РАКЕТЕ - ВТОРУЮ ЖИЗНЬ Специалисты Воронежского конструкторского бюро химавтоматики (КБХА), где создают жидкостные двигатели для ракет-носителей различного назначения, встретили Новый год с особыми надеждами и волнением. Именно в 2006 году жидкостный ракетный двигатель РД-0124 - новинка российской конструкторской мысли - должен получить путевку в большую жизнь. Создание двигателя РД-0124, предназначенного для установки на верхних ступенях ракет-носителей, ведется в КБХА в рамках выполнения государственного заказа. Двигателем планируют оснащать третью ступень ракеты-носителя "Союз-2" разработки ГНПРКЦ "ЦСКБ-Прогресс" (Самара), а также вторую ступень ракеты-носителя "Ангара", проектированием которой занимаются в ГКНПЦ им. Хруничева (Москва). "Союз-2" должен заменить знаменитую ракету-носитель "Союз", которая вот уже более 40 лет исправно выводит на орбиту искусственные спутники и пилотируемые корабли нашей страны. На третьей ступени ракеты-носителя "Союз" в течение всего срока ее эксплуатации работает надежный ракетный двигатель РД-0110, созданный в КБХА и серийно производимый на Воронежском механическом заводе. Именно его должен заменить более совершенный двигатель РД-0124, который позволит выводить на орбиту почти на тонну больше полезной нагрузки или перенести запуски ракеты с казахстанского Байконура на расположенный севернее российский космодром в Плесецке. В настоящее время на испытательных стендах КБХА идут огневые испытания двигателя, которые должны окончательно подтвердить работоспособность и надежность конструкции. Одновременно проводятся приготовления к испытаниям двигателя в составе ступени. Успешное завершение этого процесса и переход к летным испытаниям ракеты являются важной государственной задачей, так как Россия помимо внутренних планов использования нового носителя имеет соглашение с Францией о запусках ракеты "Союз-2" с космодрома Куру во французской Гвиане. В июне 2005 года на 46-м международном авиасалоне Paris airshow в Ле Бурже было объявлено о дате первого запуска российской ракеты-носителя "Союз-2-1Б" ("Союз-2-1Б" - это вариант ракеты "Союз-2" с новым двигателем РД-0124 на третьей ступени) с космодрома Куру во французской Гвиане. Произойдет это в конце 2008 года. А первым с помощью нового двигателя РД-0124 должен полететь французский спутник с космодрома "Байконур" в конце 2006 года. Таким образом, ракета "Союз-2", а вместе с ней и двигатель РД-0124, впервые в мировой истории космонавтики получат возможность взлетать с космодромов трех разных государств. Это накладывает особый отпечаток и придает особую ответственность той деятельности, которая легла на плечи воронежских разработчиков. Несмотря на приоритетный характер работ, связанных с завершением отработки двигателя РД-0124 и переходом к его серийному производству, воронежцы не забывают и о заделе на будущее. За счет собственных средств и государственного финансирования в КБХА ведутся научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, среди которых создание и отработка кислородно-водородного безгенераторного двигателя РД-0146, предназначенного для верхних ступеней ракет-носителей и разгонных блоков, разработка ракетного двигателя с соплом принципиально новой конструкции, гиперзвукового прямоточного воздушно-реактивного двигателя, позволяющего в 5-6 раз превышать скорость звука в атмосфере, и др. Специалисты и рабочие воронежского КБ
успешно справлялись с задачами, которые ставила страна в нелегкие годы
Великой Отечественной войны, а также в годы "холодной войны"
и гонки вооружений. Сегодня КБХА готово подтвердить высокий уровень
профессионализма и статус одного из крупнейших мировых КБ, занимающегося
созданием жидкостных ракетных двигателей.
| ||