Поиск по сайту


Предыдущий материал К содержанию номераСледующий материал

К ЮБИЛЕЮ УЧИТЕЛЯ

Елена Константиновна Холщевникова
Дмитрий Александрович Боев

Рассказывает академик Олег Николаевич Фаворский: "Поступая в дни окончания Великой Отечественной войны (лето 1945 г.) на авиамоторный факультет Московского авиационного института, я не мог ожидать, что буду в первом выпуске специалистов по воздушно-реактивным двигателям. В лекциях основателей учебных курсов этого профиля профессоров Н.В. Иноземцева, Г.Н. Абрамовича, К.В. Холщевникова внимание фиксировалось, как правило, на существе излагаемого. По четкости изложения, наглядности примеров и рисунков лекции Константина Васильевича Холщевникова были незабываемыми.

Проведя у К.В. Холщевникова курсовую и дипломную работы, я был распределен в ЦИАМ, и с февраля 1951 г. начал работать непосредственно с ним в группе Б.Н. Амелина (отдел В.И. Бабарина) в лаборатории 3 над рядом задач, расчетных и экспериментальных, связанных с турбореактивными двигателями. Тогда работы были очень оперативными.

К.В. Холщевников ранее ряд лет создавал основы расчета нагнетателей (с В.И. Дмитриевским) и лопаточных машин, но в начале 50-х годов руководил основным подразделением ЦИАМ - лабораторией 3, занимавшейся исследованиями ВРД. Многосторонние исследования, расчетные и экспериментальные, обосновывали дальнейшее развитие газотурбинных ВРД в ОКБ Минавиапрома.

В 1955-1956 гг. К.В. Холщевников возглавляет совершенно новое направление: сначала создание основ расчета ядерных ВРД открытого и замкнутого типа, реализуемых в ОКБ А.М. Люльки и Н.Д. Кузнецова, а затем космических ядерных установок прямого преобразования тепловой энергии в электрическую, реализованных в ОКБ М.М. Бондарюка и Г.М. Грязнова.

Все эти годы К.В. Холщевников с неизменной доброжелательностью, но четкостью во взаимоотношениях налаживал и вел совместные НИР с большим числом организаций. Это были не только двигательные ОКБ, для которых ЦИАМ был и экспертом, и проверочной экспериментальной базой, и советчиком по всем вопросам создания и эксплуатации двигателей, но и ряд организаций тогдашнего атомного министерства - Средмаша: ИАЭ, ФЭИ, ряд ОКБ тесно сотрудничали с ЦИАМ через К.В. Холщевникова.

Константин Васильевич был удивительно четким, ясным и последовательным человеком. Обязательность, точность и доброжелательность были чертами, обеспечивавшими ему простоту в работе и со своими сотрудниками, и со смежниками. Ему всегда верили. Именно эти человеческие качества остались в памяти всех, кто работал вместе и рядом с Константином Васильевичем".
В 1954-1955 гг. в изданиях ЦИАМ были опубликованы две работы Константина Васильевича (в соавторстве с Олегом Николаевичем Фаворским), которые были посвящены теории, методам расчета и регулирования ТРД с двухкаскадными компрессорами. В этих работах впервые были рассмотрены и вскрыты физические причины особенностей работы компрессоров и турбин обоих каскадов, приводящие к расширению рабочего диапазона двигателей, указаны способы регулирования двигателей на крейсерских режимах. Были даны уравнения для расчета характеристик ТРД с двухкаскадным компрессором (ТРДК). Эти работы имели не только теоретическое значение.

В одной из работ, опубликованных Константином Васильевичем в 1956 г. в соавторстве с Б.Н. Амелиным, впервые были изложены результаты расчетных и экспериментальных исследований, связанных с использованием в турбореактивных двигателях регулируемого соплового аппарата турбины. Эта работа имела принципиальное значение, поскольку в ней помимо теоретического обоснования эффективности применения такого регулирования ТРД было дано экспериментальное подтверждение основных положений теории и показана работоспособность созданной авторами опытной конструкции.

Эти фундаментальные результаты были изложены К.В. Холщевниковым в книге "Некоторые вопросы теории и расчета ТРД", опубликованной в 1960 г. Книга эта была переведена и издана в Англии в 1964 г. В журнале British Engineer на перевод этой книги был дан весьма положительный отзыв, в котором помимо прочего было сказано: "Ни одна из сколько-нибудь полных технических библиотек не может позволить себе обойтись без этого выдающегося исследования в области авиационной техники".

К.В. Холщевниковым были разработаны основные принципы и методы расчета и согласования окружных скоростей, производительности, напряжений, чисел оборотов и других параметров компрессора и турбины в авиационных газотурбинных двигателях различного типа (ТРД, ТВД, ТРДД) и газотурбинных установках с замкнутым контуром.

