Поиск по сайту


Предыдущий материал К содержанию номераСледующий материал

 

ЧТО ОСОБЕННОГО?

Владимир Николаевич Романов

В этом году, 20 июня, Анатолию Марковичу Маркуше исполнилось бы 85 лет.

Пилот, воевавший на Карельском фронте, летчик-испытатель, писатель, книги которого заняли место на полках рядом с изданиями Экзюпери, Ричарда Баха и других замечательных летчиков-писателей, мудрый наставник и удивительный человек, Анатолий Маркуша писал о том, что любил. А любил он более всего славное воздушное братство и небо. "Нет", "Вам - взлет", "33 ступеньки в небо" и многие другие его книги вели и ведут людей в авиацию.

О жизни авиаторов повествует и новая книга Анатолия Марковича "По дороге к небу", выходящая к юбилею благодаря стараниям группы энтузиастов в издательстве "ДКД" г. Жуковский.

Читая книги Маркуши, невольно представляешь автора. Предлагаемый рассказ - попытка дополнить этот образ впечатлениями человека, имевшего честь лично знать и иллюстрировать книги Анатолия Марковича.

Для начала я прикинулся - ничего не знаю. Но деда на мякине не провести. Трубка ехидно хмыкнула и голосом Анатолия Марковича продолжала:

- У меня сегодня летный день. Заходи… Будет разбор полетов.

Голос звучал буднично. Что особенного - слетал человек на самолете.

А если учесть, что пилотировал он удивительный самолет, знаменитый По-2?

"…это У-2, тот самый, что потом был переименован в честь своего конструктора Николая Поликарпова в "По-2". Его называли и кукурузником и рус-фанерой и бог знает как еще. Малюсенькая машина, по началу призванная быть учебным самолетом, а еще точнее - самолетом первоначального обучения. И тогда трудно было вообразить, что жизнь сделает этот самолет еще и сельскохозяйственным, и рыборазведчиком, и санитарным, и связным, а когда придет военное лихолетье превратит У-2, кроме всего прочего, в ночной бомбардировщик!" - так писал об этом долгожителе в своей сотой книге "Я - летчик" Анатолий Маркович Маркуша - испытатель, летавший на 54 типах самолетов.

А если еще добавить - человеку без 11 дней 81 год?!

Любое хорошее дело - живо энтузиастами, людьми слегка "сдвинутыми". В данном случае это про тех подвижников, которые не только сохранили, но и умудряются поддерживать этот уникальный самолет в летном состоянии (последние лет 50). Огромное им спасибо, низкий поклон еще и за то, что преподнесли "старому пилотяге" на день рождения такой подарок - полет!

Часа через три раздался второй звонок. Теперь уже немного смущенный голос произнес:

- Слушай, может перенесем на денек - другой?… Руки, ноги болят…

- Да, понимаю. Бустеров-то на По-2, наверное, нет…, - хихикнул я, выдавая свою осведомленность.

И вот я прибыл на "разбор полетов". Сели за стол, все как положено, и Анатолий Маркуша начал "доклад":

"Аэродром. С погодой повезло. Вот и аэроплан-ветеран. Тронул перкаль…

- Как жизнь? И кто ж тебя так расписал?

Биплан стоял весь красный, покрашенный грубоватыми мазками. Киношники наспех делали из него еще и киноактера.

- Не развалишься, старина?… Да, сам такой..., лучше на аэродроме, чем в доме… Но… борозды не испортим… Видишь, как ребята стараются... Полетаем.

Техники деловито готовили машину. Подошел летчик. Шел до боли знакомый предполетный ритуал…"

Рассказывая, Анатолий Маркович на глазах молодел, превращался в Толю, который с паспортом отца (своего еще не было) все-таки прорвался в аэроклуб. Своими руками прощупал все расчалки, бобышки и калабашки У-2. Выучил мудреные термины: гаргрот, стрингеры, нервюры… Сделал первый шаг к небу.

И сейчас этот неуемный новорожденный аж светился. Бывает же такое!

Разместили ветерана в почетной кабине инструктора. Сам инструктор впереди, на месте, как раньше называли, учлета. Техник - к винту-пропеллеру.

"Зазвучала музыка команд, вслушайтесь:

- К запуску! Зажигание выключено!

- Есть выключено!

- К заливке провернуть!

- Есть провернуть! Внимание!

- Есть внимание!

Техник подвернул лопасть в нужное для компрессии положение и отскочил в сторону.

- Контакт!

- Есть контакт!

Но мотор не оживал, не запускался.

- Выключено…

Повторили раз, другой. Техник, проворачивавший движок за лопасти винта, порядком взмок, а заслуженный М-11, пятицилиндровый с воздушным охлаждением, явно не собирался работать.

- Провернуть для продувки…

Провернули…

- А, хотите, запустится? - вступаю, выдержав паузу, инструкторское место обязывает.

- Да уж, хотелось бы…

Запуск повторяем, и… затарахтел родной. Легко, с первого раза. Опробовали, нормально. Что было? Об этом позже, на разборе. Сейчас полет.

Вырулили. Рука вверх - запрос старта.

Вам - взлет!

Разбег, отрыв, выдерживание, набор… Завораживающее чувство полета… Вступает летчик первой кабины, сдерживает набор. Резковато потянул? Да нет, норма. Высоту набираем по чуть-чуть… Полет по кругу. Первый показывает - на посадку. И все? Жаль. Расчет, заход, планируем… Новая команда - проход и набор. Добро!

Инструктор проверил, оценил, больше не вмешивается…

Ну что, старый товарищ По-2, идем вверх. Ручку на себя… Вот почему Первый сдерживал - бережет, опасается надорвать наш старенький "пламенный мотор". Теперь вираж. Так, поддержать… Плавно, в ритме вальса… Хорошо!
Как описать полет? Если совсем кратко - 40 минут полной свободы!"

…Мы за столом притихли, уважая состояние рассказчика. Нам тоже стало тепло и радостно с легкой грустинкой. Завидно все-таки…

- Ну, а что там было с движком?

- Все просто. В инструкторской кабине есть выключатель пускового магнето - на аварийный случай и для учебных задач. Его-то и не включили. Что ж, потренировались - теперь в памяти на всю жизнь.

Техник, отходя от самолета, уважительно проворчал: "Во, дед! Матчасть знает…"

- Да, перерыв в полетах был большой (на этом типе самолетов - 52 или 53 года)… Ну и что? Летчик есть летчик… И ощутить все еще раз - это Подарок, - завершил Анатолий Маркович. - Спасибо!






Предыдущий материал К содержанию номераСледующий материал