ОАО "Уфимское моторостроительное производственное объединение" - одно из крупнейших авиационных двигателестроительных предприятий в России. Двигатели, создаваемые на нем, устанавливают на российские истребители, поставляются за рубеж, работают в составе наземных энергетических установок. По состоянию дел в объединении можно судить и о состоянии авиационной отрасли, и о состоянии всей промышленности в стране. После того, как в конце 2004 г. неожиданно из жизни ушел В.П. Лесунов, Советом директоров ОАО "УМПО" на должность генерального директора был назначен Юрий Леонидович Пустовгаров. В годовщину этого назначения редакция журнала "Двигатель" обратилась к Юрию Леонидовичу с просьбой ответить на ряд вопросов. "Двигатель": В нашем журнале почти семь лет назад было опубликовано (в № 3 - 1999 г.) интервью Валерия Павловича Лесунова, в котором подводился итог предшествующей работы предприятия и очерчивались перспективы будущего. Что удалось осуществить за эти годы? Юрий Пустовгаров: В.П. Лесуновым была сделана ставка на непрерывное освоение производства новых изделий, проведение масштабной диверсификации производства и в первую очередь авиационной тематики. Объединение было задействовано во всех программах по производству перспективной военной техники, принятых в этот период, и значительно продвинулось в освоении газотурбинной техники наземного применения. В 2000 г. объединением был освоен серийный выпуск двигателя АЛ-31ФП. Пока УМПО является единственным в мировой практике серийным производителем подобного двигателя с управляемым вектором тяги. Начиная с 2002 г. эти двигатели мы поставляем в Индию в составе самолетов Су-30МКИ. В соответствии с лицензионным договором передаем иностранному заказчику техническую документацию и технологию производства двигателей АЛ-31ФП. В 2002 г. началось совместное с ОАО "НПО "Сатурн" освоение "изделия 117" - двигателя, переходного к следующему поколению. На первом же испытании двигатель подтвердил заявленные технические параметры, как по тяге, так и по топливной экономичности. Совместно с ОАО "Мотор Сич" изготавливался двигатель Д-436Т1 для гражданской авиации. Продолжалось изготовление и совершенствование изделий АЛ-31СТ и АЛ-31СТЭ для перекачки газа и энергообеспечения. Первый огневой запуск двигателя АЛ-31СТ лидерного комплекта ГПА-16Р "Уфа" был произведен в апреле 2001 г. на КС "Москово" ООО "Баштрансгаз". Это первая станция, спроектированная и полностью изготовленная нашим объединением. В августе 2003 г. был собран первый двигатель АЛ-31СТ, укомплектованный узлами собственного изготовления. В 2004 г. объединение вместе с НПО "Сатурн" выиграло тендер на поставку инозаказчику многофункциональных двигателей малой тяги АЛ-55И, предназначенных для учебно-тренировочных самолетов HJT-36. Несмотря на жесткую конкуренцию со стороны ряда зарубежных компаний индийцы отдали предпочтение российской стороне. Немалую роль в принятии решения сыграла репутация нашей компании как надежного делового партнера: современные авиационные двигатели мы экспортируем в Индию и Китай на протяжении десятилетий. В эти годы мы вышли на траекторию устойчивого роста товарного выпуска: в 2005 г. он составил в сравнении с предыдущим годом 102,7 %. Объединение стало лидером в отрасли по объемам изготавливаемой продукции. Нам повезло, что в этот период нашим руководителем являлся Валерий Павлович Лесунов. Он сумел собрать всех нас в одну команду и настроить ее на плодотворный труд. "Д": Год назад Вам суждено было возглавить предприятие. Какие проблемы Вам пришлось решать в первую очередь? Что удалось сделать и что еще предстоит? Ю.П.: Первоочередная задача, стоящая перед объединением - техническое перевооружение производства. Это требует немалых денег. Первое, чем пришлось заниматься - система бюджетирования, позволяющая в любой момент времени определить, какими финансовыми ресурсами объединение располагает и на какие цели их нужно направить. Следующая проблема - повышение качества продукции. В настоящее время 95 % нашей продукции поставляется на экспорт. В Индии при техническом содействии объединения построен и в этом году запущен в эксплуатацию стенд для испытания двигателей. Отгружена заказчикам и продукция вертолетной тематики: колонки Д2Б и различные узлы, производился также ремонт этой техники. Ведется работа по изменению структуры производства, направленная на повышение удельного веса гражданской продукции. Двигатель АЛ-31СТ вскоре должен стать вторым по значимости видом продукции. В 2005 г. изготовлена и отгружена заказчику партия этих двигателей для агрегатов: ГПА-16Р "Уфа" (производства