Примененный К.В. Холщевниковым метод исследования этих двигателей с использованием комплексного параметра имеет всеобщий характер и позволяет выявить рациональные параметры основных элементов для двигателей различного типа.

Разработанная теория оказалась особенно ценной при изучении двигателей, предназначенных для сверхзвуковых скоростей полета. В частности, было показано, что при больших сверхзвуковых скоростях полета ограничивается производительность компрессора ТРД в случае его работы с большими окружными скоростями. Это ограничение снимается только с ростом рабочей температуры газа и допустимого напряжения в лопатках турбины.

Результаты этих исследований были опубликованы К.В. Холщевниковым в 1965 г. в книге "Согласование параметров компрессора и турбины в авиационных газотурбинных двигателях". Этот труд получил широкое признание среди работников авиационной промышленности. Он до сих пор используется как эталонный учебник всеми ведущими профильными вузами нашей страны.
Вся научная деятельность Холщевникова была в той или иной мере подчинена интересам практики и подготовки будущих специалистов. Он получил 15 авторских свидетельств на изобретения (в соавторстве с другими сотрудниками ЦИАМ и других организаций), написал 10 книг, большинство из которых переведены на иностранные языки.

Грамотность и принципиальность Холщевникова были следствием одна другой и известны всему авиапрому. Вот что вспоминает ведущий научный сотрудник ЦИАМ Александр Григорьевич Романов: "В конце шестидесятых годов, после успешного опыта применения первого отечественного двухконтурного двигателя Д-20П главного конструктора П.А. Соловьева, стало ясно, что наступает эра двухконтурных двигателей. К этому времени уже был принят в эксплуатацию двигатель Д-30 на самолете Ту-134, и намечалась его дальнейшая модификация. Главным конструктором П.А. Соловьевым и профессором К.В. Холщевниковым совместно с коллективами ЦИАМ и ОКБ был разработан перспективный план развития семейства двигателей для пассажирских и военных самолетов. Настала необходимость утверждения плана в МАП.

В кабинете главного конструктора на заводе в Перми состоялся разговор по этому поводу, при котором я присутствовал. Петр Васильевич [Дементьев, министр авиационной промышленности - прим. ред.] настойчиво требовал от научного руководителя убедить главного конструктора сделать одноступенчатой турбину высокого давления, приводящую одиннадцатиступенчатый компрессор высокого давления в двигателе Д-30. Константин Васильевич с глубоким убеждением указывал на невозможность этого при сохранении принципиальной схемы двигателя. Иными словами, такое задание требовало перехода к совершенно новому двигателю, а значит и отказа от всего опыта, который приобрел коллектив, создавший Д-20П и Д-30 I и II серий, успешно освоенных в производстве двумя заводами. В заключение для убедительности он сказал: "Как научный руководитель я никогда не подпишу такого задания ОКБ". Петр Васильевич раздраженно возражал, сказав, что профессор не хочет видеть удешевление в производстве двигателя с одноступенчатой ТВД и не ищет путей решения этого вопроса. На эти обвинения Константин Васильевич Холщевников возразил, что основное преимущество двухконтурного двигателя перед другими, заключающееся в повышении экономичности на 15 и более процентов по сравнению с ТРД, будет утеряно, и такой двигатель не будет конкурентоспособен. Холщевников еще раз повторил, что надо будет переходить к новой схеме двигателя, в результате чего будет потерян опыт, накопленный коллективом, и его опередят другие: "Это все приведет к еще большим затратам, лучше поискать пути снижения трудоемкости элементов двухступенчатой турбины". Тут Дементьев сказал, что тогда придется заменить научного руководителя в ОКБ П.А. Соловьева. Профессор с достоинством ответил: "Вы можете снять меня с должности научного руководителя, но своих убеждений я, как ученый, изменить не могу".

В последние годы К.В. Холщевников плодотворно работал в области применения специального вида энергии в двигателях и силовых установках широкого назначения. Им была создана в ЦИАМ крупная лаборатория, где под его руководством и при непосредственном участии были проведены основополагающие разработки, относящиеся к выбору возможных схем, оптимальных параметров и решению других принципиальных проблем, связанных с этой новой областью техники. Он принимал участие в разработке и создании соответствующих объектов в промышленности.

Константин Васильевич с 1945 г. вел большую педагогическую работу в Московском авиационном институте, где читал курс "Теория и расчет лопаточных машин", руководил дипломным проектированием и подготовкой научных кадров. В 1970 г. вышел его учебник "Теория и расчет авиационных лопаточных машин". В книге были рассмотрены все основные вопросы расчета и регулирования компрессоров и турбин ГТД. Этот труд и сейчас является ценным пособием не только для студентов, но и для специалистов отрасли. Книга получила вторую премию имени 25-летия МАИ и впоследствии, при участии Олега Николаевича Емина и Владилена Тихоновича Митрохина, была переиздана в Японии.

