Поиск по сайту


К оглавлениюСледующий материал
К ЮБИЛЕЮ НАШЕГО СОЮЗА

Дмитрий Александрович Боев

В этом году исполняется 15 лет с момента создания АССАД, а как раз между нашими Салонами - 15 лет со дня первой выставки "Двигатели" , так что сейчас можно отмечать два пятнадцатилетия одновременно.

Успехов всем членам АССАД и всем участникам Салона!

В.М. Чуйко, президент Ассоциации
"Союз авиационного двигателестроения"

После 1985 года по всей стране начали проводиться разнокалиберные эксперименты в политике и экономике, в совокупности названные "перестройкой". Слабый экономический прирост общественного производства в СССР объяснялся влиянием неких застойных явлений в экономике, что предполагалось преодолеть подобием китайского "большого скачка", по сути дела - экономическим переворотом. Лет пять потратили на убеждение широких масс в целесообразности сказанного и правильности выбранного курса. В этом - преуспели. На поверхность общественной жизни всплывали самые фантастические проекты, часть из которых пытались даже и воплощать. Так, в конце 80-х - начале 90-х годов ХХ века в прессе, на телевидении и даже в высказываниях официальных органов нашей страны стала назойливо проскакивать мысль о том, что отечественная оборонная промышленность непродуктивна и даже где-то обуза для бюджета, что поддержание ее деятельности сильно нагружает экономику, ничего не давая взамен. Это были совершенно голословные утверждения, прямо обратные истинному положению вещей: практически все новации, позволяющие развиваться нашей промышленности, первоначально разрабатывались и опробовались в "оборонке". Тем не менее, часто повторяемые, такие мысли способны были повлиять и на настроение масс людей, и на выработку решений управленческих органов. Для борьбы с таким положением был проведен ряд действий руководством оборонной промышленности. Среди них - организация серии экспозиций, раскрывающих истинное положение вещей (ранее весьма неясное в силу действующего режима секретности предприятий Оборонпрома) перед широкими массами жителей страны, нашими зарубежными партнерами и возможными инвесторами. В это время появились выставки серий "конверсия", "высокие технологии", "наука" и еще целый ряд подобных, проводившихся как в Москве - на ВДНХ, выставочных комплексах на Красной Пресне, Сокольниках, так и в других городах. Специально для обеспечения этих мероприятий было организовано ВК "Наука" во главе с Евгением Николаевичем Островским.

В плане таких экспозиций по решению Минавиапрома (МАП) была проведена выставка "Авиадвигателестроение-90". Непосредственным организатором выставки - в период привлечения к ней и подготовки предприятий, никогда ранее открыто не демонстрировавших свои наработки, и во время проведения - выступили специалисты двигательного главка МАП во главе с заместителем министра Виктором Михайловичем Чуйко. Формировать экспозицию поручили ЦИАМ им. П.И. Баранова - головному институту двигателестроительной подотрасли МАП. В институте эту работу возглавил заместитель начальника по науке Владимир Аристархович Сосунов, а начальник отдела стандартов ЦИАМ Абай Сергеевич Маурин стал директором этой выставки (он был директором еще двух последующих выставок, после 1994 года это место занял Владимир Петрович Железнов, член дирекции АССАД, а сейчас в этом качестве - Валерий Максимович Желяков). Многие подразделения института и его производственной базы вплотную занимались подготовкой к выставке. От министерства подготовкой и проведением выставки непосредственно руководил Владилен Никифорович Разумовский.

Подготовка к выставке заняла существенную часть в работе двигательного главка МАП. Там всерьез подошли к этому вопросу, решив во всех возможных аспектах показать отечественное авиадвигателестроение и применение результатов его деятельности в различных отраслях хозяйства страны. Для этого пришлось провести многостороннюю работу по оповещению и подготовке экспонентов и сбору возможных экспонатов. Очень много пришлось работать с органами, обеспечивающими режим секретности, чтобы, демонстрируя последние достижения отрасли, не нанести урон государству.

