Поиск по сайту


К оглавлениюСледующий материалПОТЕНЦИАЛ ДЛЯ ДВИЖЕНИЯ ВПЕРЕД

 

 

ОАО "Уфимское моторостроительное производственное объединение" - одно из крупнейших авиационных двигателестроительных предприятий в России. Двигатели, создаваемые на нем, устанавливают на российские истребители, поставляются за рубеж, работают в составе наземных энергетических установок. По состоянию дел в объединении можно судить и о состоянии авиационной отрасли, и о состоянии всей промышленности в стране.

После того, как в конце 2004 г. неожиданно из жизни ушел В.П. Лесунов, Советом директоров ОАО "УМПО" на должность генерального директора был назначен Юрий Леонидович Пустовгаров. В годовщину этого назначения редакция журнала "Двигатель" обратилась к Юрию Леонидовичу с просьбой ответить на ряд вопросов.

"Двигатель": В нашем журнале почти семь лет назад было опубликовано (в № 3 - 1999 г.) интервью Валерия Павловича Лесунова, в котором подводился итог предшествующей работы предприятия и очерчивались перспективы будущего. Что удалось осуществить за эти годы?

Юрий Пустовгаров: В.П. Лесуновым была сделана ставка на непрерывное освоение производства новых изделий, проведение масштабной диверсификации производства и в первую очередь авиационной тематики.

Объединение было задействовано во всех программах по производству перспективной военной техники, принятых в этот период, и значительно продвинулось в освоении газотурбинной техники наземного применения.

В 2000 г. объединением был освоен серийный выпуск двигателя АЛ-31ФП. Пока УМПО является единственным в мировой практике серийным производителем подобного двигателя с управляемым вектором тяги. Начиная с 2002 г. эти двигатели мы поставляем в Индию в составе самолетов Су-30МКИ. В соответствии с лицензионным договором передаем иностранному заказчику техническую документацию и технологию производства двигателей АЛ-31ФП.

В 2002 г. началось совместное с ОАО "НПО "Сатурн" освоение "изделия 117" - двигателя, переходного к следующему поколению. На первом же испытании двигатель подтвердил заявленные технические параметры, как по тяге, так и по топливной экономичности. Совместно с ОАО "Мотор Сич" изготавливался двигатель Д-436Т1 для гражданской авиации.

Продолжалось изготовление и совершенствование изделий АЛ-31СТ и АЛ-31СТЭ для перекачки газа и энергообеспечения. Первый огневой запуск двигателя АЛ-31СТ лидерного комплекта ГПА-16Р "Уфа" был произведен в апреле 2001 г. на КС "Москово" ООО "Баштрансгаз". Это первая станция, спроектированная и полностью изготовленная нашим объединением. В августе 2003 г. был собран первый двигатель АЛ-31СТ, укомплектованный узлами собственного изготовления.

В 2004 г. объединение вместе с НПО "Сатурн" выиграло тендер на поставку инозаказчику многофункциональных двигателей малой тяги АЛ-55И, предназначенных для учебно-тренировочных самолетов HJT-36. Несмотря на жесткую конкуренцию со стороны ряда зарубежных компаний индийцы отдали предпочтение российской стороне. Немалую роль в принятии решения сыграла репутация нашей компании как надежного делового партнера: современные авиационные двигатели мы экспортируем в Индию и Китай на протяжении десятилетий.

В эти годы мы вышли на траекторию устойчивого роста товарного выпуска: в 2005 г. он составил в сравнении с предыдущим годом 102,7 %.

Объединение стало лидером в отрасли по объемам изготавливаемой продукции. Нам повезло, что в этот период нашим руководителем являлся Валерий Павлович Лесунов. Он сумел собрать всех нас в одну команду и настроить ее на плодотворный труд.

"Д": Год назад Вам суждено было возглавить предприятие. Какие проблемы Вам пришлось решать в первую очередь? Что удалось сделать и что еще предстоит?

Ю.П.: Первоочередная задача, стоящая перед объединением - техническое перевооружение производства. Это требует немалых денег. Первое, чем пришлось заниматься - система бюджетирования, позволяющая в любой момент времени определить, какими финансовыми ресурсами объединение располагает и на какие цели их нужно направить.

