ЧТО ОСОБЕННОГО? Владимир Николаевич Романов В этом году, 20 июня, Анатолию Марковичу Маркуше исполнилось бы 85 лет. Пилот, воевавший на Карельском фронте, летчик-испытатель, писатель, книги которого заняли место на полках рядом с изданиями Экзюпери, Ричарда Баха и других замечательных летчиков-писателей, мудрый наставник и удивительный человек, Анатолий Маркуша писал о том, что любил. А любил он более всего славное воздушное братство и небо. "Нет", "Вам - взлет", "33 ступеньки в небо" и многие другие его книги вели и ведут людей в авиацию. О жизни авиаторов повествует и новая книга Анатолия Марковича "По дороге к небу", выходящая к юбилею благодаря стараниям группы энтузиастов в издательстве "ДКД" г. Жуковский. Читая книги Маркуши, невольно представляешь автора. Предлагаемый рассказ - попытка дополнить этот образ впечатлениями человека, имевшего честь лично знать и иллюстрировать книги Анатолия Марковича. Для начала я прикинулся - ничего не знаю. Но деда на мякине не провести. Трубка ехидно хмыкнула и голосом Анатолия Марковича продолжала: - У меня сегодня летный день. Заходи… Будет разбор полетов. Голос звучал буднично. Что особенного - слетал человек на самолете. А если учесть, что пилотировал он удивительный самолет, знаменитый По-2? "…это У-2, тот самый, что потом был переименован в честь своего конструктора Николая Поликарпова в "По-2". Его называли и кукурузником и рус-фанерой и бог знает как еще. Малюсенькая машина, по началу призванная быть учебным самолетом, а еще точнее - самолетом первоначального обучения. И тогда трудно было вообразить, что жизнь сделает этот самолет еще и сельскохозяйственным, и рыборазведчиком, и санитарным, и связным, а когда придет военное лихолетье превратит У-2, кроме всего прочего, в ночной бомбардировщик!" - так писал об этом долгожителе в своей сотой книге "Я - летчик" Анатолий Маркович Маркуша - испытатель, летавший на 54 типах самолетов. А если еще добавить - человеку без 11 дней 81 год?! Любое хорошее дело - живо энтузиастами, людьми слегка "сдвинутыми". В данном случае это про тех подвижников, которые не только сохранили, но и умудряются поддерживать этот уникальный самолет в летном состоянии (последние лет 50). Огромное им спасибо, низкий поклон еще и за то, что преподнесли "старому пилотяге" на день рождения такой подарок - полет! Часа через три раздался второй звонок. Теперь уже немного смущенный голос произнес: - Слушай, может перенесем на денек - другой?… Руки, ноги болят… - Да, понимаю. Бустеров-то на По-2, наверное, нет…, - хихикнул я, выдавая свою осведомленность. И вот я прибыл на "разбор полетов". Сели за стол, все как положено, и Анатолий Маркуша начал "доклад": "Аэродром. С погодой повезло. Вот и аэроплан-ветеран. Тронул перкаль… - Как жизнь? И кто ж тебя так расписал? Биплан стоял весь красный, покрашенный грубоватыми мазками. Киношники наспех делали из него еще и киноактера. - Не развалишься, старина?… Да, сам такой..., лучше на аэродроме, чем в доме… Но… борозды не испортим… Видишь, как ребята стараются... Полетаем. Техники деловито готовили машину. Подошел летчик. Шел до боли знакомый предполетный ритуал…" Рассказывая, Анатолий Маркович на глазах молодел, превращался в Толю, который с паспортом отца (своего еще не было) все-таки прорвался в аэроклуб. Своими руками прощупал все расчалки, бобышки и калабашки У-2. Выучил мудреные термины: гаргрот, стрингеры, нервюры… Сделал первый шаг к небу. И сейчас этот неуемный новорожденный аж светился. Бывает же такое! Разместили ветерана в почетной кабине инструктора. Сам инструктор впереди, на месте, как раньше называли, учлета. Техник - к винту-пропеллеру. "Зазвучала музыка команд, вслушайтесь: - К запуску! Зажигание выключено! - Есть выключено! - К заливке провернуть! - Есть провернуть! Внимание! - Есть внимание! Техник подвернул лопасть в нужное для компрессии положение и отскочил в сторону. - Контакт! - Есть контакт! Но мотор не оживал, не запускался. - Выключено… Повторили раз, другой. Техник, проворачивавший движок за лопасти винта, порядком взмок, а заслуженный М-11, пятицилиндровый с воздушным охлаждением, явно не собирался работать. - Провернуть для продувки… Провернули… - А, хотите, запустится? - вступаю, выдержав паузу, инструкторское место обязывает. - Да уж, хотелось бы… Запуск повторяем, и… затарахтел родной. Легко, с первого раза. Опробовали, нормально. Что было? Об этом позже, на разборе. Сейчас полет. Вырулили. Рука вверх - запрос старта. Вам - взлет! Разбег, отрыв, выдерживание, набор… Завораживающее чувство полета… Вступает летчик первой кабины, сдерживает набор. Резковато потянул? Да нет, норма. Высоту набираем по чуть-чуть… Полет по кругу. Первый показывает - на посадку. И все? Жаль. Расчет, заход, планируем… Новая команда - проход и набор. Добро! Инструктор проверил, оценил, больше не вмешивается… Ну что, старый товарищ По-2, идем вверх.
Ручку на себя… Вот почему Первый сдерживал - бережет, опасается надорвать
наш старенький "пламенный мотор". Теперь вираж. Так, поддержать…
Плавно, в ритме вальса… Хорошо! …Мы за столом притихли, уважая состояние рассказчика. Нам тоже стало тепло и радостно с легкой грустинкой. Завидно все-таки… - Ну, а что там было с движком? - Все просто. В инструкторской кабине есть выключатель пускового магнето - на аварийный случай и для учебных задач. Его-то и не включили. Что ж, потренировались - теперь в памяти на всю жизнь. Техник, отходя от самолета, уважительно проворчал: "Во, дед! Матчасть знает…" - Да, перерыв в полетах был большой (на
этом типе самолетов - 52 или 53 года)… Ну и что? Летчик есть летчик…
И ощутить все еще раз - это Подарок, - завершил Анатолий Маркович. -
Спасибо!
| ||