Выставка, проводившаяся под популярным в начале 90-х конверсионным лозунгом "Двигателестроение - народному хозяйству!", стала самой длительной выставкой отечественного авиадвигателестроения, она продолжалась на ВДНХ практически месяц. Интерес к ней превзошел самые смелые ожидания устроителей: все время работы тематика выставки не сходила с полос прессы, экспозицию посетили все официальные лица советского правительства и иностранных представительств, аккредитованных в Москве. Поток посетителей не иссякал до дня закрытия. Их прошло свыше 100000 человек. Выставка с блеском выполнила основную задачу, поставленную перед ней МАП: показать, что оборонка, вообще, и двигателестроение, в частности, не "сидят на шее" у государства, а являются наиболее прогрессивной частью отечественной промышленности. Скажем, выяснилось, что собственно двигатели - военные и гражданские - занимают у отрасли 47 % продукции, а 53 % - технически сложная продукция общегражданского назначения (как их тогда называли "товары народного потребления") и двигатели для газоперекачки, энергетики, пожаротушения. Результаты работы предприятий Оборонпрома позволяли нашему хозяйству оставаться на современном уровне (и во многом его определять) в то время, когда в мире существовали всякого рода запреты на передачи технологий, списки КОКОМ и прочие барьеры (оставшиеся от "холодной войны"), мешающие совместной деятельности. Международный отклик на выставку был весьма мощный: в первый раз показали практически все, что можно, в такой "закрытой" ранее отрасли, как авиационное двигателестроение. По результатам работы стало ясно, что на основе собранной команды экспонентов и наработанного опыта демонстрации возможно и в дальнейшем эффективно проводить такие мероприятия.

В 1992 г. для того, чтобы расширить круг иностранных экспонентов и облегчить работу с ними, в Ассоциацию была принята немецкая фирма Gebruder Helbig Industrie-Messen GMBH, представитель которой в России, Эрих Фихтнер, активно участвовал в организации первых выставок серии "Двигатели".

Администрирующими органами страны постоянно проводилось сокращение руководящего аппарата министерств. Сотрудники министерств и аппарата управления чуть не вслух объявлялись основными "командно-административными барьерами" на пути прогресса. Эта деятельность была столь последовательна и целенаправленна, что целый ряд успешно работающих направлений промышленности страны фактически прекратили свое существование как отрасли. Мы лишились микробиологической промышленности, радио, электронной, авто, химической, строительной, пищевой и еще некоторых. Это подавалось как достижение: примат рыночной экономики не подвергался сомнению и то, что на большинстве предприятий, которые еще работали, хозяевами стали их иностранные конкуренты, трактовалось как успех совместной деятельности. В таких условиях управлять столь огромным хозяйством, как Авиапром, стало физически невозможно. Для этого просто уже не хватало рук оставшихся в сократившихся как шагреневая кожа министерствах.

Опыт организации предприятий подотрасли для совместной деятельности в общих интересах и успехи проведенной выставочной деятельности привели к резонному выводу: предприятия подотрасли имеют огромный ресурс саморазвития. Стало видно, что отрасль достаточно пронизана "горизонтальными" связями между предприятиями для совместного производства конечной продукции - двигателя. Отсюда явствовало, что необходим некий координирующий центр, чтобы совместно противостоять внешним дезинтегрирующим факторам - как экономическим, так и административным. Требовалось интегрировать усилия моторостроителей по их поручению и в их интересах. С 1989 г. в МАП начата деятельность по созданию объединенной структуры. Министр авиационной промышленности Аполлон Сергеевич Сысцов поручил заниматься этой работой своему заместителю В.М. Чуйко. Через год после выставки 1990 г. такой центр окончательно оформился. По общему решению 58 предприятий СССР: КБ, серийных заводов и НИИ, 31 мая 1991 г. была зарегистрирована международная ассоциация "Союз авиационного двигателестроения". Продумывались идеи организации корпорации, консорциума участников и, в конце концов, пришли к тому, что формой совместной деятельности должна быть ассоциация. Выбрана была именно такая форма свободной ассоциации производителей и потребителей высокотехнологичной продукции: авиационных моторов. Ассоциация позволяла ее членам выступать совместно перед любыми внешними организациями, увязывала интересы своих членов, не навязывая им условий существования. На базе имеющейся информации АССАД занимается и аналитическими вопросами возможности применения сил своих участников с целью наибольшей эффективности этого рода деятельности. Генеральная дирекция АССАД принимала участие во всех мероприятиях, затрагивающих интересы участников, отстаивала их в переговорах различного уровня: как внутри страны, так и за рубежом. Предложения о возможностях предприятий - членов АССАД направлялись президенту и в правительство РФ, что привело к выпуску в 1993 г. постановления правительства "О дополнительных мерах по развитию авиационного двигателестроения России". Очевидно, организаторы Ассоциации правильно предугадали, что такая относительно свободная форма взаимодействия определила живучесть АССАД: уже не раз сменилась структура взаимодействия государственных органов, ушли в небытие министерства, сменилась сама форма государственного устройства, а Ассоциация - живет, к удовольствию своих членов, которых сейчас насчитывается около сотни.