Следующая проблема - повышение качества продукции.

В настоящее время 95 % нашей продукции поставляется на экспорт. В Индии при техническом содействии объединения построен и в этом году запущен в эксплуатацию стенд для испытания двигателей. Отгружена заказчикам и продукция вертолетной тематики: колонки Д2Б и различные узлы, производился также ремонт этой техники.

Ведется работа по изменению структуры производства, направленная на повышение удельного веса гражданской продукции. Двигатель АЛ-31СТ вскоре должен стать вторым по значимости видом продукции.

В 2005 г. изготовлена и отгружена заказчику партия этих двигателей для агрегатов: ГПА-16Р "Уфа" (производства ОАО "УМПО"); ГПА-16АЛ "Урал" (совместного производства ОАО "НПО "Искра" и ОАО "УМПО"); ГПА-Ц-16Р (для замены двигателя НК-16 в агрегате производства СМНПО им. Фрунзе); ГПА "Нева-16" (производства ОАО "Кировэнергомаш"); ГТЭ-18 (совместного производства ОАО "УМПО" и ОАО "НПО "Искра").

В целом объем производства в этом году превысит 11 млрд рублей, а балансовая прибыль - 2 млрд рублей.

В 2005 г. в объединении введен в строй собственный испытательный стенд для испытаний двигателей АЛ-31СТ на газу, тем самым завершен последний этап освоения производства этого двигателя в полноразмерном формате и УМПО стало обладать полным технологическим циклом изготовления и технологического сопровождения газоперекачивающей техники. Собран первый опытный двигатель АЛ-55. Запущена в эксплуатацию вторая очередь инженерного центра прототипирования. Заключен договор с инжиниринговой фирмой AVL (Австрия), рассчитанный на 2005-2008 гг. Работа разбита на несколько этапов и завершится строительством производства для сборки снегоходов, квадроциклов, а также мотоблоков и другой малогабаритной сельскохозяйственной техники.

В 2005 г. продолжилось внедрение современной интегрированной системы управления ВААN, на основе которой ведется планирование, организация и управление производством.

Современные условия рыночной экономики заставляют совершенствовать структуру и функции управления предприятием. В текущем году в объединении созданы отдельные организационные структуры - дирекции по направлениям работы. Такая организация предприятия способствует более эффективно проводить его финансово-хозяйственную деятельность для получения дополнительных доходов при оптимальном использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
В текущем году продолжено создание условий для здорового образа жизни, отдыха, профилактического лечения и проведения досуга работников объединения. Заселен дом, построенный по системе ипотечного кредитования. С 1 января 2006 г. в целях привлечения большего количества работников объединения к пользованию социальными услугами и расширению их спектра введен социальный пакет.

"Д": Какие у Вас планы и задачи на будущее?

Ю.П.: Уже сейчас заключены контракты на поставку продукции на два года вперед. Но не это главное. Объединение активно участвует во всех программах по производству перспективной военной техники. Подписаны договоры с МО РФ, разработчиками истребителя пятого поколения - АВПК "Сухой", разработчиками двигателя АЛ-55И - НПО "Сатурн".

Перед объединением стоит задача за полтора-два года освоить изготовление новых высокотехнологичных видов продукции. По основному направлению - авиационным двигателям - программа выпуска АЛ-55И составит существенную долю в загрузке ОАО "УМПО" на перспективу 20 и более лет. Спрос на этот двигатель есть как в России, так и за рубежом. Помимо АЛ-55И предстоит производство изделия "117". Это изделие - своего рода ступенька, платформа, с которой мы "стартуем" к производству двигателя 5-го поколения.

Из работ экспортного направления нам предстоит организовать линию капитального ремонта двигателей АЛ-31ФП и наладить лицензионное производство двигателя АЛ-55И в Индии. Поставка двигателей АЛ-31ФП будет осуществляться в Малайзию как в составе самолетов Су-30МКМ, так и в резерв.