ОАО "УМПО"); ГПА-16АЛ "Урал" (совместного производства ОАО "НПО "Искра" и ОАО "УМПО"); ГПА-Ц-16Р (для замены двигателя НК-16 в агрегате производства СМНПО им. Фрунзе); ГПА "Нева-16" (производства ОАО "Кировэнергомаш"); ГТЭ-18 (совместного производства ОАО "УМПО" и ОАО "НПО "Искра"). В целом объем производства в этом году превысит 11 млрд рублей, а балансовая прибыль - 2 млрд рублей. В 2005 г. в объединении введен в строй собственный испытательный стенд для испытаний двигателей АЛ-31СТ на газу, тем самым завершен последний этап освоения производства этого двигателя в полноразмерном формате и УМПО стало обладать полным технологическим циклом изготовления и технологического сопровождения газоперекачивающей техники. Собран первый опытный двигатель АЛ-55. Запущена в эксплуатацию вторая очередь инженерного центра прототипирования. Заключен договор с инжиниринговой фирмой AVL (Австрия), рассчитанный на 2005-2008 гг. Работа разбита на несколько этапов и завершится строительством производства для сборки снегоходов, квадроциклов, а также мотоблоков и другой малогабаритной сельскохозяйственной техники. В 2005 г. продолжилось внедрение современной интегрированной системы управления ВААN, на основе которой ведется планирование, организация и управление производством. Современные условия рыночной экономики
заставляют совершенствовать структуру и функции управления предприятием.
В текущем году в объединении созданы отдельные организационные структуры
- дирекции по направлениям работы. Такая организация предприятия способствует
более эффективно проводить его финансово-хозяйственную деятельность
для получения дополнительных доходов при оптимальном использовании материальных,
трудовых и финансовых ресурсов. "Д": Какие у Вас планы и задачи на будущее? Ю.П.: Уже сейчас заключены контракты на поставку продукции на два года вперед. Но не это главное. Объединение активно участвует во всех программах по производству перспективной военной техники. Подписаны договоры с МО РФ, разработчиками истребителя пятого поколения - АВПК "Сухой", разработчиками двигателя АЛ-55И - НПО "Сатурн". Перед объединением стоит задача за полтора-два года освоить изготовление новых высокотехнологичных видов продукции. По основному направлению - авиационным двигателям - программа выпуска АЛ-55И составит существенную долю в загрузке ОАО "УМПО" на перспективу 20 и более лет. Спрос на этот двигатель есть как в России, так и за рубежом. Помимо АЛ-55И предстоит производство изделия "117". Это изделие - своего рода ступенька, платформа, с которой мы "стартуем" к производству двигателя 5-го поколения. Из работ экспортного направления нам предстоит организовать линию капитального ремонта двигателей АЛ-31ФП и наладить лицензионное производство двигателя АЛ-55И в Индии. Поставка двигателей АЛ-31ФП будет осуществляться в Малайзию как в составе самолетов Су-30МКМ, так и в резерв. Мы прогнозируем рост реализации продукции и на внутреннем рынке. В ближайшие несколько лет можно рассчитывать на реальное увеличение государственного оборонного заказа. В значительной мере будут увеличены номенклатура и объем производства продукции гражданского назначения. В дальнейшей перспективе рассчитываем на расширение заказов ОАО "Газпром". Планируемый инвестиционный бюджет ОАО "УМПО" превысит 2 млрд рублей. "Д": В последние годы к традиционно производимым авиационным двигателям УМПО выпускает приводы для компрессоров и электрогенераторов на базе ГТД АЛ-31СТ мощностью 16 МВт. Когда была выпущена первая установка, где уже работают эти приводы и где будут установлены в ближайшее время? Планируется ли выпуск приводов меньшей и большей мощности? Ю.П.: В рамках Генерального соглашения c ОАО "Газпром" от 15 июля 1997 г. наше объединение приступило к реализации программы модернизации действующего парка газоперекачивающих агрегатов на компрессорных станциях ОАО "Газпром". Для решения этой задачи объединением освоен серийный выпуск газотурбинного привода АЛ-31СТ, предназначенного для установки в газоперекачивающие агрегаты мощностью 16 МВт различных модификаций. На сегодняшний день общая наработка двигателей данного типа на компрессорных станциях ОАО "Газпром" превысила 115 тыс. часов. Большое внимание уделяется повышению надежности двигателя в эксплуатации. Разработана и находится в стадии реализации программа работ по этапному повышению надежности двигателя с доведением величины наработки на отказ до 10…12 тыс. часов. Другим направлением программы является создание газоперекачивающего агрегата мощностью 16 МВт, предназначенного для реконструкции газотурбинных компрессоров