Как вспоминает Франческа Александровна Слободкина: "В 1964 году я поступила в аспирантуру ЦИАМ и в 1968-м защитила кандидатскую диссертацию. А с осени 1972 года преподавала аспирантам ЦИАМ математику в течение 32-х лет. С Константином Васильевичем я познакомилась, будучи в аспирантуре, поскольку он в те годы был ее руководителем. Общаться приходилось в основном по формальным поводам, при этом каждый раз я испытывала неловкость, что отвлекаю большого ученого своими пустяками. Но Константин Васильевич всегда был неизменно вежлив, доброжелателен, искренне внимателен к любым "пустякам", что избавляло меня от чувства вины. Когда материалы диссертации были готовы, и дело дошло до написания глав, тогдашний начальник нашего отдела не разрешил мне взять аспирантский отпуск, исповедуя принцип: "Если могу чему-нибудь помешать, то помешаю обязательно!" Пришлось обратиться к Константину Васильевичу. Он, выслушав меня, сказал: "Если моему аспиранту удобнее писать диссертацию дома, находясь в отпуске, то почему я должен этому препятствовать?" Отпуск был оформлен.

Он-то, по-видимому, исповедовал совсем иной принцип: "Если я могу чем-нибудь помочь, то помогу непременно!" И это не рисовка, а образ жизни. Прошло много лет, но я всегда вспоминаю Константина Васильевича с благодарностью и глубоким уважением".
С 1957 г. и до самой смерти Константин Васильевич являлся заместителем начальника ЦИАМ. Ранее уже отмечалось, что с 1945 до осени 1975 г. он по совместительству преподавал в МАИ. Все газотурбинисты, окончившие МАИ, - непосредственные воспитанники Холщевникова. Те же, кто обучался в других вузах, наверняка занимались по его учебникам. Наряду с работой в ЦИАМ и МАИ Холщевников, как признанный научный авторитет, участвовал в работе ВАК, комитета по Ленинским премиям и в других комиссиях и комитетах.

Деятельность К.В. Холщевникова была высоко оценена правительством и научной общественностью. Он был награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени и орденом "Знак Почета", удостоен звания лауреата Государственной премии. В 1957 г. он защитил докторскую диссертацию и стал профессором МАИ, а в 1967 г. ему было присвоено почетное звание "Заслуженный деятель науки и техники".

Его не только уважали как профессионала, но и очень хорошо относились к нему, как к человеку. Вот что вспоминает один из его сотрудников Эрнст Галсанович Намсараев, начальник отдела ЦИАМ: "Я пришел в лабораторию 15 на преддипломную практику в сентябре 1958 года, а с марта 1959 года я стал работать там инженером. Константина Васильевича Холщевникова, создателя и начальника лаборатории 15, я всегда считал и считаю Учителем. По возрасту он как раз годился мне в отцы. Мой отец был 1907 года рождения, Константин Васильевич - 1906 года. А все наши начальники отделов в лаборатории 15 были всего лет на 8-10 старше нас, молодых инженеров, которым в основном было лет по 25.

Вспоминается, как "Холщ" (как мы в лаборатории 15 его между собой, любя, называли, а еще иногда и "Дед") проверял наши расчеты. Он это очень быстро делал с помощью большой логарифмической линейки длиной 50 см. Пока ты ему что-то там объясняешь, он подвигает несколько раз движком или соглашается, или возражает и указывает, где, возможно, находится ошибка. "Хорошенькое дело!" - обычно восклицал Константин Васильевич, когда ему что-то не нравилось.

Интересно было наблюдать за Константином Васильевичем на заседаниях НТС лаборатории 15, которые обычно проходили под его председательством в кабинете в середине второго этажа административного корпуса ЦИАМ. В последние годы его жизни, когда кто-то докладывал, он как будто бы засыпал: глаза закрывались и голова склонялась. Но стоило только докладчику закончить, как Константин Васильевич тут же открывал глаза и задавал вопрос, из которого становилось совершенно ясно, что он ни на секунду не терял нить доклада.

Со стороны казалось, что Константин Васильевич очень суровый, даже всегда сердитый человек, глубоко погруженный в свои какие-то очень далекие от нас мысли. Но он как-то по-отечески относился ко всем рядовым сотрудникам лаборатории 15. Я знаю, что некоторые наши мотористы даже злоупотребляли таким его отношением: могли запросто придти к нему вечером домой (благо жил Константин Васильевич рядом с институтом) и занять у него до получки. Он всегда давал им деньги, но и, конечно, все ему возвращали свои долги. В памяти тех, кто с ним работал и еще сам живет, он остается очень человечным и интеллигентным человеком".



Предыдущий материал К содержанию номераСледующий материал