Мы прогнозируем рост реализации продукции и на внутреннем рынке. В ближайшие несколько лет можно рассчитывать на реальное увеличение государственного оборонного заказа. В значительной мере будут увеличены номенклатура и объем производства продукции гражданского назначения. В дальнейшей перспективе рассчитываем на расширение заказов ОАО "Газпром".

Планируемый инвестиционный бюджет ОАО "УМПО" превысит 2 млрд рублей.

"Д": В последние годы к традиционно производимым авиационным двигателям УМПО выпускает приводы для компрессоров и электрогенераторов на базе ГТД АЛ-31СТ мощностью 16 МВт. Когда была выпущена первая установка, где уже работают эти приводы и где будут установлены в ближайшее время? Планируется ли выпуск приводов меньшей и большей мощности?

Ю.П.: В рамках Генерального соглашения c ОАО "Газпром" от 15 июля 1997 г. наше объединение приступило к реализации программы модернизации действующего парка газоперекачивающих агрегатов на компрессорных станциях ОАО "Газпром".

Для решения этой задачи объединением освоен серийный выпуск газотурбинного привода АЛ-31СТ, предназначенного для установки в газоперекачивающие агрегаты мощностью 16 МВт различных модификаций. На сегодняшний день общая наработка двигателей данного типа на компрессорных станциях ОАО "Газпром" превысила 115 тыс. часов.

Большое внимание уделяется повышению надежности двигателя в эксплуатации. Разработана и находится в стадии реализации программа работ по этапному повышению надежности двигателя с доведением величины наработки на отказ до 10…12 тыс. часов.

Другим направлением программы является создание газоперекачивающего агрегата мощностью 16 МВт, предназначенного для реконструкции газотурбинных компрессоров стационарного типа ГТК-10-4. Опытный образец агрегата был изготовлен, смонтирован и прошел приемочные испытания на КС "Москово" ООО "Баштрансгаз" в 2002 г. На сегодняшний день на этой станции эксплуатируются три агрегата ГПА-16Р "Уфа". Общая наработка составляет более 26 тыс. часов. В текущем году запланированы к запуску еще два агрегата.

Наша цель в области изготовления газоперекачивающих изделий - делать не просто двигатель, а газоперекачивающий агрегат в целом, чтобы быть его генеральным поставщиком. Так весь мир работает: генеральный поставщик, изготовитель двигателя делает весь агрегат "под ключ".

"Д": Известно, что качество продукции зависит от множества факторов, в том числе и от применяемых технологий. Что лежит в основе выбора технологий и стратегии модернизации производства?

Ю.П.: Наше предприятие обладает большим потенциалом, заложенным в прежние годы. Значительные средства выделяются для приобретения нового оборудования и на глубокую модернизацию имеющегося.

Так, в 2001-2004 гг. приобретено 300 единиц новейшего высокопроизводительного оборудования на сумму 525 млн рублей. В эти же годы на модернизацию существующего оборудования с целью расширения его технологических возможностей израсходовано 160 млн рублей.

Модернизация производства, в т.ч. повышение его технологического уровня путем приобретения и внедрения современного оборудования является важнейшим фактором повышения качества продукции, но при этом мы должны учитывать такие экономические факторы как себестоимость, уровень цен выпускаемой продукции, поэтому необходимо найти оптимальные решения в выборе вложений в новые технологии.

Сложившаяся в нашем объединении организация производства позволяет: 1. Выявлять с помощью четко отлаженной системы контроля качества выпускаемой продукции "узкие" места производства и устранять их в дальнейшем. 2. Использовать внутренние ресурсы путем перераспределения и лучшего использования имеющегося разнообразного высокотехнологичного оборудование из основного фонда.

Следует отметить, что достаточно высокий технический уровень промышленного персонала пока еще позволяет обеспечивать необходимый уровень качества, но неизбежный уход уникальных работников в связи с достижением предельного возраста уже ставит задачу по приобретению современного оборудования, не требующего столь высокой квалификации.