стационарного типа ГТК-10-4. Опытный образец агрегата был изготовлен, смонтирован и прошел приемочные испытания на КС "Москово" ООО "Баштрансгаз" в 2002 г. На сегодняшний день на этой станции эксплуатируются три агрегата ГПА-16Р "Уфа". Общая наработка составляет более 26 тыс. часов. В текущем году запланированы к запуску еще два агрегата. Наша цель в области изготовления газоперекачивающих изделий - делать не просто двигатель, а газоперекачивающий агрегат в целом, чтобы быть его генеральным поставщиком. Так весь мир работает: генеральный поставщик, изготовитель двигателя делает весь агрегат "под ключ". "Д": Известно, что качество продукции зависит от множества факторов, в том числе и от применяемых технологий. Что лежит в основе выбора технологий и стратегии модернизации производства? Ю.П.: Наше предприятие обладает большим потенциалом, заложенным в прежние годы. Значительные средства выделяются для приобретения нового оборудования и на глубокую модернизацию имеющегося. Так, в 2001-2004 гг. приобретено 300 единиц новейшего высокопроизводительного оборудования на сумму 525 млн рублей. В эти же годы на модернизацию существующего оборудования с целью расширения его технологических возможностей израсходовано 160 млн рублей. Модернизация производства, в т.ч. повышение его технологического уровня путем приобретения и внедрения современного оборудования является важнейшим фактором повышения качества продукции, но при этом мы должны учитывать такие экономические факторы как себестоимость, уровень цен выпускаемой продукции, поэтому необходимо найти оптимальные решения в выборе вложений в новые технологии. Сложившаяся в нашем объединении организация производства позволяет: 1. Выявлять с помощью четко отлаженной системы контроля качества выпускаемой продукции "узкие" места производства и устранять их в дальнейшем. 2. Использовать внутренние ресурсы путем перераспределения и лучшего использования имеющегося разнообразного высокотехнологичного оборудование из основного фонда. Следует отметить, что достаточно высокий технический уровень промышленного персонала пока еще позволяет обеспечивать необходимый уровень качества, но неизбежный уход уникальных работников в связи с достижением предельного возраста уже ставит задачу по приобретению современного оборудования, не требующего столь высокой квалификации. Окончательное решение при выборе
направлений модернизации производства принимается после тщательного
экономического анализа и определения целесообразности. В первую очередь,
принимаются к реализации наиболее актуальные направления. Для дальнейшего повышения качества серийных технологических процессов ведется обновление парка технологического оборудования, модернизация существующего оборудования, не исчерпавшего своего ресурса, но не обеспечивающего требуемых параметров. В цехе точного стального литья внедрены модернизированные установки направленной кристаллизации для монокристаллического литья моделей ВИП-НК совместно с ОАО "Электромеханика" (Ржев) и УВНК-9А с ФГУП "ВИАМ". Новые установки оснащены компьютерным управлением, автоматическим регулированием технологических параметров и другими многочисленными конструктивными усовершенствованиями. Их внедрение позволило существенно повысить выход годного по макроструктуре и кристаллографической ориентации литья, устранить влияние человеческого фактора на качество отливок, сократить расход никелевых сплавов, снизить энергоемкость, расширить функциональные возможности установок, повысить их надежность, обеспечить точность измерения технологических параметров процесса плавки-заливки и оперативный контроль за ходом технологического процесса. В ближайшее время планируется закупка модернизированных плавильно-заливочных установок модели УППФ-3АМ для литья лопаток с поликристаллической структурой. Освоено фрезерование титановых компрессорных лопаток (роторных и статорных) на пятикоординатных фрезерных обрабатывающих центрах модели 500VB. Освоена обработка деталей типа "колесо рабочее" (лопаточное моноколесо) из титанового сплава ВТ8-1 на фрезерном пятикоординатном обрабатывающем центре "Хермле С800U". ОАО "УМПО" совместно с УГАТУ ведут научно-исследовательские работы, направленные на повышение эксплуатационных свойств лопаток КНД изделия АЛ-31СТ и лопаток КВД изделия АЛ-55И методом ионной имплантации. При изготовлении поворотного реактивного сопла для изделия АЛ-31ФП были применены оригинальные технологии изготовления крупногабаритных сфер. Ранее аналогичные технологии в объединении не применялись. "Д": С какими отечественными предприятиями ОАО "УМПО" наладило производственную кооперацию, и по каким программам? На каких принципах строится взаимодействие с деловыми партнерами? Ю.