К ЮБИЛЕЮ УЧИТЕЛЯ Елена Константиновна Холщевникова Рассказывает академик Олег Николаевич Фаворский: "Поступая в дни окончания Великой Отечественной войны (лето 1945 г.) на авиамоторный факультет Московского авиационного института, я не мог ожидать, что буду в первом выпуске специалистов по воздушно-реактивным двигателям. В лекциях основателей учебных курсов этого профиля профессоров Н.В. Иноземцева, Г.Н. Абрамовича, К.В. Холщевникова внимание фиксировалось, как правило, на существе излагаемого. По четкости изложения, наглядности примеров и рисунков лекции Константина Васильевича Холщевникова были незабываемыми. Проведя у К.В. Холщевникова курсовую и дипломную работы, я был распределен в ЦИАМ, и с февраля 1951 г. начал работать непосредственно с ним в группе Б.Н. Амелина (отдел В.И. Бабарина) в лаборатории 3 над рядом задач, расчетных и экспериментальных, связанных с турбореактивными двигателями. Тогда работы были очень оперативными. К.В. Холщевников ранее ряд лет создавал основы расчета нагнетателей (с В.И. Дмитриевским) и лопаточных машин, но в начале 50-х годов руководил основным подразделением ЦИАМ - лабораторией 3, занимавшейся исследованиями ВРД. Многосторонние исследования, расчетные и экспериментальные, обосновывали дальнейшее развитие газотурбинных ВРД в ОКБ Минавиапрома. В 1955-1956 гг. К.В. Холщевников возглавляет совершенно новое направление: сначала создание основ расчета ядерных ВРД открытого и замкнутого типа, реализуемых в ОКБ А.М. Люльки и Н.Д. Кузнецова, а затем космических ядерных установок прямого преобразования тепловой энергии в электрическую, реализованных в ОКБ М.М. Бондарюка и Г.М. Грязнова. Все эти годы К.В. Холщевников с неизменной доброжелательностью, но четкостью во взаимоотношениях налаживал и вел совместные НИР с большим числом организаций. Это были не только двигательные ОКБ, для которых ЦИАМ был и экспертом, и проверочной экспериментальной базой, и советчиком по всем вопросам создания и эксплуатации двигателей, но и ряд организаций тогдашнего атомного министерства - Средмаша: ИАЭ, ФЭИ, ряд ОКБ тесно сотрудничали с ЦИАМ через К.В. Холщевникова. Константин Васильевич был удивительно
четким, ясным и последовательным человеком. Обязательность, точность
и доброжелательность были чертами, обеспечивавшими ему простоту в работе
и со своими сотрудниками, и со смежниками. Ему всегда верили. Именно
эти человеческие качества остались в памяти всех, кто работал вместе
и рядом с Константином Васильевичем". В одной из работ, опубликованных Константином Васильевичем в 1956 г. в соавторстве с Б.Н. Амелиным, впервые были изложены результаты расчетных и экспериментальных исследований, связанных с использованием в турбореактивных двигателях регулируемого соплового аппарата турбины. Эта работа имела принципиальное значение, поскольку в ней помимо теоретического обоснования эффективности применения такого регулирования ТРД было дано экспериментальное подтверждение основных положений теории и показана работоспособность созданной авторами опытной конструкции. Эти фундаментальные результаты были изложены К.В. Холщевниковым в книге "Некоторые вопросы теории и расчета ТРД", опубликованной в 1960 г. Книга эта была переведена и издана в Англии в 1964 г. В журнале British Engineer на перевод этой книги был дан весьма положительный отзыв, в котором помимо прочего было сказано: "Ни одна из сколько-нибудь полных технических библиотек не может позволить себе обойтись без этого выдающегося исследования в области авиационной техники". К.В. Холщевниковым были разработаны основные принципы и методы расчета и согласования окружных скоростей, производительности, напряжений, чисел оборотов и других параметров компрессора и турбины в авиационных газотурбинных двигателях различного типа (ТРД, ТВД, ТРДД) и газотурбинных установках с замкнутым контуром. Примененный К.В. Холщевниковым метод исследования этих двигателей с использованием комплексного параметра имеет всеобщий характер и позволяет выявить рациональные параметры основных элементов для двигателей различного типа. Разработанная теория оказалась особенно ценной при изучении двигателей, предназначенных для сверхзвуковых скоростей полета. В частности, было показано, что при больших сверхзвуковых скоростях полета ограничивается производительность компрессора ТРД в случае его работы с большими окружными скоростями. Это ограничение снимается только с ростом рабочей температуры газа и допустимого напряжения в лопатках турбины. Результаты этих исследований были опубликованы