Было понятно, что в условиях рыночных отношений отработка маркетинговой политики имела весьма важное значение. Именно это и проводилось на выставках. Кроме того, добились разрешения Правительства демонстрировать на выставках ранее "закрытую" технику и технологии. Было показано, что самые передовые разработки науки внедряются сначала на военной авиационной технике, затем - в гражданской, а после - и в индустриальной. На выставке было ясно видно, что в авиадвигателестроении, при создании новых двигателей требуются совершенно новые материалы - металлы, сплавы, композиты, новые методики расчетов, новые способы обработки. И все это потом возможно применить в общем машиностроении.

Выставки серии "Двигатель", проводимые АССАД, неразрывно связаны с совершенствованием ее структуры. Поэтому, невозможно сказать "что было раньше: яйцо или курица", что на что сильнее влияет - выставки на ассоциацию или наоборот. По результатам проведенной выставки, мнению экспонентов-членов АССАД корректируется направленность деятельности Ассоциации, а вследствие двухгодичной работы ее в период между выставками строится и экспозиционная деятельность на следующей выставке, предлагаются тематики симпозиумов, подбирается состав участников.

Выставка 1992 года проходила под девизом "Двигатели в воздухе, на земле и на воде". Кроме авиационных экспонировались автомобильные, тракторные, танковые, судовые и другие газотурбинные двигатели. Здесь впервые был показан (на стенде ЦИАМ) гиперзвуковой двигатель, совместной разработки многих предприятий отрасли. Выставку можно считать уникальной еще и по включенной в состав экспозиции исторической части. Ее специально готовили совместно с историками ИИЕТ (Ю.С. Воронков и др.) сотрудники ЦИАМ (Д.А. Боев и др.). Поршневые самолетные двигатели времен Второй мировой войны выставляли: французский Музей SNECMA, немецкий музей BMW, Монинский музей ВВС СССР. Из фондов последнего демонстрировался и единственный сохранившийся в целости экземпляр первого двигателя А.М. Люльки ТР-1. Такой экспозиции не удавалось собрать ни до того, ни после. В целом выставка вышла за грань авиационной отрасли, сохранив двигателестроительную направленность. Правда, в то время это были все же газотурбинные двигатели.

На третьей выставке этой серии, которая состоялась в 1994 году, по поручению первого вице-премьера О.Н. Сосковца, в состав экспозиции были включены и поршневые двигатели - транспортные и стационарные. Выставка стала именоваться "Двигатели". Это название сохраняется и до сего времени. На выставке 1996 г. экспозиция поршневых двигателей была наиболее полна, в последующие годы "поршневиков" в ней стало существенно меньше.

