Поиск по сайту


Предыдущий материал К содержанию номераСледующий материал

"ПОД ГРОЗНОЙ БРОНЕЙ ТЫ НЕ ВЕДАЕШЬ РАН…"

Николай Александров

(Окончание. Начало в № 3 - 2006)

В созданном в мае 1921 г. Управлении начальника бронесил РККА числилось 122 бронепоезда. Гражданская война в стране закончилась, шло резкое сокращение численного состава армии. И хотя к концу 1928 г. насчитывалось всего 34 бронепоезда, они фактически определяли боеспособность бронесил РККА в целом (танковые и автоброневые части с их безнадежно устаревшей трофейной техникой могли использоваться лишь в учебных целях).

В двадцатых годах прошлого века появился ряд работ, в которых осмысливался опыт применения бронепоездов в Первой мировой войне и в Гражданской войне в России, рассматривалась их роль в современных вооруженных конфликтах. Бронепоезда должны были действовать как совместно с другими родами войск, так и самостоятельно. В последнем случае задачи бронепоездов состояли в захвате узлов и важных пунктов на железных дорогах, охране железных дорог, побережий, наблюдении промежутков между войсками, прикрытии высадки войск с железных дорог, разведке, охранении войск, двигающихся вдоль железных дорог; реже - в борьбе с артиллерией и бронесилами и при особо благоприятных обстоятельствах - организации засад и набегов в тыл противника.

Выполнение задач достигалось обычно продвижением к противнику на близкое расстояние и огнем с ближайших дистанций. Как артиллерийская батарея бронепоезд должен был применяться в исключительных случаях: при отсутствии артиллерии или значительных разрушениях железнодорожного пути, не позволявших бронепоезду приблизиться к противнику.

Отмечались свойства бронепоезда:

  • положительные - быстрота передвижений, безопасность от поражения пулями и осколками снарядов, постоянная боевая готовность, недоступность прямому захвату живой силой, сила огня и моральное воздействие;
  • отрицательные - ограниченность района действий, сложность работы под броней, сравнительная трудность управления и наблюдения, большая величина как цели, не способной вдобавок покинуть железнодорожные рельсы, и возможность изоляции от тыла.

В двадцатых годах производилась модернизация советских бронепоездов - устанавливалась электрическая сигнализация для внутренней связи, усовершенствовались приборы для управления огнем и оборудование командирской рубки, производилось усиление брони, паровоз заменялся тепловозом, устанавливались зенитные орудия и пулеметы.

С принятием на вооружение большого числа танков и бронеавтомобилей была высказана мысль о необходимости полной ликвидации бронепоездов как бесполезного, устаревшего средства вооруженной борьбы. Однако возобладала более умеренная оценка: тезис о свертывании строительства бронепоездов отклонялся, и усилия конструкторов были направлены на создание новых образцов железнодорожной боевой техники. В 1930 г. на заводе имени С.М. Кирова в Ленинграде родилась идея моторного броневагона, который бы не уступал по огневой мощи, а по маневренности и защищенности превосходил бронепоезда, имевшиеся в то время на вооружении Красной Армии.

В конструкции мотоброневагона использовались узлы среднего танка Т-28. В трех башнях, расположенных в два яруса, были установлены 76,2-мм пушки ПС-3. Справа от пушки во всех башнях и в кормовых нишах второй и третьей башен в шаровых опорах были установлены пулеметы ДТ, еще один располагался в шаровой опоре в корме мотоброневагона. Кроме того, в бортах корпуса имелись четыре пулемета "максим", по два на борт. Боекомплект мотоброневагона вполне обеспечивал его автономную боевую деятельность и составлял 365 артиллерийских выстрелов, а к пулеметам - почти 33 тыс. патронов. Артиллерийский выстрел - комплект элементов артиллерийского боеприпаса для одного выстрела: снаряд (мина) с взрывателем, пороховой заряд в гильзе или картузе (мешке), средства воспламенения заряда и вспомогательные элементы (флегматизаторы, размеднители, пыжи и др.).