Окончательное решение при выборе направлений модернизации производства принимается после тщательного экономического анализа и определения целесообразности. В первую очередь, принимаются к реализации наиболее актуальные направления.
В основе выбора технологий и стратегии модернизации производства одним из основных факторов является время изготовления новой продукции. Чем быстрее будет отработана технология производства нового изделия, тем быстрее на рынке появится качественный, конкурентоспособный продукт. Исходя из этого, одним из направлений модернизации производства мы считаем использование технологий быстрого прототипирования. В современных условиях ни один участник авиационного производства не имеет перспектив без освоения технологий быстрого прототипирования. Очевидно, что для отечественной авиационной промышленности задача скорейшего освоения RP-технологий, всей цепочки от CAD-данных до отливки и станка с ЧПУ, является стратегически важной. Для решения этой задачи у нас созданы Инженерный центр прототипирования и конструкторско-технологическое бюро объемного моделирования. Они позволили нам получать опытные образцы и небольшие партии деталей и заготовок любой сложности и габаритов без изготовления традиционной оснастки с высокой точностью и качеством поверхности. Широкое применение нашли технологии стереолитографии, быстрого прототипирования и литья в эластичные силиконовые формы. Тем самым обеспечена полная совместимость технологии литья металлических деталей по выжигаемым моделям со стандартным производственным процессом, гарантировав при этом высокую экономичность процесса. Оборудование центра позволяет в сжатые сроки пройти наиболее трудоемкий этап освоения изделия - получение первых образцов и технологической оснастки буквально за один день.

Для дальнейшего повышения качества серийных технологических процессов ведется обновление парка технологического оборудования, модернизация существующего оборудования, не исчерпавшего своего ресурса, но не обеспечивающего требуемых параметров. В цехе точного стального литья внедрены модернизированные установки направленной кристаллизации для монокристаллического литья моделей ВИП-НК совместно с ОАО "Электромеханика" (Ржев) и УВНК-9А с ФГУП "ВИАМ". Новые установки оснащены компьютерным управлением, автоматическим регулированием технологических параметров и другими многочисленными конструктивными усовершенствованиями. Их внедрение позволило существенно повысить выход годного по макроструктуре и кристаллографической ориентации литья, устранить влияние человеческого фактора на качество отливок, сократить расход никелевых сплавов, снизить энергоемкость, расширить функциональные возможности установок, повысить их надежность, обеспечить точность измерения технологических параметров процесса плавки-заливки и оперативный контроль за ходом технологического процесса.

В ближайшее время планируется закупка модернизированных плавильно-заливочных установок модели УППФ-3АМ для литья лопаток с поликристаллической структурой.

Освоено фрезерование титановых компрессорных лопаток (роторных и статорных) на пятикоординатных фрезерных обрабатывающих центрах модели 500VB. Освоена обработка деталей типа "колесо рабочее" (лопаточное моноколесо) из титанового сплава ВТ8-1 на фрезерном пятикоординатном обрабатывающем центре "Хермле С800U".

ОАО "УМПО" совместно с УГАТУ ведут научно-исследовательские работы, направленные на повышение эксплуатационных свойств лопаток КНД изделия АЛ-31СТ и лопаток КВД изделия АЛ-55И методом ионной имплантации.

При изготовлении поворотного реактивного сопла для изделия АЛ-31ФП были применены оригинальные технологии изготовления крупногабаритных сфер. Ранее аналогичные технологии в объединении не применялись.

"Д": С какими отечественными предприятиями ОАО "УМПО" наладило производственную кооперацию, и по каким программам? На каких принципах строится взаимодействие с деловыми партнерами?

Ю.П.: Начиная с 1982 г. и по сегодняшний день мы работаем совместно с московским ФГУП "ММПП "Салют" по программе изготовления двигателей АЛ-31Ф.

Прочные партнерские отношения установлены с НПО "Сатурн". Мы активно сотрудничаем в рамках программ развития и модифицирования двигателя АЛ-31Ф.

В соответствии с соглашениями между правительствами РФ и правительством Украины о сотрудничестве в области разработки, производства, поставок и эксплуатации авиационной техники, в том числе по программе создания и серийного производства в кооперации с запорожским предприятием ОАО "Мотор Сич", ЗМКБ "Прогресс" и ФГУП "ММПП "Салют" двигателей Д-436Т1/ТП.