Самым значительным результатом выставки 1998 года, с точки зрения нашей редакции, явилось то обстоятельство, что на ней мы договорились о начале выпуска журнала "Двигатель" (как позже выяснилось - о возобновлении выпуска, прерванного в феврале 1917 года). Так что и мы в какой-то мере - создание АССАД, ЦИАМ и ведущих предприятий двигателестроительной отрасли. Без серьезной поддержки этих организаций выпуск нашего издания был бы совершенно невозможен.

Организаторами выставок с самого начала было принято, что одновременно с выставкой проходят научно-технические симпозиумы. Первые симпозиумы (1990 и 1992 гг.) были посвящены истории развития авиационного двигателестроения. В симпозиуме 1990 г. участвовал внук известного авиаконструктора Игоря Сикорского, Сергей. В дальнейшем, симпозиумы были по экологической тематике: "Двигатель и экология". С 2004 года выставка приобрела статус Салона: в его рамках проходила и выставка и научно-технический конгресс, включающий симпозиумы сразу по нескольким тематикам. Кроме экологической тематики добавились симпозиумы по схемам двигателей, отдельным его узлам (турбины, компрессора и пр.). Примерно то же будет и в этом году.

В работе выставке этого года примут участие около 140 организации на 5400 кв.м. площади [к тому времени, когда номер выйдет, данные по выставке будут точными - выставка уже пройдет. Ред.]. Одновременно с выставкой в 2006 г. будет работать научно-технический конгресс по двигателестроению, на котором будут работать ряд тематических симпозиумов.

За все 15 лет работы структура органов управления АССАД не изменилась: высший орган - общее собрание, между собраниями - Правление и ежедневно - Генеральная дирекция. Другое дело, что тематика работы и генеральной дирекции, и остальных управляющих структур постоянно менялась в зависимости от того, что было необходимо Ассоциации в данное время. Если раньше связи строились, как это было в МАП, по территориально-производственному принципу, то сейчас - скорее по функциональному принципу.

По составу - АССАД начинал с 58 предприятий, сейчас их около 100: некоторые приходили и некоторые уходили. "Костяк" предприятий сохраняется постоянным, при этом полтора десятка - иностранные. Как из СНГ, так и из более дальнего зарубежья - всего порядка 12 стран.

АССАД утвердил звания "Почетный авиадвигателестроитель АССАД", "Заслуженный авиадвигателестроитель АССАД" и ряд премий имени знаменитых Генеральных конструкторов: А.Д. Швецова, В.Я. Климова, А.А. Микулина, Н.Д. Кузнецова, Ф.А. Короткова, А.Г. Ивченко, А.М. Люльки - за успехи в различных направлениях деятельности. Торжественное вручение этих премий происходит на каждом собрании АССАД. В 2005 г. решением Правления АССАД утверждена ежегодная высшая награда АССАД - медаль "За верность делу" (трех степеней) для специалистов отрасли.

Ассоциацией реализуется развернутая программа действий с молодежью. Учрежден ряд именных стипендий АССАД в основных вузах авиационной промышленности страны. Совместно с головными НИИ отрасли регулярно проводятся конференции и симпозиумы молодых ученых и специалистов, на которых они могут обменяться мнениями и определить свое место и уровень работы в сравнении с национальной и мировой практикой.

С 2003 г. по решению Правления Генеральной дирекции АССАД издается сборник "Созвездие". Он предназначен для самого широкого круга читателей, которых интересует история развития отечественной промышленности. Сборник посвящен Личностям отечественного двигателестроения. Он состоит из очерков о выдающихся конструкторах, организаторах, руководителях отрасли. Вышло уже четыре книги сборника, работа продолжается.

Основной результат работы АССАД за прошедшие 15 лет это то, что авиационное двигателестроение в России сохранилось и в целом, как отрасль, и практически всеми своими предприятиями, несмотря на все политико-экономические грозы, прошедшие над отечественной промышленностью. Форма свободной ассоциации позволила каждой организации, в нее входящей, действовать самостоятельно в собственных интересах, но координировать усилия для достижения общего результата. Мы искренне желаем успехов и Ассоциации в целом и всем входящим в нее предприятиям. По мере сил будем стараться содействовать этому.




К оглавлениюСледующий материал