Корпус мотоброневагона изготавливался из катаных броневых листов, соединенных сваркой. Толщина борта корпуса составляла 16…20 мм, рубки - 20 мм, крыши - 10 мм, башен - 20 мм. Бортовые листы корпуса располагались под углом 10 градусов к вертикали. Управление броневагоном и его вооружением, а также их обслуживание осуществлялось экипажем в составе 40 человек. Перед Великой Отечественной войной моторный броневой вагон приняли на вооружение. Было изготовлено несколько единиц, они входили в состав дивизионов бронепоездов, структурно подчиненных командованию бронетанковых и механизированных войск Красной Армии. На некоторых мотоброневагонах устанавливались башни танка Т-34 и дизели В-2.

В 1941 г. на вооружении советских войск имелись легкие бронепоезда, оснащенные 76,2-мм пушками, и тяжелые со 107-мм орудиями. Дальность стрельбы пушек была 8…10 км, а пулеметов - 800…1000 м. Боекомплект на 76,2-мм пушку составлял 280 артиллерийских выстрелов, на 107-мм пушку - до 200, на 37-мм зенитную пушку - до 600, на 7,62-мм станковый пулемет "максим" - 5 тыс. патронов и на счетверенную зенитную пулеметную установку - 10 тыс. патронов. Бронирование (до 100 мм) обеспечивало защиту жизненно важных узлов от бронебойных снарядов калибром 75 мм.

На одной заправке топливом и водой бронепоезд мог преодолеть до 120 км с максимальной скоростью 45 км/ч. В качестве топлива использовался уголь или мазут. Масса боевой части бронепоезда не превышала 400 т. Экипаж боевой части состоял из командования, взвода управления, взводов броневагонов с башенными расчетами и отделениями бортовых пулеметов, взвода ПВО, взвода тяги и движения и взвода железнодорожных бронеавтомобилей. В составе взвода железнодорожных бронеавтомобилей имелось два легких бронеавтомобиля БА-20ж.-д. и три средних бронеавтомобиля БА-10ж.-д., приспособленных для движения по железнодорожному пути. Они применялись для ведения разведки на удалении 10…15 км и в составе охранения (дозора) на марше. Кроме того, на платформах прикрытия мог расположиться десант в составе до трех стрелковых взводов.

Бронепоезда состояли на вооружении армий многих государств. Даже Финляндия и Латвия имели по два бронепоезда. Литва развернула один полк бронепоездов, а в вооруженных силах Эстонии было два таких полка. В состав каждого из них входили один легкий и один тяжелый бронепоезд. Легкий бронепоезд вооружался четырьмя орудиями и, кроме того, на каждой платформе - одним-двумя пулеметами; пулеметных вагонов было два, в каждом по четыре легких и два зенитных пулемета. Тяжелый бронепоезд имел две тяжелые гаубицы, одну дальнобойную и одну легкую пушку.

В Польше также предусматривалось применение бронепоездов. В мирное время здесь производилось обучение личного состава в учебных дивизионах, состоявших из двух бронепоездов, содержавшихся при железнодорожных полках. В румынской армии был сформирован бронепоездный батальон, в состав которого входили четыре бронепоезда. Они вооружались 120-мм морскими пушками, одной 75-мм пушкой, восемью орудиями мелкого калибра и несколькими пулеметами.

Во французской армии главное внимание было обращено на создание тяжелых бронепоездов для охраны побережья. К ним относили бронепоезда, вооруженные 200-мм мортирами Шнейдера (в других странах они числились как железнодорожная артиллерия). Мортира - артиллерийское орудие, как правило, крупного калибра, ведущее навесной огонь (подобно миномету). Отличается относительно небольшой длиной нарезного ствола и малой толщиной его стенок. В связи с использованием сравнительно слабых метательных зарядов имеет меньшую дальность стрельбы по сравнению с пушкой или гаубицей.

Легкие бронепоезда во Франции имели на вооружении 75-мм пушки и пулеметы Гочкиса. Для боевых действий в колониях французы применяли бронепоезда, которые состояли из бронированных платформ, вооруженных пулеметами и горными 65-мм орудиями, или обыкновенных платформ, на которые устанавливались готовые бронебашни с вооружением. Так, в составе 70-тысячного французского контингента в Сирии, действовавшего против повстанцев, имелось три таких бронепоезда.