Ведется разработка нового агрегата мощностью 6,3 МВт с двигателем Д-336-2Т в кооперации с запорожским ОАО "Мотор Сич" и ОАО "НПО "Искра" (Пермь).

Что касается зарубежных партнеров, то ОАО "УМПО" связывают многолетние плодотворные взаимоотношения с крупнейшей индийской авиакорпорацией HAL.

По заказу Индии ОАО "УМПО" в кооперации с НПО "Сатурн" и ФГУП "Мотор" участвует в программе создания двигателя АЛ-55И. В настоящее время в соответствии с данной программой мы приступили к изготовлению опытных двигателей и созданию специальных установок для автономных испытаний модулей двигателя, а именно: установок контура низкого давления, камеры сгорания, контура высокого давления, газогенератора, двигателя.

У нас сложились хорошие рабочие отношения с ОАО "Иркут" и ОАО "КНААПО" - основными потребителями нашей продукции, для которых мы являемся поставщиком двигателей.

В результате плодотворного сотрудничества с ОАО "Газпром" в ОАО "УМПО" созданы газоперекачивающие агрегаты нового поколения.

В этом году наше объединение дважды посетила делегация японской фирмы "Мицубиси", выпускающей газоперекачивающий агрегат MFT мощностью 25 МВт с приводом производства компании "Пратт энд Уиттни". Их заинтересовало наше предприятие. Достигнута договоренность об изготовлении узлов силовой турбины и элементов газотурбинной установки в кооперации с компанией "Мицубиси", а также о выполнении работ по пэкеджированию ГПА и сервисному обслуживанию.

В основе взаимоотношений кооперантов лежит взаимная выгода. Сейчас никто в мире в одиночку авиационный двигатель не изготавливает. Жизнь показала, что режим натурального хозяйства, в котором наше производство работало долгие годы, уже неэффективен. Выход из положения состоит в переходе на интеграцию, кооперацию с другими предприятиями для того, чтобы уровень производства был самым высочайшим, самым эффективным.

"Д": Помимо уже упоминавшихся украинских предприятий, с какими зарубежными компаниями сотрудничает ОАО "УМПО"?

Ю.П.: Нашими основными зарубежными партнерами являются: корпорация HAL ("Хиндустан Аэронотикс Лимитед"), Индия; Шэньянская самолетостроительная корпорация, КНР; двигателестроительная корпорация "Лимин", КНР; фирма LG, Корея.

"Д": Какова численность работников на УМПО, как они распределяются по возрасту и образованию? Есть ли кадровые проблемы, и по каким специальностям? Что предпринимается для повышения квалификации рабочих?

Ю.П.: Средний возраст работающих в объединении составляет 42,5 года. По возрастным категориям состав работников выглядит следующим образом: до 30 лет - 22,1 %; от 30 до 50 лет - 47,5 %; старше 50 лет - 30,4 %.

Профессиональные качества работающих характеризуются следующими цифрами: 45,9 % рабочих имеют квалификационный разряд не ниже пятого; 36,7 % работников объединения имеют высшее и среднее специальное образование.

Кроме приема выпускников профучилищ (ежегодно 170-200 человек) в объединении организована и успешно функционирует система подготовки и переподготовки рабочих на производственно-экономических курсах, где ежегодно повышают свою квалификацию до 900 человек, осваивают смежные и вторые профессии примерно 800 человек и получают начальную профессию через ученичество до 150 человек.

"Д": Ваше предприятие самыми тесными узами связано с авиационной отраслью, которую постоянно реформируют и в настоящее время предлагается новая ее структура в виде Объединенной авиастроительной корпорации. Ваше мнение об ОАК, будущем авиационной отрасли России и что надо делать?

Ю.П.: Внимательно следим за процессом, выберем наиболее эффективную модель.

"Д": Совершенно понятно, что у руководителя столь большого предприятия свободного времени почти не бывает, но если удается выкроить "минутку", чему она уделяется?

Ю.П.: Тому, что в этот момент наиболее актуально для отдыха; а в основном - общению с близкими людьми.





К оглавлениюСледующий материал