обозначаться индексом ГОСТ с добавлением порядкового номера и года утверждения, например ГОСТ 169-40.

Великая Отечественная война потребовала перестройки работы по стандартизации в соответствии с военной обстановкой и задачами максимального удовлетворения нужд фронта и тыла. За годы войны было утверждено более двух тысяч новых стандартов и свыше тысячи стандартов были изменены в связи с условиями военного времени. Эти изменения вызывались необходимостью экономии материальных ресурсов, замены материалов менее дефицитными. Часть стандартов военного времени имела индекс "В" - ГОСТ В (далее порядковый номер и год выпуска стандарта). Этот индекс сохранился и по окончании войны для стандартов продукции оборонного назначения. Стандарты этой группы не подлежали открытому распространению и подвергались сертификации комиссиями оборонщиков соответствующих отраслей.

В 1946 г. на конференции в Лондоне было принято решение о создании Международной организации по стандартизации (ISO). СССР был одной из стран-учредителей ISO. Представителям СССР удалось добиться признания русского языка в качестве одного из официальных языков ISO. Наша страна согласилась взять на себя работу секретариата нескольких технических комитетов по разработке новых стандартов.

В 1954 г. при Совете Министров СССР был создан Комитет стандартов, мер и измерительных приборов, возглавивший всю работу по стандартизации, метрологии и измерительной технике в стране. Для разработки научно-теоретических основ стандартизации и нормализации в системе Комитета стандартов создали Всесоюзный научно-исследовательский институт по нормализации в машиностроении - ВНИИНМАШ, организовали базовые отделы стандартизации в отраслях промышленности, службы стандартизации в научно-исследовательских организациях и на предприятиях.

В области машиностроения в этот период разрабатывались межотраслевые нормали машиностроения (МН), которые должны были дополнить государственные стандарты и заменить многочисленные, часто дублирующие друг друга, отраслевые нормали на общемашиностроительные детали и узлы, на технологическую оснастку и инструмент. В течение 1958-1965 гг. было разработано около 5000 нормалей машиностроения, внедрение которых способствовало развитию специализированного производства деталей и узлов общего применения и технологической оснастки.

В связи с интеграционными процессами в экономике стран-участниц СЭВ (Совета экономической взаимопомощи) начали вводиться стандарты СЭВ. Они несколько отличалась от принятых в СССР и являлись обязательными для всех стран СЭВ. Теперь ни СЭВ, ни СССР не существуют, но многие стандарты СЭВ действуют в России и до сих пор.

С 1 июля 2003 г. с вступлением в силу Федерального закона "О техническом регулировании" начался новый этап формирования и развития национальной системы стандартизации. По этому закону, начиная с 2010 г., ГОСТы перестают быть …обязательными для исполнения. Кроме того, закон отменил всю систему отраслевых стандартов (ОСТов), оставив, кроме ГОСТ, только стандарты предприятий. Чем заменять ОСТ - пока непонятно, поскольку отрасли не являются предприятиями, а перевод отраслевых стандартов в государственные весьма затруднителен, если возможен вообще.

Система государственных стандартов по новому Закону заменяется системой Технических регламентов (ТР). Эти регламенты утверждаются для каждого вида продукции и утверждаются Думой как государственный закон. Регламент устанавливает общие условия для выпуска продукции и дополняется системой ГОСТов, с ним согласованных, но, как было сказано, необязательных… Впрочем, сейчас из всего производственного спектра разработан только один ТР - по автомобильной промышленности. В остальных областях чего-то ждут, хотя осталось всего три года до запланированного введения новой системы.

Тем временем жизнь не стоит на месте (что банально, конечно, но - факт), и несмотря на принятую альтернативную стратегию ТР ежегодно вводятся в действие новые стандарты. Их проекты разрабатываются Техническими комитетами различных отраслей промышленности и направляются в Российское агентство по техническому регулированию и метрологии. Это Агенство - наследник ликвидированного Госстандарта, которое в связи с проведенными массовыми сокращениями, коснувшимися почему-то только специалистов из отраслей, серьезно утратило былые возможности.

Параллельно с изменением названия и функций сменились и способы работы Агентства. Так, после принятия решения о разработке нового стандарта на интернет-сайте Агентства (http://www.gost.ru) появляется соответствующее уведомление. По запросу любой заинтересованной организации высылается текст проекта нового стандарта, в который организация вносит свои замечания и предложения. После этого текст с поправками вновь передается разработчику (Техническому комитету), и тот учитывает замечания при подготовке окончательного варианта документа. Таким образом компенсируется малая численность специалистов в центральных органах Агентства.



Предыдущий материал К содержанию номераСледующий материал