В английской армии легкие бронепоезда применялись только как средство для охраны железных дорог, а тяжелые, приближающиеся по своему характеру к железнодорожной артиллерии, - для обороны побережья.

Германия, проигравшая войну 1914-1918 гг., весной 1921 г. расформировала все бронепоезда, уцелевшие к тому времени. Но вскоре от союзников было получено согласие на постройку так называемых "железнодорожных охранных поездов", которые должны были гарантировать беспрепятственное движение по железной дороге в случае внутренних беспорядков в стране. Каждый поезд состоял из шести закрытых товарных вагонов с деревянными стенами, обшитыми изнутри стальными листами. Случайному наблюдателю, если он не замечал бойниц и смотровых щелей, они могли казаться обычными грузовыми поездами.

В середине тридцатых годов в Германии приступили к переоснащению "железнодорожных охранных поездов". Был принят следующий состав поезда: паровоз с тендером, миномет среднего калибра, легкий миномет, 75-мм орудие, запас рельсов и других материалов, вагон с песком, 75-мм орудие, десант, кухня. Скорость движения - 20…30 км/ч. Запас горючего был рассчитан на 300 км.

В сентябре 1939 г. германские бронепоезда приняли участие в польской кампании. Наиболее успешно действовал бронепоезд № 6, который захватил станцию Граево. Однако другие бронепоезда на выполнили поставленных перед ними задач: провалилась попытка бронепоезда захватить невредимыми мосты около Дифшау; другой не смог даже пересечь границу у Видфурта (Верхняя Силезия) из-за разрушений железнодорожного полотна; третий, сражавшийся у станции Пониц, смог только обороняться и до подхода подкреплений не продвинулся вперед.

Летом 1940 г. вермахт получил на пополнение два бронепоезда, состоявшие из польских броневагонов и локомотивов. Тогда же немцы, используя чешские горные 75-мм орудия и другое вооружение, построили еще три бронепоезда.

В декабре 1941 г. в Германии был разработан проект бронепоезда образца 1941 г., в состав которого предполагалось, помимо прочего, ввести специальные платформы с установленными на них танками. В качестве локомотива предполагалось использовать тепловозы, вводились автоматическая сцепка и расцепка броневагонов и другие современные устройства. Вскоре Германия развернула строительство таких бронепоездов, ставших известными как Panzer Zug 41. Некоторые из них были рассчитаны на широкую "русскую" колею - 1524 мм. Каждый из них включал две-три платформы с размещенными на них трофейными французскими танками Somua S35 и открытые платформы с невысокими стальными стенками, в которых были проделаны бойницы для стрельбы. По взглядам немецкого командования, бронепоезда были предназначены в основном для борьбы с партизанами.

Впоследствии было принято решение изготавливать бронепоезда образца 1942 года - Panzer Zug 42. В отличие от Panzer Zug 41 количество артиллерийских систем на них было увеличено до четырех, причем использовались только трофейные польские и советские орудия. Располагались они по одному в каждом броневагоне в целях уменьшения потерь личного состава при взрыве боекомплекта. Кстати, аналогичное решение было принято советскими конструкторами при создании типового броневагона образца 1943 г.

В Советском Союзе в годы Великой Отечественной войны развернулось строительство бронепоездов в различных городах страны. На них устанавливались танковые башни, которые, как правило, вооружались 76-мм орудиями, а 7,62-мм пулеметы устанавливались по бортам и внутри вращающихся башен. Некоторые бронепоезда качественно отличались от типовых. Так, в сентябре - феврале 1942 г. рабочие Горьковской области построили два бронепоезда - "Козьма Минин" и "Илья Муромец". Они были намного ниже прежних, с наклонной броней и литыми башнями. По своей огневой мощи они превосходили созданные ранее боевые машины - на них впервые появились реактивные установки и надежное зенитно-артиллерийское вооружение.