П.: Начиная с 1982 г. и по сегодняшний день мы работаем совместно с московским ФГУП "ММПП "Салют" по программе изготовления двигателей АЛ-31Ф. Прочные партнерские отношения установлены с НПО "Сатурн". Мы активно сотрудничаем в рамках программ развития и модифицирования двигателя АЛ-31Ф. В соответствии с соглашениями между правительствами РФ и правительством Украины о сотрудничестве в области разработки, производства, поставок и эксплуатации авиационной техники, в том числе по программе создания и серийного производства в кооперации с запорожским предприятием ОАО "Мотор Сич", ЗМКБ "Прогресс" и ФГУП "ММПП "Салют" двигателей Д-436Т1/ТП. Ведется разработка нового агрегата мощностью 6,3 МВт с двигателем Д-336-2Т в кооперации с запорожским ОАО "Мотор Сич" и ОАО "НПО "Искра" (Пермь). Что касается зарубежных партнеров, то ОАО "УМПО" связывают многолетние плодотворные взаимоотношения с крупнейшей индийской авиакорпорацией HAL. По заказу Индии ОАО "УМПО" в кооперации с НПО "Сатурн" и ФГУП "Мотор" участвует в программе создания двигателя АЛ-55И. В настоящее время в соответствии с данной программой мы приступили к изготовлению опытных двигателей и созданию специальных установок для автономных испытаний модулей двигателя, а именно: установок контура низкого давления, камеры сгорания, контура высокого давления, газогенератора, двигателя. У нас сложились хорошие рабочие отношения с ОАО "Иркут" и ОАО "КНААПО" - основными потребителями нашей продукции, для которых мы являемся поставщиком двигателей. В результате плодотворного сотрудничества с ОАО "Газпром" в ОАО "УМПО" созданы газоперекачивающие агрегаты нового поколения. В этом году наше объединение дважды посетила делегация японской фирмы "Мицубиси", выпускающей газоперекачивающий агрегат MFT мощностью 25 МВт с приводом производства компании "Пратт энд Уиттни". Их заинтересовало наше предприятие. Достигнута договоренность об изготовлении узлов силовой турбины и элементов газотурбинной установки в кооперации с компанией "Мицубиси", а также о выполнении работ по пэкеджированию ГПА и сервисному обслуживанию. В основе взаимоотношений кооперантов лежит взаимная выгода. Сейчас никто в мире в одиночку авиационный двигатель не изготавливает. Жизнь показала, что режим натурального хозяйства, в котором наше производство работало долгие годы, уже неэффективен. Выход из положения состоит в переходе на интеграцию, кооперацию с другими предприятиями для того, чтобы уровень производства был самым высочайшим, самым эффективным. "Д": Помимо уже упоминавшихся украинских предприятий, с какими зарубежными компаниями сотрудничает ОАО "УМПО"? Ю.П.: Нашими основными зарубежными партнерами являются: корпорация HAL ("Хиндустан Аэронотикс Лимитед"), Индия; Шэньянская самолетостроительная корпорация, КНР; двигателестроительная корпорация "Лимин", КНР; фирма LG, Корея. "Д": Какова численность работников на УМПО, как они распределяются по возрасту и образованию? Есть ли кадровые проблемы, и по каким специальностям? Что предпринимается для повышения квалификации рабочих? Ю.П.: Средний возраст работающих в объединении составляет 42,5 года. По возрастным категориям состав работников выглядит следующим образом: до 30 лет - 22,1 %; от 30 до 50 лет - 47,5 %; старше 50 лет - 30,4 %. Профессиональные качества работающих характеризуются следующими цифрами: 45,9 % рабочих имеют квалификационный разряд не ниже пятого; 36,7 % работников объединения имеют высшее и среднее специальное образование. Кроме приема выпускников профучилищ (ежегодно 170-200 человек) в объединении организована и успешно функционирует система подготовки и переподготовки рабочих на производственно-экономических курсах, где ежегодно повышают свою квалификацию до 900 человек, осваивают смежные и вторые профессии примерно 800 человек и получают начальную профессию через ученичество до 150 человек. "Д": Ваше предприятие самыми тесными узами связано с авиационной отраслью, которую постоянно реформируют и в настоящее время предлагается новая ее структура в виде Объединенной авиастроительной корпорации. Ваше мнение об ОАК, будущем авиационной отрасли России и что надо делать? Ю.П.: Внимательно следим за процессом, выберем наиболее эффективную модель. "Д": Совершенно понятно, что у руководителя столь большого предприятия свободного времени почти не бывает, но если удается выкроить "минутку", чему она уделяется? Ю.П.: Тому, что в этот момент
наиболее актуально для отдыха; а в основном - общению с близкими людьми.
| ||