К.В. Холщевниковым в 1965 г. в книге "Согласование параметров компрессора
и турбины в авиационных газотурбинных двигателях". Этот труд получил
широкое признание среди работников авиационной промышленности. Он до
сих пор используется как эталонный учебник всеми ведущими профильными
вузами нашей страны. Грамотность и принципиальность Холщевникова были следствием одна другой и известны всему авиапрому. Вот что вспоминает ведущий научный сотрудник ЦИАМ Александр Григорьевич Романов: "В конце шестидесятых годов, после успешного опыта применения первого отечественного двухконтурного двигателя Д-20П главного конструктора П.А. Соловьева, стало ясно, что наступает эра двухконтурных двигателей. К этому времени уже был принят в эксплуатацию двигатель Д-30 на самолете Ту-134, и намечалась его дальнейшая модификация. Главным конструктором П.А. Соловьевым и профессором К.В. Холщевниковым совместно с коллективами ЦИАМ и ОКБ был разработан перспективный план развития семейства двигателей для пассажирских и военных самолетов. Настала необходимость утверждения плана в МАП. В кабинете главного конструктора на заводе в Перми состоялся разговор по этому поводу, при котором я присутствовал. Петр Васильевич [Дементьев, министр авиационной промышленности - прим. ред.] настойчиво требовал от научного руководителя убедить главного конструктора сделать одноступенчатой турбину высокого давления, приводящую одиннадцатиступенчатый компрессор высокого давления в двигателе Д-30. Константин Васильевич с глубоким убеждением указывал на невозможность этого при сохранении принципиальной схемы двигателя. Иными словами, такое задание требовало перехода к совершенно новому двигателю, а значит и отказа от всего опыта, который приобрел коллектив, создавший Д-20П и Д-30 I и II серий, успешно освоенных в производстве двумя заводами. В заключение для убедительности он сказал: "Как научный руководитель я никогда не подпишу такого задания ОКБ". Петр Васильевич раздраженно возражал, сказав, что профессор не хочет видеть удешевление в производстве двигателя с одноступенчатой ТВД и не ищет путей решения этого вопроса. На эти обвинения Константин Васильевич Холщевников возразил, что основное преимущество двухконтурного двигателя перед другими, заключающееся в повышении экономичности на 15 и более процентов по сравнению с ТРД, будет утеряно, и такой двигатель не будет конкурентоспособен. Холщевников еще раз повторил, что надо будет переходить к новой схеме двигателя, в результате чего будет потерян опыт, накопленный коллективом, и его опередят другие: "Это все приведет к еще большим затратам, лучше поискать пути снижения трудоемкости элементов двухступенчатой турбины". Тут Дементьев сказал, что тогда придется заменить научного руководителя в ОКБ П.А. Соловьева. Профессор с достоинством ответил: "Вы можете снять меня с должности научного руководителя, но своих убеждений я, как ученый, изменить не могу". В последние годы К.В. Холщевников плодотворно работал в области применения специального вида энергии в двигателях и силовых установках широкого назначения. Им была создана в ЦИАМ крупная лаборатория, где под его руководством и при непосредственном участии были проведены основополагающие разработки, относящиеся к выбору возможных схем, оптимальных параметров и решению других принципиальных проблем, связанных с этой новой областью техники. Он принимал участие в разработке и создании соответствующих объектов в промышленности. Константин Васильевич с 1945 г. вел большую педагогическую работу в Московском авиационном институте, где читал курс "Теория и расчет лопаточных машин", руководил дипломным проектированием и подготовкой научных кадров. В 1970 г. вышел его учебник "Теория и расчет авиационных лопаточных машин". В книге были рассмотрены все основные вопросы расчета и регулирования компрессоров и турбин ГТД. Этот труд и сейчас является ценным