В боевое формирование бронепоезда типа "Козьма Минин" входили бронепаровоз серии О, две крытые и две открытые артиллерийские бронеплощадки и четыре двухосные контрольные платформы. Бронепаровоз серии О нес следующее бронирование: на будке машиниста, цилиндрах, рубке командира бронепоезда - 45 мм; на тендере, котле, сухопарнике, ходовой части - 30 мм. Крытая артиллерийская бронеплощадка имела бортовую броню толщиной 45 мм, а верхнюю - 20 мм. Она вооружалась двумя 76-мм пушками в танковых башнях от Т-34 и четырьмя бортовыми станковыми пулеметами в шаровых установках.

На открытой артиллерийской бронеплощадке с боковой броней толщиной 45 мм устанавливались 25- и 37-мм полуавтоматические зенитные пушки. Кроме того, на отдельных площадках размещались реактивные установки М-8. Для борьбы с авиацией противника на контрольные платформы дополнительно устанавливались крупнокалиберные пулеметы системы ДШК и строенные зенитные пулеметы ПВ-1.

31-му отдельному бронедивизиону, состоявшему из "Козьмы Минина" и "Ильи Муромца", были приданы "черный" паровоз С-179, бронедрезина БД-39, две бронемашины БА-20, три мотоцикла М-72 и ИЖ-9, шесть грузовых автомашин ГАЗ-АА, две машины М-1, две ГАЗ-64, специальные вагоны: штабной, медпункт, мастерская, кухня, баня, жилые. Личный состав дивизиона вместе с приданной десантно-минометной ротой состоял из 335 человек. "Черный" паровоз - локомотив, используемый для приведения в движение бронепоезда в небоевых условиях.

Широкое строительство и формирование зенитных бронепоездов ПВО началось в соответствии с постановлением Государственного Комитета Обороны (ГКО) от 23 ноября 1941 г. Каждый из них имел на вооружении четыре 76,2-мм орудия, два строенных пулемета калибра 7,62 мм и четыре станковых пулемета "Максим". Подвижной состав включал бронированный паровоз, семь бронированных площадок, один классный и два крытых двухосных вагона.

Несколько позднее вооружение изменилось и стало состоять из трех орудий калибра 76,2 мм, двух орудий МЗА (37 мм или 25 мм) и трех крупнокалиберных пулемета (12,7 мм) ДШК. Число бронированных площадок сократилось до шести. Бронепоезда имели средства связи (радио и проводные) и транспортные средства. Подвижной состав под материальную часть вооружения представлял собой двухосные платформы с противопульным и противоосколочным бронированием, бронированные вагоны для личного состава и боеприпасов, ремонтно-восстановительные платформы.

На 12 апреля 1943 г. в системе ПВО страны имелось 55 отдельных зенитных бронепоездов, а к концу войны - более 200. В основном они находились в составе прифронтовых соединений ПВО и использовались для самостоятельной обороны железнодорожных объектов, усиления противовоздушной обороны крупных железнодорожных узлов и мостов, временной противовоздушной обороны железнодорожных объектов, сопровождения поездов в пути.

При длительной дислокации в одном пункте пушки малого калибра и пулеметы снимались с бронеплощадок и ставились на грунт на удалении 200-300 м от обороняемого объекта. Часть пулеметов устанавливалась у стоянки паровоза и крытых вагонов. Средства управления огнем снимались с бронеплощадок и ставились на грунт в сторону наилучшего обзора на удалении, определяемом длиной кабелей синхронной передачи.

При сопровождении железнодорожных составов огневые средства бронепоезда рассредоточивались: орудия - в голове и хвосте эшелона, а зенитные пулеметы - в середине. Для прикрытия группы эшелонов считалось целесообразным иметь бронепоезд через каждые 2-3 эшелона. Зенитные бронепоезда при этом организовывали единую систему огня.

Опыт подтвердил возможность быстро перебрасывать бронепоезда ПВО в районы, где авиация противника проявляла повышенную активность. Боевой успех достигался прежде всего высокоманевренными действиями и как следствие - внезапностью огня для фашистских летчиков. Появление бронепоезда у объекта, ранее не прикрытого средствами ПВО, почти всегда приводило к уничтожению самолетов противника.

Зенитным бронепоездам нередко приходилось иметь дело с наземным противником. 10 января 1945 г. до двух пехотных полков, усиленных шестьюдесятью танками и штурмовыми орудиями перешли в наступление на узком участке фронта (железная дорога Мемель - Кретченга). 207-й бронепоезд совместно с нашими частями вначале огнем сдерживал натиск противника, а затем поддерживал контратакующие войска, участвовал в ликвидации Мемельского плацдарма.

В послевоенные годы с появлением ракетно-ядерного оружия бронепоезда, казалось, навсегда ушли в прошлое. И только в конце шестидесятых годов, после известного конфликта на советско-китайской границе в районе острова Даманский, идея бронепоезда возродилась вновь. Этому способствовало понимание уязвимости "транссиба" в случае крупномасштабного нападения со стороны южного соседа. Реанимировать идею бронепоезда поручили ХЗТМ им. Малышева. Этот завод с 1964 г. практически полностью специализировался на выпуске военной продукции - танков, тягачей, спецтехники и дизелей к ним.

Ведущим инженером проекта бронепоезда был назначен А.Д. Мондрус. Для ускорения работы в конструкции широко использовались унифицированные и серийно выпускаемые агрегаты - локомотив, платформы, тележки и колесные пары вагонов, артиллерийское вооружение из танковых пушек в штатных башнях (такое решение полностью себя оправдало в годы войны). Соседние конструкторские подразделения оказывали помощь в вопросах защищенности, вооружения, управления огнем и организации связи. Башни с орудиями и прицелами позаимствовали у Т-55, зенитное вооружение должно было включать пару башен от "Шилки" со счетверенными зенитными автоматами и РЛС.

В качестве локомотива был принят мощный дизельный тепловоз. Электротягу сочли неприемлемой по соображениям надежности и автономности - лишь малая часть путей за Уралом была электрифицирована, а бронепоезд должен был действовать на любых ветках. К тому же электросеть в военное время оказывалась чрезмерно уязвимой - любой случайный или умышленный обрыв провода, не говоря уже об ударе по узлам энергоснабжения и подстанциям, застопорил бы движение и нарушил систему обороны.

Сборку бронированного тепловоза выполнял Людиновский завод Коломенского производственного объединения, Калининский машиностроительный завод создавал оборудование броневагонов, а на Мариупольском металлургическом комбинате бронировались платформы (он же отвечал за поставку брони и танковых башен). Изготовление бронепоезда полностью завершили к 1970 г.
В том же году опытный образец "сухопутного крейсера" успешно прошел государственные испытания. Однако доводить его и запускать в серию не стали - конфронтация с КНР несколько угасла, и обстановка на границах стала менее напряженной.

Впрочем, непредсказуемость соседа, не раз шедшего на проявления открытой агрессии, вкупе с его огромным военным потенциалом заставляли держать порох сухим. По-прежнему проблемной оставалась защита железнодорожных объектов, оборона которых обычными средствами требовала оборудования большого числа укреплений. В конце семидесятых годов военные вернулись к отвергнутой было идее маневренного прикрытия с помощью бронепоездов. На этот раз решили не строить чрезмерно дорогой специализированный бронепоезд. Предложение было реализовано в упрощенном варианте, с максимальным использованием готовых агрегатов. С этой целью бронепоезд делался модульным, состоящим из способных действовать автономно "бронелетучек". Последние имели в своем составе танки, что обеспечивало большую гибкость их применения и подвижность, искупая существенный недостаток прежних "бронекрепостей" - привязанность к железнодорожному пути.

В состав "бронелетучки" входили пара открытых 55-тонных платформ с танками Т-62 (могли использоваться и машины любых других типов, имевшиеся под рукой, в том числе и лишившиеся подвижности - лишь бы сохранялись их "огневые" возможности) и бронированный маневровый тепловоз типа ТГМ-14. Колесные тележки и тормозная система платформ прикрывались броневыми фартуками, а помимо танка на каждой из платформ устанавливался бронированный короб для размещения мотострелкового отделения со штатным вооружением. Короба имели в стенах бойницы, прикрытые изнутри открывающимися заслонками, командирскую башенку со смотровым перископическим прибором и оборудовались KB и УКВ-радиостанциями. При необходимости короба можно было снять с платформы, освобождая место под груз. Штатная численность бойцов "бронелетучки" составляла 25 человек. В составе поезда предусматривалось до пяти таких бронеединиц, в зависимости от выполняемой задачи.