пособием не только для студентов, но и для специалистов отрасли. Книга получила вторую премию имени 25-летия МАИ и впоследствии, при участии Олега Николаевича Емина и Владилена Тихоновича Митрохина, была переиздана в Японии. Как вспоминает Франческа Александровна Слободкина: "В 1964 году я поступила в аспирантуру ЦИАМ и в 1968-м защитила кандидатскую диссертацию. А с осени 1972 года преподавала аспирантам ЦИАМ математику в течение 32-х лет. С Константином Васильевичем я познакомилась, будучи в аспирантуре, поскольку он в те годы был ее руководителем. Общаться приходилось в основном по формальным поводам, при этом каждый раз я испытывала неловкость, что отвлекаю большого ученого своими пустяками. Но Константин Васильевич всегда был неизменно вежлив, доброжелателен, искренне внимателен к любым "пустякам", что избавляло меня от чувства вины. Когда материалы диссертации были готовы, и дело дошло до написания глав, тогдашний начальник нашего отдела не разрешил мне взять аспирантский отпуск, исповедуя принцип: "Если могу чему-нибудь помешать, то помешаю обязательно!" Пришлось обратиться к Константину Васильевичу. Он, выслушав меня, сказал: "Если моему аспиранту удобнее писать диссертацию дома, находясь в отпуске, то почему я должен этому препятствовать?" Отпуск был оформлен. Он-то, по-видимому, исповедовал совсем
иной принцип: "Если я могу чем-нибудь помочь, то помогу непременно!"
И это не рисовка, а образ жизни. Прошло много лет, но я всегда вспоминаю
Константина Васильевича с благодарностью и глубоким уважением". Деятельность К.В. Холщевникова была высоко оценена правительством и научной общественностью. Он был награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени и орденом "Знак Почета", удостоен звания лауреата Государственной премии. В 1957 г. он защитил докторскую диссертацию и стал профессором МАИ, а в 1967 г. ему было присвоено почетное звание "Заслуженный деятель науки и техники". Его не только уважали как профессионала, но и очень хорошо относились к нему, как к человеку. Вот что вспоминает один из его сотрудников Эрнст Галсанович Намсараев, начальник отдела ЦИАМ: "Я пришел в лабораторию 15 на преддипломную практику в сентябре 1958 года, а с марта 1959 года я стал работать там инженером. Константина Васильевича Холщевникова, создателя и начальника лаборатории 15, я всегда считал и считаю Учителем. По возрасту он как раз годился мне в отцы. Мой отец был 1907 года рождения, Константин Васильевич - 1906 года. А все наши начальники отделов в лаборатории 15 были всего лет на 8-10 старше нас, молодых инженеров, которым в основном было лет по 25. Вспоминается, как "Холщ" (как мы в лаборатории 15 его между собой, любя, называли, а еще иногда и "Дед") проверял наши расчеты. Он это очень быстро делал с помощью большой логарифмической линейки длиной 50 см. Пока ты ему что-то там объясняешь, он подвигает несколько раз движком или соглашается, или возражает и указывает, где, возможно, находится ошибка. "Хорошенькое дело!" - обычно восклицал Константин Васильевич, когда ему что-то не нравилось. Интересно было наблюдать за Константином Васильевичем на заседаниях НТС лаборатории 15, которые обычно проходили под его председательством в кабинете в середине второго этажа административного корпуса ЦИАМ. В последние годы его жизни, когда кто-то докладывал, он как будто бы засыпал: глаза закрывались и голова склонялась. Но стоило только докладчику закончить, как Константин Васильевич тут же открывал глаза и задавал вопрос, из которого становилось совершенно ясно, что он ни на секунду не терял нить доклада. Со стороны казалось, что Константин Васильевич
очень суровый, даже всегда сердитый человек, глубоко погруженный в свои
какие-то очень далекие от нас мысли. Но он как-то по-отечески относился
ко всем рядовым сотрудникам лаборатории 15. Я знаю, что некоторые наши
мотористы даже злоупотребляли таким его отношением: могли запросто придти
к нему вечером домой (благо жил Константин Васильевич рядом с институтом)
и занять у него до получки. Он всегда давал им деньги, но и, конечно,
все ему возвращали свои долги. В памяти тех, кто с ним работал и еще
сам живет, он остается очень человечным и интеллигентным человеком". | ||