Тактика действий поезда предполагала выдвижение в заданный район, где "бронелетучки" рассредоточивались по назначенным объектам, осуществляя их прикрытие; считалось, что пары танков и двух мотострелковых отделений было достаточно для защиты типового железнодорожного сооружения (моста, путепровода, разъезда и т. п.). При необходимости оборону можно было усилить другими "бронелетучками". Платформы оборудовались откидными аппарелями для погрузки и разгрузки танков. По прибытии "бронелетучки" к охраняемому объекту танки могли вести огонь прямо с платформ или, съехав с них, занять подготовленные позиции. Предполагалось, что каждая "бронелетучка" сможет контролировать зону ответственности до 100 км; тем самым комплектный поезд позволял прикрыть участок в 500 км, что равняется расстоянию от Иркутска до Улан-Уде.

Если поезд действовал в полном составе, то он выглядел еще внушительнее. Управление им осуществлялось из полностью бронированного вагона с узлом связи и рабочими местами командира и штаба. На открытых площадках размещались 23-мм зенитные установки. ПВО поезда дополнял специальный броневагон на основе обычной платформы, в центральной части которого находился пункт управления, а на торцевых открытых площадках - по одной ЗУ-23-4 и спаренной ЗУ-23. Центральная рубка служила для укрытия расчетов и боекомплекта. Помимо зенитной артиллерии на площадках находились также расчеты ПЗРК. Тепловоз ТГ-16 во главе состава также был зашит стальной броней, причем ею прикрывались не только будка машиниста и силовое отделение с дизель-генератором, но и объемистые топливные баки под полом.

Как и подобает штатной мотострелковой или танковой части, в составе поезда имелось разведывательное подразделение с двумя плавающими танками ПТ-76. Платформы с этими легкими и менее защищенными танками имели усиленную броневую защиту - вертикальные листы двухметровой высоты, спереди и сзади откидывающиеся на петлях и выполняющие функции аппарелей для танков.

В состав бронепоезда также входила разведывательная рота с восемью БТР-40 (ЖД). Машины эти, оборудованные спереди и сзади откидными рамами с пружинными рессорами и стальными катками с внутренними ребордами, могли передвигаться по железной дороге со скоростью до 80 км/ч (ход обеспечивали основные колеса, бежавшие по рельсам). Перевод машины с обычного хода на железнодорожный занимал всего 3…5 минут.

По прямому назначению бронепоезда решено было использовать в январе 1990 г. при ликвидации антиправительственного мятежа в Баку и националистического в Сумгаите. В Закавказье тогда складывалась обстановка, в самом прямом смысле близкая к боевой. К Баку и Ленкорани началась переброска войск из других округов, а для восстановления границы направили курсантов четырех пограничных училищ.

Кроме того, из Забайкалья вышли бронепоезда, задачей которых являлось установление контроля над железнодорожными магистралями в сложных условиях Закавказья. Поездам предстояло пройти 6,5 тыс. км, однако для дальних перегонов тяжелые бронесоставы не были приспособлены. Путь через всю страну занял недели, и к назначенному месту поезда прибыли с изрядным опозданием. 24 января Баку был взят под контроль частями Советской Армии, а решающую роль в этом сыграли десантники 103-й гв. вдд, переброшенные по воздуху.

Прибывшие к месту назначения бронепоезда использовались для охраны узловых станций и сопровождения составов с войсками и грузами, для защиты последних от грабежей. Неоднократно при этом они подвергались обстрелам, однако сами, подчиняясь приказу, огня не открывали.

Волна организационно-штатных мероприятий (а попросту - массовое сокращение) добралась до уникальных поездов к началу нового века. Из составов один за другим стали изымать, сдавая в металлолом, бронеплатформы и вагоны. В конечном счете, от бронепоездов остались на хранении только тяговые локомотивы и тепловозы "бронелетучек", сиротливо стоящие в таежном тупике.




Предыдущий материал К содержанию номераСледующий материал